.RU

Кодекс законов о труде с изменениями и дополнениями от 1988 г., 1992 г., 1999 г., 2001 г


Перечень обязательных нормативно-правовых документов, регламентирующих медико-социальные условия образовательных учреждений

Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно (по крайней мере, 100 лет), и за это время накопилось немало полезной и важной методической и нормативной документации, поиск которой порой занимает огромное время и силы у руководителей образовательных учреждений и организаторов здоровьесберегающей деятельности. Чтобы помочь им в этом, предлагается аннотированный перечень свежих публикаций по проблеме сохранения и укрепления здоровья.

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.

  2. Конвенция о правах ребёнка (1989г.).

  3. Кодекс законов о труде с изменениями и дополнениями от 1988 г., 1992 г., 1999 г., 2001 г

  4. Гражданский кодекс РФ часть I от 12.08.96 г., часть II от 26.12.96 г.

  5. Семейный Кодекс РФ в ред. ФЗ от 15.11.97 № 140-ФЗ, от 27.06.98 № 94-ФЗ, от 02.01.2000 № 32-ФЗ.

Федеральные законы

6. "Об образовании" от 10.06.92 № 3266-1 (в ред. Федерального закона от 13.01.96 №12- ФЗ, от 16.11.1997№ 144-ФЗ, от20.07.2000№ 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ), от29.03.2004г.

7. "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 года № 5487-1 (в ред. Указа Президента от 24.12.93 № 2288, в ред. ФЗ от 02.03.98 № 30-ФЗ).

8. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.98 № 125-ФЗ, 22.04.2003 № 47-ФЗ.

9. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.98 г. N 124-ФЗ (с изменениями от 20 июля 2000 г.)

10. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.99 г. N 120-ФЗ

11. "Об основах охраны труда" от 17.07.99 г. № 181-ФЗ

12. "Об утверждении федеральной программы развития образования" от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ.

13. "О физической культуре и спорте" от 29.04.99 г. № 80-ФЗ.

14. "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" от 17.09.98 г. № 157-ФЗ.

15. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02. Официальные документы в образовании. -№3.-2003. С. 18-59.

16. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислитель-ным машинам и организации работы, СанпиН 2.2.2/2.4.1240-03. Официальные документы в образовании. - № 25. -2003. С. 74-93.

17. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по физической культуре

Постановления Правительства Российской Федерации

18. "Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве" от 11.03.99 г. №279

19. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года. Распоряжение от 29.10.2002 г. № 1507-р. Официальные документы в образовании. № 33(203).-2003. С. 4-13.

20. Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи от 29 декабря 2001 г. № 916. Официальные документы в образовании. № 4. -2002. С.66-69.

21. Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2002 году//Официальные документы в образовании. № 13. - 2002. С.55-58.

22. Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление от 19 марта 2001 г. № 196. Вестник образования.-№ 10.-2001. С. 14-32.

Приказы и другие нормативно-правовые акты Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации

23. Об утверждении "Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений". Официальные документы в образовании. - № 18. - 2001. С. 66-95.

24. Об утверждении примерного положения о Центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения. Приказ МО РФ от 15 мая 2000 г. № 1418. Вестник образования.-№ 12.-2000. С. 70-73.

25. О введении в действие санитарно-эпидемических правил и норм СанПиН 2.4.2.1178-02 (постановление Минздрава России от 05.12.2002 № 3997). Вестник образования России. - № 16. - 2003. С. 21-33.

26. О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации. Приказ МО РФ, МЗ РФ, Госкомспорта Росси и РАО от 16 июля 2002 г. № 2715/227/166/19. Вестник образования России. -№ 18. -2002. С. 38-44.

27. О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации. Приказ МЗ и МО. Официальные документы в образовании. - № 20. - 2002. С. 3-6.

28. О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала детских городских поликлиник (поликлинических отделений) в городах с населением свыше 25 тысяч человек.

Приказ МЗ РФ от 16.10.2001 № 371. Официальные документы в образовании. - № 9. - 2002. С. 59-62.

29. "Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР". Приказ комитета СССР по народному образованию от 01.10.90 № 639.

30. "О Примерном положении о классах компенсирующего обучения в образовательных учреждениях" Приказ МО РФ от 09.09.92 г. № 30-95-6.

31."Об утверждении примерного положения о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях" от 08.09.92 г. № 333.

32. "О нормализации учебной нагрузки обучающихся в образовательных учреждениях" от 22.08.97 г. № 1792.

33. "Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений" Приказ МО РФ от 22.05.98 г. № 1327.

34. "Об утверждении положения о порядке аттестации государственной аккредитации образовательных учреждений" Приказ МО РФ от 22.05.98 г. № 1327.

35. "Об освобождении выпускников общеобразовательных учреждений от итоговой аттестации". Приказ Минобразования России и Минздравмедпрома России от 18.07.94 г. № 268/146.

36. "Об использовании школьной мебели". Инструктивно-методическое письмо Министерства Здравоохранения и Министерства Просвещения СССР от 11-12.09.1974г. №1178-74.

37. "Тигиенические рекомендации по использованию технических средств обучения" утверждено Министерством Просвещения СССР 29.09.74г. №04-6-17/8 и Главным Государственным Санитарным Врачем СССР 29.09.74г. №11866а-74.

38. "Правила по технике электробезопасности при проведении занятий в кабинетах электротехники и практики на промышленных объектах". Мин. Проев. СССР, октябрь 1972г.

39."Об индивидуальном обучении больных детей на дому". Письмо Министерства Народного Образования РСФСР от 14.07.88г. № 17-253-6.

40. "О направлении методических рекомендаций <Организация занятий по физическом) воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе". Методическое письмо № 105/33-24 Министерства Просвещения СССР от 15.06.87 г.

41. "О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы". Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.02.99 г. № 220/11-12.

42. "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы". Письмо МО РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13.

43. "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период". Письмо МО РФ от 20.04.2001 г. № 408/13-13.

44. "Об утверждении примерного положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения" от 15.05.2000 г. № 1418.

45. "О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения" Письмо МО РФ от 27.03.2000 г. № 27/901-6.

46. "Об осуществлении контрольных функций органов управления образованием". Письмо Минобразования РФ от 22.06.2000 г. № 22-06-723.

47. "Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов". Приказ Министерства Здравоохранения и Медицинской Промышленности Российской Федерации от 14.03.95 г. № 60

48. "О методических указаниях по организации рационального питания учащихся в общеобразовательных школах". Приказ Минздрава СССР от 26.12.86 г. № 315.

49. "О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста". Приказ Минздрава РФ от 05.05.99 г. № 154.

50. "О введении гигиенических требований к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений (Санитарные правила СП 2А2.-782-99)". Приказ МЗ РФ от 06.08.99 г. № 309.

51. "О календаре профилактических прививок". Приказ Минздрава РФ от 18.12.98 г. № 375

52. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 28 апреля 2003 г. № 13-51-86/13: Методические рекомендации Об увеличении двигательной активности обучающихся общеобразовательных учреждений. //Вестник образования России.-2003, июль, №13 Приведены основные подходы к организации двигательной активности общеобразовательных учреждений. Определены нормы интенсивности и продолжительности двигательной нагрузки школьников в течение учебных занятий с учетом закономерных изменений умственной работоспособности школьников. Рассмотрены формы эффективного отдыха учащихся.

53. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде// Вестник образования.-2000, №8 апрель.

Рассмотрены основные направления профилактической антинаркотической деятельности. Основная цель данной деятельности заключается в объединении образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение общего результата. Описана наркотическая ситуация, сложившаяся в конце XX века, начале XI века. Обсуждены основные факторы наркотизации детей и подростков. Приведены современные зарубежные и отечественные представления о профилактике наркомании. Рассмотрены вопросы первичной, вторичной и третичной профилактики в зависимости от психоактивных веществ, комплексной активной профилактики и реабилитации. К концепции представлены следующие приложения:

Приложение 1. Глоссарий; Приложение 2. Профилактическая антинаркотическая работа в образовательных учреждениях общего и начального профессионального образования: Приложение 3. Профилактическая антинаркотическая работа в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования; Приложение 4.Профилактическая антинаркотическая помощь семье; Приложение 5.Профилактическая антинаркотическая работа во внешкольных учреждениях и сфере досуга; Приложение 6, Основные принципы профилактики; Приложение 7. Концепция КАПР (Концепция комплексной активной профилактики и реабилитации).

К концепции также прилагается приложение 2 к приказу Минобразования России от 28.02.2000 №619, представляющее собой План мероприятий Минобразования России по реализации Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде на 2000-2001 годы.

54. Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации (Минобразование России) 15.01.2002, Москва №1 о реализации решения коллегии от 08.02.2000 №3/1 "О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде"

Заслушав и обсудив сообщение заместителя Министра образования РФ Е.Е.Чепурных, коллегия отмечает, что первичной задачей борьбы с наркоманий среди детей и молодежи является организация профилактической работы, направленная на формирование ценностной ориентации на здоровый образ жизни. План мероприятий МО РФ по реализации концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде на 2000-2001 годы в основном выполнены. Коллегия рассмотрела План мероприятий по реализации концепции профилактики злоупотребления психоактивными венществами в образовательной среде на 2002-2004 годы. В Приложении к решению коллегии от 15.01.2002 №1 представлен План мероприятий Минобразовании России по реализации концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде на 2002-2004 годы, состоящий из 2 этапов.

55. Инструктивное письмо от 25.10.96 №6 Об улучшении работы органов управления образованием и образовательных учреждений по предупреждению детского дорожного травматизма//Официальные документы в образовании.-24, 1996

Представлены рекомендации Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации, руководителям муниципальных органов управления образованием, руководителям образовательных учреждений, Управлению инспектирования (В.Ф. Сауткину) о мероприятиях по профилактике детского дорожного травматизма.

56. Рекомендательное письмо от 12.07.2000 № 22-06-788 О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждения// Официальные документы в образовании.-23, 2000

Рассмотрены вопросы состояния организации безопасных условий обеспечения жизнедеятельности обучающихся в учебных мастерских, в кабинетах химии, спортивных и актовых залах. Подчеркивается неблагополучная ситуация с вентиляционным обеспечением образовательных учреждений.

57. Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков//Официальные документы в образовании.-33, 2001

Представлены санитарные правила и нормы "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Представлены требования к условиям и видам работ для профессионального обучения и труда подростков. В таблицах представлены гигиенические критерии для установления профессий, предельно допустимые величины показателей тяжести трудового процесса подростков.

58. Примерный объем знаний и навыков школьников различных возрастных групп по вопросам гигиены и охраны здоровья. Методические рекомендации//Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР.-Москва, 1978

Рассматриваются объем знаний школьников по вопросам гигиены и охраны здоровья и необходимый уровень навыков, которыми они должны овладеть на протяжении всех лет обучения в общеобразовательной школе. Методические рекомендации разработаны Центральным научно-исследовательским институтом санитарного просвещения МЗ СССР и предназначены для медицинских работников школ, учителей и других групп взрослого населения, участвующих в гигиеническом обучении и воспитании школьников во время классной, внеклассной и внешкольной работы. В рекомендациях рассмотрены вопросы оздоровительного значения физической культуры и закаливания, гигиены умственного труда школьников, гигиены политехнического обучения, гигиены питания, профилактики травматизма, гигиенические аспекты полового воспитания, общественной и личной гигиены.

59. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации от 31.05.2002 № 176/2017

О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации//Официальные документы в образовании 20/2002.

Утвердить План неотложных мер по улучшению охраны здоровья детей по РФ на 2002-2003 гг. Разработать территориальные планы неотложных мер по улучшению охраны здоровья детей. Контроль за исполнением приказа возложен на О.В. Шарапову и Е.Е.Чепурных.

60. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 3 мая 2001 г. № 29/1530-6//Вестник образования Июнь 11/2001

Министерства образования Российской Федерации рекомендует ректорам вузов разработать комплексную вузовскую программу "Образование и здоровье"; создать центры содействия укреплению здоровья обучающихся, обеспечить их квалифицированными кадрами, современным оборудованием; ввести в учебные планы курсы лекций по культуре здоровья; обеспечить библиотеки литературой по формированию у студентов культуры здоровья и здорового образа жизни; использовать опыт высших учебных заведений, успешно работающих в этом направлении.

61. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 15мая 2000 № 1418 ^ Об утверждении примерного положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения! Вестник образования Июнь 12/2000.

Утвердить Примерное положение о Центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения. Примерное положение определяет организационно-методическую основу деятельности Центра. Представлены цели и задачи Центра, основные направления его деятельности, организация деятельности Центра.

62. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.07.2000 № 241 Об утверждении "Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений".//Официлльные документы в образовании 18/2001.

Утвердить медицинскую документацию форма № 026/у-2000 "Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений"; инструкцию по заполнению. Руководителям органов управления здравоохранения субъектов РФ обеспечить введение медицинской документации с 1 сентября 2000 г. Отменить учетную форму, утвержденную приказом МЗ СССР от 04.10.80. Контроль за выполнением возложить на Шарапову О.В. В Приложении дан образец медицинской карты и инструкция о порядке ведения данной учетной формы.

62. Приказ Минздрава РФ и Минобразования РФ от 30 июня 1992 года № 186/272 О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях//Вестник образования 1992 -№8

Утвердить Положение о профилактических осмотрах детей, посещающих образовательные учреждения (приложение 1); функциональные обязанности медицинских работников образовательных учреждений (приложение 2); критерии оценки состояния здоровья детей (приложение 3); критерии оценки биологической зрелости и функционального состояния (приложение 4). Разработать и утвердить программы подготовки и переподготовки средних медицинских работников для образовательных учреждений. Изучить систему медицинского обеспечения детей в государственных и негосударственных образовательных учреждениях. Обеспечить совместную работу педагогического и медицинского персонала образовательных учреждений в проведении лечебно-оздоровительных мероприятий.

63. Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.02.99. № 220/11-12 О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы//Образование в документах IX 5/1999

В целях нормализации учебной нагрузки и недопущения перегрузок обучающихся обращается внимание руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений на необходимость внимательного отношения к этому вопросу и выполнения нормативных актов, направленных на здоровьесберегающую организацию учебного процесса.

64. Инструктивное письмо Министерства просвещения СССР от 10 октября 1983 года №268-М "О направлении положения о коллективе физической культуры общеобразовательной школы"//Сборник приказов и инструкций МП РСФСР.-1984.-№4.

Даны общие положения, задачи коллектива физической культуры, организация и содержание работы коллектива, права совета коллектива, права и обязанности члена коллектива, учет и отчетность.

65. Приложение к письму Минобразования России от 23.01.2003 № 35/19-12 "Рекомендации по организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с обучающимися учреждений начального профессионального образования во внеучебное время"//Официальные документы в образовании 6/2003

Рекомендации разработаны с целью дальнейшего развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в образовательных учреждениях. Основной задачей является помощь практическим работникам в организации внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в конкретном образовательном учреждении в соответствии с имеющимися условиями, с учетом интересов обучающихся.

66. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 5 сентября 2002 г. № 465/1912 "О реализации Приказа Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России, Российской академии образования" от 16.07.02 № 2715/227/166/19 "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации" в образовательных учреждениях начального профессионального образования в 2002/2003 учебном году//Вестник образования России Декабрь 24/2002

Рекомендовано предусмотреть в 2002-2003 учебном году в рабочих учебных планах планирование по предмету "Физическая культура" не менее 4 часов в неделю. Курс физической культуры может быть дополнен факультативными занятиями (2-4 часа в неделю) по решению педсовета.

67. Письмо Министерства образования РФ от 24 августа 1993 года № 149-М О занятиях физической культурой и основами безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях //Вестник образования 12/1993

Рекомендовано выделять не менее 1 часа в неделю на ОБЖ на весь период обучения и создавать условия для материального обеспечения курса.

68. Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 21.02.2001 № 1 О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях

Предназначено для руководства в организации деятельности классов охраны зрения общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Указано на необходимость обеспечения психолого-медико-педагогичексого сопровождения образовательного процесса; на необходимость организации образовательного процесса с учетом недостатков зрения детей, создания щадящего режима, проведение диагностических исследований и коррекционно-развивающей работы.

69. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 28.03.2002 № 199/13 "Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе"//Официальные документы в образовании 15/2002

Даны организационно-педагогические рекомендации по использованию компьютеров на уроках информатики в начальной школе; примерные правила поведения учащихся в компьютерном классе, гигиенические требования к использованию персональных компьютеров в начальной школе.

70. Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000. № 2 "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"//Официальные документы в образовании 6/2001

Определяется порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения. Определены задачи логопедического пункта, порядок зачисления и работы с обучающимися, предельная наполняемость пункта. В приложении 1 к письму содержится форма регистрации обследованных учащихся, в приложении 2 - речевая карта обучающегося, в приложении 3 - предельная наполняемость групп, в приложении 4 -форма отчета о результатах обучения в логопедическом пункте, в приложении 5 - список рекомендуемого оборудования логопедического пункта.

71. Организация горячего питания в образовательных учреждениях в условиях рынка и внедрение альтернативных форм обслуживания резол. МО//Официальные документы в образовании.-1995,№8.-с.76-78

72.О неудовлетворительном исполнении законодательства об охране здоровья обучающихся пис. МО//Официальные документы в образовании.-!997,№3.-с.66-71

73.О введении в действие санитарных правил "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений" прик. МЗ //Официальные документы в образовании.-2000,№1 .-с.52-53

74. Санитарные правила "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений"//Официальные документы в образовании.-2000,№1.-с.53-61; №3.-с. 19-38; №4.-с.28-37Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2000 году пост. Прав. //Официальные документы в образовании.-2000,№9.-с.7-10

75. О предупреждении (недопущении) чрезвычайных происшествий среди обучающихся в общеобразовательных учреждениях пис. МО//Официальные документы в образовании.-2000,№10.-с.88-89

76. О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения (с приложением), пис. МО// Официальные документы в образовании.-2000,№12.- с.63-69

77. Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (с приложениями), прик. МО// Официальные документы в образовании.-2000,№ 15.- с.73-83

78. О деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений (с приложением) пис. МО// Официальные документы в образовании.-2000,№ 16.-с.6-9

79. О мероприятиях по развитию службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации в 2000.-2001 гг. пис. МО// Официальные документы в образовании.-2000,№19.- с.33-36

80. О признании утратившим силу приказа Минобразования России и Минздравмедпрома России от 18 июля 1994 года № 268/146, кроме пунктов 3 и 4. прик. МО, МЗ// Официальные документы в образовании.-2000,№20,- с.30

81. О финансировании оздоровления детей в 2001 году. пост. ФСС// Официальные документы в образовании.-2001,№16.- с.4-6

82. Национальная стратегия охраны здоровья детей в России и ее правовое обеспечение реком. парл. слуш.// Официальные документы в образовании.-2001,№18.- с.55-65

83. Об организации выезда несовершеннолетних граждан Российской Федерации из Российской Федерации на отдых, обучение или лечение (с приложением) пис. МО// Официальные документы в образовании.-2001,№20.- с.2-6

84. Организация медицинской помощи детям подросткового возраста в современных условиях реш. колл. М3//Официальные документы в образовании.-2001,№35.- с.50-56

85. Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи пост. Прав.// Официальные документы в образовании.-2002,№4.- с.66-69

86. Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (с приложением) пис. МО//Официальные документы в образовании.-2002,№6.- с.41-52

87. Об организации обучения первоклассников в адаптационный период (с приложением) пис. МО//Официальные документы в образовании.-2002,№6.- с.53-59

88. О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала детских городских поликлиник (поликлинических отделений) в городах с населением свыше 25 тысяч человек (с приложением) прик. М3//Официальные документы в образовании.-2002,№9.- с.59-62

89. О реализации решения коллегии Минобразования России от 15.01.2002 № 1 (с приложением) прик. МО //Официальные документы в образовании.-2002,№11.- с.70-72

90. О внесении изменений в Положение о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей пост. Прав. //Официальные документы в образовании.-2002,№ 12.- с.76

91. Об утверждении Положения о порядке подбора и направления детей и подростков во всероссийские детские центры "Орленок" и "Океан" (с приложением) прик. МО//Официальные документы в образовании.-2002,№ 13.- с.41-55

92. Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2002 году пост. Право/Официальные документы в образовании.-2002,№13.- с.55-58

93. Об обеспечении отдыха и оздоровления детей в 2002 году пост. ГГСВ //Официальные документы в образовании.-2002,№15.- с.65-68

94. Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием пост. Прав. //Официальные документы в образовании,

2002,№23.-с.69-72

95. О порядке предоставления сведений о состоянии здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, для внесения в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей прик. М3//Официальные документы в образовании.-2002,№24.- с.51-54

96. О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению "Здоровьесберегающие технологии" пис. МО //Официальные документы в образовании.-2002,№26.- с.60-63

97. О совершенствовании физической культуры учащейся молодежи в образовательных учреждениях среднего профессионального образования пис. МО//Официальные документы в образовании.-2002,№28.- с. 10-11

98. О проведении Всероссийского дня здоровья детей.- пис. МО//Официальные документы в образовании.-2003,№6.- с.38-41

99. Рекомендации по организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с обучающимися учреждений начального профессионального образования во внеучебное время прил. к пис. МО //Официальные документы в образовании.-2003,№6.- с.42-45

Инструктивные письма

1. Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков// Официальные документы в образовании. № 33. - 2001. С. 53-61.

2. Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут на уроках/Сборник Приказов и инструкций МП РСФСР. - № 32. -1983. С. 10-24.

3. Методические рекомендации по организации и проведению подвижных игр и физических упражнений на удлиненных переменах/Сборник Приказов и инструкций МП РСФСР.- №35.-1983. С. 11-20.

4. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения/Официальные документы в образовании. № 6. - 2001. С.52-59.

5. Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы //Официальные документы в образовании. № 6. - 2002. С. 41-52.

6. Об организации обучения первоклассников в адаптационный период/Официальные документы в образовании. № 6. - 2002. С.53-59.

7. Об улучшении работы органов управления образованием и образовательных учреждений по предупреждению детского дорожного травматизма/Официальные документы в образовании. № 24. - 1996. С.54-55.

8. О введении третьего дополнительного часа физической культуры в образовательных учреждениях Российской Федерации. Письмо Минобразования России от 12 августа 2002 г. № 13-51-99/14. Вестник образования России. -№ 18.-2002. С. 44-45.

9. О деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений // Официальные документы в образовании. № 16. - 2000. С. 6-9.

10. О занятиях по физической культуре в зимний период. Письмо Минобразования России от 27 ноября 1995 г. № 1355/11.

11. О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях/Официальные документы в образовании. № 10. - 2001. С.9-11.

12. О мероприятиях по развитию службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации в 2000.-2001 гг.// Официальные документы в образовании. № 19. - 2000 С..33-36.

13. О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы. Официальные документы в образовании. - № 5. - 1999. С.39-43.

14. О неудовлетворительном исполнении законодательства об охране здоровья обучающихся/Официальные документы в образовании. №3. - 1997. С. 66-71

15. О порядке оплаты за внеклассную работу по физическому воспитанию учащихся от 17 января 1983 № 22-М/Сборник Приказов и инструкций МП РСФСР. - № 7. - 1983. С. 26-28.

16. О преподавании физической культуры в общеобразовательных учреждениях. Письмо Минобразования России от 14 мая 1999 г. № 717/11-12

17. О проведении дней здоровья и слота в общеобразовательных школах (Рекомендации)/Сборник Приказов и инструкций МП РСФСР. - № 33. - 1982. С. 2-7.

18. О проведении Всероссийского дня здоровья детей/Официальные документы в образовании. № 6. -2003. С.38-41.

19. "О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению "Здоровьесберегающие технологии"; пис. МО //Официальные документы в образовании. № 26.-2002. С.60-63.

20. Организация горячего питания в образовательных учреждениях в условиях рынка и внедрение альтернативных форм обслуживания/Официальные документы в образовании. №8.-1995.С.76-78.

21. Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе (Методические рекомендации)//Сборник Приказов и инструкций МП СССР. - №21.-1987. С. 7-31.

22. Перечень учебного спортивного оборудования и методического обеспечения образовательного процесса по физической культуре для общеобразовательных учреждений России/Настольная книга учителя физкультуры: Справ.-метод. пособие/Сост. Б. И. Мишин. - М.: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство Астрель", 2003. - 526 с.

23. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. Официальные документы в образовании. - № 15. - 2002. С. 58-64

^ АННОТИРОВАННЫЙ УКАЗАТЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ, УЧЕБНОЙ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Брошюры для родителей:

1. Антропова М.В., Кузнецова Л.М. Развитие ребенка и его здоровье.- М.: Вентана-Граф, 2003

Чем меньше ребенок, тем быстрее он растет и меняется внешне. Знаете ли Вы, какие признаки развития ребенка можно считать нормальными и своевременными? Что должно насторожить родителей? Как ухаживать за ребенком во время простудных заболеваний? Обо всем можно узнать, прочитав эту брошюру. Для того чтобы сохранить здоровье ребенка, воспользуйтесь короткими советами, которые выделены рамками, обратите внимание на десять советов родителям в конце брошюры.

^ 2. Антропова М.В., Кузнецова Л.М., Параничева Т.М. Режим дня младшего школьника.- М.: Вентана-Граф, 2002.-24 с.

Всем известен афоризм: "Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу". Именно так подходят к проблеме здоровья детей авторы книги. Режим дня - это образ жизни, путь к здоровью. Учите детей быть здоровыми! Для родителей.

^ 3. Бабенкова Е.А. Здоров ли ваш ребенок? - М.: Вентана-Граф, 2002.-32с.

Что такое здоровье? Как определить, здоров ли ваш ребенок? Как укрепить его здоровье? Что делать, если ребенок заболел? Эти и другие проблемы здоровья детей находятся в центре внимания автора книги, специалиста в области возрастной физиологии. Для родителей.

^ 4. Бабенкова Е.А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье.- М.: Вентана-Граф, 2003

Брошюра рассчитана на родителей, у которых есть дети в возрасте от 5 до 8 лет. Мы хотим помочь родителям научить ребенка укреплять свое здоровье. Из брошюры можно узнать много интересного: что должен знать ребенок о своем организме; о правилах личной гигиены; как ухаживать за своим телом; зачем заниматься утренней гимнастикой, спортом; какие правила безопасности нужно соблюдать дома, в школе, на улице, на отдыхе; 10 советов родителям.

^ 5. Безобразова В.Н., Догадкина С.Б., Кмить Г.В., Рублева Л.В., Шарапов А.Н. Как сохранить сердце ребенка здоровым.- М.: Вентана-Граф, 2002.-32с.

Почему дети порой страдают заболеваниями сердца? Как связано состояние сердечно-сосудистой системы ребенка с началом его обучения в школе? Что нужно делать родителям, чтобы сохранить сердце ребенка здоровым? Если вас волнуют эти вопросы, познакомьтесь с рекомендациями авторов книги - специалистов - физиологов. Для родителей.

^ 6. Безруких М.М. Чему и как учить до школы.- М.: Вентана-Граф, 2003

Нужно ли заниматься с ребенком (дошкольником)? Когда и в каком возрасте нужно начинать подготовку к школе? Как заниматься? Учить ли ребенка читать и писать? На эти и многие другие вопросы, волнующие родителей, педагогов и воспитателей, отвечает эта брошюра. Она учит правильно организовывать занятия с дошкольниками, учитывая возраст и индивидуальные особенности.

^ 7. Безруких М.М. Пора ли в школу? - М.: Вентана-Граф, 2002.-32с.

Вашему ребенку пора идти в школу. И конечно, вас тревожит: не повредит ли новый режим жизни и обучения его здоровью? Наконец, какую школу выбрать? Исчерпывающие ответы на подобные вопросы вы найдете в этой книге. Для родителей.

^ 8. Дружинина В.Р., Параничева Т.М. Режим дня ребенка- дошкольника.- М.: Вентана-Граф, 2003

Знают ли родители что такое здоровье, как его сохранить, какие факторы влияют на здоровье детей дошкольного возраста? Соблюдение режима дня - главный фактор сохранения здоровья. Не надо воспринимать режим дня как аксиому, возможны отклонения от жестких рамок, ведь ребёнок - не машина и родители должны чутко реагировать на все изменения его состояния, не забывая при этом, что есть определенные нормы организации жизни ребенка в соответствии с его возрастом. Строгое соблюдение режима дня, выполнение всех элементов режима всегда в одно и тоже время рождает привычку, облегчающую переход от одной деятельности к другой. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их работоспособность, аппетит, сон, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.

^ 9. Зайцева В.В. Зачем учиться физкультуре.- М.: Вентана-Граф, 2002.-40 с.

В брошюре рассказывается об образовательных и воспитательных технологиях, которые сегодня называют здоровьесберегающими. На самом деле это давно известные меры по охране и укреплению здоровья, в совокупности представляющие собой физическую культуру в широком смысле этого понятия. Нужно ли учить детей физкультуре? А если нужно, то зачем, когда и как? Как семья может обеспечить физическое здоровье ребенка-школьника? Какие упражнения подойдут именно вашему малышу? На эти и другие вопросы, касающиеся двигательной активности и здоровья начинающего ученика, отвечает автор. Для родителей.

^ 10. Зайцева В.В. Полные и худощавые дети. - М.: Вентана-Граф, 2003

В брошюре, адресованной родителям, педагогам и воспитателям, рассказывается об особенностях строения тела и некоторых других чертах, свойственных детям - представителям разных типов конституции. Эти особенности оказывают влияние на здоровье, физическую активность, обучение и наиболее сильно выражены у детей худощавых и полных, что порой усложняет их жизнь и отношения со сверстниками. Следовательно, особенности конституции необходимо учитывать для сохранения и укрепления здоровья детей.

^ 11. Копылов Ю.А., Малыхина М.В., Полянская Н.В. Физическое воспитание младшего школьника.- М.: Вентана-Граф, 2002.-24 с.

Эта книга поможет родителям правильно проводить индивидуальные занятия физической культурой в домашних условиях с детьми младшего школьного возраста, не имеющими отклонений в состоянии здоровья. Авторы предлагают комплексы утренней зарядки, упражнения для сохранения зрения, коррекции плоскостопия. Представлены основные правила и способы контроля самочувствия ребенка. Рекомендации разработаны специалистами в области физического воспитания детей. Для родителей, а также учителей физической культуры общеобразовательной школы.

^ 12. Копылов, Полянская Н.В. Физическое воспитание ослабленных детей.- М.: Вентана-Граф, 2003

В брошюре рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются родители ослабленных детей при попытках самостоятельно организовать занятия физической культурой, рассказывается об особенностях физического воспитания этих детей, обращается внимание на необходимость индивидуального подхода, даны правила формирования навыков здорового образа жизни и профилактика близорукости, нарушения осанки, плоскостопия. Брошюра содержит комплексы упражнений для утренней гимнастики, для проведения динамической паузы, для профилактики простудных заболеваний и др. Брошюра предназначена для родителей младших школьников, а также учителей физической культуры начальной школы.

^ 13. Лапицкая Е.М. Как выбрать спортивную секцию для ребенка.- М.: Вентана-Граф, 2003

Нужно ли заниматься спортом, как выбрать спортивную секцию, когда начинать занятия? Вот три основных вопроса, которые родители задают специалистам. В этой брошюре не идет речь о большом спорте. Вместе с тем, детский и юношеский спорт не так безобиден, как кажется на первый взгляд. Наша брошюра подскажет, как родителям не ошибиться в выборе спортивной секции, а, возможно, и жизненного пути своего ребенка.

^ 14. Леонова Л.А. Как выбрать книгу для дошкольника.- М.: Вентана-Граф, 2003

В брошюре рассказывается о том, как в процессе воспитания и обучения дошкольника можно использовать книги. Объяснено, как правильно выбрать книгу, какие требования предъявляются к ее полиграфическому оформлению, каким образом лучше организовать рабочее место для ребенка, как нормировать его занятие с книгой, в том числе чтение.

^ 15. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как познакомить ребенка с компьютером.- М.: Вентана-Граф, 2003

В брошюре рассказывается о том, какие трудности возникают у детей, когда они учатся работать на компьютере. Причина кроется в особенностях приспособления ребенка к новому для него виду деятельности. Предлагается специальный комплекс упражнений, облегчающий привыкание ребенка к работе на компьютере. Эти упражнения могут выполняться в домашних условиях под руководством родителей.

^ 16. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Компьютер и здоровье ребенка.- М.: Вентана-Граф, 2002.-16с.

Компьютер вошел во все области общественной жизни. Сейчас занятия с использованием персонального компьютера проводятся во многих дошкольных учреждениях, а в школах изучение информатики начинается со 2 класса. Авторы брошюры, компетентные специалисты в области охраны здоровья детей, отвечают на волнующие многих родителей вопросы, связанные с проблемой "ребенок и компьютер". Для родителей.

^ 17. Макеева А.Г. Как уберечь ребенка от курения и знакомства с алкоголем.- М.: Вентана-Граф, 2002.-32с.

Автор книги приглашает читателей к обсуждению очень важной проблемы: как предотвратить раннее знакомство детей с одурманивающими веществами? От такой беды не застрахован ни один ребенок. Как поступить, если это случилось? Что могут и должны делать родители, чтобы воспитать у ребенка стойкое неприятие всего, что вредит здоровью? Как помочь ребенку противостоять курению и алкоголю? Ответы на эти вопросы можно найти, если начать думать вместе. Для родителей.

^ 18. Савватеева С.С. Как помочь ребенку сохранить хорошее зрение.- М.: Вентана-Граф, 2003

В брошюре рассматриваются вопросы сохранения зрения детей. Наиболее частой причиной понижения зрения у детей является близорукость. Проблема эта весьма серьезна. В брошюре рассматривается система мер по охране зрения детей: световой режим, гигиенические требования к режиму дня и занятий, к организации занятий детей в домашних условиях. При появлении близорукости необходимо также проведение комплекса гимнастики для коррекции осанки. Рассматриваются гигиенические требования к просмотру телепередач и при работе на персональном компьютере. При учебной деятельности с целью сохранения полноценного здоровья, в том числе и полноценного зрения необходимо соответствие нагрузки возможностям организма детей. Делается вывод о том, что утомление и переутомление - вот основная причина ухудшения зрения. В заключение брошюры приводятся несколько вариантов зрительной гимнастики, помогающий снять спазм аккомодации у детей и развивающий мышц глаз.

^ 19. Сонькин В.Д. Законы правильного питания.- М.: Вентана-Граф, 2003

Брошюра адресована родителям младших школьников. В ней рассказывается о веществах, составляющих основу пищи, об их энергетической ценности, о принципах рационального питания. Рассказано об особенностях питания детей младшего школьного возраста, связанных с их учебной и физической нагрузкой, о простейших правилах питания, которые следует соблюдать в гостях, в туристических походах, в поездках и т.д.

^ 20. Сонькин В.Д., Анохина И.А. Как правильно закаливать ребенка.- М.: Вентана-Граф, 2002.-56 с.

Ваш ребенок часто простужается. Можно ли повысить иммунитет ребенка, вырастить его здоровым? Оказывается, можно. Для этого нужны ваше терпение, настойчивость и знание простых способов закаливания. О том, как правильно закаливать ребенка, вам расскажут авторы этой книги. Для родителей.

^ 21. Фарбер Д.А. Младший школьник: развитие мозга и познавательной деятельности.- М.: Вентана-Граф, 2002.-32с.

Автор книги, специалист в области возрастной физиологии, знакомит родителей с особенностями состояния и функционирования нервной системы младшего школьника. В книге содержатся рекомендации, которые помогут обеспечить эффективное развитие детей и их успешное обучение в школе. Для родителей.

^ Учебные пособия для учащихся, педагогов и родителей:

1.  Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие по курсу "Окружающий мир": 1-2 и 3-4 классы.

Учебно-методический комплект соответствует программе "Окружающий мир" (авторы Н.Ф. Виноградова и др.), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, МЧС России. Основная цель учебного пособия для 1-2 классов - познакомить детей с возможными опасными ситуациями в повседневной жизни. В книге расширены традиционные разделы (безопасность в быту, правила поведения на дорогах) и включены новые разделы по формированию здорового образа жизни. В основе рабочих тетрадей для 1-2 классов лежит принцип сюжетности материала, что способствует его легкому усвоению и запоминанию и соответствует возрастным и психофизиологическим особенностям младших школьников. Учебное пособие для 3-4 классов является продолжением пособия для 1-2 классов и предназначено для дальнейшего формирования у младших школьников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Рабочие тетради для 3-4 классов нацелены на то, чтобы научить младшего школьника предвидеть реальные опасности, существующие на каждом шагу. Учебные пособия входят в комплект учебников начальной школы "Школа России".

2.  Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного: Пособие для педагогов.- М.: Вентана-Граф, 2002.-64 с.

В пособии рассматриваются проблемы профилактики вредных привычек и формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников. Раскрывается система работы с тетрадями для учащихся: "Учусь понимать себя" (2 класс), "Учусь понимать других" (3 класс), "Учусь общаться" (4 класс). Предлагаются подробные методические рекомендации, которые помогут педагогам организовать занятия с детьми. Для учителей начальных классов.

3. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного: Книга для родителей.- М.: Вентана-Граф, 2002.-32с

В книге для родителей рассматривается проблемы профилактики вредных привычек и формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста. Раскрыта система работы с тетрадями для учащихся: "Учусь понимать себя" (2 класс), "Учусь понимать других" (3 класс), "Учусь общаться" (4 класс). Даны методические рекомендации, которые помогут родителям организовать занятия с ребенком.

4. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного. Учусь понимать себя: Рабочая тетрадь. 2 класс.- М.: Вентана-Граф, 2002.-56 с.

В тетрадь включены развивающие задания и игры, расширяющие представления второклассников о своих физиологических и психологических особенностях. Выполняя эти задания, ребята научатся контролировать и оценивать свои привычки, поведение и настроение, осознавать причины возникающих трудностей в учебе и общении со сверстниками и взрослыми. Рабочая тетрадь предназначена для работы на уроках и в группе продленного дня.

5. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного. Учусь понимать других: Рабочая тетрадь. 3 класс.- М.: Вентана-Граф, 2002.-48 с.

Задания, представленные в данной тетради, помогут не только приобщить детей к здоровому образу жизни, но и приобрести опыт поведения в окружающем мире, общения с другими людьми - сверстниками и взрослыми. Предлагаемые игровые ситуации побуждают ребенка делать выбор между "плохим" и "хорошим", проявлять сильные стороны характера, а также понимать себя и других, сочувствовать, сопереживать. У детей исподволь формируются ценностные ориентации, а главное - умение сопротивляться негативному влиянию и при необходимости говорить "нет". Рабочая тетрадь предназначена для работы на уроках и в группе продленного дня.

6. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного. Учусь общаться: Рабочая тетрадь. 4 класс.- М.: Вентана-Граф, 2002.-48 с.

В тетради предлагаются проблемные задания и игры, обучающие учащихся равноправному обращению и взаимоотношениям, когда человек, считаясь с интересами других, умеет отстаивать свои собственные. Решая реальные жизненные проблемы, оценивая поведение людей, оказавшихся в сложной ситуации, дети учатся не только сочувствию и милосердию, но и умению находить достойный выход из трудных обстоятельств, проявляя силу воли и характер. Рабочая тетрадь предназначена для работы на уроках и в группе продленного дня.

7.  Безруких М.М., Филиппова Т.А. Учебно-методический комплект "Разговор о правильном питании". Пособие для учителя. Рабочая тетрадь для детей 6-8 лет "Разговор о правильном питании". - Москва: Издательство "Олма-Пресс", 1999-2003.

Учебно-методический комплект "Разговор о правильном питании" является частью программы "Разговор о правильном питании" и предназначен для организации воспитательной работы, связанной с формированием основ правильного питания. В ходе занятий дети узнают о полезных продуктах, правилах гигиены, режиме. Предлагаемая форма организации работы помогает ребенку стать активным участником воспитательного процесса, активизирует его творческие способности.

8.  Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Учебно-методический комплект "Две недели в лагере здоровья". Пособие для учителя "Две недели в лагере здоровья". Рабочая тетрадь для учащихся 9-11 лет "Две недели в лагере здоровья". - Москва: Издательство "Олма-Пресс", 2002.

Учебно-методический комплект является частью программы "Разговор о правильном питании" и предназначен для дальнейшей работы по формированию у младших школьников основ культуры питания. Основные задачи комплекта связаны с расширением представления младших школьников о полезных продуктах, традициях питания, правилах этикета и т.д. Разнообразные задания позволяют сформировать у школьников навыки здорового образа жизни.

9.  Журавлева О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н. Программа "Путешествие во времени" (Методические рекомендации по курсу профилактических занятий для подростков.) - М., 2000.-31с.

Методическая разработка содержит курс занятий для подростков, проводимых в рамках программы "Жизнь без наркотиков". Обсуждаются теоретические и методические аспекты проведения такого курса. Представлены темы, содержание, формы и методы работы на каждом занятии. Данная программа разработана на базе Кемеровского областного центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения и может быть использована педагогами, практическими психологами, социальными работниками.

10. Здоровье. Учебно-методическое пособие для учителей1-11 классов/Под ред.В.Н. Касаткина, Л.А. Щеплягиной М., 2001.-435с.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для учителей общеобразовательных школ. В книге приведена программа "Здоровье" для 1-11 классов, созданная коллективом врачей, психологов, педагогов. Изложены примеры проведения уроков, описаны психологические особенности преподавания тем, связанных со здоровьем. Представленная программа ориентирована на школьника. Это попытка создать единый предмет, в котором информация по анатомии, физиологии, психологии, антропологии и многим другим предметам служит самопознанию, самопринятию и самоуважению. Программа построена ступенчато с учетом психофизиологических особенностей каждого возраста.

11. Информационно-аналитический сборник Министерства образования Респулики Татарстан по реализации программы "Образование и здоровье школьников РТ" /Под ред. Ф.Ф.Харисова.-Казань:РИЦ "Школа", 2003.-174с.

В сборнике изложена программа охраны и укрепления здоровья детей и подростков в общеобразовательных учреждениях. В программе предусмотрено создание социально-экономических, правовых и организационных условий для обеспечения успешной социальной и психологической адаптации в современном обществе и воспитание здорового образа жизни. Опыт оздоровительной работы в системе образования Республики Татарстан одобрен решением Коллегии МО РФ в 2002 году и рекомендован к использованию в образовательных учреждениях России.

12. Кобякова Т.Г., Смердов О.А. Первичная профилактика наркозависимости: концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения. М., 2002.-80с.

В данной концепции рассматриваются основные подходы к профилактике наркозависимости в мире и у нас в стране, определяется роль и место добровольцев в первичной профилактике. Обобщен опыт работы подростковой волонтерской службы Социального центра молодежи Кузбасса (г.Кемерово). В концепции описывается система привлечения и обучения добровольцев, рассматривается структура и деятельность добровольческой службы.

13.  Латышев Г.В., Орлова М.В., Яцышин С.М., Титова О.А., Речнев Д.О. Руководство по работе с подростками <Смотри по жизни вперед.- С-Пб: АПКиПРО, 2001.-112с.

Программа направлена на создание у подростков оптимальных условий для формирования качеств личности, препятствующих началу употребления наркотиков. В программе изложены основные принципы профилактики и практические рекомендации по организации профилактической работы среди молодежи. Программа призвана помочь специалистам и молодежным лидерам, работающим в области профилактики наркозависимости. Программа подготовлена при содействии Управления Социально-педагогической поддержки и реабилитации детей МО РФ.

14.  Макеева А.Г. Учебно-методический комплект "Не допустить беды". Пособие для педагога. Брошюра для 7-8 класса "Помогая другим, помогаю себе". Брошюра для 9-10 класса "Разумный выбор. Правильное решение". Брошюра для 10-11 класса "15 ответов на трудные вопросы"/ Под редакцией М.М.Безруких. - М.: Издательство "Просвещение", 2003.

Учебно-методический комплект предлагает вариант организации ранней профилактики наркотизма в средней и старшей школе. Пособие для педагога представляет различные варианты организации профилактической работы. Брошюры для учащихся позволяют школьникам стать активными участниками воспитательного процесса, сформировать у них личностные антинаркогенные установки.

15. Макеева А.Г. Лысенко И.В. Учебно-методический комплект "Волшебные уроки в стране Здоровье". Пособие для учителя "Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников". Рабочая тетрадь "Волшебные уроки в стране Здоровья" для 2 класса. Рабочая тетрадь "Волшебные уроки в стране Здоровье" для 3 класса /Под редакцией М.М. Безруких. - СПб: Издательство "Образование и культура", 1999.

Учебно-методический комплект предлагает вариант организации ранней профилактики наркотизма (курения, употребления алкоголя) среди младших школьников. Основная цель воспитательной работы - сформировать у детей представление о ценности здоровья, основные навыки здорового образа жизни, а также понимание опасности знакомства с одурманивающими веществами.

16. Подросткова наркомания. Комплект нагладно-методических пособий. М:Центр Планетариум, 2002

В настоящий комплект входят: рабочая тетрадь "Обучение жизненно важным навыкам" для учащихся 5-7 классов; Наглядно-методическое пособие для проведения занятий с подростками 12-16 лет "Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании"; Наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей "Профилактика подростковой наркомании". Наглядно-методические пособия включают руководство в виде брошюры и набор слайдов с иллюстрациями, схемами, диаграммами. Пособие для подростков содержит рекомендации по проведению тренинговой социально-психологической программы первичной профилактики наркозависимости. В пособии для педагогов и родителей даны методы диагностики потребления психоактивных веществ, пособие ориентировано на лекционно-семинарскую форму проведения занятий.

17. Программа "Мой выбор": Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А., Прутченков А., Смирнова Г. Учебно-методическое пособие для учителей средней школы/ Под ред. П.Г. Положовец.- М.,2002.-120с.

Пособие содержит 12-часовой курс "Мой выбор" для учащихся 8-9 классов. Данный курс помогает осознать необходимость личного выбора из нескольких вариантов поступков, поведения в различных жизненных ситуациях и свою личную ответственность за сделанный выбор. Курс задуман таким образом, чтобы у школьников была возможность ознакомиться с последствиями сделанного выбора.

18. Программа "Мой выбор":Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А., Положевец П., Смирнова Г. Рабочая тетрадь для старшеклассников.-М.,2001.-72с.

Тетрадь содержит задания, тесты, кроссворды, дополнительную информацию для учащихся по курсу "Мой выбор". Курс состоит из 6 занятий по темам: "Человек свободного общества", "Учимся строить отношения", "Мое здоровье", "Преступление и наказание, или Цена скейборда", "Я и политика", "Свобода и ответственность - выбор XXI века".

19. ^ Программа "Мой выбор": Программа "Мой выбор":Беспалова Г.М., Виноградова Н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое действие - мой выбор, Брянск:Курсив.-2002.-64с.

Данное методическое пособие предназначено для работников системы образования и широкого круга читателей, интересующихся вопросами обучения и воспитания подростков.

20. Программа "Мой выбор":Кишенкова О.В., Иоффе А.Н., Зудов С.Б., Махина Г.М. Энциклопедия материалов, М:Ижица.-2002.-162с.

Энциклопедия предназначена для преподавателей. Энциклопедия содержит материалы по курсу "Мой выбор" и включает следующие темы: "Человек свободного общества", "Учимся строить отношения", "Мое здоровье", "Преступление и наказание", "Четвертая власть" и др. Материал, собранный в Энциклопедии представляет интерес для родителей, а также может быть использован при проведении классного часа особенно по проблемам наркомании.

21. Профилактическая программа "Полезный выбор" для старшеклассников 16-17 лет состоит из: рабочих тетрадей для учащихся 10 - 11 классов; пособия для учителей по предупреждению употребления психоактивных веществ и инфицирования ВИЧ для 10-11 классов; брошюры для родителей "Семь полезных шагов или как узнать, употребляет ли подросток наркотики?"

22. Серия "Работающие программы". Составители серии д.м.н.Чечельницкая С.М., к.п.н. Родионов В.А. М., 2000

Цель издания серии ознакомить специалистов с реально работающими программами по профилактике аддиктивного поведения, распространения ВИЧ-инфекции. Серия издается в рамках федеральной программы по предупреждению в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция). Серия состоит из 7 выпусков и предназначена для специалистов различного профиля: медицинских работников, психологов, педагогов, социальных работников. В серии представлена концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде; программа "Политика школы в отношении наркотиков"; "Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет"; "Программа формирования здорового жизненного стиля".

23. Учебно-методический комплект В.И. Ляха. Комплект включает: Учебник по "Комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов"; Пособие для учителя "Физические упражнения в начальной школе".

Учебник написан по "Комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов" и соответствует Обязательному минимуму содержания образования по физической культуре. Учебник содержит знания о физической культуре; комплексы упражнений для развития быстроты, гибкости, координации движений; тесты для проверки физической подготовленности. В конце учебника помещены методические рекомендации для учителя и родителей. Они помогут им организовать работу с учебником в школе и дома. Учебник входит в комплект для начальной школы "Школа России". Пособие "Физические упражнения в начальной школе" предназначено для учителя физической культуры и содержит методические указания по особенностям обучения школьников тем или иным упражнениям. Пособие состоит из трех разделов: "Гимнастика", "Легкая атлетика" и "Лыжная подготовка"

24. Учебно-методический комплект И.К.Топорова "Основы безопасности жизнедеятельности". В комплект входят: учебник для 5-6 классов, учебник для 7-8 классов, учебник для 9 класса, учебник для 10-11 классов; пособие для учителя "Методика преподавания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" в общеобразовательных учреждениях">; рабочие тетради по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" для 5-6 и 7-8 классов (Антюхин Э.Г., Мелихов Ю.Ф., Сулла М.Б).

В учебниках даны советы и рекомендации, как избежать опасностей дома и на улице и как действовать в случае пожара, производственных и технологических аварий, дорожно-транспортных происшествий, стихийных бедствий. В рабочих тетрадях представлен материал в виде кроссвордов, загадок и ребусов. Тетради предназначены для закрепления знаний и умений у учащихся. Изучение данного учебно-методического комплекта призвано сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, привить основополагающие знания и умения распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека. В книге для учителя рассмотрены цели и задачи курса "Основы безопасности жизнедеятельности", на психолого-педагогической основе изложены общие методические идеи и положения по его преподаванию, содержатся рекомендации по изучению тем и отдельных вопросов.

25. Учебно-методический комплект под ред. А.Т.Смирнова. Комплект включает: Учебники "Основы безопасности жизнедеятельности" для 5 класса (Смирнов А.Т., Хренников Б.О., Мишин Б.И.), 7класса (Смирнов А.Т., Хренников Б.О.), 10 класса (Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А.), 11 класса (Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А.); Учебник для 10-11 классов "Основы медицинских знаний и здорового образа жизни" (Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Ижевский П.В.); Методические материалы и документы по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности": Книга для учителя (Смирнов А.Т., Мишин Б.И.); Основы подготовки к военной службе: Методические материалы и документы: Книга для учителя (Васнев В.А., Чиненный С.А.); Армия государства Российского и защита Отечества: Пособие для учащихся 10-11классов /Под общ. ред. В.В.Смирнова.

Учебники нового поколения реализуют Обязательный минимум содержания образования по курсу ОБЖ для средней общеобразовательной школы, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации. Основное внимание уделяется формированию индивидуальной системы здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья. Особое место в учебниках занимает новый раздел курса ОБЖ "Основы военной службы", изучая который старшеклассники получат сведения об обороне государства, истории создания Вооруженных сил и т.д. Учебник "Основы медицинских знаний и здорового образа жизни" написан в соответствии с одноименным разделом новой программы по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности", рекомендованной Министерством образования РФ. Старшеклассницы узнают о роли женщины в современном обществе и семье, о правах и обязанностях родителей. Особое внимание уделено репродуктивному здоровью женщины и нежелательным факторам, которые могут ему угрожать. Книги для учителя включают в себя основные документы по курсу ОБЖ, работа с которыми необходима в педагогической практике преподавателя-организатора по этому предмету.

^ 26. Учебно-методический комплект под ред. В.И. Ляха и М.Я. Виленского. Комплект включает: Учебники "Физическая культура" для 5-7 и 8-9 классов и Пособия для учителя "Физическое воспитание учащихся 5-7 классов", "Физическое воспитание учащихся 8-9 классов".

Учебно-методический комплект по "Комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов" поможет школьникам освоить теоретический и практический материал по физической культуре. В учебниках содержатся знания, необходимые выпускникам основной общеобразовательной школы для организации и проведения самостоятельных занятий по физической культуре. Пособия для учителя содержат методику преподавания способов двигательной деятельности, техники и тактики базовых для школы спортивных игр, техники упражнений из гимнастики, легкой атлетики, лыжных гонок соответственно разделам программы. Педагог найдет в пособии советы по оценке успеваемости учащихся, педагогическому и врачебному контролю, методику занятий в группах продленного дня, рекомендации по использованию на уроках технических средств обучения и ЭВМ.

27. Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Наследухов А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.- 208 с.

Учебник нового поколения для учащихся средних специальных учебных заведений написан в соответствии с новыми программами по курсам "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Основы военной службы", рекомендованными Министерством образования, и Обязательным минимумом содержания учебного предмета в этих учебных учреждениях. Учебник предусматривает логическое завершение подготовки обучаемых в области безопасности жизнедеятельности, проводимой по курсу ОБЖ в основной школе. Целью учебника является формирование у студентов средних специальных заведений системы взглядов в области безопасности жизнедеятельности при подготовке к профессиональной деятельности и в период вступления в самостоятельную жизнь.

28. Школьная профилактическая программа "Проекта ХОУП". "Полезные привычки" для детей 6-10 лет состоит из:рабочих тетрадей для учащихся 1 - 4 классов, пособия для учителей и методических рекомендаций для учителей "Полезные расчеты, или как оценить эффективность превентивного обучения"."Полезные навыки" для подростков 11-15 лет состоит из:рабочих тетрадей для учащихся 5 - 9 классов; пособия для учителей по предупреждению употребления психоактивных веществ для 5-7 классов и пособия для учителей по предупреждению употребления психоактивных веществ и инфицирования ВИЧ для 8-9 классов; методических рекомендаций для учителей "Полезные тесты, или как оценить эффективность превентивного обучения в средней школе"; учебного пособия для родителей "127 полезных советов, или Как уберечь детей от наркотиков".

Информация получена из методических рекомендаций для органов управления и учреждений системы образования по теме "Апробация здоровьесберегающих технологий обучения", Москва - 2003 год.

"Вариативные модели системной организации деятельности учреждений общего образования по охране и укреплению здоровья обучающихся".

Методические рекомендации подготовлены:

М.М.Безруких, д.биол.н., член-корр. РАО

В.Д.Сонькиным, д.биол.н., проф.

В.В.Зайцевой, д.пед.н.,проф. и другие.

организация, работа, логопедический пункт. положение

kompaniya-nezavisimoe-kreditnoe-partnerstvo-nachnet-organizovivat-ipotechnie-sdelki-vmeste-s-agentstvami-nedvizhimosti.html
kompaniya-otrasl-monitoring-smi-za-22-23.html
kompaniya-severnij-gorod-pristupila-k-stroitelstvu-zhilogo-kompleksa-v-moskovskom-rajone-sankt-peterburga.html
kompaniya-virazhaet-vam-svoyu-glubochajshuyu-priznatelnost-za-priobretenie-generatorasvarochnika.html
kompanonline-22092011-npf-strategiya-mozhet-bit-oshtrafovan-za-narushenie-zakona-o-reklame.html
kompass.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/italyanskie-ingredienti.html
  • lecture.bystrickaya.ru/avtori.html
  • znanie.bystrickaya.ru/654-zatratnij-podhod-k-ocenke-obektov-is-i-nma-metodi-dostoinstva-i-nedostatki-zatratnogo-podhoda.html
  • reading.bystrickaya.ru/knizhnie-novinki-obrazovanie-i-nauka-izvestiya-uralskogo-otdeleniyarossijskoj-akademii-obrazovaniya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/spravka-ob-itogah-deyatelnosti-departamenta-obrazovaniya-tulskoj-oblasti-v-2010-godu-stranica-2.html
  • school.bystrickaya.ru/bank-kak-subekt-privlecheniya-inostrannih-investicij-v-region-na-primere-kb-centr-invest-chast-8.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-a-e-golovanova-nesomnenno-vhodit-v-zolotoj-fond-rossijskoj-voennoj-memuaristiki-stranica-38.html
  • bystrickaya.ru/zhizn-vo-vselennoj.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-krae-hotyat-postroit-arkticheskij-centr-spaseniya-krasnoyarsk-internet-resurs-dkvartalru-11112011.html
  • abstract.bystrickaya.ru/215-problemi-transportno-dorozhnogo-kompleksa-i-svyazi-kompleksnaya-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-studentam-po-izucheniyu-spec-kursa-teoriya-operativno-rozisknoj-deyatelnosti.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vozvrashenie-bortnota-sina-borthelma.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otveti-na-voprosi-viktorini-dlya-2-4-klassov.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-nauki-i-tehniki-v-sisteme-nauchnogo-poznaniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/programma-respubliki-tatarstan-po-okazaniyu-sodejstviya-dobrovolnomu-pereseleniyu-v-rossijskuyu-federaciyu-sootechestvennikov-prozhivayushih-za-rubezhom-stranica-2.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-po-literature-biologii-i-izobrazitelnomu-iskusstvu-krasota-i-velichie-ptic.html
  • crib.bystrickaya.ru/hronicheskie-zabolevaniya-zhelchnogo-puzirya-vse-arterialnie-gipertenzii-delyatsya-na.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-podgotovka-doktorov-i-kandidatov-nauk-v-sgtu-1-obshie-pokazateli-nauchno-innovacionnoj-deyatelnosti.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-obrazovatelnaya-programma-programma-razvitiya-mou-sosh-10-nazvanie-programmi-razvitiya-sozdanie-uslovij-dlya.html
  • credit.bystrickaya.ru/podklyuchenie-videokomponentov-ustrojstvo-radiopriemnoe-marantz-sr-400-25002-rukovodstvo-po-ekspluatacii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/37-vzglyad-iznutri-cheloveka-so-storoni-pervie-vpechatleniya-psihoterapevta-stavshego-prepodavatelem-liceya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tablica-ii7-gruppirovka-poselkov-gorodskogo-tipa-po-kolichestvu-i-lyudnosti.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lichnost-kak-okruzhayushaya-sreda-obshestva-izdanie-prednaznacheno-dlya-studentov-aspirantov-prepodavatelej-uchenih.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-depozitnoj-politiki-banka-na-primere-sberegatelnogo-banka-rossijskoj-federacii.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-mou-nachalnaya-shkola-detskij-sad-1.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-tehnologiya-pedagogicheskih-kommunikacij.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-duhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-obuchayushihsya-na-stupeni-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-spravedlivaya-ocenka-metafizicheskih-prityazanij-ot-redakcii-predislovie-k-pervomu-izdaniyu-predislovie-ko-vtoromu-izdaniyu.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-14-otdelnie-aspekti-stroitelstva-stroitelstvo-uchet-nalogi-pravo.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-tematicheskij-plan-programmi-povisheniya-kvalifikacii-innovacii-v-inzhenernom-obrazovanii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/trudovoe-vospitanie-uchashihsya-zadachi-15-rezhim-raboti-shkoli-16-raspredelenie-obyazannostej-19-rabota-po-osushestvleniyu.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravila-polzovaniya-kabinetom-fiziki-pasport-kabineta-fiziki.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-kursu-psihologi-ya-050502-65-tehnologiya-i-predprinimatelstvo.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-po-discipline-kompleksnij-ekonomicheskij-analiz-biznesa-n-novgorod.html
  • education.bystrickaya.ru/1obshaya-harakteristika-bankovskoj-sistemi-referat-bankovskaya-sistema-finansi-eto-sterzhen-ekonomiki-eto-krovenosnaya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.