.RU

Контрольная работа По дисциплине: «История экономических учений» На тему: «Развитие экономической мысли античного и средневекового общества»




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Государственное образование учреждения высшего профессионального образования


Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Филиал в г. Барнауле


Кафедра философии, истории и права


Контрольная работа


По дисциплине: «История экономических учений»

На тему: «Развитие экономической мысли античного и средневекового общества»


Исполнитель:

специальность финансы и кредит

группа 2ФФД

№ зачетной книжки

Руководитель:

Усольцев Сергей Анатольевич


Барнаул – 2009


Содержание


1. Древняя Греция -------------------------------------------------------------------- 3

1.1. Ксенофонт ---------------------------------------------------------------------------3

1.2. Платон --------------------------------------------------------------------------------5

1.3. Аристотель --------------------------------------------------------------------------6

2. Древний Рим ------------------------------------------------------------------------9

2.1. Катон Старший ---------------------------------------------------------------------9

2.2. Варрон -------------------------------------------------------------------------------10

2.3. Колумелла --------------------------------------------------------------------------11

2.4. Цицерон ---------------------------------------------------------------------------- 12

Заключение -----------------------------------------------------------------------------14

Список использованной литературы ----------------------------------------------15


^ Древняя Греция


Экономическая мысль Древней Греции формиро­валась под влиянием особенностей социально-экономического развития греческих земель. Главной из них является сформировавшийся в VIII—VI вв. до н.э. полис — город-государство, представлявший собой общину граждан-зем­левладельцев. Правом принимать участие в управлении государ­ством, владеть землей на территории полиса обладали только граж­дане, лично свободные люди; не являвшиеся гражданами (мете­ки) этим правом не обладали.

В отличие от древневосточных государств в греческих полисах большого развития государственное хозяйство не получило. Соот­ветственно в Греции меньшим было вмешательство государства в экономику, большую роль играла частная инициатива, а потому активнее развивалось товарное производство, ставшее главной пред­посылкой формирования классического рабства, при котором рабы становятся основными производителями материальных благ.

Первоначально греческая экономическая мысль нашла отра­жение в памятниках литературы (например, в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера), в законах (например, Драконта), в деятельности ре­форматоров (Солона, Клисфена), в различных хозяйственных до­кументах. В V в. до н.э., когда греческие полисы достигли расцве­та, экономические вопросы оказались в поле зрения философов (например, Демокрита, Сократа). Расцвет греческой экономичес­кой мысли пришелся на IV в. до н.э., когда социально-экономи­ческий кризис, переживаемый полисами, поставил множество проблем, в том числе и хозяйственного характера.

Кризис полиса, разложение его традиционной структуры, был обусловлен активным развитием товарно-денежных отношений, приведшим к возрастанию роли торгово-ремесленных слоев насе­ления, представленных в основном метеками, т.е. негражданами. В этих условиях особенно важным стал вопрос о том, как воспре­пятствовать распаду гражданской общины полиса, и поэтому вни­мание греческих мыслителей привлекли проблемы развития част­ного хозяйства, товарного производства, денежного обращения и т.п. Особенно активно экономические вопросы разрабатывали Ксенофонт, Платон и Аристотель.

Ксенофонт. Литературное наследие известного греческого ис­торика Ксенофонта (ок. 430 — ок. 355 гг. до н.э.) достаточно вели­ко: он писал исторические и политические сочинения, воспоми­нания о Сократе и пр. Два его произведения посвящены эконо­мическим вопросам. Это, во-первых, сочинение «О доходах», в ко­тором рассматривается проблема улучшения финансового положе­ния Афин, а во-вторых, «Экономикос» (обычно название переводят как «Домострой»), в котором даются советы по рациональному веде­нию домашнего хозяйства. Считается, что в названии этого произве­дения Ксенофонта слово «экономика», в переводе примерно озна­чающее «управление домашним хозяйством», встречается впер­вые в истории экономической мысли.

Одной из важных экономических проблем, рассмотренных Ксенофонтом, является разделение труда. Он придерживался при­вычного для своего времени противопоставления умственного и физического труда. Гражданина полиса достоин, прежде всего ум­ственный труд, а из занятий, относящихся к физическому труду, — земледелие, которое является ведущей отраслью экономики. Ре­месло, торговля, ростовщичество в идеале недостойны свободного грека и должны быть уделом рабов. Впрочем, и в сельском хозяй­стве рабский труд должен активно использоваться, а свободным гражданам надлежит осуществлять управление и контроль. Ксенофонт считал необходимым использовать рабский труд наибо­лее эффективно. Для этого он предлагал тщательно выбирать рабов при покупке, материально и морально поощрять тех, кто хорошо работает.

Ксенофонт отмечал, что разделение труда способствует росту его производительности: «тот, кто выполняет простую работу, выполняет ее наилучшим образом». Важным достижением Ксено­фонта была мысль о том, что разделение труда зависит от объема рынка. В крупных городах, «где каждый работник находит многих покупателей», человеку достаточно знать одно ремесло или даже отдельные его операции. В мелких же городах, чтобы прокормиться, одному человеку нужно выполнять различные работы.

Основной целью хозяйственной деятельности Ксенофонт счи­тал производство полезных вещей, т.е. того, «чем человек умеет пользоваться». Ксенофонт одним из первых выделил две стороны товара. Главной он считал полезность товара (потребительную сто­имость), однако и способность товара к обмену (меновую сто­имость) признавал достаточно важной, так как, по его мнению, торговля и денежное обращение положительно сказываются на развитии хозяйства, являются одним из источников обогащения.

Деньги Ксенофонт рассматривал, прежде всего, как богатство, т.е. важнейшей функцией денег для него была функция средства сбере­жения (деньги как сокровище). Ксенофонт предлагал накапливать деньги на черный день, для возможного расширения производства. Кроме того, он признавал и функцию денег как средства обращения.

Важное место в произведениях Ксенофонта занимают вопросы экономической политики государства. Он считает, что для увели­чения доходов Афин государство должно оказывать покровитель­ство метекам, а также купцам и судовладельцам. В частности, Ксе­нофонт предлагал предоставить метекам право владения землей, ввести почетные награды купцам, приносящим наибольшую пользу государству, увеличить количество торговых помещений, строить государственные гостиницы и пр. Решающее значение для увели­чения доходов Афин, по мнению Ксенофонта, имеет рациональная эксплуатация принадлежащих государству серебряных рудников. Он рекомендует государству закупить большое количество рабов и за­тем отдавать их внаем частным лицам для разработки рудников.

Платон. Знаменитый греческий философ Платон (427—347 до н.э.) родился в Афинах в аристократической семье, был учеником Сократа. Платон специально не занимался экономическими вопросами, но затрагивал их в своих политических сочинениях, каса­ющихся совершенствования системы государственного устройства.

В произведении «Государство» представлен проект идеально­го государства. По мнению Платона, люди наделены от природы неодинаковыми способностями, поэтому разделение труда, обя­занностей — естественное явление. В идеальном государстве в соответствии со своими способностями и добродетелями жители должны разделяться на три сословия: философы (правители), во­ины, а также ремесленники, к которым относятся те, кто занят в производительной сфере — в сельском хозяйстве, ремесле, тор­говле; рабы находятся вне социальной структуры общества.

По мнению Платона, чтобы исключить в идеальном государ­стве корыстолюбие и алчность, нужно ограничить частную соб­ственность, разрешив ее только для третьего, низшего, сословия, которое обеспечивает всем необходимым остальных. Два высших сословия должны быть свободны от материальных забот, отвлека­ющих их от выполнения важнейших задач — управления государ­ством и его защиты. У философов и воинов не должно быть соб­ственности, денег, постоянных жен.

Принадлежность к сословию не является наследственной, все дети (и мальчики, и девочки) должны воспитываться государством и иметь равные образовательные возможности. В определенном возрасте они должны пройти физические, умственные и нравствен­ные испытания, по результатам которых будут определены в то или иное сословие.

В произведении «Законы» проект идеального государственного устройства представлен Платоном в переработанном виде, при­ближенном к хозяйственной реальности, к социальной структуре полиса. Он считает, что среди семей граждан должны быть по жребию распределены равные, неделимые, неотчуждаемые земель­ные участки. Чтобы предотвратить рост экономического неравен­ства, нужно ограничить приобретение имущества: если его сто­имость в четыре раза превышает стоимость одного земельного надела, излишек следует передать государству.

Как и Ксенофонт, Платон считал земледелие единственным видом хозяйственной деятельности, достойным граждан полиса. Ремеслом и торговлей должны заниматься чужеземцы (метеки). По мнению Платона, земледелие играет ведущую роль в эконо­мике, но и ремесло имеет существенное значение. В ремеслен­ной деятельности должно четко соблюдаться разделение труда — государству нужно следить, чтобы один че­ловек не занимался двумя ремеслами.

Что касается торговли, то отношение Пла­тона к ней было неоднозначным. С одной сто­роны, главным условием стабильности госу­дарства он считал его самодостаточность, уда­ленность от моря, т.е. от важнейших торговых путей. С другой стороны, мелкую торговлю Платон считал полезной для экономического развития, отмечая, что именно в процессе тор­говли товары становятся соизмеримыми, и

происходит это посредством денег. При этом цены на товары долж­ны контролироваться государством, чтобы исключить возможность получения высокой торговой прибыли, что ведет к чрезмерному имущественному расслоению, росту социальных конфликтов, ос­лабляющих государство.

Денежное обращение, по мнению Платона, играет важную роль в экономике, но должно ограничиваться и контролироваться го­сударством. Платон предлагал ввести обращение полноценных денег и неполноценных, которые могут иметь хождение только внутри страны. Полноценные деньги должны находиться в мо­нопольном владении государства, частным лицам они могут вы­даваться при выезде из родного полиса с условием их обмена на неполноценные по возвращении. Среди функций денег Платон выделял функции средства обращения и сокровища. К накопле­нию денег, в отличие от Ксенофонта, он относился резко отри­цательно, считая, что оно может нарушить традиционную поли­сную структуру. Ростовщические операции он также считал вред­ными для социально-экономического развития. Есть основания полагать, что Платон выделял еще одну функцию денег — меру ценности (стоимости).

Аристотель. Дальнейшее развитие экономическая мысль ан­тичности получила в трудах Аристотеля (384—322 до н.э.) — зна­менитого древнегреческого философа и ученого-энциклопедиста, ученика Платона, воспитателя Александра Македонского. Эконо­мические вопросы Аристотель рассматривает в произведениях, по­священных этике и политике, т.е. сфере практической деятельно­сти человека, его поведения. Основными сочинениями, в которых изложены экономические взгляды мыслителя, являются «Поли­тика» и «Никомахова этика».

Важное место в этических и политических воззрениях Аристотеля занимает представление о «естественном», «природном», о том, что ничего в природе не существует напрасно. Из рассужде­ний Аристотеля следует, что естественное, т.е. со­ответствующее природе, является справедливым. Именно с этой точки зрения рассматриваются многие вопросы, в том числе и экономические.

По мнению Аристотеля, «человек по при­роде своей есть существо политическое», и по­лис (государство) имеет естественное происхож­дение. Поэтому идеальное государственное ус­тройство должно в целом соответствовать со­циальной структуре полиса. Оптимальный тип государства пред­ставляет собой нечто среднее между олигархией и демократией, его основой должны быть средние слои, так как они не обладают пороками бедных и богатых — развращенностью и несправедли­востью. Гражданами могут быть только землевладельцы, и «землю следует разделить на две части: одна будет принадлежать всему го­сударству, другая — отдельным гражданам». Только граждане име­ют право управлять государством и защищать его, именно эти два занятия должны быть основными для них. Гражданам «непозво­лительно заниматься ремеслом или жить за счет торговли, так как эти виды деятельности постыдны и вредят доблести», они не должны также заниматься и возделыванием земли. По мнению Аристотеля, тот, кто занимается физическим трудом, стремится к выгоде, не обладает досугом, необходимым «и для развития доб­родетели, и для политической деятельности».

Граждане составляют незначительную часть населения, осталь­ные жители (и рабы, и свободные) обеспечивают потребности го­сударства в продовольствии, ремесленной продукции, денежных средствах. Идеальное государство должно иметь все необходимое для самостоятельного существования.

Рассматривая вопрос о том, какими путями достигается удов­летворение материальных потребностей общества, Аристотель выделяет две сферы хозяйственной деятельности — экономику и хрематистику. Главной целью экономики (науки о домохозяйстве) является удовлетворение насущных потребностей человека и об­щества: накопление «средств, необходимых для жизни и полезных для государственной и семейной общины». Совокупность таких средств составляет, по предположению Аристотеля, истинное бо­гатство, «сообразное с природой». К экономике он относит земле­делие — наиболее почетный вид хозяйственной деятельности, а также ремесло и мелкую торговлю, по сути представляющую со­бой обмен предметами первой необходимости.

Хрематистика (искусство наживать состояние) является неес­тественной сферой, главная ее цель — «обладание деньгами». К ней относится все, связанное с обменом посредством денег. Во-первых, это торговля, разделяемая Аристотелем на морскую, тран­зитную и розничную; во-вторых, ростовщичество; в-третьих, на­емный труд; в-четвертых, разработка и использование природных богатств: полезных ископаемых, лесов и т.п.

Рассматривая торговлю как самый значительный вид деятельно­сти, «имеющий своим предметом обмен», Аристотель показывает стадии ее развития, связывая их с деньгами. По его мнению, перво­начально существовала меновая торговля — простой обмен товара на товар, а затем люди изобрели деньги как всеобщее средство обмена.

Отношения обмена возможны, когда существуют разделение труда и специализация. Отмечая, что различные товары, участву­ющие в обмене, должны быть каким-то образом уравнены, Арис­тотель первым в экономической науке поставил вопрос о том, что делает товары сравнимыми, т.е. вопрос о стоимости (ценности) товара. Сам он считал, что в действительности различные вещи не могут стать соизмеримыми, но могут быть соизмеримы потребно­сти людей в этих вещах, т.е. фактически полезности товаров.

Считая вслед за Платоном, что товары становятся соизмери­мыми в процессе торговли, Аристотель выделил особую функцию денег как меры стоимости (ценности). Кроме того, естественной функцией денег является функция средства обращения. Ростов­щичество Аристотель считал «по преимуществу противным при­роде» и резко осуждал его. Он отмечал, что при ростовщичестве деньги начинают играть неестественную роль, поскольку сами денежные знаки становятся предметом собственности.

Особое место в экономических взглядах Аристотеля занимает рабство. Этого вопроса касались многие греческие мыслители и писатели, в том числе Ксенофонт и Платон, однако именно Ари­стотель рассмотрел проблему рабства наиболее полно, попытался обосновать общее для греков отношение к рабству как к есте­ственному явлению.

По мнению Аристотеля, люди от природы разделены на две основные группы. Первую группу составляют те, у кого душа властвует над телом, а разум — над стремлениями. Эти люди благода­ря своим умственным качествам обладают способностью к пред­видению, «пригодны для политической жизни», им природой пред­назначено властвовать. Во вторую группу входят те, кто способен «лишь своими физическими силами исполнять полученные ука­зания». Этим людям природой предназначено подчиняться и быть рабами. Рабы, по мнению Аристотеля, — это некая «одушевленная собственность» и польза от них почти такая же, как и от домашних животных. И те, и другие «своими физическими силами оказыва­ют помощь в удовлетворении... насущных потребностей» хозяев.

К категории людей «властвующих» Аристотель относил гре­ков, а к категории «подвластных» — всех остальных (варваров). Он отмечал, что «у варваров отсутствует элемент, предназначен­ный по природе своей к властвованию, поэтому варвар и раб по природе своей понятия тождественные».

Рассматривая вопрос о справедливости рабства, Аристотель считал, что «одни люди по природе свободны, другие — рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо». Однако он отмечал, что рабство может быть противным природе и не­справедливым — если в рабов превращают греков.


^ Древний Рим


Как и в других странах, экономические представления римлян нашли отражение в законах (напри­мер, XII таблиц), в деятельности реформаторов (Сервия Туллия, Тиберия и Гая Гракхов и др.), в литературе (на­пример, в «Георгиках» Вергилия), в хозяйственных документах. Однако в отличие от большинства древневосточных стран в Риме, так же как в Греции и Китае, появились специальные произведе­ния, посвященные хозяйственным вопросам.

Римская экономика в основных чертах сходна с греческой. Для нее также характерны полисная собственность на землю и класси­ческое рабство, достигшее в Риме расцвета в III—I вв. до н.э. Однако в Риме большее развитие получило товарное производство, причем не только в ремесле (как в Греции), но и в сельском хозяйстве. Кро­ме того, в Риме сформировалась и постепенно стала преобладающей частная собственность на землю. Эти особенности, а также ярко выраженный практицизм римлян обусловили специфику экономи­ческой мысли Древнего Рима, основным содержанием которой ста­ли вопросы развития частного рабовладельческого хозяйства.

^ Катон Старший. Первым, кто обратился к проблемам хозяй­ства, был известный римский политик, оратор и писатель Марк Порций Катон Старший (234—149 до н.э.). Его трактат «О земле­делии» — наиболее ранней из известных нам памятников латинс­кой прозы. В этом произведении еще нет систематического изло­жения знаний о земледелии, в нем даются разнообразные хозяй­ственные советы, не объединенные какой-либо общей идеей. Трак­тат является своего рода руководством для начинающего хозяина.

Земледелие, по мнению Катона, из всех видов хозяйственной деятельности — самое почетное и самое выгодное. Главное вни­мание Катон уделяет получению прибыли. Важнейшими условия­ми этого являются постоянное внимание ко всем сторонам хозяй­ственной деятельности, правильная организация труда, товарность сельскохозяйственного производства.

С точки зрения Катона, хозяин, стремящийся рационально организовать работу и получать, возможно, больший доход, дол­жен при покупке имения обратить внимание на плодородие по­чвы, месторасположение хозяйства. Особенно важной Катон счи­тает близость имения к городу (желательно к крупному) как рынку сбыта товаров. Немаловажное значение имеет также количество и качество дорог.

Идеальным, по мнению Катона, является имение, в котором объединено как можно больше хозяйственных отраслей, однако все они должны приносить доход — от неприбыльных лучше от­казаться. Главным принципом ведения хозяйства должна быть его товарность: «хозяину любо продавать, а не покупать». Катон от­мечает, что ради получения дохода можно было бы даже отдавать деньги в рост, если бы это было почетно.

Рассматривая вопросы организации труда, Катон обращает внимание на важность непосредственного участия хозяина в уп­равлении имением. Он должен вникать во все хозяйственные во­просы, ничего не оставлять без своего контроля. Управляющий имением из числа рабов (вилик) должен быть помощником хозя­ину, четко выполнять все его требования, поддерживать жесткую дисциплину среди рабочих, чтобы никто не простаивал без дела. Требуя, чтобы рабы были «всегда в работе», Катон в то же время отмечает, что условия их жизни не должны быть плохими, что всегда нужно учитывать умонастроение рабов, ведь все это сказы­вается на производительности труда, прибыльности хозяйства.

Большое место в трактате Катона занимают подробные практи­ческие советы: какие орудия труда, какие агротехнические приемы следует использовать, где что можно купить, как организовать сда­чу в аренду пастбищ, различных видов хозяйственной деятельности и т.д. Стремясь помочь начинающему хозяину, Катон даже приво­дит рецепты блюд, лекарственных средств, образцы молитв и пр.

Варрон. Взгляды Катона на организацию сельскохозяйствен­ного производства поддержал и развил писатель и ученый-энцик­лопедист Марк Терренций Варрон (116—27 до н.э.). Он занимал­ся литературным творчеством, писал труды по истории, искусст­ву, философии, лингвистике, литературе, юриспруденции, музы­ке, математике и пр. Экономические вопросы освещены Варроном в произведении «О сельском хозяйстве», написанном в форме диалога и представляющем собой сборник практических сельско­хозяйственных советов об организации полевых работ, об уходе за скотом, о разведении домашней птицы, рыбы, о пчеловодстве.

Как и Катон, Варрон считал главной целью производства по­лучение прибыли, также отмечал необходимость повышения то­варности производства. По его мнению, для получения возможно большего дохода следует учитывать колебания цен на рынке, ис­пользовать достижения агрономии, повышать интенсивность про­изводства, совершенствовать организацию труда.

По Варрону, в хозяйстве должен использоваться наемный труд, однако основным является труд рабов, которых, наряду с рабочим скотом и инвентарем, он относит к орудиям труда. Рабы — это говорящие орудия труда; скот — орудия труда, издающие нечле­нораздельные звуки; инвентарь — немые орудия труда. Для повы­шения эффективности труда Варрон предлагал использовать прин­цип материальной заинтересованности, как рабов, так и тех, кто ими управляет. В частности, он считал, что старшим над осталь­ными рабами можно выделить пекулий (небольшое имущество) и разрешить вести самостоятельное хозяйство.

Колумелла. Поставленный Варроном вопрос о повышении эф­фективности труда рабов стал особенно актуальным для Рима в начале новой эры в связи с падением доходности сельскохозяй­ственного производства и нехваткой рабов. Этой проблеме уделял большое внимание писатель и агроном Луций Юний Модерат Колумелла (I в. н.э.). В его трактате «О сельском хозяйстве» после­довательно излагаются основные принципы ведения дел в помес­тье, сведения о сельскохозяйственных работах, об уходе за деревь­ями, виноградниками, о разведении домашнего скота, рыб, пчел, об обязанностях хозяина и хозяйки имения.

По мнению Колумеллы, упадок сельского хозяйства в Италии был связан не с убывающим плодородием почвы, как считали многие, а с недостатками в ведении хозяйства. В частности, он полагал, что интенсивность сельскохозяйственного производства можно повысить, активно используя достижения агротехники, расширяя связи хозяйства с рынком.

Главным условием подъема сельского хозяйства, по мнению Колумеллы, должен быть рост производительности труда. И здесь осо­бенно важным является углубление разделения труда между основ­ными работниками — рабами. Однако он отмечал, что рабы не жела­ют трудиться в полную силу, проявлять инициативу, старательность, выполнять сложные специализированные агротехнические операции. Но рабы, способные достичь высокого уровня знаний, профессио­нализма, обладают живым умом и другими качествами, способству­ющими развитию в них склонности к мятежу. Чтобы лучше органи­зовать труд рабов, повысить его производительность, Колумелла пред­лагает увеличить число надзирающих за рабами, а к наиболее квали­фицированным рабам применять самые строгие меры, в частности выводить их на работу закованными. Большое значение Колумелла придает пробуждению духа соревнования между рабами.

Важную роль в организации труда рабов, в повышении эффек­тивности хозяйства Колумелла отводит вилику (управляющему), от которого требует глубокого знания хозяйства, высоких мораль­ных качеств, преданности своему господину. Однако, чтобы уст­ранить соблазн нажиться за счет хозяина, Колумелла предлагает назначать виликом неграмотного раба, поскольку тот не сможет подделывать отчеты, счета.

Важнейшим фактором воздействия на рабов, на производитель­ность их труда Колумелла считает «присутствие самого хозяина». Если же по каким-то причинам присутствие хозяина, постоянный контроль с его стороны невозможны, более выгодно предоставить обработку земли свободным колонам (арендаторам), ведь они ра­ботают и на себя, а значит, заботятся о земле, обладают большей производительностью труда, чем рабы без хозяйского надзора.

Цицерон. В трактатах Колумеллы, Катона Старшего, Варрона нашли отражение чисто практические вопросы, связанные с сель­скохозяйственным производством. Теоретическое рассмотрение экономических проблем в Риме не получило широкого распрост­ранения. Однако некоторые мыслители в рамках политических, философских и других сочинений затрагивали и проблемы тео­рии. Самым известным из них был выдающийся оратор, полити­ческий деятель, философ Марк Туллий Цицерон (106—43 до н.э.). Среди множества его произведений можно вьщелить трактаты «Об обязанностях», «О старости», «О законах», «О природе богов» и другие, в которых в связи с политическими и философскими пробле­мами рассматриваются и некоторые вопросы теоретико-экономи­ческого характера.

Цицерон вслед за греческими мыслителями считал, что есте­ственным свойством природы является справедливость. В приро­де есть все необходимое для счастья человека, и сам он может украсить землю своим трудом. Особое уважение у Цицерона вы­зывает земледельческий труд, приносящий изобилие.

Человеку, как считал Цицерон, свойственно естественное стремление к объединению с другими людьми, к справедливости и соблюдению законов. Результатом объединения становится го­сударство, лучшим видом организации которого является рес­публика. В ней соединены элементы трех основных государствен­ных форм: монархии, аристократии, демократии. Главной целью государства должно быть обеспечение гражданам безопасности и свободного пользования имуществом, при этом под действие за­кона должны подпадать все.

Идеальный гражданин государства должен обладать доброде­телями, среди которых особенно выделяются познание истины, умеренность, величие духа и, наконец, справедливость.

Главное, в чем заключается справедливость, — это «никому не наносить вреда, если только тебя на это не вызвали противозаконием». Кроме того, справедливость состоит в том, «чтобы пользоваться общественной собственностью как общественной, а частной как сво­ей». Частной собственности, по мнению Цицерона, в природе не бывает, но она возникает в процессе естественного развития обще­ства в результате войн, законов, соглашений и пр. Таким образом, частная собственность справедлива, а человек, посягающий на чу­жую собственность, нарушает «права человеческого общества».

Справедливость должна распространяться на все категории населения, в том числе и на рабов. Цицерон не был уверен в спра­ведливости рабства и предлагал относиться к рабам как к наем­ным работникам, предоставляя им за труд все необходимое. По его мнению, справедливость должна быть соединена с благотво­рительностью, ведь люди живут не каждый сам по себе, а в обще­стве и обязаны помогать друг другу.


Заключение


Экономическая мысль Древнего мира развивалась неравномер­но и наибольшего расцвета достигла в античных государствах, осо­бенно в Греции. Однако и в восточных странах, в частности в Ин­дии и Китае, рассматривались многие важные теоретико-экономические вопросы. Общая характерная черта экономических идей древ­ности — отношение к рабству как к естественному, нормальному явлению. Общим является также представление о разделении труда как основе экономической и политической жизни общества.

И в древневосточных, и в античных странах уделялось внима­ние экономической политике государства. На Древнем Востоке эта тема стала основной для экономической мысли: считалось, что государство должно активно вмешиваться в экономическое развитие, рассматривались конкретные вопросы управления госу­дарственным хозяйством, экономикой страны в целом.

В античных странах вопросы, связанные с экономической по­литикой государства, не стали главными. Гораздо большее внима­ние здесь уделялось проблемам, связанным с ведением частного хозяйства. В Древнем Риме, например, особое развитие получили прикладные исследования, а в Древней Греции активнее разраба­тывались теоретические вопросы, среди которых товар и его свой­ства, стоимость, деньги и их функции и др. И греки, и римляне понимали разницу между натуральным хозяйством, призванным удовлетворять потребности, и товарным производством, нацелен­ным на получение прибыли, однако относились к ним по-разно­му. Римляне определенно отдавали предпочтение товарному про­изводству. Греки же фактически считали, что для полиса как еди­ного экономического субъекта, взаимодействующего с другими полисами, предпочтительным является натуральное хозяйство, а внутри полиса полезно развитие мелкого товарного производства.

Таким образом, экономическая мысль Древнего мира, хотя и не сформировалась в самостоятельную отрасль знания, поставила многие важные проблемы и тем самым заложила основы для даль­нейшего развития экономической науки.


Список используемой литературы


1. Всемирная история экономической мысли. – В 6 т. – М.: Мысль.- Т.1.

2. История экономических учений. – М.: Высшая школа, 1983. – Т.1.

3. История экономических учений: Учебник для вузов. Под ред. проф. В.С. Адвадзе, проф. А.С. Квасова.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002.

4. Хрестоматия « Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – Просвещение». – М.: Политиздат, 1991.



l-v-kulikov-rekomendacii-po-podgotovke-rukopisi-dlya-publikacii-v-vestnike-spbgu-struktura-stati-s-empiricheskimi-dannimi-avtora-avtori-nazvanie-annotaciya-referat.html
l-v-matveeva-yu-v-shajko-osobennosti-semanticheskogo-prostranstva-obrazov-znachimih-drugih.html
l-v-mishkina-24-maya-2011-g.html
l-v-pellenen-yuzhnouralskij-gosudarstvennij-universitet-g-chelyabinsk-rossiya-povishenie-urovnya-socialnoj-otvetstvennosti-budushih-specialistov-po-svyazyam-s-obshestvennostyu-kak-faktor-uskoreniya-institucializacii.html
l-v-rustamyanc-sushnost-i-naznachenie-obrazovatelnih-standartov-v-lichnostno-orientirovannom-obrazovanii-stranica-2.html
l-v-shaposhnikova-vrata-v-budushee-stranica-12.html
  • notebook.bystrickaya.ru/interpretaciya-rezultatov-poluchennih-na-osnove-testa-egocentricheskih-associacij-t-shustrovoj.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-p-artem-i-m-a-camapoba-stati-rechi-otkliki-zametki-vospominaniya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/specialist-po-vneshneekonomicheskoj-deyatelnosti-edinij-kvalifikacionnij-spravochnik-dolzhnostej-sluzhashih.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sposobi-osushestvleniya-tamozhennogo-kontrolya-i-deyatelnost-dolzhnostnih-lic-v-tamozhennih-organah-chast-5.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-vtoraya-chastnaya-kursk-1900-uchebnoe-posobie-po-liturgike-tekst-ne-otredaktirovan-posle-skanirovaniya.html
  • education.bystrickaya.ru/36-perechen-i-opisanie-naibolee-znachimih-investicionnih-proektov-strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/institut-nesostoyatelnosti-bankrotstva-yuridicheskih-lic-v-rf-chast-12.html
  • lesson.bystrickaya.ru/plan-po-preduprezhdeniyu-i-likvidacii-avarijnih-razlivov-nefti-i-nefteproduktov-na-stranica-12.html
  • school.bystrickaya.ru/kompleksnaya-mehanizaciya-otkormochnoj.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rezultati-zimnej-ekzamenacionnoj-sistema-ocenivaniya-i-sravnitelnij-analiz-rezultatov-obucheniya.html
  • essay.bystrickaya.ru/blm-beru-badarlamasi-zhoari-blm-berud-zhalpia-mndett-memlekettk-standartina-saj-negzdelgen.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-rol-obedinenij-predprinimatelej-itpp-rf-v-processe-lobbirovaniya-interesov-biznesa-v-organah-vlasti.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-stazhirovki-v-londone-dizajn-v-anglijskom-ispolnenii.html
  • desk.bystrickaya.ru/patenti-analogi-i-prototipi-uchebno-metodicheskij-kompleks-ulyanovsk-2006-pr.html
  • spur.bystrickaya.ru/materiya-stranica-4.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rozhdenie-professionala-miri-chteniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/temi-seminarskih-zanyatij-zacepina-olga-ivanovna-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline.html
  • college.bystrickaya.ru/22-pismo-melanhtona-k-patriarhu-ioasafu-ii-diplomnaya-rabota.html
  • turn.bystrickaya.ru/perec-ostrij-dekorativnij-semena-ovoshej-i-cvetov-semennoj-kartofel-lukovici-i-klubnelukovici-cvetov-udobreniya.html
  • urok.bystrickaya.ru/predmeti-i-programmi-v-f-ovchinnikova-i-g-ovchinnikovoj-a-k-kovaldzhi-sostaviteli-i-redaktori-virazhayut.html
  • writing.bystrickaya.ru/informaciya-ob-uchastnikah-9-mezhdunarodnoj-specializirovannoj-vistavki-analitika-ekspo-2011-26-29-aprelya-2011-g-g-moskva-stranica-5.html
  • university.bystrickaya.ru/filosofsko-anekdoticheskij-roman.html
  • studies.bystrickaya.ru/analiz-kreditosposobnosti-predpriyatiya-oao-blagkomhlebprodukt.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/srednij-klass-kriterii-granici-stilevie-osobennosti-trud-migraciya-identichnosti-problemi-i-otnosheniya-socialnoj.html
  • literature.bystrickaya.ru/dyakonov-m-ocherki-obshestvennogo-i-gosudarstvennogo-stroya-drevnej-rusi-elektronnij-resurs-m-dyakonov-elektron-tekst-dannie-b-m-1908-rezhim-do-stranica-9.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-sostavleniya-nalogovoj-otchetnosti-deklaracii-po-korporativnomu-podohodnomu-nalogu-forma-150-00-stranica-2.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zvezda-udachi-fen-shuj-teoriya-i-praktika.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/martin-buber-obrazi-dobra-i-zla.html
  • textbook.bystrickaya.ru/hristianskoe-ponimanie-lyubvi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-laboratornih-rabot-po-kursu-upravlenie-processami-dlya-studentov-specialnosti-220501-65-upravlenie-kachestvom-stranica-5.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-trinadcataya-avtor-hotel-bi-virazit-svoyu-glubokuyu-i-iskrennyuyu-priznatelnost-tem-kto-sdelal-vse-ot-nih.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-mehanizmi-ocenki-lobbistskoj-deyatelnosti-diplomnaya-rabota.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravitelstvo-sahalinskoj-oblasti-postanovlenie-ot-23-marta-2010-g-n-119-o-dolgosrochnoj-celevoj-programme-stranica-2.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-2-roznichnaya-kuplya-prodazha-statya-454-dogovor-kupli-prodazhi-statya-455-uslovie-dogovora-o-tovare.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-shema-polucheniya-stali-v-shahtnoj-pechi-agregat-ugolnij-v-v-pavlov-nesoobraznosti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.