КНИЖНОЕ МОРЕ ЗА ГРАНИЦАМИ КАНОНА: ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
.RU

КНИЖНОЕ МОРЕ ЗА ГРАНИЦАМИ КАНОНА: ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


^ КНИЖНОЕ МОРЕ ЗА ГРАНИЦАМИ КАНОНА:
ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ
КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59. Экспансия смыслов и текстов Писания
в коммуникативное пространство социума
Судьбоносное время сложения религии – это своего рода коммуникативно-религиозное потрясение общества, по своей культурной и социальной значимости сравнимое с последствиями тектонических сдвигов для геологического ландшафта. Конечно, сложение и то или иное распространение новой религии (хотя бы в границах одного этноса) – это всегда исторический п р о ц е с с, длящийся годы, иногда десятилетия или даже столетия (например, распространение христианства только в пределах Римской империи).

В процессе становления религиозных учений есть не только хронология, но и своеобразная коммуникативная логика. Это логика развертывания учения: его экспансия в новые города и селения, в различные социальные слои и поло-возрастные группы людей; это содержательное (идейно-тематическое) развитие учения "вширь и вглубь" и вместе с тем его внутреннее "самоструктурирование". В первоначально нерасчлененном, аморфно-гибком, почти как бы однородном смысловом пространстве учения его приверженцы начинают различать определенную и е р а р х и ю смыслов. Складываются представления о разной значимости, разных функциях отдельных слагаемых учения (и соответствующих текстов). Какие-то компоненты или элементы учения начинают осознаваться в качестве ядерных или стержневых, опорных и не допускающих ни малейших изменений, в то время как другие слагаемые рассматриваются как периферийные, менее значимые, допускающие варьирование и т.п.

Распространение религии среди новых групп населения и содержательное развитие учения взаимосвязаны. Новые идеи – это нередко результат слишком живого, активного приятия учения. Именно активность, страстность "принимающей стороны" изменяют учение. С другой стороны, учение, адаптированное к новой среде, скорее станет известным соседям и окажется приемлемым для них. Новый социум, заимствуя религию у соседей, в свою очередь может в той или иной мере видоизменить учение и/или ритуал... Именно так, легко видоизменяясь и легко преодолевая расстояния, распространялся из Индии по Южной и Юго-Восточной Азии буддизм.

В религиях Писания учение не варьируется с легкостью, но зато оно оказывается тем смысловым ядром, силовое поле которого п о р о ж д а е т новые смыслы и новые тексты. Культура, в основании (или в центре) которой находится религия Писания*, развивается в огромной зависимости от Писания – потому что потребовались новые ответы на вопросы, поставленные Писанием; или необходимы уточнения правовых норм, продиктованных Писанием; или нуждаются в защите, истолковании или популяризации слова пророка...

* Хорошо бы, не смущаясь внешней алогичностью, совместить эти полустертые языковые образы, призванные пояснить роль Писания как в самой религии Писания, так и в какой-то мере – в книжно-письменных культурах, основанных на религии Писания. Это такие образы: во-первых, Писание как стержень, фундамент, ось, – одним словом, некая несущая конструкция, надежная опора для "несомых"; во-вторых, – это ядро атома, центр солнечной системы, т.е. то, что определяет строение и главные черты "своего" микро- или макрокосмоса. В-третьих, это сравнения из области органического мира: семя, каким-то образом (пока еще не постижимым наукой), содержащее в свернутом виде все то, что из него родится и вырастет; корень; ствол с ветвящимися побегами... Объединяя эти ряды, мы можем в какой-то мере представить функции Писания: быть опорой; быть определяющим центром; быть источником, из которого все вырастает...
^ 60. Общая типология книжных жанров в религиях Писания
В истории формирования жанров конфессиональной литературы между отдельными религиями Писания наблюдаются определенные общие закономерности (см. §86-87). Есть сходство, во-первых, в составе жанров и, во-вторых, в относительной хронологии сложения отдельных жанров в своей системе. Вместе с тем это именно сходство, а не совпадение. Основные направления, по которым шло жанровое развитие конфессиональной литературы, таковы.

  1. Запись учения (первоначально распространявшегося устно; см. §58). Это, в сущности, не жанровое изменение: это изменение в   т и п е   общения, тот сдвиг, который со временем вызовет громадные последствия для всей коммуникативной организации религии.

  2. Сложение религиозного канона; в итоге складывается оппозиция канонических книг и произведений, по хронологии, жанрам и темам примыкающих к канону, но не включенных в него (см. §61-62).

  3. Сложение в т о р о г о   по значимости (после Писания) корпуса высокоавторитетных текстов, которые восполняют содержательные лакуны Писания и дают к нему развернутый комментарий. Этим произведениям, как и Писанию, приписывается священный характер. Если обобщенно использовать христианские термины, то этот второй по значимости корпус сакральных текстов можно назвать Священное Предание; в христианстве Св. Предание – это сочинения отцов церкви (патристика); в иудаизме – "Талмуд"; в исламе – "Сунна" и хадисы (см. §63-65).

  4. Развитие теологии, или богословия (в качестве теоретического учения о Боге, Откровении, взаимоотношениях Бога и людей и др.). Начало теологии может содержаться уже в Св. Писании; основополагающие принципы обычно формулируются в Св. Предании; однако, в отличие от Предания, которое мыслится сложившимся, завершенным, теология продолжает развиваться и в наше время (см. §66-68).

  5. На основе догматического богословия церковная иерархия вырабатывает краткое изложение вероучения – символ веры и катехизис (см. §69-71). Это самые ответственные и репрезентативные жанры сложившейся конфессии. Вместе с 2-3 главными молитвами символ веры и катехизис содержат тот вероучительный минимум, который известен самым широким кругам верующих.

  6. Особую жанровую подсистему образуют тексты, используемые в богослужении (в храме, в культовых отправлениях вне храма, в молитве верующего). Это различные богослужебные книги и сборники молитв (см. §73-74).

  7. С мистическим началом, которое в той или иной мере живет в самых разных религиях, связан особый, самый прихотливый и поэтический пласт конфессиональной литературы – мистико-эзотерические тексты (см. §75-78).

  8. Проповедь изначально присутствует в религиозной коммуникации людей, раньше любых письменных фиксаций религиозного содержания. С проповеди начинается приобщение людей к Откровению Бога, посланному людям через пророка. Если Откровение – это информационный "первотолчок" религии, то проповедь – это начало жизни учения среди л ю д е й   (в их сознании и религиозной коммуникации). В разных конфессиях судьбы проповеди различны, что связано с особенностями в истории содержательной и жанровой коммуникации в той или иной конфессии (см. §81-82).

  9. К необходимости определенного толкования, пояснения сакрального текста приходят все религии Писания – в силу присущего им повышенного внимания к авторитетному слову и стремления удержать его первоначальный смысл. Элементы комментирования священного текста, иногда возникающие уже в Писании (например, в "Новом Завете", см. об этом §83), со временем становятся основным содержанием произведений специального жанра – толкований (см. §82-84).

  10. В иудаизме и исламе уже в Писании сформулирован ряд фундаментальных правовых норм. В дальнейшем, по мере роста юридических потребностей социумов, эта изначальная связь вероучения и права станет основой для формирования специальной церковно-светской юрисдикции и соответствующих конфессиональных жанров и текстов (см. §85-87).

  11. В культурах, основанных на религии Писания, вокруг "ядра" основополагающих текстов вероучения складывается разнообразная и обширная литература переходного или смешанного, конфессионально-светского, характера. Церковные темы соединялись здесь с темами и задачами дидактики, полемики, историографии, филологии, естествознания и др. В качестве примеров произведений переходных жанров могут быть названы клерикальные сочинения по историографии религии и церкви*; святоотеческие "Шестодневы"**; мусульманские историко-биографические сочинения; церковно-светские полемические сочинения.

Приведенный перечень жанрово-тематических областей конфессиональной литературы (соотносительный с композицией последующей части раздела "Религиозные книги") не является хронологическим. Прототип каждого жанра в том или ином виде содержится в Писании или Предании. Темы и жанры з а д а н ы священными книгами, как бы вырастают из них и во многом определены этими основными текстами культуры.

* В христианстве эту традицию открывает 10-томная "Церковная история" Евсевия, епископа Кесарийского (ок. 260-ок. 350).

** "Шестодневы", популярнейшее чтение в средние века, представляли собой толкование трех первых глав из библейской "Книги Бытия" о том, как Бог в шесть дней создал мир (отсюда и название – "Шестоднев"). При этом к библейскому рассказу добавлялась полемика с язычниками, иногда с опорой на Аристотеля, а также естественно-научные знания своего времени (например, о том, что Земля круглая; об устройстве колоса, виноградной лозы; о солнце и луне, о ветрах и т.п.). Составителями "Шестодневов" были знаменитые отцы церкви Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Низаинзин, Анастасий Синаит, Иоанн Дамаскин, св. Августин.



kogda-bili-sozdani-znamenitie-eposi-mahabharata-i-ramayana-i-o-chem-oni-rasskazivayut-stranica-8.html
kogda-bozhya-lyubov-vzivala-v-edemskom-sadu-cheloveka-ne-okazalos-na-obichnom-meste-ih-vstrechi-nash-razum-ne-v-sostoyanii-postich-skol-muchitelnim-bil-dlya-boga.html
kogda-desant-uhodit-v-gori.html
kogda-ehal-v-mantuyu-nahoditsya-ona-primerno-v-soroka-milyah-k-vostoku-ot-kremoni-razmishlyal-o-tom-chto-tak-blizko-raspolozhennih-drug-k-drugu-znamenitih-goro-stranica-5.html
kogda-glohnet-dusha-slovo-zhivoe-i-mertvoe-ot-malenkogo-princa-do-korablya-durakov.html
kogda-gospod-krishna-poyavilsya-vo-vrindavane-tam-poyavilos-mnozhestvo-demonov-v-shrimad-bhagavatam-govoritsya-o-dvadcat-odnom-demone-no-v-dejstvitelnosti-krish-stranica-6.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-o-socialno-ekonomicheskoj-stranica-15.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ot-19-iyunya-2003-g-n-229-ob-utverzhdenii-pravil-tehnicheskoj-ekspluatacii-elektricheskih-stancij-stranica-14.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-obse-obzornaya-konferenciya-obse-sentyabr-1999.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vkonce-noyabrya-v-ottepel-chasov-v-devyat-utra-poezd-stranica-28.html
  • write.bystrickaya.ru/filosofskij-enciklopedicheskij-slovar-stranica-30.html
  • thescience.bystrickaya.ru/instrukciya-po-bezopasnomu-vedeniyu-rabot-i-ohrane-nedr-pri-razrabotke-mestorozhdenij-solej-stranica-2.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-teme-sushnost-osnovnie-celi-i-usloviya-socialnogo-razvitiya-organizacii.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-11-zakonomernosti-i-principi-obucheniya-recenzenti-doktor-pedagogicheskih-nauk-dejstvitelnij-chlen-rao.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-rasshirit-i-uglubit-teoreticheskie-znaniya-po-informatike-razvit-prakticheskie-naviki.html
  • znanie.bystrickaya.ru/44-predostavlenie-municipalnih-uslug-v-elektronnom-vide-kompleksnaya-investicionnaya-programma-socialno-ekonomicheskogo.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zachem-kaktusu-kolyuchki-programma-ekologicheskogo-obrazovaniya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-13-14-lichnost-v-sisteme-mezhlichnostnoj-kommunikacii-4-chasov-napravlenie-iskusstvo-i-gumanitarnie-nauki.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-fonetika-i-grafika-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-urezhdeniya-srednej.html
  • teacher.bystrickaya.ru/forma-obucheniya-ochnaya-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080102-mirovaya-ekonomika-moskva-2007.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zverinij-stil-yu-n-rerih-zverinij-stil-u-kochevnikov-severnogo-tibeta.html
  • uchit.bystrickaya.ru/timofeev-ns-na-zasedanii-prisutstvuet-prezident-respubliki-saha-yakutiya-v-a-shtirov-predsedatelstvuet-predsedatel.html
  • credit.bystrickaya.ru/patologicheskaya-anatomiya-tipovie-testovie-zadaniya-dlya-itogovoj-gosudarstvennoj-attestacii-vipusknikov-visshih-medicinskih.html
  • school.bystrickaya.ru/ekonomicheskaya-celesoobraznost-primeneniya-fotoepilyacii-v-salonah-krasoti-razlichnogo-klassa-chast-7.html
  • lesson.bystrickaya.ru/po-dengi-kredit-banki.html
  • college.bystrickaya.ru/226-deti-rastut-vo-sne-a-barbarash.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdeli-disciplini-i-mezhdisciplinarnie-svyazi-s-posleduyushimi-disciplinami.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-6-sushestvennie-korporativnie-dejstviya-kodeks-korporativnogo-povedeniya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sostav-komissii-po-vidache-razresheniya-na-predostavlenie-platnih-medicinskih-uslug.html
  • learn.bystrickaya.ru/fizika-zemli-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-020700-geologiya.html
  • school.bystrickaya.ru/den-16-chetverg-1-organizacionno-pravovoe-obespechenie-deyatelnosti-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-6.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/teleinform-v-e-eglit-rkutskoj-oblasti.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tip-chelovek-znakovaya-sistema-predislovie-k-elektronnomu-izdaniyu.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novaeu3014c02mp4300mov-elegantnaya-vselennaya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/krazha-chast-5.html
  • essay.bystrickaya.ru/elektrotehnologicheskie-ustanovki-i-ih-istochniki-pitaniya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4obshie-polozheniya-41aspekti-processnogo-podhoda-v-stb-iso-serii-9000-metodika-i-poryadok-rabot-po-opredeleniyu.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-12-put-domoj-poteryannaya-zhizn-serdca.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-saat-sani-kn-ou-masattari.html
  • composition.bystrickaya.ru/odna-iz-obsheizvestnih-istin-glasit-v-nachale-bilo-slovo-eto-konechno-obrazno-bolee-nauchno-pochti-to-zhe-sformulirovano-v-zakone-lorenca-glasyashem-malie.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-7-ateroskleroz-i-prochie-nepriyatnosti-kak-rabotaet-nasha-bankovskaya-sistema.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.