.RU

КНИППЕР Лев Константинович (1898-1974) – - Учебно-методическое пособие для студентов очного отделения, обучающихся...



^ КНИППЕР Лев Константинович (1898-1974) – сов. композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1968) и Бурятской АССР (1958). Брал уроки у Е. Ф. Гнесиной (фортепьяно), Д. Л. Рогаль-Левицкого, Р. М. Глиэра и Н. С. Жиляева (композиция). С 1923 член Ассоциации современной музыки. Вёл творческую, пропагандистскую и организаторскую работу в частях Красной Армии. С 1932 инструктор по массовой работе в частях Особой Дальневосточной армии. Автор опер (в том числе «Северный ветер», 1930), балетов, кантат, 18 симфоний (1929-1971), в том числе 4-я «Поэма о бойце-комсомольце» (с хором, слова В. И. Гусева, 1934; включает песню «Полюшко-поле», получившую мировую известность, 2-я ред. 1964), концертов с оркестром, струнных квартетов и др. В творчестве К. (с середины 30-х гг.) сказалось стремление к простоте, доходчивости музыкального языка, к сочетанию симфонизма и песенности. Некоторые его произведения основаны на разработке мелодий народов советского Востока. Записал таджикские народные песни (около 150), бурятские напевы (около 80). С 1933 К. выступает и как дирижёр. Государственная премия СССР (1946, 1949). Награжден орденом «Знак Почёта» и медалями.


КОВАЛЬ (Ковалев) Мариан Викторович (1907-1971) – рус. композитор, обществ. деятель, нар. арт. РСФСР, лауреат Гос. премии СССР; худож. рук. Русского нар. хора им. Пятницкого (1956-1961). Среди соч.: оратория "Емельян Пугачев" (и опера того же назв.), кантаты "Народная священная война", "Чкалов"; поэма "Сказ о партизане"; сюита "Из жизни красноармейца". Произв. для хора a cap.: "Поэма о Ленине"; цикл из 5 хоров на сл. Ф. Тютчева (1-я премия на конкурсе 1945), сюиты – "Семья народов", "По родной стране"; "Песни сибирских охотников" (муж. хор), "Траурный прелюд" (вокализ для смеш. хора); "У Девятого форта", "Океан"; соч. для нар., дет. хоров, массовые песни ("Юность" и др.), обработки ("Эй, ухнем"). Интонац. истоки музыки К. – в крестьянск., городской, революц. песне; в хор. творчестве – опора на классич. традиции (Мусоргский и др.). Лучшие хоры К. ("Земля-земелюшка", "Слезы", "Листья", "Ильмень-озеро", народные сцены из оп. "Емельян Пугачев" и др.) были популярны. К. – автор статей о хор. искусстве.


КОДАИ Золтан (1882-1967) – венг. композитор, фольклорист, педагог, обществ. деятель; классик совр. венг. музыки. Автор более 75 хоров a cap. для различн. составов (сюита "Картины из Матры", "К Листу", "Боевая песня", "Вечер" и др.); кантат для хора с орк.: "Венгерский псалом", "Каллаи и Кеттеш", Missa brevis и др.; обр. нар. песен. Хоры К. отличаются ярким нац. колоритом, красочностью; они ритмически сложны; полифонич. использование голосов нередко приводит к сложным гармонич. комплексам (напр., созвучиям из неск. секунд), тональным сдвигам, иногда к политональности; применяются выдержанные звуки и аккорды, сопоставление хор. групп, соло и тутти; доступны высококвалифиц. коллективам. К. – основатель единой системы школьн. муз. воспитания в Венгрии; им созданы хоровые пособия: "Споем чисто", "333 упр. для чтения" и др.


Контрапункт (от лат. punctus (punctum) contra punctum – точка против точки) – 1) одновременное сочетание двух и более самостоятельных мелодических линий в разных голосах; 2) мелодия, присочиняемая к данной мелодии (напр., противосложение – контрапункт к ответу); 3) то же, что полифония.


^ КОНЦЕРТ (лат. concerto – состязаюсь). 1) Публичное исполнение муз. произведений по опред. программе. Соответственно видам исполнения, К. бывают симфонические, сольные, хоровые и т. д. 2) Муз. произв. виртуозного характера для солиста (или солистов) и орк. 3) Форма полифонич. вокальной или вок.-инструм. музыки, основанная на сопоставлении (как бы состязании) солирующих голосов, хора, инструм. ансамбля (органа). К. возникли в Италии (XVI в.). 4) В рус. церк. музыке К. – многочастная композиция для хора a cap., исп. во время торж. обедни, обычно посвящаемая данному празднику. Форма такого К. стала развиваться с введением партесного пения, особенно интенсивно в нач. XVIII в. (композиторы Титов, Бавыкин, Калашников, Редриков и др., писавшие К. на 8, 12 и более голосов). К. отличались монументальностью, красочным сопоставлением хор. групп и тутти, виртуозной трактовкой голосов (теоретик того времени Н. Дилецкий определял сущность К. как "гласа со гласом борение"). Испытав вначале влияние польск. многоголосн. пения, К. стали яркими образцами рус. барокко ("барочный" К.). Им были свойственны "радость звучания, преобладание чувственного начала над духовным" (Ю. В. Келдыш).

Прибывавшие с 30-х гг. XVIII в. в Россию композиторы-итальянцы придали тематизму концертов, вначале довольно обезличенному, большую характерность; Галуппи ввел форму К. – многочастного мотета. Новый мелодико-ариозный стиль ("фигуральное пение") широко распространился в рус. хорах. Слишком светский, подчас, характер таких К. (появился даже бытовой термин "итальянщина") вызвал запрещение их Свящ. Синодом. Дальнейшее развитие К. ("классицистский") получил в тв-ве Березовского и особенно Бортнянского, когда стабилизировалась и форма К. – в виде неск. контрастных разделов. В торж. К. обычно 3 части: быстрая, медленная (типа трио) и снова быстрая; в К. типа размышлений – вначале медл. часть (одна или неск.); посл. часть подвижная, нередко фуга. Были также популярны концерты Веделя, Турчанинова, Давыдова, Дегтярева, Львова, позже – Архангельского, Гречанинова, Чеснокова и др. ("постромантический" К.) 5) В рус. светской музыке послевоенных лет наблюдается активное возрождение жанра хорового концерта a cap. и с различным использованием инструментов (композиторы Салманов, Свиридов, Слонимский, Фалик, Калистратов, Рубин, Леман, Юкечев, Архимандритов, Д. Смирнов, Евграфов, Шнитке и др.). Эти концерты характерны большим разнообразием форм и содержания. Широкое определение новому жанру дано Ю. И. Паисовым: "Хоровой концерт – разновидность концертного жанра, отличающаяся ведущей ролью хора в произведении и основанная на диалектическом становлении музыкальной идеи, с ее развитием в форме диалогического высказывания, музыкально воплощаемого периодическим контрастом вокальных, инструментальных групп или отдельных голосов".


КРЮКИ, знамена – знаки рус. безлинейного письма (помещались над церковно-слав. текстом), применявшиеся для записи церк. музыки, так наз. знаменного распева. Каждый из К. (их было более 70) обозначал от одного до неск. звуков различн. высоты, ритма и характера исполнения. Пение по К. назыв. крюковым, или знаменным пением.


КЮИ Цезарь Антонович (1835-1918) – рус. композитор, муз. критик; воен. инженер, проф. Обширное хор. творчество К. многожанрово: хоры a cap. смеш. (23), муж. (3), жен. (4), дет. (7), 7 смеш. квартетов (их, по указанию автора, можно исполнять и хором); духовн. хоры (4); муж. квартеты (9); разл. хоры с сопр. фп.; жен. хор с орк. – всего более 70 названий; также хоры из оп. ("Кавказский пленник", "Вильям Ратклиф", "Анджело" и др.). Большинство хоров К. – лирич. миниатюры, в жанре романса или песни ("Засветилась вдали", Ноктюрн, "Небо и звезды", "Васильки на полях", "Встрепенитесь, птички-песни", "Розы", "Сияет солнце" и др.); имеются хоры философск. содержания, иногда с элементами трагизма ("Неразгаданный сон", "Две розы", "Чайльд-Гарольд" и др.). Есть жанровые пьесы ("Баркарола", "Колыбельная"), восточные хоры ("Дарует небо человеку", "Молитва бедуина"); есть попытки воплощения обществ., гражд. темы ("Голод", "На родине", "Идут"). Имеется также неск. больших, развернутых хоров (8-гол. "Жизнь"; в сонатн. форме – "Грозовые тучи"). Хорам К. свойственны мелодичность, красивая гармонизация, законченность формы, изящество, умелое использование голосов и хор. красок, выразит. прочтение текста (изв. трудность при исп. создает применяемая композитором разная подтекстовка в партиях). Простые формы в своих хорах К. мастерски обогащает, подчиняя их содержанию текста. Реприза, как правило, динамизирована, явл. общей кульминацией произв. При гомофонно-гарм. фактуре К. применяет мелодизацию голосов, использует постепенные включения партий, порой имитацию, показ темы в разных голосах и регистрах; часто употребляет голосоведения. Хоры К. распространены в пед. практике, исполняются профес. и любительск. коллективами. У К. имеются рецензии на хор. концерты.


ЛАССО Орландо (Лассус, Орландо ди Лассо; наст. имя и фам. – Ролан де Лассю) (ок. 1532-1594) – композитор, певец, капельмейстер; крупнейший представитель нидерландской школы. Жил в Милане, Неаполе, Риме, Антверпене; руководил придв. капеллой в Мюнхене. Обобщил и развил опыт разл. европейских муз. школ эпохи Возрождения. Автор огромного колич. хоровых соч., преимущ. a cap. (ок. 50 месс, магнификаты, пассионы, Stabat Mater, Покаянные псалмы, неск. сотен мотетов, песен и др.). Много писал и в светск. хор. жанрах, таких, как итал. мадригал, вилланелла, фроттола, франц. шансон, нем. хор. песня. В них Л. ярко отразил соврем. жизнь. Тематика их – жанровые сцены (напр., "На рынке в Аррасе", "Матона", "Крестьянин, что несешь в мешке?"), зарисовки семейного быта ("Старый муж"), любовная лирика ("Я так любил"), юмор ("Послушайте новости") и др. Широко известна его пьеса "Эхо", написанная в виде канона. В соч. Л. имитационность часто сменяется аккордовостью, широкие мелодич. линии – речитативностью, встречается парная перекличка голосов; наблюдаются красочность, моменты звукоизобразительности. Духовн. соч. Л. насыщены реалистич. чертами; в мотетах – приемы мадригального и песенного склада; нем. протестантск. хорал сближается с нар. бытовой музыкой. В целом творчество Л. характерно сочетанием высокого профессионализма и доходчивости. "Л. – подлинно народный художник своего времени" (Р. Грубер).


ЛИДЕРТАФЕЛЬ (нем. Lied – песня, Tafel – стол) – муж. любительск. хор. общества-братства в Германии, Австрии, Швейцарии и др.; в 1840 орг. в России, в Петербурге. Первый Л. возник в Берлине (1809) под рук. композитора К. Цельтера. Во 2-й полов. XIX в. нем. Л. объединились в певч. союзы; отд. Л. существуют до наст. времени. Имеется обширная хор. литература для Л.; характерная ее тематика – воспевание природы, любви, вина и веселья.


лирическая трагедия – французская большая опера XVII-XVIII веков, основанная на мифологических или исторических сюжетах. Родоначальником этого жарна был Ж. Люлли (1632-1687). Дальнейшее развитие лирическая трагедия получила в творчестве Ж. Рамо (1683-1747) и Г. Глюка (1714-1787).


Листов Константин Яковлевич (1900-1983) – сов. композитор. Нар. арт. РСФСР (1973). В 1917 окончил в Царицыно муз. уч-ще по классу фп. у А. Н. Раниец, в 1922 – Саратовскую консерваторию по классам композиции у Л. М. Рудольфа и фп. у И. А. Розенберга. В 1919-1923 пианист, позже дирижёр Саратовского т-ра миниатюр. С 1923 работает в Москве, в 1934-38 дирижёр Т-ра обозрений, в 1938-1940 – Т-ра классич. буффонады (под рук. В. М. Бебутова). В 1941-1945 муз. консультант Политуправления Военно-морского флота. Автор опер, муз. комедий, орк. произв., песен (ок. 800). Осн. сфера творчества Л. - песня, преим. на военную тематику. Мн. его песни стали популярными ("Песня о тачанке", "В землянке", "Махорочка", "Ходили мы походами", "Севастопольский вальс"). Наряду с песней значит. место в творчестве Л. занимает муз. комедия (наиболее известна "Севастопольский вальс"). Лирич. напевность, идущая от народно-песенной традиции, органично сочетается в музыке Л. с маршевостью, элементами танцевальности.


^ ЛИТУРГИЯ (греч. – всенародное дело) – главное христианск. богослужение, во время котор. совершается обряд причащения; сопровожд. пением и инструм. музыкой; в правосл. церкви – обедня, у католиков – месса.


ЛЮЛЛИ (Lully) Жан Батист (итал. – Джованни Баттиста Лулли, Lulli) (1632-1687) – франц. композитор (по нац. итальянец), скрипач, дирижер, педагог, основоположник национальной оперной школы. Родился в семье итальянского мельника. С 14 лет жил в Париже, занимался музыкой под руководством французских органистов, играл на скрипке в придворном оркестре, сочинял арии. С 1653 придворный композитор. Автор многочисленных балетов, сотрудничал с Ж. Б. Мольером (музыка к комедиям-балетам «Брак поневоле», «Мещанин во дворянстве» и другим). В 1672 возглавил оперный театр в Париже («Королевская академия музыки»), получил монопольное право оперных постановок во Фракции. Создал тип «лирической трагедии» (связана с классицизмом в искусстве) – монументального музыкального спектакля на античные мифологические сюжеты: «Альцеста, или Торжество Алкида» (1674), «Тесей» (1675), «Атис» (1676), «Армида» (1686) и другие. Широко использовал хор в своих операх, автор ряда хор. произв. (Te Deum и др.). В мотетах (для двойного хора) новаторски применил и орк. (во вступлениях, кульминациях); кроме полифонии использовал гомофонно-гармонич. изложение. В творчестве Л. сложилась форма классической французской увертюры.


ЛЯДОВ Анатолий Константинович (1855-1914) – рус. композитор и дирижер, проф. Петерб. консерватории, преподаватель Придв. певч. капеллы. Среди соч. кантаты "Мессинская невеста", "Памяти Антокольского" (совместно с А. Глазуновым), Гимн А. Г. Рубинштейну, хоры к пьесе "Сестра Беатриса" Метерлинка и др. Особое значение имеют 3 сб-ка обр. рус. нар. песен для хора a cap. (1-й и 2-й для жен. хора, 3-й – по 5 песен для жен., муж. и смеш. хора). Наиболее известные обр-ки "Ты река ль", "Во лузях", "Колыбельная" (на 5 голосов), "Ты не стой, колодец". Для обр. Л. характерны лаконичность, изящество, тонкое ощущение стиля, применение различн. составов хора (от 2- до 8-голосия). Замечательны "Десять переложений из Обихода" (ор. 61). Все они написаны по правилам классич. гармонии; в ритмике Л., следуя канонич. тексту, преодолевает квадратность, проявляет чуткость в развертывании знам. мелодий. Большинство песнопений изложено для традиц. смеш. четырехголосн. хора ("Херувимская", "Тебе поем", "Чертог Твой" и др.). Выделяются пятиголосн. хор, № 1 ("Слава в вышних Богу") и шестиголосн., № 9 ("Хвалите Господа с небес"), в котор. органически сочетаются контрапункт и черты рус. нар. многоголосия.


МАГНИФИКАТ (от первого слова лат. текста: Magnificat anima mea Dominum – Величит душа моя Господа) – песнопение (часть вечерней службы) католич. церкви; в тексте (из Евангелия от Луки, гл. 1) выражена радость Девы Марии, ожидающей рождения Иисуса (аналогичное песнопение имеется и в правосл. церкви). Первоначально род псалма, позднее многоголосное хор. произв. (у Палестрины, Монтеверди, Лассо и др.) или кантата для солистов, хора, орк., обычно радостного, ликующего характера. Наиболее известен в этом роде М. И. С. Баха (1723), в котор. композитор, выразительно раскрывая текст (иногда отдельные слова и фразы), создал одно из выдающихся произв. Второй вариант этого соч. (в ре мажоре, 12 номеров) для смеш. 5-гол. хора, солистов и орк. обычно исполняется в концертах.


МАДРИГАЛ (от лат. mater – мать) – лирич. песня на родном (материнском) яз. (в отличие от песнопений на лат. яз.), первонач. одноголосная, итальянский светский музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения преимущественно лирического содержания. В эпоху Раннего Возрождения (XIV в.) исполнялся в 2-3 голоса. Основоположником классического мадригала считается А. Вилларт (1485-1562). В эпоху Позднего Возрождения (XVI в.) занял центр. место в светск. музыке, представляя собой одночастн. или многочастн. вок. композицию полифонич. склада на 4-5 гол.; был распространен и за пределами Италии. Жанр М., преимущ. лирический, тесно связан с поэтич. текстом (вплоть до иллюстрации отд. слов). Сложившись в аристократич. кругах, М. по мелодике (в отличие от фроттолы, вилланеллы, шансон и др.) далек от нар. музыки. Характерен текучестью тематизма, нередко слишком изощрен; вместе с тем имел и прогрессивное значение, расширив круг образов и выразительно-изобразит. средств. Мадригалы конца XVI века отличаются применением сквозных полифонических форм, насыщены изобразительными приемами, смелыми хроматизмами, ненормативными диссонансами, яркими ритмическими и фактурными контрастами. Более прост, связан с фольклором, эмоционален англ. М. XVI-XVII вв. (Т. Морли, Д. Дауленд, Д. Уилби). К XVII в. М. отходит от вок.-полиф. стиля, выделяя солирующий голос с инструм. аккомпанементом. Выдающимися мастерами М. (на разных этапах его развития) были Вилларт, Аркадельт, А. Габриели, Палестрина, Лассо, Маренцио, Джезуальдо, Монтеверди, Векки. Влияние мадригала сказалось на развитии оперы, оратории, кантаты.

^ МАССОВОЕ ПЕНИЕ – исполнение песен группами певцов (иногда очень большими), обычно без спец. подготовки – репетиции; исполняется знакомая песня или разучивается новая, несложная (часто с помощью заготовл. текста, в виде листовок или плаката). М. п. было широко распространено в СССР в 30-х гг., на олимпиадах худож. самодеятельности, когда к исп. песен привлекались тысячи слушателей (дирижеры И. Немцев, А. Давиденко и др.).


Матинский Михаил Алексеевич (1750 – ок. 1820) – рус. драматург, переводчик, педагог, составитель учебников геометрии и географии. Крепостной графа С. П. Ягужинского. Окончил моск. гимназию для разночинцев при Моск. ун-те, был в Италии. Получив "вольную", преподавал в классах Воспитательного об-ва благородных девиц в Петербурге (впоследствии Смольный ин-т). Автор текста, возможно, частично и музыки, 1-й, не сохранившейся редакции комич. оперы "Как поживёшь, так и прослывёшь, или Санктпетербургский Гостиный двор" (1782, Вольный российский т-р Книпера, Петербург). Для новой постановки в придв. петерб. т-ре (1792) М. переработал текст, а композитор В. А. Пашкевич – музыку этой оперы. Содержащее ряд сатирич. бытовых сцен из купеч. жизни, отличающееся красочным нар. языком, пронизанное мелодиями рус. нар. песен, произв. М. и Пашкевича принадлежит к лучшим достижениям рус. реалистич. комич. оперы 18 в. Нек-рые его персонажи предвосхищают образы пьес А. Н. Островского. М. – автор текста оперы "Тунисский паша" (музыка Пашкевича).


МЕНДЕЛЬСОН-БАРТОЛЬДИ Феликс (1809-1847) – нем. композитор, дирижер, пианист, обществ. деятель; руководил хорами. Мальчиком пел в берлинск. Певч. академии. В 1829, впервые после смерти Баха, исполнил его "Страсти по Матфею", чем положил начало концертн. возрождению творчества великого композитора. В концертах М. пропагандировал, в частности, музыку старых мастеров – Палестрины, Лассо, Генделя и др. Среди соч. с хором оратории "Павел", "Илия"; симфония-кантата "Хвалебная песнь", кантата на текст И. В. Гёте "Первая Вальпургиева ночь"; музыка к "Сну в летнюю ночь", "Антигоне", "Эдипу в Колоне" и др., гимны, псалмы, кантаты, мотеты, хоры из неок. оп. "Лорелея" и "Возвращение с чужбины", хоры a cap. для муж. (21) и смеш. (28) голосов (наиболее популярны "Прощание с лесом", "Охотничья песня", "Предчувствие весны", "Ранняя весна"). Хоры М., как правило, 4-голосны; они мелодичны (связь с нар. песенностью), для них характерны простота гармонии, стройность формы, преимущ. гомофонно-гармонич. фактура при развитом голосоведении; эпизодически встречаются имитации ("Песня жаворонка" в форме канона), противопоставления жен. и муж. составов. Типичным для М. и созданной им "лейпцигской школы" (что прослеживается и в хорах) явл. "сочетание ясной классич. стройности и уравновешенности формы с мягкой созерцательно-лирич. напевностью, не лишенной чувствительного налета, и с элементами описательного и жанрово-характеристического порядка" (Ю. Келдыш).


Месса – многочастное произведение культовой католической музыки, предназначенное для хора. Основные части: «Kyrie eleison» («Господи, помилуй»), «Gloria» («Слава»), «Credo» («Верую»), «Sanctus» («Свят»), «Agnus Dei» («Агнец Божий»). Как единое по замыслу циклическое музыкальное произведение месса сформировалась к XIV веку, автор одной из первых месс – Гильом де Машо (1300-1370). Жанр полифонической мессы достигает высшего расцвета в XV веке. Наиболее значительным этапом в ее развитии стало творчество Джованни Палестрина (1524-1594) и Орландо Лассо (1532-1594). В дальнейшем месса претерпела эволюцию, общую для всех церковных жанров: в искусстве барокко – в сторону концертности (сближение с оперой, использование монодии, введение самостоятельных инструментальных номеров, чередование сольных и хоровых эпизодов, расширение оркестровой партии; К. Монтеверди, Ф. Кавалли, А. Скарлатти, «Высокая месса» h-moll И. С. Баха); во 2-й пол. XVIII – нач. XIX вв. – в сторону симфонизации жанра (мессы Й. Гайдна, В. А. Моцарта, «Торжественная месса» Л. Бетховена). В XIX веке месса испытывает влияние эстетики романтизма (К. М. Вебер, Ф. Шуберт, Ф. Лист, С. Франк, А. Брукнер). В ХХ веке в жанре месса проявились тенденции неоклассицизма (А. Казелла, И. Ф. Стравинский, Ф. Пуленк).


МОКРОУСОВ Борис Андреевич (1909-1968) – советский композитор, заслуженный деятель искусств Чувашской АССР (1962), лауреат Гос. премии СССР. В 1936 окончил Московскую консерваторию по классу композиции Н. Я. Мясковского. Автор оперы «Чапаев» (пост. 1942; 2-я редакция под названием «Чапай», пост. 1961) и оперетты «Роза ветров» (пост. 1947). Популярность завоевали его песни, в которых использованы обороты рус. музыкального фольклора и городского романса. Среди лучших песен – баллада «Заветный камень» (1944), «Хороши весной в саду цветочки» (1946), «О родной земле», «Одинокая гармонь» (1947; Государственная премия СССР, 1948), «Лучше нету того цвету" и др. М. работал в области театральной и киномузыки (фильм «Свадьба с приданым», 1953).


МОНТЕВЕРДИ Клаудио (1567-1643) – итал. композитор, певец, капельмейстер, рук. капеллы при соборе Св. Марка в Венеции. Среди соч. мессы, мотеты, псалмы, гимны и т. д.; хоры из опер "Орфей", "Коронация Поппеи"; сб-ки мадригалов, в котор. М. выступал как новатор в области гармонии, вносил в музыку элемент драматизма. Наряду с полифонич. мадригалами a cap. у М. имеются мадригалы с выделением верхнего голоса; М. применял в них инструм. сопровождение в виде цифров. баса на клавесине, лютне; писал вступления и интермедии для струнных, живописующие сюжет (сб-к "Воинственные и любовные мадригалы").


МОТЕТ (от франц. мot, лат. мotetus – слово) – жанр духовн. и светск. вок. многоголосн. музыки. Первонач. во Франции (XII-XIV вв.) в М. соединялось неск. (чаще всего 3) самост. мелодий с разными текстами: в нижнем голосе (тенор) – церк. песнопение на лат. текст, в среднем (мотет) и верхнем (триплум) – любовн. или шуточные песни на разговорном франц. яз. Католич. церковь боролась против таких "вульгарных мотетов", противопоставив им (с XV в.) многоголосн. песнопения на единый лат. текст. М. писались для хора a cap. с конца XVI в. и с сопр., состояли из неск. (2, 3 и более) разделов, в полифонич., нередко и в аккордовом складе. В XVII в. возникли М. для солистов-певцов с инструм. сопр. М. создавали Г. де Машо, Жоскен Депре, Палестрина, Лассо, Шюц, Бах, Моцарт, Мендельсон, Брамс, Брукнер и мн. др.


МОЦАРТ Вольфганг Амадей (1756-1791) – австр. композитор, дирижер, скрипач, клавесинист, органист. Его творчество, жизнеутверждающее и демократическое по характеру, отразило передовые идеи эпохи Просвещения. В произв. М. страстный лиризм сочетается с классич. стройностью, совершенством формы; гомофонно-гарм. фактура насыщена полифонией. У М. имеется также немало замечательных полифонич. образцов хор. музыки (мессы, Реквием и др.). Из соч. М. многие написаны с участием хора: 18 месс (среди них Большая месса до минор); кантата (итал.) "Кающийся Давид" и др.; 4 нем. кантаты; Магнификат, Te Deum, мотеты, гимны (в т. ч. "Ave verum", 1791), каноны, хоры с орк., хоры из оп. "Идоменей", "Свадьба Фигаро", "Волшебная флейта" и др. Последн. соч. М. – Реквием (1791, завершен учеником композитора Ф. Кс. Зюсмайром) сочетает традиции Баха и Генделя с новаторством (по содержанию и средствам выражения); в его драм. и лирич. образах с огромной эмоц. силой выражены чувства и размышления человека перед неизбежностью смерти. Реквием М. – величайшее произв. этого жанра.


kodeksom-rossijskoj-federacii-ob-administrativnih-pravonarusheniyah-dalee-koap-rf.html
kodekst-bkl-mtn-bojinsha-salauattilii-salauattili.html
kodi-celi-vivoza-zakonodatelnie-i-inie-normativnie-pravovie-akti-rossijskoj-federacii-prirodnie-resursi-i-okruzhayushaya-sreda.html
kodi-opisanie-rabot-stroitelstvo-centralnoj-avtomagistrali-g-sochi-dubler-kurortnogo-prospekta.html
kodifikacii-grazhdanskogo-zakonodatelstva-v-ukraine.html
kodifikator-elementov-soderzhaniya-po-obshestvoznaniyu-dlya-sostavleniya-kontrolnih-izmeritelnih-materialov-kim-stranica-15.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/upravlenie-zapasami-na-predpriyatii-strojservis-chast-12.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tajnie-obshestva-hh-veka-kniga-chast-26.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2016-zhili-29-surdeg-146-batis-azastan-oblisi-kmdgn.html
  • letter.bystrickaya.ru/na-oblozhku-nomerov-russkogo-izdaniya-zhurnala-energiya-i-harakter-mi-vinosim-razlichnie-fragmenti-kartini-ieronima-bosha-sadi-zemnih-naslazhdenij-kotoraya-po-na-stranica-4.html
  • studies.bystrickaya.ru/dvuhzerkalnaya-parabolicheskaya-antenna-krugovoj-polyarizacii-po-sheme-kassegrena.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-proizvoditelnosti-truda-otrasli-zhivotnovodstva-chast-12.html
  • school.bystrickaya.ru/logicheskie-paradoksi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/prilozhenie-53-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-020400-biologiya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchitelya-na-2010-2011-uchebnij-god-uchitel-klyagina-larisa-rudolfovna.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sposobi-osmisleniya-pravovoj-realnosti-stranica-5.html
  • shkola.bystrickaya.ru/smi-i-ih-rol-v-politicheskoj-sisteme-zarubezhnih-gosudarstv.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-37-kniga-avtora-legendarnogo-koda-da-vinchi.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-ix-zhizn-zvezd-karl-sagankosmosevolyuciya-vselennoj-zhizni-i-civilizacii.html
  • spur.bystrickaya.ru/kolichestvo-smi-v-utverzhdennom-spiske-ro-partii-35-dannie-na-12-00-chasov-07-fevralya-2012-goda-plani-ro-partii.html
  • university.bystrickaya.ru/fahretdinov-halil-sagdeevich-kazanskij-gosudarstvennij-universitet.html
  • credit.bystrickaya.ru/p-p-semenov-tyan-shanskij-puteshestvie-v-tyan-shan-v-1856-1857-godah.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-buhgalterskij-uchet-i-audit-uchebnoe-posobie-stranica-9.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4laboratornaya-rabota-4issledovanie-dvuhobmotochnih-trehfaznih-transformatorov-pri-nesimmetrichnoj-nagruzke.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-5-bogi-gelov-keltskaya-mifologiya-enciklopediya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-otchet-otdeleniya-filosofii-obrazovaniya-i-teoreticheskoj-pedagogiki-za-2008-god-chast-i.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-14-28-fevralya-2006-g-n-33-ob-utverzhdenii-instrukcii-o-poryadke-realizacii-vzimaniya-podohodnogo-naloga-s.html
  • turn.bystrickaya.ru/pereyaslavl-zalesskij.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/ting-v-manile-ting-pobeditel.html
  • textbook.bystrickaya.ru/harakteristika-urovnya-zhizni-naseleniya-tverskoj-oblasti-chast-2.html
  • klass.bystrickaya.ru/9liniya-eto-potomstvo-vidayushegosya-proizvoditelya-na-protyazhenii-neskolkih-pokolenij-otlichayusheesya-ot-drugih-zhivotnih-etoj-zhe-populyacii-opredelennimi-priznakami.html
  • write.bystrickaya.ru/gennadij-mihajlovich-e-i-tabachenko-otvetstvennaya-za-vipusk.html
  • testyi.bystrickaya.ru/avtorizaciya-i-manipulyaciya-v-processah-upravleniya-chast-4.html
  • essay.bystrickaya.ru/carevna-lebed-programma-po-formirovaniyu-izobrazitelnoj-deyatelnosti-doshkolnikov-v-studii-detskogo-tvorchestva.html
  • report.bystrickaya.ru/intellektualnogo-potenciala-predpriyatiya-e-v-loginova-ekaterinburg-v-v-kozlov-yaroslavl.html
  • znanie.bystrickaya.ru/8-struktura-oop-magistrov-po-disciplinam-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkurs-kompyuternih-rabot-sredi-detej-yunoshestva-i-studencheskoj-molodezhi-cifrovoj-veter-2012.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakaz-specifikaciya-na-kompleksnoe-tehnicheskoe-obsluzhivanie-inzhenernih-sistem-i-informacionnih-kommunikacij-zdanij-ugibdd-mvd-po-rt-stranica-10.html
  • znanie.bystrickaya.ru/52-razvitie-agropromishlennogo-kompleksa-ob-utverzhdenii-plana-meropriyatij-po-ispolneniyu-obshenacionalnogo-plana.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-prepodavaniya-yuridicheskih-disciplin-etnicheskie-konflikti-v-epohu-globalizacii-obshee-i-osobennoe-psihologiya-pedagogicheskogo-obsheniya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-vlasovoj-a-p-na-zasedanii-mezhvedomstvennoj-komissii-po-provedeniyu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.