.RU

Концептуальные различия психоанализа и неофрейдизма - Учебное пособие для вузов под ред


^ Концептуальные различия психоанализа и неофрейдизма




Фрейд

Юнг

Фромм

1. Онтологи­ческий статус личности.

Человек -эротическое существо.

Человек - архетипическое существо.

Человек - психосоциаль­ное существо

2. Природа бессозна­тельного.

Индивидуаль­ный пансексуализм

Коллективно-бессознательный архетип.

Совокупность социаль­но-психологических свойств, неизменных в своей сущности.

3. Механизмы развития пси­хики

Вытесненная сексуальность

Оборачиваемость единого жизненного потока энергии.

Конфликтная ситуация, обусловленная социо­культурными причинами.

4. Механизм адаптации личности в окружающейсреде

Сублимация

Синхронность бес­причинных и при­чинных связей.

Выработка социального характера

5. Проблема гармонии личности и мира.

Рациональное подавление сексуальности.

Соответствие раз­личных типов куль­тур архетипу бессоз­нательного

Формирование продук­тивного социального характера.
^ 4. Философия экзистенциализма
Среди современных западноевропейских концепций человека видное место принадлежит философии экзистенциализма. Исходным пунктом экзистенциалистского философствования, определяющим его содержание, является категория «существо­вания» (экзистенция). Она является ключевой при рассмотре­нии социальных отношений и внешнего мира, познавательных актов и эмоциональных реакций, общественных институтов и действий отдельных личностей. Это философствование осно­вано на приоритете «человеческого существования» по отно­шению ко всем другим проблемам. (Подробнее о философии экзистенциализма см. гл. X).

Экзистенциальная аналитика человеческого бытия и бытия вообще получает наиболее последовательное и ярко выражен­ное воплощение в философии К. Ясперса.1

Философия Ясперса строится не на обобщении эмпириче­ски установленных фактов и правил, а является своеобразным

1 К. Ясперс (1883 - 1969) - немецкий философ и психолог, один из основателей экзистенциализма. Основные труды: «Психология мировозрений» (1922), «Философия экзистенциализма» (1932), «Духовная ситуация времени» (1962), «Трансценденция» (1970).

354

проектом возможностей души, которая как зеркало показыва­ет человеку, чем он может быть, чего он может достичь и куда он может попасть. Философия, - говорит Ясперс, - это убеж­дение, отвечающее всему существу человека, поэтому вопросы о том, что такое философия, подлинное бытие, человек - сли­ваются как бы в один общий вопрос - самораскрытие челове­ческого бытия.

Побудительные первоистоки всякого философствования, по мнению Ясперса, находятся в самом человеке. Такими первоистоками он считает удивление, сомнение, сознание потерян­ности и коммуникацию.

Удивление рождает вопрос о познании. Познание сущего неизбежно приводит к сомнению, с помощью которого осуще­ствляется испытание достоверности познанного. Однако при этом, согласно Ясперсу, важно то, как и где с помощью со­мнению обретается почва для уверенности. Одно дело, когда сомнение используется для уверенного ориентирования в мире вещей, другое - когда оно становится средством осознания им своей самости. Именно такой критический анализ жизненной ситуации осуществляет Ясперс, вводя человека в состояние потрясенности и потерянности, в котором только и возможно осознание им своей сущности.

Обнаружение человеком своей собственной слабости и бес­силия выступает важным побудительным импульсом к фило­софствованию, концентрирует внимание человека на тех жиз­ненных ситуациях, которые остаются неизменными в своем существе, даже если их присутствие и действие закрыты заве­сой повседневности. Ими являются: смерть, страдания, борь­ба, влияние на человека воли случая, виновность, которые Ясперс называет основными ситуациями нашего существова­ния или пограничными ситуациями. В обыденной жизни чело­век либо забывает, либо сознательно отвлекается от них, живя интересами своих повседневных нужд и дел. От неизбежных в жизни опасностей и крушений человек ищет спасения в дос­тижениях науки и техники, в поддержке со стороны общества. Однако по мере реализации своих жизненных целей он обна­руживает тотальную ненадежность мира. Ни государство, ни Церковь, ни общество, - говорит Ясперс, - никогда не обеспе­чивали и не обеспечивают человеку абсолютной защиты и на­дежности, представления о которой суть лишь обманчивые впечатления, навеянные условным благополучием недолгих

355

спокойных времен. Независимо от того, какими средствами достигается это понимание, в любом случае оно обнаруживает всю трагичность человеческого бытия.

Подлинная сущность человека обнаруживает себя лишь в экзи­стенции, которая раскрывает себя в пограничных ситуациях. Это ситуации особого рода, которые «отрезвляют» человека, побу­ждают к пониманию своего подлинного призвания, отвлекают от однообразной и быстротечной суеты будней. К постижению экзистенции побуждает, например, столкновение со смертью. Смерть, - говорит Ясперс, - касается каждого и служит погра­ничной ситуацией в той степени, в какой она открывает огра­ниченность нашего быта, входит в нашу жизнь. Смерть оказы­вается пробным камнем, с помощью которого можно определить, что в жизни экзистенциально, а что нет.

Осознание пограничной ситуации ставит перед человеком вопрос о том, что же ему делать перед лицом этого абсолют­ного крушения, столкновение с которым рано или поздно не­избежно. Где обрести опору и смысл жизни? Ясперовский ре­цепт спасения - в проблеме превращения неподлинного бытия в подлинное, где главный вопрос - вопрос о коммуникации.

Суть коммуникации, отражающей специфичность ясперского экзистенциализма, состоит в том, что отдельный человек сам по себе не может стать человеком и что сознание действи­тельно лишь в коммуникации с другим самобытием. «Один я погружаюсь в заточение, - пишет Ясперс, - только вместе с другими в движении к взаимному сближению могу я открыть­ся». Ясперс считает, что экзистенциальная коммуникация об­ретается человеком только в результате предварительного со­средоточения человека на самом себе. Человек не может стать самим собой, обрести себя, не вступив в общение с другими, однако он также не может вступить в это экзистенциальное общение, не побыв в одиночестве с самим собой. Внутреннее раскрытие себя другому, стремление понять другого в его внутренней жизни сопряжено с риском, поскольку каждый раскрывает свои слабости. Но на этой почве воссоздается под­линное бытие человека - его экзистенция.

К единственно подлинному бытию, по мнению Ясперса, ведет «парение в ситуации и мысли». Человек должен занять соответствующую позицию к любой определенной форме эк­зистенции. Человек должен двигаться от простого, голого бы­тия (в обществе, в государстве, в мире эмпирического, во вла­сти инстинктов и побуждения) к самобытию. Экзистенция

356

проясняется только разумом, а разум обретает свою содержа­тельность только в экзистенции. Неразумная экзистенция са­ма по себе, основанная на чувствах, переживаниях, истинах и произволе, оказывается перед угрозой вылиться в слепую насильственность. Так же и разум, лишенный экзистенциальности, может вылиться в интеллектуально всеобщее, схематичное и утратить характер всякой жизненности и индивидуальности.

И, наконец, экзистенция действительна лишь как свобода. «Я есть, пока я выбираю», - такова позиция Ясперса, предпо­читавшего слепому произволу индивидуальное «самозаконода­тельство».

Одна из самых популярных версий экзистенциализма свя­зана с философией Ж.-П. Сартра1, где тема человеческого бытия и его специфика обладают рядом особенностей.

В своих рассуждениях о реальности Сартр исходит из двой­ственности бытия; с одной стороны, это «бытие в себе» - гру­бый, неоформленный мир, независимый от человеческой ре­альности. С другой стороны, это «бытие для себя», сферой которого является человек.

Для Сартра «бытие в себе» идентично самому себе, оно не предполагает ничего, что было бы причиной или конечной целью, которую оно могло бы осуществить. «Бытие в себе» не имеет ни смысла, ни значения, бесцельно. Сущность же «бытия для себя» заключается в том, что оно себя создает по­средством непрерывного своего отрицания. Основой этого отрицания является «ничто», которое и есть единственный способ его существования.

Главная особенность сартровского экзистенциализма вы­ражена в том, что возникновение человеческой реальности есть «абсолютное событие», к которому не применимы ника­кие генетически-казуальные объяснения. Отсюда одно из пер­вых положений Сартра - «Человек есть ничто». Ничто в мире не может стать причиной человеческого «бытия для себя». Не­возможно провести непрерывную эволюционно-историческую линию постепенного превращения нечеловеческого мира в человеческую реальность. Человеческое бытие - это как раз и есть прерыв непрерывности тусклого, стерильного «бытия в

1 Ж.-П. Сартр (1905 - 1980) - французский философ, писатель, ос­нователь французского «атеистического экзистенциализма». Основные работы: «Трансцедентальность Эго» (1934), «Воображение» (1936), «Воображаемое» (1940), «Бытие и ничто» (1943), «Критика диалектиче­ского разума» (1960) и др.

357

себе», это «дыра в недрах бытия» и совершенно иной способ за­висимости, выраженный в «избегании казуального порядка мира».

Человеческое бытие, таким образом, неопределенно. Нет такого предмета и процесса в мире, указав на которые, можно было бы сказать, что «это человеческое бытие». Отсюда проис­текает вторая особенность сартровского экзистенциализма, выраженная в характеристике человеческой свободы. Человек свободен, - считает Сартр, именно потому, что у него нет «природы», которая бы могла предопределить способы его по­ведения и жизнедеятельности. Только от самого человека за­висит, каким он будет и каков будет мир, в котором в этом случае ему приведется жить. Человеческая природа, - считает Сартр, - ни добра, ни зла, она прежде всего свободна.

Подобная трактовка специфики «бытия для себя» заставля­ет Сартра констатировать «парадокс свободы», проистекающий из того, что человек находится в независимой реальности, с которой он должен считаться. Признавая важность этого об­стоятельства, Сартр пытается доказать, что сопротивление че­ловека внешним препятствиям имеет значение только в сво­бодном выборе и через свободный выбор. Человек может и должен полагаться только на себя, не уповать ни на какие внешние обстоятельства. Человек выбирает сам, один, полно­стью принимая на себя все возможные последствия своего деяния, не имея надежной опоры ни вне, ни внутри себя.

В самореализации свободы исключительно важная роль от­водится человеческому сознанию, позволяющему из феномена неопределенности вычленить три его значения. Сознание по­зволяет человеку выбирать цели действия; затем оно формиру­ет способность действовать ради достижения этих целей; и, наконец, оно прививает способность достигать поставленной цели. Однако, - считает Сартр, - не следует отождествлять свободу с сознательной постановкой целей. Свобода утвержда­ется отнюдь не в них, а в так называемом изначальном выборе, или изначальном проекте. В этом и есть трагичность человече­ского существования. Изначальный выбор возникает неиз­вестно каким образом, с первого момента появления человека на свет. Однако в дальнейшей жизни человек сознательно ста­вит перед собой такие цели, которые идут вразрез с этим вы­бором, и поэтому они обречены на неудачу. Хотя Сартр заяв­ляет, что человек постоянно возобновляет свой выбор, но это лишь повторение ситуации с неумолимостью рока, от кото­рого невозможно освободиться.

358

Ничем не обусловленная свобода имеет и другой негатив­ный аспект, составляющий содержание экзистенциального переживания - чувство тревоги. Человек, - говорит Сартр, -страшится своей безосновной свободы, он боится быть един­ственным источником ценностей, ему тяжко вынести все бре­мя ответственности, он пытается «списать» свои действия на якобы не зависящие от него объективные причины. Но и в этом случае любая маска, любая роль - результат, в конечном счете, свободного выбора; человек - безусловный автор своего деяния.

На протяжении всей человеческой жизни свобода, таким образом, всегда есть ответственность, утверждающая себя в формировании, «несмотря ни на что», личной позиции. Это утверждение находит свое завершение в известном сартровском положении о том, что человек должен действовать так, как будто ему надлежит заменить собой недостающего Бога.

Своеобразная аналитика человеческого бытия содержится в творчестве французского философа и писателя Альбера Камю (1913 - 1960), где экзистенциальная проблематика приобретает эпическую форму.

Основная философская работа Камю «Миф о Сизифе» (1942) открывается словами: «Есть лишь одна действительно серьез­ная философская проблема - это самоубийство. Вынести суж­дение о том, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или не стоит - это ответить на основной вопрос философии. Все ос­тальное, - имеет ли мир три измерения, обладает ли разум де­вятью или двенадцатью категориями - приходит потом. Это уже игра, а вначале нужно ответить». Проблема самоубийст­ва, - считает Камю, - это проблема всей жизни, где человек отвечает на вопрос - является ли жизнь просто биологической данностью, или в ней реализуются собственно человеческие ценности, придающие ей смысл.

Стремясь разобраться в смысле своей жизни, человек, по мнению Камю, обращается прежде всего к окружающему ми­ру. Но чем пристальнее он вглядывается в природу, тем более сознает ее глубокое отличие от себя и ее равнодушие к своим заботам. Равнодушность и изначальная враждебность мира не позволяет человеку понять окружающие вещи, и если идеал понимания неосуществим, то окружающий мир может харак­теризоваться как иррациональный.

Абсурдность «обесчеловеченной природы», - утверждает Камю, - дополняется бесчеловечностью людских отношений.

359

Пристальный взгляд на общество раскрывает его как мир бес­правия, отчуждения, обреченности и равнодушия. В отноше­ниях между людьми царит жестокая бессмысленность, и лишь на пороге смерти человек чувствует себя свободным, умиро­творенным и счастливым.

Пытаясь спастись от отчаяния, человек ищет духовную опору для обретения надежды и при помощи разума находит ее в Боге. Однако, - считает Камю, - это очередной абсурд, «роза иллюзий», платой за которую является «метафизическое самоубийство» - отречение от разума. Поэтому, осознав рав­нодушие и безмолвие мира и утратив веру в Бога, «абсурдный» человек, являющийся идеалом Камю, приходит к выводу, что источником всех ценностей и единственным судьей может быть только он сам. В этой самодетерминации и выражается свобода человека, которую у него никто не может отнять и которая делает его подобным Богу.

Именно свобода, - считает Камю, - выражает «истину че­ловека», придает смысл человеческой жизни. Идеалом «человеческого состояния» для Камю является Сизиф, величие которому придает тот факт, что он знал о нескончаемости своего труда, но тем не менее стойко переносил ниспослан­ную ему кару и не думал просить богов о прощении. Поэтому Сизиф являлся свободным человеком, так как, сознательно подняв бунт против богов, он сам выбрал свою судьбу.

Свобода, обретенная в бунте, выражает человеческую соли­дарность в борьбе против зла, она порождает у людей стремле­ние к воссоединению и общению друг с другом. Поэтому бунт имеет не только индивидуальную, но и общественную значи­мость. Но бунт, - утверждает Камю, - удел цивилизованного общества, это дело человека информированного, обладающего сознанием своих прав. Бунт возникает прежде всего в таких обществах, которые отпадают от священного, где люди живут в «десакрализованной» истории. Поэтому Камю осуждает ре­волюции за «безмерность», заявляя, что революционное за­блуждение объясняется прежде всего незнанием и системати­ческой недооценкой той границы, которая представляется неотделимой от человеческой природы и которую правильно выявляет бунт.

360

literatura-ustno.html
literatura-v-a-artemeva-kompyuternaya-verstka-v-a-artemeva.html
literatura-v-kotoroj-otrazheni-rezultati-raboti.html
literatura-v-sisteme-kulturnih-praktik-30-akad-chasov-lekcionnij-kurs-literatura-v-sisteme-kulturnih-praktik.html
literatura-v-x-nachale-xiii-v-na-primere-slova-o-polku-igoreve.html
literatura-velikie-reformi-v-rossii-1856-1874-gg-sbornik-pod-red-zaharovoj-l-g-m-mgu-1992.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/b-i-glagolnij-lichnij-mestoimennij-prefiks-vtorogo-lica-ed-ch-klassa-zhenshin-ba8ha-chitaj-bta-sadis-b-ii.html
  • gramota.bystrickaya.ru/xivperehod-k-realnoj-mifologii-i-ideya-absolyutnoj-mifologii-a-f-losev-dialektika-mifa.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/volnica-dlya-dedushek-moskovskij-komsomolec-ozerova-marina-08042005-75-str-1.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rasskazov-s-d-stranica-38.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sibirskij-universitet-potrebitelskoj-kooperacii-stranica-8.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-1-kadrovij-menedzhment-na-sovremennom-predpriyatii-metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-itogovoj-gosudarstvennoj.html
  • report.bystrickaya.ru/kadrovij-sostav-medpersonala.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-sedmaya-osobie-izustnie-tajni-i-s-smirnov-mladshij-redaktor.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rozhdestvenskij-romans-iosif-brodskij-stihotvoreniya-i-poemi-osnovnoe-sobranie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-posvyashena-analizu-polkovodcheskogo-iskusstva-marshala-sovetskogo-soyuza-stranica-24.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-dvadcataya-istoriya-voznosit-pobeditelej-i-bichuet-pobezhdennih-makkavei-sumeli-vistoyat-v-borbe-s-imperiej.html
  • report.bystrickaya.ru/infinitiv-ii-infinitivnie-oboroti-t-n-malchevskaya-sbornik-uprazhnenij-po-perevodu-gumanitarnih-tekstov-s-anglijskogo.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nizhnyaya-palata-prinyala-popravki-v-ryad-statej-ugolovno-processualnogo-kodeks-stranica-26.html
  • learn.bystrickaya.ru/etapi-obucheniya-metodicheskie-rekomendacii-dlya-specialistov-pedagogov-obrazovatelnih-uchrezhdenij.html
  • reading.bystrickaya.ru/kotli-stalnie-vodogrejnie-ksv-tehnicheskoe-opisanie-instrukciya-po-ekspluatacii-remontu-montazhu-i.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kirgizskij-yazik-i-kirgizskaya-gosudarstvennost-chast-2.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raspredelenie-zemel-smolenskoj-oblasti-po-formam-sobstvennosti-na-1-yanvarya-2011-goda-tis-ga.html
  • books.bystrickaya.ru/blagotvoritelnost-centralnaya-pressa-celitelnij-balzam-v-podmoskove-konkurs-luchshij-po-professii-sredi.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-ot-21-aprelya-2009-g-n-200-ob-utverzhdenii-nastavleniya-po-fizicheskoj-podgotovke-v-vooruzhennih-silah-rossijskoj-federacii-stranica-9.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-sozdana-na-osnove-federalnogo-komponenta-gosudarstvennogo-standarta-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-tehnologiya-mehanizaciya-i-avtomatizaciya-putevih-rabot-dlya-studentov-5-kursa-specialnostej-290900-stroitelstvo-zheleznih-dorog-put-i-putevoe-hozyajstvo-zhd-stranica-3.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-peredacha-smisla-3-3-osnovnoe-v-soderzhanii-rechi-obektivnost.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-soderzhanie-i-zadachi-disciplini-psihologiya-upravleniya.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zhurnalistika-v-zone-vooruzhennogo-konflikta-yuzhnaya-osetiya-informacionnaya-vojna.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/astrologicheskaya-zvezda-simvoli-i-chisla-knigi-peremen.html
  • letter.bystrickaya.ru/nikolaevskaya-sosh-na-2009-2010-uchebnij-god-stranica-2.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/chernij-mif.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obobshennij-portret-zapiski.html
  • znanie.bystrickaya.ru/azastan-respublikasi-blm-zhne-ilim-ministrlg-ltti-testleu-ortalii-zhalpi-orta-blm-beru-jimdarin-memlekettk-attestaciyalau.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reshenie-ot-23-06-2010-stranica-19.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-po-chuvashskomu-yaziku-20092010-uchebnij-god.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-problemi-i-tipi-eticheskih-uchenij.html
  • notebook.bystrickaya.ru/itar-tass-httpwwwitar-tasscom-08022006-00000-pervij-kanal-novosti-08-02-2006-kriskevich-vyacheslav-12-00-13.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/grazhdanstvo-rossijskoj-federacii-chast-2.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-ponyatie-i-subekti-nalogovih-sporov-rassmatrivaemih-arbitrazhnimi-sudami.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.