.RU

Книжно-иллюстративные выставки специалисты рассматривают прежде всего как способ раскрыть наиболее актуальную часть книжного фонда, сфокусировать внимание чита



Типология выставок

Книжно-иллюстративные выставки специалисты рассматривают прежде всего как способ раскрыть наиболее актуальную часть книжного фонда, сфокусировать внимание читателей на самых значимых в настоящий момент публикациях или, наоборот, показать забытые издания, обратить внимание читателя на малоспрашиваемые разделы фонда.

Научной классификации библиотечных выставок в подлинном смысле понятия не существует. Но чтобы упорядочить представление о разных вы­ставках, особенностях методики их создания, охарактеризуем их типичные разновидности.

Выставки традиционного типа дифференцируют по следующим ос­нованиям:

  1. по содержательно-смысловым признакам: универсальные, отраслевые
    и тематические;

  2. по типу, виду или жанру издания: книг, периодических изданий, ис­торических романов и т.п.;

  3. по времени издания документов или их поступления/возврата в биб­лиотеку: новых поступлений, возвращенных и «забытых» книг;

  4. по месту размещения: внутри- и внебиблиотечные;

  5. по конструктивным особенностям: на стеллажах, витринах, стендах,
    другим способом.

Замечательный филолог академик В.Н.Топоров, рассматривая знаковую природу выставки как некоего текста, раскрываемого с помощью визуальных средств, подчеркивал, что мы имеем дело с ВЫ-СТАВЛЕНИЕМ, ПРЕД­СТАВЛЕНИЕМ, своеобразным спектаклем. Его не «оформляют» (привыч­ный лексический оборот, используемый библиотекарем), но проектируют, организуют, создают. За таким пониманием стоит многое. Прежде всего это означает, что выставка из разряда рядовых форм массовой работы при соблюдении определенных условий может перейти в иную модальность, стать культурным событием в жизни школы, города, района.

В последние годы нашли распространение выставки, основанные на определенной идее и включающие элементы музейной экспозиции, театра, архитектурного пространства. Такие выставки называют концептуальными (они часто бывают авторскими). Концептуальные выставки реализуются как самостоятельный проект; о них сообщают местные СМИ, по ним проводят пре­зентации. Нередко к их организации привлекают другие библиотеки, местные музеи, читателей - владельцев личных книжных и других коллекций.

С освоением новых информационных технологий в библиотеках появи­лись и другие экспозиции универсального характера, где взаимодействие

документов происходит уже по другому признаку. Имеются в виду так на­зываемые интерактивные выставки. Они сочетают печатные документы и предметы с мультимедийными компонентами. Такая выставка обязательно подразумевает какую-либо деятельность зрителя-читателя.

Существуют и другие разновидности: по условиям доступности (платные и бесплатные), источникам финансирования (бюджетные, внебюджетные). Но для детских и школьных библиотек эти последние основания диффе­ренциации не слишком актуальны.

ставляющих ее имиджа1. Ведь это наглядная форма деятельности, качество которой - в отличие от многих иных направлений (комплектования, ката­логизации) - имеет возможность сразу оценить посетитель, пришедший в библиотеку или другое помещение, где экспонируют библиотечную выставку. Особенно если этот человек обладает определенной культурой чтения. Не случайно конкурс на лучшую выставку стал привычной номи­нацией в творческих состязаниях библиотекарей на профессиональных фестивалях.


^ Основные функции выставок

Кроме раскрытия части фонда, выставкам присущи и другие функции.

Прежде всего это возможность связать воедино издания из различных разделов фонда. Например, тематическая выставка чаще всего объединяет книжный, журнальный и газетный материал, представленный в соответ­ствующих отраслевых отделах, а также по видам изданий. То есть тема­тические выставки если и не создают целостное и полное представление о теме (это нереально), то в известной мере приближаются к выполнению этой задачи.

У выставок новых поступлений своя задача. Они помогают сориенти­роваться в потоке вышедших изданий, хотя, безусловно, представляют эту картину в весьма урезанном виде. Не случайно опытные библиотекари дополняют такие выставки библиографической информацией: подшивками газеты «Книжное обозрение», журналами «У книжной полки», адресами соответствующих сайтов в Интернете.

Концептуальные выставки функционально приближаются к музейным экспозициям, где книга выступает одним из компонентов выставки: ее до­полняют архивные документы (или чаще всего их копии), иллюстративный, а также предметный ряд, композиции из цветов, злаков, иногда специально подобранный декор.

Названные обстоятельства дают основание рассматривать авторскую библиотечную выставку как средство творческого самовыражения талант­ливого библиотекаря, библиографа, дизайнера, удостоверяющее их высокий профессионализм. Более того, в них демонстрируется умение работать в ко­манде, налаживать деловые контакты со СМИ, музеями, архивами, другими соисполнителями сложного проекта.

Таким образом, можно говорить о том, что одной из важнейших функций современных выставок является создание «лица библиотеки». Выставки становятся своеобразной визитной карточкой библиотеки, одним из со-

^ Особенности организации некоторых типов и видов выставок

Циклы выставок

Одной из особенностей продвинутых детских и школьных библиотек становится организация циклов выставок, что позволяет более прицельно и глубоко раскрыть тему, а иногда - сложную, многоаспектную проблему. Это может быть цикл, посвященный деятелям русской культуры Серебряного века или всегда актуальной теме взаимоотношений отцов и детей. Предпола­гается, что объединенные в цикл выставки связаны не только общей темой, но и стилем оформления. Их сопровождает календарный план с указанием всех составных частей цикла, а также картотека или электронный адрес, по которому в каталоге можно найти библиографическую информацию по теме.

Выставки по содержательно-смысловому признаку

Тематические выставки - самые распространенные в библиотеках. В их основе лежит предполагаемый или изученный интерес читателя к определенной теме. Кроме вкусов и предпочтений читателей учитывают также содержание школьной программы (включая вводимые в последние годы спецкурсы по выбору), специализацию школы, наличие профильных классов. И конечно, обосновывая выбор темы и продумывая содержание и оформление выставки, библиотекарь не забывает о воспитательных задачах детской библиотеки, соотнося раскрываемые издания с глубоким историче­ским, культурным, социально-политическим контекстом.

^ Краеведческие выставки. Нередко в крупных публичных и школьных библиотеках экспонируют краеведческие выставки, которые тоже иногда

1 Пантюхоеа Т.В. Визитная карточка библиотеки / Т.Пантюхова.// Библиотека. — 2000. -№ 4. - С. 43-45

бывают в виде циклов. Роль краеведческих изданий в воспитании любви к родному краю вряд ли можно переоценить2. Структура цикла различна. Нередко эта разновидность тематических (а не отраслевых - поскольку краеведческие публикации обычно объединяет конкретная тема) выставок строится в соответствии с хронологическим принципом. Например, так конструируют цикл выставок по истории Москвы «Наша древняя столица», где представлены публикации о разных периодах. Другие - в соответствии с логикой развития проблемы, например: географическое положение, флора и фауна, история, развитие экономических связей, культурная жизнь и т.п.

Краеведческие выставки обычно отличает максимальная полнота при отборе изданий. Здесь более широко, чем в других разновидностях выставок, представлены публикации из периодических изданий или их ксерокопии, копии архивных документов, открытки, значки и другие предметы из лич­ных коллекций.

^ Юбилейные выставки. Большой удельный вес среди тематических библиотечных экспозиций имеют выставки, приуроченные к юбилею извест­ного деятеля или крупного исторического события. Библиотекари иронично называют их «датскими». Но если оценивать такие выставки всерьез, то нередко «круглая дата» — это отличная возможность привлечь внимание публики к интересной личности, событию, явлению.

Данное обстоятельство учитывают крупные библиотеки, традиционно выпускающие календари знаменательных и памятных дат. Во многих дет­ских и школьных библиотеках существует постоянно действующая экспо­зиция с условным названием «Наш календарь»: издания на ней меняются в соответствии с темой выставки.

Разновидностью таких экспозиций выступают выставки-персоналии. Их композиция определяется целевым и читательским назначением. Наряду с принципом «от общего к частному» (к примеру, «певец "Тихого Дона": к 100-летию со дня рождения М.А.Шолохова»), когда раскрывают сначала основные издания писателя и публикации о нем, применяют и хронологиче­скую последовательность раскрытия темы. Показывают, например, основные этапы писательской деятельности Л.Н.Толстого, «голубой» и «розовый» периоды творчества П.Пикассо.

^ Монографические выставки. Среди тематических выставок выделим экспозиции монографического характера. Практикам они известны как вы­ставки одной книги (журнала, статьи). Их функции различны, а задача чаще всего - привлечь внимание к новинке и одновременно привить (расширить) интерес к теме, творчеству конкретного автора, публикациям определенного

2 См., например: Матлина С. Шаги от знания - к любви: библиотечное краеведение: чужая работа или естественное развитие своей?//Библиотека в школе. — 2003. — № 19. - С.2-4

периодического издания. Отсюда и включение в структуру выставки сведе­ний об авторе работы и о других его публикациях, о предыстории создания работы, направлении и традициях, которых придерживается, например, журнал. То есть рекомендательно-библиографическое оснащение на этих выставках - одно из условий выполнения их целевого назначения.

Нередко такого рода выставкам дают броские заголовки, стилистически близкие к рекламному слогану: «Об этой книге все говорят (спорят)»; «Книга с самым высоким рейтингом» или «Самая нашумевшая книга года»; «Всегда юный - всегда интересный» (к юбилею журнала «Смена»), «Самый юный патриарх отечественной журналистики» (о журнале «Вокруг света»). Ком­позиция этих выставок строится по принципу «от частного к общему».

^ Рекламные выставки. Одним из вариантов тематических выставок являются экспозиции, направленные на рекламу библиотеки, раскрытие ее информационных возможностей, на освоение школьниками основ биб-лиотечно-библиографических знаний. Такие выставки отличает разное содержание. Чаще всего это показ изданий, ориентирующих читателей в ин­формационных ресурсах, включая Интернет; листовок и буклетов разных библиотек города, региона. Иногда это «показательные» экспозиции книг, испорченных детьми, или наоборот, «вылеченных» ими в «Книжкиной боль­нице». Сюда также можно отнести постоянные или временные экспозиции публикаций об истории создания своей библиотеки, показ ее раритетов, иллюстративных и графических материалов об этапах развития, отзывы почетных гостей и читателей.

В последние годы такие выставки разрабатывают как ведущий элемент мини-музея об истории своей библиотеки. В витрину помещают, например, пишущую машинку «Ундервуд», на которой в 30-е годы прошлого века печатали каталожные карточки; пожелтевшие от времени книги инвентар­ного учета; письма читателей с фронта и, конечно же, старые черно-белые фотографии, позволяющие ощутить особую достоверность экспозиции. Например, визуальным центром выставки об истории столичной библио­теки им. А.П.Чехова стала гитара с автографом Б.Ш.Окуджавы — писатель с особой нежностью относился к «Чеховке», неоднократно выступал здесь с конца 50-х годов.

Выставки по жанрово-типологическому признаку

Другая разновидность библиотечных выставок создается исходя из типа или жанра издания. В экспозицию отбирают издания одного типа. В про­фессиональных представлениях библиотекарей эта разновидность связана прежде всего с выставками текущих периодических изданий, а также одного журнала.


^ Выставка одного журнала/газеты. Выставка одного журнала по своим функциональным особенностям приближается к тематической. Недаром выше мы упоминали о ней, говоря о выставках монографического характера. Ее цель — раскрыть содержание журнала «крупным планом». (Иногда эти выставки именно так и называют: «Журнал... крупным планом».) Такие выставки открывают публикации о данном периодическом издании общего, проблемного характера, затем раскрывают содержание его отдельных, наи­более интересных рубрик. Например, посвящая выставку журналу «Смена», библиотекарь не обойдет вниманием опубликованные в последние годы остросюжетные романы, детективный рассказ и т.п. В некоторых случаях содержание выставки расширяют за счет публикаций сведений о постоянных авторах журнала, а также отдельных изданий их произведений.

Газеты - в отличие от журналов - на библиотечных выставках ста­раются не экспонировать. Газетная бумага - непрочный материал, быстро выгорающий даже при не слишком ярком освещении, ломкий и хрупкий. К тому же детям с дефектами зрения, в равной степени, как и взрослым, непросто прочитать удаленный от глаз на полметра и более мелкий га-зетный шрифт. Предпочтительнее привлекать внимание к отдельным га­зетным публикациям, выставляя их ксерокопии с увеличенным шрифтом. Их желательно закрепить с помощью паспарту. Особо важные публикации оформляют в рамки и после экспонирования сохраняют в рабочем архиве библиотекаря.

Для ориентации в наиболее интересных публикациях из свежих номеров газет обычно используют стенды, функционально примыкающие к вы-ставкам. В одних случаях на них экспонируют сами публикации (точнее, их ксерокопии), которые подобраны в определенной системе. Например, «Мир за неделю» или «Легко ли быть молодым?». В других - библиотеки размещают на стенде планшеты-карманы с названиями журналов и газет.

В планшеты вкладывают карточки с аналитически расписанными статьями из свежих номеров. По истечении времени карточки вливают в систематическую картотеку статей. Электронный каталог дает основание покончить с привычными страхами библиотекаря за судьбу представленных на стенде карточек.

^ Жанровые выставки. Жанровые выставки, ориентирующие читателя в столь близких его сердцу исторических детективах или остросюжетных повестях, «дамском романе» или приключенческой книге, позволяют рас­ширить круг привычного чтения. По своим методическим особенностям эти выставки близки к жанровым стеллажам, постоянно действующим в фонде свободного доступа. Нередко библиотекарь сознательно «раздвигает» гра­ницы жанра, представляя в экспозиции добротные издания, лишь внешне

напоминающие легкое, развлекательное чтение. Для этого ему нужно хоро­шо ориентироваться в литературе, следить за новинками и рекомендациями авторитетных литературно-критических изданий. Методика подготовки жанровых выставок функционально близка к тематическим.

Выставки по временному признаку

Третью группу выставок объединяет признак времени издания докумен­тов и их поступления/возврата в библиотеку.

^ Новые поступления. В первую очередь вспомним популярные экс­позиции новинок. Сложилось мнение, что выставки новых поступлений формируют, не обращая внимания на содержательную сторону. Однако это не так. Безусловно, главный признак отбора - новизна. Но при этом со­труднику библиотеки, тем более детской или школьной, небезразлично, на каких книгах он акцентирует внимание читателей.

Содержательная оценка и в данном случае имеет место. Это находит про­явление в композиции выставок. Если в крупных, чаще всего универсальных научных, новинки размещают по таблицам ББК (здесь и поступлений много, и читатели, как правило, предпочитают «прицельно» знакомиться с издания­ми из конкретных отраслевых отделов фонда), то в небольших библиотеках книги располагают по-разному. Иногда - по значимости, помещая на первое место наиболее важные, с точки зрения библиотекаря, издания.

Правомерен вариант, когда преобладают эстетические мотивы, чтобы соз­дать благоприятно воспринимаемый визуальный ряд, уйти от монотонности, неизбежной при экспонировании книг на неглубоких полках «выставочных» стеллажей. При этом опытный сотрудник все-таки старается выделить отдельные издания по содержательному признаку: с помощью ярких закла­док, кратких аннотаций или просто разместив ту или иную книгу в центре выставки с направленным светом, дифференцированным использованием иллюстраций, держателя-подставки, цветного задника.

Есть и другой вариант, как бы «новое наоборот»: выставка книг, которые очень долго были на руках у читателей и наконец вернулись.

^ Хронологические выставки. Их обычно организуют к юбилею библио­теки, школы, города, желая показать редко используемые части фонда, в том числе раритетные, ценные издания. Иногда цель такой выставки уточняется за счет желания использовать книгу как фактор связей между поколения­ми - «Их читали наши родители/бабушки и дедушки», или привить любовь к классической книжной графике — «Вглядись в чуть пожелтевший книж­ный лист...» (примеры взяты из практики детских библиотек).

Композиционно такие выставки строят по принципу «от общего к част­ному»: сначала раскрывают издания по проблеме в целом. Применительно


к первому примеру это публикации о роли чтения в жизни человека («Эта книга определила мою судьбу», «Я собирал книги - книги собрали меня»), а уже затем довоенные и послевоенные издания, оказавшие влияние на жизнь нескольких поколений. Во втором случае выставку открывают издания об искусстве книжной иллюстрации. Этот ряд дополнен книгами-воспомина­ниями замечательных художников, оставивших свой след в данном жанре: А.Бенуа, М.Добужинского, В.Конашевича и др.

Выставки по территориальному признаку

Выставки, дифференцируемые по месту размещения, делят на внутри-библиотечные (включая внутприполочные — в фонде свободного доступа) и те, которые проектируют в библиотеке, но экспонируют за ее пределами. Первые составляют абсолютное большинство. В дополнение к сказанному отметим, что их целевое и читательское назначение определяют доста­точно жесткий отбор изданий и мобильность (частая сменяемость). Они невелики по объему (5-6 названий) и по продолжительности (7-10 дней). За отдельными исключениями внутриполочные выставки отражают книги из одного-двух отраслевых отделов, а также публикации из журналов. Ор­ганизуют их как отдельные экспозиции по актуальным темам, а также под постоянными рубриками: «Календарь знаменательных дат», «За страницами твоего учебника», «Писатели-земляки» и др.

Методика выставок, организуемых за пределами библиотеки, требует особого внимания. Ведь такие выставки выступают своеобразным средст­вом рекламы наших ресурсов. Они динамичны по своей композиции, чаще всего посвящены острой, вызывающей всеобщий интерес теме. Следует тщательно продумывать их заголовки, а также оформление, предусматривать комфортные условия для ознакомления с экспозицией (освещение, удоб­ные подходы и др.). Поскольку библиотекарь не всегда может обеспечить дежурство у такой выставки, лучше экспонировать материалы в закрытой стеклянной витрине или делать их краткосрочными. Опыт показывает, что и школьные библиотеки с успехом организуют подобные выставки, особенно если школа позиционирует себя как культурный центр района, поселка. В зарубежной практике выездные выставки школьных библиотек весьма распространены.

Концептуальные выставки

К таким выставкам - и музейного типа, и мультимедийным - аудитория по понятным причинам предъявляет повышенные эстетические требования. Изначально предполагается, что данные экспозиции читатели (посетители) будут внимательно рассматривать. Имеются в виду не только экспонаты, но

и их визуальная взаимозависимость, сочетания цветовой гаммы, фактуры, уровня освещенности. Оценивают также возможность подойти к столам, витринам или стенду, взять в руки или сфотографировать документы, пе­реписать понравившуюся музыку или видеофильм и др.

Будучи частью комплексной программы - литературно-музыкального вечера, Недели детской книги, Дня знаний или города и т.п., концептуаль­ные книжные выставки обеспечивают более действенное, чем в обычной ситуации, сочетание визуальной и вербальной рекомендаций. Это позволяет реализовать достаточно глубокое приобщение человека, выступающего од­новременно в разных ролях — читателя, зрителя, слушателя - к культурным ценностям. Наиболее известный пример - Декабрьские вечера, ежегодно проводимые в столичном Музее изобразительных искусств им. А.С.Пуш­кина. Книжно-иллюстративная выставка с предметной составляющей выступает здесь на равных с экспозицией произведений изобразительного искусства и музыкальными концертами.

Можно конструировать выставку, в частности, используя метод ассоциа­ций. Допустим, раскрывают работы конкретного поэта, плюс творчество близких ему по художественному методу, стилю композитора, художника, артиста. Это также могут быть публикации о мастерах культуры, связан­ных совместной деятельностью. Приведем примеры таких ассоциативных «цепочек»: В.В.Маяковский - В.Э.Мейерхольд, Д.Д.Шостакович - А.М.Родченко, А.С.Пушкин - М.П.Мусоргский - Ф.И.Шаляпин, испол­нитель роли Б.Годунова. Для того чтобы «выстроить» такие «цепочки», следует внимательно изучить творчество человека, которому мы посвящаем выставку, концептуально осмыслить ее содержание.

Выставка может строиться и на контрасте, что, как показывает опыт, повышает к ней внимание читателей. Композиционно такую выставку конструируют как дискуссию: одна ее половина представляет позитивные отклики о книге, событии, явлении, другая - негативные. На дискуссион­ный характер выставки читателю указывает прежде всего формулировка ее названия. Допустим, «Школьная реформа: рго еt соntrа» или «Кто прав в оценке книги...?».

Книжные развалы

Отдельное место в различных классификациях выставок занимают функ­ционально близкие к ним книжные развалы. Чаще всего это книги, сданные накануне читателями и размещаемые около кафедры выдачи или разложенные библиотекарем на столиках вблизи соответствующих разделов фонда.

На первый взгляд развалы бессистемны: нет определенной последова­тельности, отсутствует характеристика изданий, то есть ярко выраженная

в других формах заданность библиотечной рекомендации. Именно это, как показали исследования, и привлекает читателей, особенно тех, кто не слишком доверяет библиотечной рекомендации или не знает, что выбрать (так называемый «неопределенный спрос»). И тех и других среди подрост­ков-максималистов предостаточно.

Развалы важны тем, что создают ситуацию свободного выбора: сраба­тывает эффект доверия к тем, кто прочитал книгу раньше («Если другие взяли, прочитали, значит - хорошая книга»). Опытный библиотекарь умело пользуется этим эффектом косвенной рекомендации, по-своему упорядочи­вая кажущееся хаотичным нагромождение книг. Во-первых, подкладывает сюда хорошие, но малознакомые или по другим причинам недооцененные читателем издания. Во-вторых, выявляет таким вот образом читательские предпочтения (в дополнение к другим, «прямым» методам), использует полученные сведения в дальнейшей работе.

Развалы озаглавливают определенным образом. Вместо безликой форму­лы «Книги, сданные читателями» появляются эмоционально приподнятые, энергичные формулировки, побуждающие к действию. Например, «Книга, которая мне понравилась» или «Прочитал - понравилась - советую другим» (примеры взяты из практики публичных библиотек). А некоторые детские и школьные библиотеки, как и много лет назад, работают с чита­тельскими отзывами о прочитанном; сопровождают ими книжно-иллюст­ративные выставки; организуют публичные обсуждения рецензий детей, кружки и семинары юных литературных критиков; проводят творческие конкурсы на лучший отзыв.

Книжными развалами, т.е. косвенной рекомендацией, по сути являются и экспозиции типа «Для тех, кто торопится», «В тихий субботний вечер...», «Почему нас забыли?» (о незаслуженно забытых книгах). Их обычно раз­мещают вблизи столов выдачи.

^ Оформление выставок

Рассмотрев общее и особенное в методике подготовки библиотечных выставок, обратимся к их оформлению. Казалось бы, трудно ли разместить заранее отобранные книги, иллюстрации и конкретные предметы на выста­вочной полке или в витрине? На самом деле, если во главу угла поставить учет особенностей визуального восприятия экспозиции, то знать их необ­ходимо. В зависимости от ряда обстоятельств - угла зрения, оформления задника или его отсутствия, освещения и тому подобного - книга может быть «увидена» или не замечена вовсе.

Следует знать, что многоаспектные книжно-иллюстративные выставки рассчитаны на восприятие с небольшого расстояния. Близкие к читателю (зрителю) части экспозиции предполагают меньшие величины изображений, чем дальние, которые расположены выше уровня глаз. Последние требуют крупных иллюстраций, ярких красок и кратких текстов.

Помимо использования уже названных способов, хорошо маркировать отдельные книги с помощью цветных закладок (например, с надписями: «Это интересно», «Твой помощник в учебе», «100 страниц о любви» и т.п.), аннотаций, держателей-подставок. Имеются и другие способы обратить внимание на конкретную книгу. Об одном из них можно найти упоминание в работах замечательного русского философа и ученого П.А.Флоренского3. Нужно развернуть книгу под определенным углом. Тем более если речь идет о книге с иллюстрированной обложкой. Таких в современной детской или школьной библиотеке большинство.

По замечанию Флоренского, книгу с прямым изображением лица или фигуры целесообразно поставить под углом в три четверти. Такой поворот как бы приближает изображаемое лицо к зрителю, воплощает человечность, а на женских и детских портретах создает ощущение особой теплоты, интим­ности. Соответственно, книгу с рисунком на обложке, где уже использован упоминаемый поворот, следует поставить прямо.

Особенности визуального восприятия прямого поворота организатор вы­ставки использует тогда, когда хочет передать читателю (зрителю) ощущение цельности, силы героя книги и/или иллюстрации. Изображение в профиль, по Флоренскому, также отражает силу, но при этом ассоциируется с боль­шей выразительностью и четкостью. При этом мы не просто продвигаем то или иное литературное произведение, но вместе с автором иллюстрации создаем «образ книги» и образы ее героев, помогаем посетителям выставки воспринять их судьбу как реальный факт культуры или истории.

Представленный вместе с книгой предметный ряд по-своему под­тверждает эту реальность. На краеведческих выставках стало традицией представлять подлинные предметы труда и быта, декоративно-прикладного искусства жителей данной местности. Важную смысловую нагрузку несут к макеты, модели (иногда движущиеся) изделий, военных орудий, фигурки игрушечных солдатиков. Чтобы разместить такую насыщенную экспонатами выставку, к стеллажу с книжно-иллюстративным рядом приставляют стол или витринку. Тогда экспозиция получается в двух плоскостях.

В последние годы детские и школьные библиотеки все чаще делают предметы смысловым центром экспозиций. Демонстрируют, например,

3 ^ Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразитель­ных произведениях. - М. : Прогресс, 1993. - С. 171-175.


старинные куклы - на фоне фотографий из семейных альбомов, открыток с видами городов дореволюционной России, а также книг по истории дворян­ской культуры и быта. А вот в Удмуртском республиканском библиотечно-культурном комплексе для детей и юношества выставка «Шляпы, шапки, шапочки» была оформлена работами детей. Модели головных уборов ребята изготовили из соломки, ватмана, ткани под руководством профессиональных дизайнеров, ведущих в библиотеке художественный кружок. Предметы были представлены в окружении литературы по истории костюма, в том числе национального удмуртского.

Обращая Внимание на цветовую гамму экспонируемого иллюстратив­ного материала, желательно избегать пестроты, создающей ощущение дискомфорта, препятствующей выбору книги. При оформлении выставок и стендов также не стоит злоупотреблять использованием разных декора­тивных шрифтов, различных цветов при написании слова или фразы. Это нарушает целостность визуального восприятия. Цветовая гамма должна соотноситься с проблематикой выставки, местом ее размещения, (напротив окна, в углу, рядом с отопительными приборами и т.п.), временем года и, конечно же, освещением. Ведь некоторые цвета воспринимаются как вы­ступающие - теплые (красно-оранжевые), а другие как отступающие - хо­лодные (зелено-синие).

Освещение выставок - один из самых больных вопросов их оформ­ления. Не надеясь на естественный свет (в большинстве регионов России зима длится около полугода), библиотеки используют различные средства искусственного освещения. Размещаемые с помощью специальных гиб­ких кронштейнов на стеллажах и в витринах, лампы-фары меняют угол отражения. Это позволяет не только направленно освещать экспозицию с разных точек, но и при необходимости играть светом, благодаря чему от­дельные книги, иллюстрации и предметы оказываются в фокусе внимания читателя/зрителя. Такая игра светом также дает возможность использовать кинематографические приемы «крупного плана» и «глубинной экспозиции», создает эффект объемности.

Одно из главных условий эффективности выставки — соразмерность представленных на ней книг, предметов и иллюстраций. Все они должны производить впечатление единого ансамбля. Его создают лаконичными средствами, не перегружая количественно, расставляя эмоциональные ак­центы, например, с помощью подсветки, вазы, цветка или букета, колосьев, а также драпировки. Именно эти неявные средства коммуникации, связанные с подсознанием, создают своеобразный контекст визуального сообщения. По данным психологов, на него приходится 80% воспринимаемой человеком информации.


Таким образом, создание выставок - даже вполне традиционных их раз­новидностей - как будто бы освоенных многолетней практикой, требует от библиотекаря постоянного совершенствования, сочетания знаний и умений с глубокой эрудицией, творческой фантазией и даже изобретательностью. Эти компоненты образуют понятие «профессиональное мастерство».

^ Авторские выставки

Мы уже упоминали об авторских выставках, предопределивших бурное инновационное развитие этого направления библиотечной деятельности. «Нестандартная» выставка - это отступление от общепринятых правил, нетривиальный, личностно окрашенный взгляд на цели экспонирования и способы их достижения. То есть это продукт творчества, у которого всегда есть конкретный автор идеи, концепции, оригинального оформления. Имен­но поэтому мы называем эти выставки авторскими. Рассмотрим некоторые виды таких выставок.

^ Выставка одной иллюстрации. Иногда достаточно немного изменить хорошо известную методику. Например, вместо выставки одной книги или статьи в качестве смыслового и визуального центра выбирают не книгу, а иллюстрацию, таким образом привлекая внимание читателя к публика­циям, с ней связанным. Иногда эта связь может быть и не совсем прямой. Так возникает выставка одной иллюстрации.

Например, на выставке «.. .Красоту Боровиковский спас» представляют репродукцию портрета красавицы М.Лопухиной и публикации о ней (а не о картине, не о художнике). Или демонстрируют знаменитую работу Ф.Ро-котова - портрет А.П. Струйской - под заголовком «Любите живопись, поэты...». Эта выставка дает возможность наряду с текстом стихотворения Н.Заболоцкого экспонировать материалы о романтической предыстории создания портрета, а также о владельце одной из лучших типографий Ев­ропы конца XVIII в. Н.Е.Струйском, трагической судьбе его внебрачного сына, поэта А.Полежаева.

Выставка-концепция. Практики, изучавшие многообразие нестандарт­ных выставок, на одно из первых мест ставят концептуальные выставки, их иногда называют выставки-размышления. Будучи разновидностью тема­тических, они содержательно могут быть названы проблемными. Одна из них, созданная коллегами из Ивановской областной библиотеки для детей и юношества, была описана в пособии «Привлекательная библиотека»4.

4 ^ Матпина С.Г. Привлекательная библиотека, или Что может реклама : практическое по­собие. - Изд. 2-е, доп. и перераб. / С.Г.Матлина. - М: Либерея, 2000. - С. 89-90.


Выставка «Аршином общим не измерить...», представленная в чи­тальном зале «Юность», была посвящена юбилею А.С.Пушкина. Автору концепции - заведующей читальным залом - было важно донести до посетителей мысли гениального автора «Капитанской дочки», «Бориса Годунова» и «Истории Пугачева» о «бессмысленном и беспощадном» русском бунте. К этим произведениям А.С.Пушкина на выставке логи­чески примыкали «Бесы» Ф.М.Достоевского, «Двенадцать» А.А.Блока, «Белая гвардия» М.А.Булгакова и другие книги, включая сочинения наших современников. Помимо прицельного отбора литературных произведений, авторы выставки строго рассчитали время ее проведе­ния — период подготовки старшеклассников к выпускным экзаменам в школе и вступительным в вузах.

Выставка-концепция, как и многие другие разновидности нестандартных выставок, обычно является плодом творчества сразу нескольких человек: автора идеи (проекта), библиографа, художника-оформителя (дизайнера). Экспонируют ее на протяжении одного-полутора месяцев. Если она гото­вится в публичной библиотеке или школьная планирует привлечь внимание к ней «внешних» читателей, то о ее проведении широко оповещают насе­ление через местные СМИ, через рекламу в школах, домах культуры и др. Обязательным элементом такой выставки является указание всех авторов, что, по данным исследований, повышает статус сотрудников библиотеки в глазах пользователей и к тому же стимулирует чувство ответственности создателей экспозиции.

Выставка-настроение. Рядом с выставкой-размышлением в один смы­словой ряд можно поставить и выставку-настроение. В ней также ярко выражено личностное начало спроектировавшего ее автора-библиотекаря, но при этом превалирует эмоциональная составляющая. В качестве примера . назовем выставку цветных фотографий «Архитектура осени». Ее сопро­вождали поздние цветы в напольных керамических вазах, ветки красной рябины и желтого клена, которые гармонично взаимодействовали с фото­иллюстрациями. Рядом библиотекари разместили книжный ряд «Русской осени очарованье...». Здесь были представлены стихотворения русских поэтов о времени года, которое со времен А.С.Пушкина считают побудите­лем к литературному творчеству (опыт библиотек Белгородской области). В профессиональной литературе такого рода экспозицию не вполне точно называют выставкой-образом. Хотя создание художественно выверенного образа, на наш взгляд, — задача любой выставки.

Выставка-сюрприз. В основе нестандартной выставки могут лежать и другие проекты, подразумевающие прежде всего оригинальное дизайнерское решение. Например, у сотрудников отдела «Отрочество. Юность» Иванов-


ской областной библиотеки для детей и юношества однажды возникла идея создать необычную выставку ко Дню смеха — 1 апреля5.

Ее читательский адрес — дети старшего возраста, юношество - требо­вал не просто представить грамотно отобранную литературу, но необычного, остроумного или, как говорят ребята, «прикольного» решения. Оно было найдено. Выставка под заголовком «Первоапрельский кутюр» представля­ла собой своеобразный подиум, образовавшийся из положенного на пол книжного стеллажа. Покрытый материей, он как бы демонстрировал свое традиционное предназначение и одновременно новый вариант использова-ния. Книги на перевернутом стеллаже стояли не чинно в ряд, как на обычной полке, но стопками. Одна из них напоминала по форме винтовую лестницу, другая - построенный из книг домик. Журналы - с закладками «по месту прописки» интересных литературных произведений, а также статей - и вовсе были беспорядочно разбросаны по подиуму.

Визуальным центром выставки стал портрет «грустного клоуна» с серьезным усталым лицом - Юрия Никулина. Рядом стояли аксессуары из фильмов с его участием: разноцветный женский зонтик, шарфик, пустая бутылка. Библиотекари - творцы выставки — рассматривали их как «при­манку», направленную на ненавязчивое привлечение внимания.

Несомненно, беспорядок, как и вроде бы случайный отбор книг по оди­наковому формату, был кажущийся. Поскольку грустное и веселое всегда соседствуют в жизни, в выставке «участвовали» книги разных отраслей и на разные темы, объединенные не столько жанром (здесь была юмористическая литература, книги об искусстве комедии и т.п.), сколько другим признаком: их незаслуженно редко спрашивали читатели. Фактически по своим функциональ­ным особенностям описанная выставка была книжно-журнальным развалом, об эффективности которого в косвенной рекомендации книги мы уже говорили.

Неординарный подход к оформлению развала, самоиронию библиотека­рей, которые не побоялись перевернуть все вверх тормашками, подростки оценили адекватно. Развал пользовался громадным успехом, пирамиды книг исчезали на глазах создателей. Библиотекари не уставали подкладывать заранее подготовленные «резервные» издания.

Данный пример хорошо иллюстрирует довод о самодостаточной роли оформления. В нестандартных выставках оно является частью их содер­жательно-смысловой основы. Детей, растущих у экранов (телевизоров, видеоплееров, компьютеров), нелегко убедить в необходимости взять ту или иную книгу, если она не связана впрямую с процессом обучения. «Игра» на их привычке к визуальному восприятию мира - эффективное средство. Их надо заинтересовать, более того - УДИВИТЬ. Не случайно ивановские

5 Выставка - это звучит интересно! : Метод. пособие. - Иваново, 2004. - С. 32.

библиотекари причислили свою первоапрельскую шутку к разряду выста­вок-сюрпризов .

^ Цвет и объем как основа организации выставок. «Замешанные» на веселой фантазии выставки, пользуясь фразеологией их создателей, можно причислить и к так называемым «фигурным», в основе которых находится «игра объемами». Последние ориентированы на «необычную форму пред­ставления». Вот, например, как можно из обычной выставки новых посту­плений для дошкольников создать «фигурную». Выставку «К нам новая книга пришла» размещают на любимом детьми подиуме «лесенкой»: от нижних ступенек - сказок и рассказов для самых маленьких - до верхней, где представлены энциклопедии для дошкольников. По замыслу авторов такое расположение книг отражает ступени читательского роста6, который малыши вполне понимают.

Игра объемами в детской библиотеке нередко сочетается с игрой цветом. На­пример, необычно выглядит выставка «Зеркало женской души». Разработанная талантливыми библиотекарями из Кировской областной детской библиотеки им. А.С.Грина, она была адресована девочкам-подросткам7. Читательницы могли увидеть на столе задрапированные белыми и черными шелковыми шторами коробки разной величины, в которых были расставлены книги русских поэтесс разных эпох. Чередовавшиеся белый и черный цвета позволяли визуально под­черкнуть различия поколений поэтесс и одновременно преемственность их твор­чества. Игра черного и белого цвета также символизировала неоднозначный, часто трагический, жизненный путь женщин-поэтов. Выполненные тушью на белом ватмане цитаты, рисунки, виньетки хорошо смотрелись на фоне «черного ящика». На белой драпировке соседнего раздела аналогичный изобразительный ряд был представлен белым цветом на черном листе. Использованные линии также выступали неким знаком эпохи: портретам поэтесс XIX века соответ­ствовали виньетки, Серебряный век был представлен черными женскими головками-профилями на белом листе, наши современницы — черно-белыми фотографиями. Книжный ряд дополняли также подсвечник, цветок в бокале, перчатки, шкатулка и другие аксессуары, позволяющие создать романтичный женский образ.

К сожалению, в выставке не было использовано выигрышное изобра­зительное решение, позволявшее уточнить смыслы ее заглавия - зеркало. Семиотика свидетельствует, что зеркало «отсылает вперед» и одновременно «замыкает» пространство, воплощая его интимный характер8.

6 Выставка - это звучит интересно! : Метод, пособие. - Иваново, 2004. - С. 32.

7 Информационная среда детской библиотеки : вып. 2.: Книжная выставка: традиции и
инновации : из опыта работы ОДБ им. А.С. Грина. Киров, 2003. - 39 с.

8 Бодрийяр Ж. Система вещей. - М.: Рудомино, 1995. - С. 18.


Интерактивные выставки

Выставки-викторины. Игровыми по своей природе являются выстав­ки-кроссворды /викторины, получившие распространение в Детских, юно­шеских и школьных библиотеках в 1990-е годы. Строят их по-разному. Чаще всего одна из частей - левая (ознакомление с визуальной информацией, как и печатным текстом, обычно происходит слева направо) - представляет собой стенд. На нем размещается схема разработанного библиотекарем кроссворда с перечнем вопросов или заданиями викторины. Правая часть экспозиции - это собственно книжно-иллюстративная выставка с изда­ниями и иллюстрациями, обращение к которым помогает найти ответы. Хорошо, когда задания представлены не только текстом, но и картинками, как, например, в традиционных «кроссвордах с фрагментами», публикуемых в журнале «Наука и жизнь».

Вопросы могут быть разными - библиографическими и фактографи­ческими, но непременно нацеленными на выявление и развитие интеллек­туального потенциала детей, на развитие навыков поиска информации. Кроме вопросов по текстам, биографиям, можно также попросить назвать автора той или иной картины (по ее репродукции); лица, изображенного на фотографии; обозначить стиль, направление в искусстве, к которому принадлежит конкретный шедевр.

Всем вопросам присвоены порядковые номера, которые соответствуют строкам в рисунке кроссворда. Отвечая на вопросы викторины, читатель пишет номер вопроса, не повторяя его, а затем сдает записки с ответами библиотекарю или опускает их в стоящий рядом «почтовый» ящик.

При этом из оформления выставки должно быть ясно, как, когда и кем проверяются ответы и что сулит правильный ответ. Если такая выставка яв­ляется частью конкурса эрудитов или другого состязания, рядом с вопросами также указывают количество баллов, начисляемых за правильный ответ.

Выставки-диалоги. Игровой элемент может присутствовать и в выстав­ке-диалоге. Композиция тематических выставок может строиться на диалоге, в том числе на противостоянии мнений («за» и «против»). Но нестандартная выставка-диалог, и особенно ее разновидность выставка-дискуссия, усили­вает это противостояние за счет специальных приемов - акцентов. Напри­мер, такую выставку «Белые и Красные» разработали в уже упоминавшейся Ивановской областной библиотеке для детей и юношества4.

Книги о Гражданской войне были представлены не на традиционных стеллажах, а на стульях, покрытых материей белого цвета с одной сто­роны и красного - с другой. Стулья стояли на небольшом возвышении

9 Выставка - это звучит интересно! : Метод, пособие. - Иваново, 2004. - С. 32.

под острым углом друг к другу, который подчеркивал резкий идейный конфликт разных лагерей. В центре размещался стенд с цитатами. Одна из них - из «Апокалипсиса»: «И не покаялись они в убийствах своих...» Другая - стихотворный афоризм И.Губермана: «Пути добра с путями зла так перепутались веками, / Что и чистейшие дела творим грязнейшими руками». Выделялась символика двух движений: герб России с двуглавым орлом и герб пролетарской республики - серп и молот.

«Дискутировали» между собой и экспонируемые книги. На каждой сто­роне выставки были представлены издания как в осуждение, так и в защиту белого и красного движения. И в этом случае, как и у кировских коллег, использована игра объемами, линиями, цветом.

Другой вариант выставки-диалога, которую обозначили как выстав­ку-сравнение, был рекомендован Пермской областной универсальной научной библиотекой. Называется она «Литературные родственники и однофамильцы»10. Сравнивалось творчество известных деятелей русской культуры - представителей разных эпох, носивших одинаковые фамилии: Толстой, Некрасов, Ерофеев, Алешковский и др. На выставках представ­ляют произведения писателей, портреты, иллюстрации, приводят тексты с элементами сравнительного анализа творчества.

Назовем еще одну разновидность выставки диалогового характера, обусловленной обращением читателя к библиотекарю. Ее условное назва­ние — выставка-вопрос (варианты: «Спрашивай - отвечаем», «Почему так бывает?», «Знаешь ли ты свои права?»). Иногда библиотекарь с этой целью собирает вопросы детей. В других ситуациях сам формулирует эти вопросы, исходя из читательских интересов и содержания имеющихся в фонде научно-популярных книг и журналов. Такого рода выставка помимо других эффектов значима и тем, что по-своему приучает детей самостоятельно пользоваться информационными источниками. Достаточно лишь, отвечая на каверзный вопрос, дать отсылку к словарю, справочнику или энциклопедии, а также сайту в Интернете.

К выставке-вопросу содержательно примыкает выставка-словарь, цель которой объяснить детям, как правило - малышам, новые понятия. Здесь также важен не столько факт объяснения, сколько возможность приучить детей самостоятельно использовать справочные издания. Наиболее попу­лярные из них представлены на выставке с закладками на соответствую­щих страницах. При этом можно поставить рядом примеры использования нового слова в контексте, раскрыв книгу на нужном месте или скопировав

с увеличением фрагмент текста. Можно предложить зрителю найти места использования нового слова на раскрытой странице.

Школьный библиотекарь из Частинского района Пермской области в глубокой статье, посвященной выставочной работе детских и школьных библиотек", предлагает дополнить этот ряд аудио- и видеоматериалами. Например, вопрос может быть сформулирован так: «Какая птица поет?» Ребенку достаточно нажать кнопку видеомагнитофона и увидеть, а также услышать ту или иную представительницу пернатых.

Выставка-путешествие строится в форме экскурсии по родному краю или стране, изучение языка и культуры которой составляет основу профиля школы. Левая ее часть - стенд со стилизованной картой своего края или другой страны. Флажками на ней отмечают места предстоящих заочных путешествий.

Правая часть - это печатные издания краеведческой направленности или литература, в том числе художественная, отражающая культуру конкретной страны. В качестве обязательного элемента выставка включает разнообраз­ный иллюстративный материал.

Иногда библиотеки сопровождают путешествия или прогулки аудио- и видеоматериалами. Видеофильмы, музыкальное сопровождение и слайды помогают, помимо получения ценной информации, создать эмоционально окрашенный образ города, местности, страны.

^ Выставки, подготовленные вместе с читателями

Особое место среди нетрадиционных выставок, требующих от библиоте­каря не только знания книжных и электронных источников, но и фантазии, умения неординарно взглянуть на мир и поделиться этим нетривиальным взглядом с читателями, занимают экспозиции, создаваемые совместно с детьми и юношеством.

Желание отступить от стандарта, создать авторскую выставку приводит к появлению таких игровых по своей природе книжно-иллюстративных экс­позиций, как выставка-ситуация. Ее методику также описывает частинский библиотекарь. Организуемая для подростков, она моделирует необычную и иногда даже фантастическую ситуацию, о которой мечтают тинейджеры: «Эту книгу я возьму с собой... на необитаемый остров; в космическое путешествие; в дальний и рискованный поход и т.п.». Предполагается, что книги на эту выставку ставят сами читатели.


10 ^ Молодцова А.В. Нетрадиционные книжные выставки: типы, методика организации и презентации / А.В.Молодцова // Сельские библиотеки: знаки перемен: сб. материалов / ПОУБ им. А.М.Горького. - Пермь, 2003. - С. 117.


11 Вяткина В. В. Нетрадиционное оформление выставок для детей: опыт библиотек России (обзорно-аналистическая информация) / В.В.Вяткина. // Библиотекарю для внедрения в прак­тику работы. Вып. 32 / ПОУБ им. А.М.Горького. - Пермь, 2003. - С. 14-26.


Формы участия детей в подготовке таких выставок различны. Поучи­тельна история маленькой школьной библиотеки, начавшей жизнь с «бе­лого листа»: без стеллажей, витрин и даже стендов. На помощь, наряду с пространственным воображением, фантазией и вкусом хозяйки, пришли учитель труда с учащимися, воплотившими в жизнь проекты школьного библиотекаря12.

С помощью изготовленных ребятами горизонтальных и вертикальных реек, к которым крепят симпатичные полочки, библиотекарь создала боль­шую - во всю еще недавно голую стену - незастекленную витрину, где можно выставить книги, журналы, иллюстрации. Преимущество такой вит­рины в том, что горизонтальные рейки, которые прикрепляют к постоянным вертикальным, можно размещать на разной высоте, сочетая симметрию с ассиметрией, «играя» размерами внутренних частей витрины и выставлен­ных экспонатов.

Библиотекарь использует также игру цветом, формами самодельных и принесенных ребятами изделий: из лакированного березового капа, корней других деревьев, приставленного к витрине плетня с подсолнухом и глиня­ным кувшином. Многие выставки ребята оформляют своими рисунками. В последние годы в библиотеках получили распространение самостоя­тельные выставки читательских рисунков, которые сопровождает текст (иногда в виде листовок или буклетов), рассказывающий о творчестве юных или взрослых художников и снабженный их портретами. Разновидность здесь — так называемая выставка-хобби, экспонирующая поделки ребят. Последние иногда проектируют как цикл экспозиций под примерным на­званием «Я и мои увлечения».

Например, на абонементе уже многократно упоминавшейся Иванов­ской областной библиотеки и для детей и юношества была подготов­лена экспозиция «Сошьем понемножку новую одежку». На выставке были представлены книги по вязанию, шитью и вышивке. Рядом экспо­нировали кукол в вязанной и сшитой руками детей одежде. На нижней полке стояла детская швейная машинка, можно было увидеть спицы и крючки, образцы пряжи. Выставка стала частью конкурса, жюри которого оценивало модели и на заключительном празднике вручало победителям призы.

По мнению ивановцев, такого рода выставки целесообразно делать частью долговременного творческого состязания, конкурса, игры. Об этом информирует обращение к читателям, которое помещают в центр экспози­ции. Вблизи нее располагают ярко оформленные «почтовые ящики» или

12 Киселева В. Внутреннее оформление и выставочная работа в школьной библиотеке / В.Киселева//Школьная библиотека. - 2001. - № 8. - С. 33-36. .


сундучки, куда ребята охотно опускают письма - предложения, рисунки, поделки, отзывы о книгах.

Работа с читательскими отзывами о книгах - давняя традиция отечест­венных библиотек. Отзывы экспонируют по-разному. Например, они явля­ются одним из важных элементов еще одной разновидности нестандартной выставки - бенефис читателя. Ее можно назвать, например, «Лучшие читатели года». Цель такой экспозиции - привлечь внимание ребят к кни­гам, вызвавшим интерес сверстников. В этом случае, как и при организации книжных развалов, используют эффекты косвенной рекомендации. Здесь экспонируют увеличенные ксерокопии читательских формуляров книгоче­ев, их фотографии, количественные сведения о прочитанных книгах, сами книги и, конечно, отзывы о них.

Безусловно, отзывы о книгах могут сопровождать и другие выставки. Задача в том, чтобы эти отзывы органично входили в экспозицию. Иногда с этой целью используют прием «Рекомендует читатель». Он означает, что аннотации к экспонируемым изданиям пишут сами ребята. Может полу­читься и так, что вся выставка составлена из любимых детьми и вместе с ними отобранных книг. Очень яркий пример такой выставки описан в газете «Библиотека в школе» (Коткина И. Я с ружьем и учительница в шортах // Библиотека в школе. - №5/2002, с. 6-7).

В одной из детских библиотек Нижегородской области автору довелось увидеть выставку «Угощаю интересной книгой». Размещенная на столе выставка была оформлена как некое пиршество. На белой скатерти были разложены пластиковые тарелки: в них на держателях-подставках стояли заинтересовавшие ребят издания. Закладки информировали, кто является инициатором того или иного угощения.

Учитывая непростой характер подростков, некоторые библиотекари используют, прямо скажем, не бесспорный прием антирекомендации книги. На выставке «Прочти и оцени...» выделяют раздел «Прочитал - не понравилась». По наблюдениям наших коллег, такой раздел также выступает своеобразной «приманкой» для упрямых тинейджеров. На закладке в книге можно прочитать целую переписку ребят, при этом почувствовать их воз­мущение по поводу той или иной негативной оценки сверстника. (Опыт библиотек Пермской области.)

Интересный опыт «соавторства» библиотекаря и читателя накоплен в одной из школьных библиотек Нижнего Новгорода13. Рядом с выстав­кой «Возраст тревог и ошибок» на импровизированной школьной доске библиотекарь поместила высказывания подростков — ответы на вопросы

13 Пантюхова Т.Н. Визитная карточка библиотеки / Т.Пантюхова. // Библиотека. - 2000. -№ 4. - С. 43-45.


заочной дискуссии по теме выставки. Здесь же можно увидеть «Тетрадь читательских откровений», в которой ребята могут анонимно поделиться своими проблемами, попросить совета у сверстников и педагогов.

^ Презентация выставок

Составной частью многих проектов авторских выставок в последние годы становятся их презентации. Сошлемся на подборку статей, раскры­вающих особенности такого рода презентаций, проведенных сельскими библиотекарями14. Как указано в предисловии к подборке, суть презен­тации - публичное представление выставки населению. Чаще всего она проходит в театрализованной форме, когда рассказ о книгах сочетается с чтением стихов, музыкальным сопровождением.

А презентация выставки «Лавка купца Дробинина» и вовсе проходила в форме сочиненного библиотекарем озорного стихотворного сказа, в котором старинные вещи спорят, кто из них главнее. Как свидетельствует приведенный пример, под презентацией понимается комплексная массовая программа, смы­словым центром которой становится нестандартная авторская выставка.

^ Информационные технологии в выставочной работе

Нетрадиционные элементы современной выставки, по своей сути вопло­щающие игровое начало, связывают сегодня с новыми информационными технологиями. Прежде всего имеются в виду так называемые интерактивные выставки. Они сочетают собственно книгу, иллюстрации, а также получае­мые с помощью мультимедиа визуальный и звуковой ряды. По сути дела это может быть та же тематическая выставка, но, по словам известного методолога П.Г.Щедровицкого, спроектированная на ином «гуманитарно-технологическом уровне».

Так, на выставке, посвященной столетию со дня рождения М.А.Шоло­хова, в одном из филиалов столичной ЦБС «Лефортово» одновременно с экспонированием книг писателя, материалов о нем, богатого иллюстратив­ного ряда, на двух стоящих рядом мониторах демонстрировались докумен­тальные фильмы о писателе, а также отрывки из фильмов-экранизаций его художественных произведений.

14 Сельские библиотеки: знаки перемен: Сб. материалов / ПОУБ им. А.М.Горького; Сост. А.В.Молодцова. Пермь, 2002. - С. 74-85;


Электронные технологии в выставочной работе используют по-разному. Это могут быть экспозиции, существующие в электронном формате на CD, которые выдаются на дом. Или те, которые размещают в каждом компьютере зала школьной медиатеки.

Электронные выставки можно создать, используя программу PowerPoint. Пример такого рода приводится в книге Н.В.Збаровской15. На заглавном слайде представлены разделы выставки в виде гиперссылок на соответст­вующие слайды. При переходе к разделу используют средства анимации. Например, экспонируемая книга или заголовок к разделу виртуальной вы­ставки как бы выплывает с разных сторон, многократно переворачиваясь при смене слайда. Данные приемы оживляют просмотр, привлекают к нему непроизвольное внимание. По сути, это та же «приманка», которая упоми­налась выше при описании методики создания реальных выставок.

Смена слайдов происходит автоматически или с помощью мыши, клавиа­туры. При этом библиотекарь продумывает заголовки разделов - слайдов, цитаты к ним, списки литературы, к которым отсылают гиперссылки, и, конечно же, иллюстративный материал и цветовую гамму фона.

Электронные выставки нередко представляют на сайтах крупных библиотек. В оптимальном варианте, помимо кратких текстов и списка литературы, предпочтительно показывать обложки наиболее интересных, в том числе и уникальных, изданий, давать отсылки к соответствующим частям книжного фонда. Кроме того, здесь также важен цветовой фон и иллюстративный ряд.

И все же самое главное — эти разновидности свидетельствуют об ин­новационном развитии выставочной библиотечной работы. Они создаются творчеством библиотекаря, не имеющим пределов. Поэтому перечень не­стандартных выставок всегда открыт для пополнения.

15 Зборовская Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек / Н.В.Збаров-ская. - СПб.: Профессия, 2004. - С. 211-212.


Библиография

  1. Гусева В. И библиотека никогда не закрывается / В.Гусева // Библиотека
    в школе. - 2001. - №2. - С. 20.

  2. Зборовская Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек /
    Н.В. Збаровская. - СПб.: Профессия, 2004. - 224 с. - (Библиотека).

  3. Киселева В. Внутреннее оформление и выставочная работа в школь­ной библиотеке / В.Киселева // Школьная библиотека. - 2001. - № 8 -
    С. 33-36.

  4. Матлина С.Г. Привлекательная библиотека, или Что может реклама?
    : практическое пособие / С.Г.Матлина. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.:
    Либерея, 2000. - 128 с. [Гл.7 «Лучше один раз увидеть...»]

  5. Мелентъева Ю. Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке:
    специфика форм и методов. Лекция 7. Технология библиотечного обслужи­вания массовых информационных интересов и запросов / Ю. Мелентьева //
    Библиотека в школе. - 2004. - № 22. - С. 54-58.

  6. Мужикова Е.Ф. «Видимая» библиотека и наглядность (Консультация
    специалиста) / Е.Ф.Мужикова // Школьная библиотека. - 2003. - № 3 -
    С.30-36.

  7. Пантюхова Т. Визитная карточка библиотеки / Т.Пантюхова // Биб­лиотека. - 2000. - № 4. - С. 43-45.

  8. Рудишта Т. «.. .Даже книжки замело»: выставочная работа в библио­теке / Т. Рудишина // Библиотека в школе. - 2000. - № 6. - С. 8-9.



//Матлина, С.Г. Книжные выставки – обычные и необычные / С.Г. Матлина.- М.: Чистые пруды, 2008.-27с.

koefficienti-razvodimosti-praktikum-po-kursu-territorialnaya-organizaciya-naseleniya-uchebnoe-posobie.html
koefficienti-vnutriparnih-korrelyacij-po-pokazatelyu-obshego-intellekta-federalnaya-programma-knigoizdaniya-rossii.html
koevolyucionnaya-poznavatelnaya-model-mir-kak-process-sovmestnogo-sopryazhennogo-razvitiya-sistem-so-vzaimnimi-selektivnimi-trebovaniyami.html
kofi-annan-generalnij-sekretar-oon.html
kogda-1a-o-sebe-svoej-seme-svoih-druzyah.html
kogda-bili-sozdani-znamenitie-eposi-mahabharata-i-ramayana-i-o-chem-oni-rasskazivayut-stranica-10.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-22-ahtung-ahtung-v-vozduhe-tigryonok-poluraspad-aleksandr-zorich.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-4-gidro-edaficheskie-faktori-sredi-kratkij-kurs-lekcij-krasnodar-2009-udk-591-5-595-7078-bbk-28-681.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sociokulturnie-stereotipi-i-sposobi-ih-preodoleniya-v-processe-obucheniya-inostrannomu-anglijskomu-yaziku-studentov-fakultetov-mezhdunarodnih-otnoshenij-annotaciya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-2-osnovi-teorii-iskusstvennogo-intellekta-zadachi-iskusstvennogo-intellekta-7-test-po-teme-istoriya-razvitiya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/proizvodstvo-metallov-i-ih-splavov.html
  • college.bystrickaya.ru/-ot-kachestva-i-sostava-fizicheskih-uprazhnenij-podelitsya-svoim-podhodom-k-podgotovke-sportsmenov-pri-rabote.html
  • urok.bystrickaya.ru/press-sekretar-irina-anatolevna-nacharova-571-05-89-presskkultgovspbru.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-stranica-8.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sovremennie-problemi-medicinskoj-himii-napravlennij-poisk-novih-lekarstvennih-sredstv-informacionnoe-pismo-2.html
  • write.bystrickaya.ru/gazeta-avtor-ne-ukazan-24092008-181-str-6-pervij-kanal-novosti-23-09-2008-borisov-dmitrij-18-00-9.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/12-mesyacev-kotorie-potryasli-mir-mobilnih-pk.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soglasovano-stranica-11.html
  • composition.bystrickaya.ru/petrovskij-na-l-p-rifel-gosudarstvennij-arhiv-vostochno-kazahstanskoj-oblasti-i-ego-filiali-putevoditel-po.html
  • lesson.bystrickaya.ru/otkorm-svinej-v-kolhoze-ural-ilekskogo-rajona-chast-4.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temi-referatov-po-discipline-tehnologiya-proektirovaniya-informacionnih-sistem.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/materialnie-usloviya-organizacii-obrazovatelnogo-processa.html
  • desk.bystrickaya.ru/ocenka-zayavok-na-uchastie-v-zaprose-predlozhenij-instrukciya-po-uchastiyu-v-otkritom-zaprose-predlozhenij-5-obshij-poryadok.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referat-po-predmetuprirodopolzovanie-na-temu-atomnaya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhmis-trler-orindalu-merzm-zhauaptilar.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tema-11-fizicheskaya-kultura-v-proizvodstvennoj-kurs-lekcij-moskva-rossijskij-universitet-druzhbi-narodov-2008.html
  • tests.bystrickaya.ru/konflikti-v-pedagogicheskom-kollektive.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-tretya-issledovanie-rubezhej-chelovecheskogo-soznaniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/skvoznie-motivi-v-rasskazah-daniila-harmsa.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/hot-ubej-sleda-ne-vidno-stranica-14.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-1-marketing-tovarov-i-uslug-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ds-r-10-planirovanie-marketingovoj.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nacionalnij-doklad-o-kadastre-stranica-5.html
  • assessments.bystrickaya.ru/biatlon-mozhet-lishitsya-akkreditacii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravoslavie-i-tvorchestvo.html
  • control.bystrickaya.ru/ekzogenno-organicheskoe-zabolevanie-golovnogo-mozga-slozhnogo-geneza-sosudistij-intoksikacionnij-psihoorganicheskij-sindrom-i-stadii-asteno-depressivnij-sindrom.html
  • bukva.bystrickaya.ru/optroni-i-ih-primenenie.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-effekt.html
  • bukva.bystrickaya.ru/mif-ob-inorodcah-rastlitelyah-nezavisimaya-gazeta-pain-emil-17012006-6-str-11.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-laboratornoj-raboti-4-po-kursu-cifrovaya-obrabotka-signalov-tomsk-2010.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/skvoz-veka-vzaimnogo-izumleniya-kulturnij-dialog-rossiya-i-italiya-rek-bibliogr-ukaz-centralnaya-gorodskaya-biblioteka-informacionno-bibliograficheskij-stranica-5.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zdanovich-d-g-sintashtinskoe-obshestvo-socialnie-osnovi-kvazigorodskoj-kulturi-yuzhnogo-zauralya-epohi-srednej-bronzi-chelyabinsk-1997-stranica-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.