.RU

КНИЖНОЕ МОРЕ ЗА ГРАНИЦАМИ КАНОНА: ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


^ КНИЖНОЕ МОРЕ ЗА ГРАНИЦАМИ КАНОНА:
ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ
КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59. Экспансия смыслов и текстов Писания
в коммуникативное пространство социума
Судьбоносное время сложения религии – это своего рода коммуникативно-религиозное потрясение общества, по своей культурной и социальной значимости сравнимое с последствиями тектонических сдвигов для геологического ландшафта. Конечно, сложение и то или иное распространение новой религии (хотя бы в границах одного этноса) – это всегда исторический п р о ц е с с, длящийся годы, иногда десятилетия или даже столетия (например, распространение христианства только в пределах Римской империи).

В процессе становления религиозных учений есть не только хронология, но и своеобразная коммуникативная логика. Это логика развертывания учения: его экспансия в новые города и селения, в различные социальные слои и поло-возрастные группы людей; это содержательное (идейно-тематическое) развитие учения "вширь и вглубь" и вместе с тем его внутреннее "самоструктурирование". В первоначально нерасчлененном, аморфно-гибком, почти как бы однородном смысловом пространстве учения его приверженцы начинают различать определенную и е р а р х и ю смыслов. Складываются представления о разной значимости, разных функциях отдельных слагаемых учения (и соответствующих текстов). Какие-то компоненты или элементы учения начинают осознаваться в качестве ядерных или стержневых, опорных и не допускающих ни малейших изменений, в то время как другие слагаемые рассматриваются как периферийные, менее значимые, допускающие варьирование и т.п.

Распространение религии среди новых групп населения и содержательное развитие учения взаимосвязаны. Новые идеи – это нередко результат слишком живого, активного приятия учения. Именно активность, страстность "принимающей стороны" изменяют учение. С другой стороны, учение, адаптированное к новой среде, скорее станет известным соседям и окажется приемлемым для них. Новый социум, заимствуя религию у соседей, в свою очередь может в той или иной мере видоизменить учение и/или ритуал... Именно так, легко видоизменяясь и легко преодолевая расстояния, распространялся из Индии по Южной и Юго-Восточной Азии буддизм.

В религиях Писания учение не варьируется с легкостью, но зато оно оказывается тем смысловым ядром, силовое поле которого п о р о ж д а е т новые смыслы и новые тексты. Культура, в основании (или в центре) которой находится религия Писания*, развивается в огромной зависимости от Писания – потому что потребовались новые ответы на вопросы, поставленные Писанием; или необходимы уточнения правовых норм, продиктованных Писанием; или нуждаются в защите, истолковании или популяризации слова пророка...

* Хорошо бы, не смущаясь внешней алогичностью, совместить эти полустертые языковые образы, призванные пояснить роль Писания как в самой религии Писания, так и в какой-то мере – в книжно-письменных культурах, основанных на религии Писания. Это такие образы: во-первых, Писание как стержень, фундамент, ось, – одним словом, некая несущая конструкция, надежная опора для "несомых"; во-вторых, – это ядро атома, центр солнечной системы, т.е. то, что определяет строение и главные черты "своего" микро- или макрокосмоса. В-третьих, это сравнения из области органического мира: семя, каким-то образом (пока еще не постижимым наукой), содержащее в свернутом виде все то, что из него родится и вырастет; корень; ствол с ветвящимися побегами... Объединяя эти ряды, мы можем в какой-то мере представить функции Писания: быть опорой; быть определяющим центром; быть источником, из которого все вырастает...
^ 60. Общая типология книжных жанров в религиях Писания
В истории формирования жанров конфессиональной литературы между отдельными религиями Писания наблюдаются определенные общие закономерности (см. §86-87). Есть сходство, во-первых, в составе жанров и, во-вторых, в относительной хронологии сложения отдельных жанров в своей системе. Вместе с тем это именно сходство, а не совпадение. Основные направления, по которым шло жанровое развитие конфессиональной литературы, таковы.

  1. Запись учения (первоначально распространявшегося устно; см. §58). Это, в сущности, не жанровое изменение: это изменение в   т и п е   общения, тот сдвиг, который со временем вызовет громадные последствия для всей коммуникативной организации религии.

  2. Сложение религиозного канона; в итоге складывается оппозиция канонических книг и произведений, по хронологии, жанрам и темам примыкающих к канону, но не включенных в него (см. §61-62).

  3. Сложение в т о р о г о   по значимости (после Писания) корпуса высокоавторитетных текстов, которые восполняют содержательные лакуны Писания и дают к нему развернутый комментарий. Этим произведениям, как и Писанию, приписывается священный характер. Если обобщенно использовать христианские термины, то этот второй по значимости корпус сакральных текстов можно назвать Священное Предание; в христианстве Св. Предание – это сочинения отцов церкви (патристика); в иудаизме – "Талмуд"; в исламе – "Сунна" и хадисы (см. §63-65).

  4. Развитие теологии, или богословия (в качестве теоретического учения о Боге, Откровении, взаимоотношениях Бога и людей и др.). Начало теологии может содержаться уже в Св. Писании; основополагающие принципы обычно формулируются в Св. Предании; однако, в отличие от Предания, которое мыслится сложившимся, завершенным, теология продолжает развиваться и в наше время (см. §66-68).

  5. На основе догматического богословия церковная иерархия вырабатывает краткое изложение вероучения – символ веры и катехизис (см. §69-71). Это самые ответственные и репрезентативные жанры сложившейся конфессии. Вместе с 2-3 главными молитвами символ веры и катехизис содержат тот вероучительный минимум, который известен самым широким кругам верующих.

  6. Особую жанровую подсистему образуют тексты, используемые в богослужении (в храме, в культовых отправлениях вне храма, в молитве верующего). Это различные богослужебные книги и сборники молитв (см. §73-74).

  7. С мистическим началом, которое в той или иной мере живет в самых разных религиях, связан особый, самый прихотливый и поэтический пласт конфессиональной литературы – мистико-эзотерические тексты (см. §75-78).

  8. Проповедь изначально присутствует в религиозной коммуникации людей, раньше любых письменных фиксаций религиозного содержания. С проповеди начинается приобщение людей к Откровению Бога, посланному людям через пророка. Если Откровение – это информационный "первотолчок" религии, то проповедь – это начало жизни учения среди л ю д е й   (в их сознании и религиозной коммуникации). В разных конфессиях судьбы проповеди различны, что связано с особенностями в истории содержательной и жанровой коммуникации в той или иной конфессии (см. §81-82).

  9. К необходимости определенного толкования, пояснения сакрального текста приходят все религии Писания – в силу присущего им повышенного внимания к авторитетному слову и стремления удержать его первоначальный смысл. Элементы комментирования священного текста, иногда возникающие уже в Писании (например, в "Новом Завете", см. об этом §83), со временем становятся основным содержанием произведений специального жанра – толкований (см. §82-84).

  10. В иудаизме и исламе уже в Писании сформулирован ряд фундаментальных правовых норм. В дальнейшем, по мере роста юридических потребностей социумов, эта изначальная связь вероучения и права станет основой для формирования специальной церковно-светской юрисдикции и соответствующих конфессиональных жанров и текстов (см. §85-87).

  11. В культурах, основанных на религии Писания, вокруг "ядра" основополагающих текстов вероучения складывается разнообразная и обширная литература переходного или смешанного, конфессионально-светского, характера. Церковные темы соединялись здесь с темами и задачами дидактики, полемики, историографии, филологии, естествознания и др. В качестве примеров произведений переходных жанров могут быть названы клерикальные сочинения по историографии религии и церкви*; святоотеческие "Шестодневы"**; мусульманские историко-биографические сочинения; церковно-светские полемические сочинения.

Приведенный перечень жанрово-тематических областей конфессиональной литературы (соотносительный с композицией последующей части раздела "Религиозные книги") не является хронологическим. Прототип каждого жанра в том или ином виде содержится в Писании или Предании. Темы и жанры з а д а н ы священными книгами, как бы вырастают из них и во многом определены этими основными текстами культуры.

* В христианстве эту традицию открывает 10-томная "Церковная история" Евсевия, епископа Кесарийского (ок. 260-ок. 350).

** "Шестодневы", популярнейшее чтение в средние века, представляли собой толкование трех первых глав из библейской "Книги Бытия" о том, как Бог в шесть дней создал мир (отсюда и название – "Шестоднев"). При этом к библейскому рассказу добавлялась полемика с язычниками, иногда с опорой на Аристотеля, а также естественно-научные знания своего времени (например, о том, что Земля круглая; об устройстве колоса, виноградной лозы; о солнце и луне, о ветрах и т.п.). Составителями "Шестодневов" были знаменитые отцы церкви Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Низаинзин, Анастасий Синаит, Иоанн Дамаскин, св. Августин.



kogda-bili-sozdani-znamenitie-eposi-mahabharata-i-ramayana-i-o-chem-oni-rasskazivayut-stranica-8.html
kogda-bozhya-lyubov-vzivala-v-edemskom-sadu-cheloveka-ne-okazalos-na-obichnom-meste-ih-vstrechi-nash-razum-ne-v-sostoyanii-postich-skol-muchitelnim-bil-dlya-boga.html
kogda-desant-uhodit-v-gori.html
kogda-ehal-v-mantuyu-nahoditsya-ona-primerno-v-soroka-milyah-k-vostoku-ot-kremoni-razmishlyal-o-tom-chto-tak-blizko-raspolozhennih-drug-k-drugu-znamenitih-goro-stranica-5.html
kogda-glohnet-dusha-slovo-zhivoe-i-mertvoe-ot-malenkogo-princa-do-korablya-durakov.html
kogda-gospod-krishna-poyavilsya-vo-vrindavane-tam-poyavilos-mnozhestvo-demonov-v-shrimad-bhagavatam-govoritsya-o-dvadcat-odnom-demone-no-v-dejstvitelnosti-krish-stranica-6.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-grazhdanskaya-sluzhba-rossijskoj-federacii-chast-5.html
  • esse.bystrickaya.ru/rasporyazhenie-polnomochnogo-predstavitelya-prezidenta-rossijskoj-federacii-v-centralnom-federalnom-okruge-a50-67r-14-fevralya-2012-goda-15-22-moskva.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-dlya-obuchayushihsya-10-11-klassov.html
  • assessments.bystrickaya.ru/celi-i-zadachi-municipalnoj-sistemi-obrazovaniya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pervie-samodvizhushiesya-povozki-chast-3.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-151000-68-tehnologicheskie-mashini-i-oborudovanie.html
  • school.bystrickaya.ru/deloproizvodstvo-v-uchebno-nauchnom-podrazdelenii-vuza-chast-15.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sp-11-105-97-inzhenerno-geologicheskie-iziskaniya-dlya-stroitelstva-chast-v-pravila-proizvodstva-rabot-v-rajonah-s-osobimi-prirodno-tehnogennimi-usloviyami.html
  • credit.bystrickaya.ru/perechen-klyuchevih-slov-rabochaya-programma-fakultativnogo-kruzhka-programma.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-disciplini-disciplina-sovremennij-russkij-yazik-morfologiya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/podgotovitelnij-period-22-ch-nachalnoj-shkoli-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • lecture.bystrickaya.ru/atlanti-arii-slavyane-istoriya-i-vera-aleksandr.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-aktualnie-problemi-politicheskogo-razvitiya-sovremennoj-rossii-instituti-i-praktiki-rossijskoj-politiki-dlya-napravleniya-030200-62-politologiya-podgotovki-magistra.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-zvezdnoj-tatuirovke-nochej-vipusk-15-34-14-avgusta-ns-proishozhdenie-iznesenie-chestnih-drev-zhivotvoryashago.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razvitie-svyaznoj-rechi-i-rechevogo-obsheniya-programma-korrekcionno-razvivayushej-raboti-v-logopedicheskoj-gruppe-detskogo.html
  • literatura.bystrickaya.ru/risk-orientirovannij-podhod-v-finansovom-menedzhmente-aktualnie-problemi-razvitiya-neftegazovogo-kompleksa-rossii.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-n-yashin-predsedatel-soveta-direktorov-stranica-6.html
  • writing.bystrickaya.ru/aa-blok.html
  • urok.bystrickaya.ru/problemi-i-perspektivi-razvitiya-neprerivnogo-obrazovaniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-vipolneniya-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-bakalavra-po-napravleniyu-200500.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prednaznachen-dlya-organizacii-svarochnogo-posta-putem-razmesheniya-na-nem-vseh-neobhodimih-komponentov-a-takzhe-ustanovki-vityazhnogo-ustrojstva.html
  • tests.bystrickaya.ru/koncepciya-znanij-osnova-ekonomicheskogo-rosta-d-v-rozov-razvitie-konkurentnoj-ekonomiki-kak-bazis-optimizacii-obnovleniya-osnovnogo-kapitala-a-l-sergeev.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sabati-masati-metaldarmen-tanistiru-sabati-mndetter.html
  • spur.bystrickaya.ru/legkovoe-avtomobilestroenie-stranica-9.html
  • literature.bystrickaya.ru/chelovek-i-dengi-oranzhevie-vot-i-test-poyavilsya-3-lyudi-proshlogo-i-budushego-3-lyudi-proshlogo-vremeni-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravilo-27-1-mezhdunarodnaya-konvenciya-po-ohrane-chelovecheskoj-zhizni-na-more-1974-g-solas-74-bila-prinyata-na-mezhdunarodnoj.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-avguste-1968-goda-fajnberg-v-l-inie-izmereniya-kniga-rasskazov.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/shodstva-i-razlichiya-prestupnoj-bandi-i-nezakonnogo-vooruzhennogo-formirovaniya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/roman-ob-istorii-filosofii-stranica-29.html
  • institut.bystrickaya.ru/tvorchestvo-nabokova-chast-3.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-socialno-ekonomicheskom-razvitii-i-pokazatelyah-effektivnosti-deyatelnosti-organov-mestnogo-samoupravleniya-suzunskogo-rajona-novosibirskoj-oblasti-v-2010-godu.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/protokol-mezhvedomstvennoj-komissii-po-ohrane-truda-ot-26-11-2010.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/professionalnaya-prestupnost-chast-2.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-hozyajstvennoj-deyatelnosti-glava-12.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kp-trenazheri-37-15-elektromonter-po-remontu-i-obsluzhivaniyu-elektrooborudovaniya-v-selskohozyajstvennom-proizvodstve.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.