.RU

Краткий словарь основных понятий


КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

 

 

Теория межличностного общения

 

Межличностное общение — взаимодействие между несколькими людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия, в результате которого возникают психологический контакт и определенные отношения между участниками общения.

 

Межличностная коммуникация — взаимный обмен субъективным опытом людей, находящихся в пространственной близости, имеющих возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь.

 

^ Модели коммуникации — схемы, представляющие процесс коммуникации.

 

 

Потребность в общении и методы ее изучения

 

Мотив — это понятие, которое используется для объяснения индивидуальных различий в деятельности, осуществляемой в идентичных, тождественных условиях.

 

Фрустрация (лат. frustratio — тщетное ожидание, обман) — психическое состояние, наполненное тревогой, досадой, расстройством, внутренним дискомфортом, общей напряженностью; возникает в том случае, если не наступают события, которых человек ожидал, не исполняются надежды, возникают преграды на пути к цели.

 

^ Мотивационный кризис — смена мотивов, к которой человек плохо подготовлен; трудное прохождение возрастных этапов и житейских кризисов, которое требует ломки привычных стереотипов поведения, установок и отношений.

 

^ Мотив аффилиации побуждает заводить дружбу и испытывать привязанность, радоваться другим людям и жить вместе с ними, сотрудничать и общаться с ними, любить, присоединяться к группе.

 

Альтруизм — это самостоятельный мотив, который отличается от других мотивов, основанных на личной выгоде; в основе его лежит любовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради группы, потребность отдавать и чувство ответственности.

 

 

^ Речь в межличностном общении

 

Код — тот язык или его разновидность (диалект, сленг, стиль), который используют участники данного коммуникативного акта.

 

^ Коммуникативное намерение (коммуникативная интенция) — желание вступить в общение с другим лицом.

 

Контекст — обстоятельства, в которых происходит конкретное событие.

 

^ Речевая деятельность — специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми, частный случай деятельности общения.

 

Речевая коммуникация — информативная и коммуникативная стороны речевой деятельности.

 

^ Речевое общение — процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка.

 

Речевое поведение — использование языка людьми в предлагаемых обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций.

 

^ Речевой акт — элементарная единица речевого общения, произнесение говорящим высказывания в непосредственной ситуации общения со слушающим.

 

Денотация — значение слова, признаваемое большинством людей данного лингвистического сообщества, так называемое лексическое значение слова.

 

Коннотация — вторичные ассоциации слова, разделяемые одним или несколькими членами данного сообщества, в этом смысле они субъективны и эмоциональны по своей природе.

 

^ Социально ориентированное общение — общение людей как представителей тех или иных групп (национальных, возрастных, профессиональных, статусных и т. д.); определяющим фактором в таком общении является групповая принадлежность или ролевая позиция.

 

^ Метод семантического дифференциала — измерение индивидуальной реакции на любое понятие или слово.

 

Полисемия — наличие у слова более одного общепринятого в данном речевом сообществе значения.

 

Синонимия — использование разных слов и фраз для сообщения сходной информации.

 

«Принцип кооперации» — требование к собеседникам действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора.

 

^ Фатическое речевое поведение (или ассоциативный способ общения) — речевое поведение, направленное на то, чтобы высказаться и встретить понимание, на поддержание разговора; осуществляется обычно в виде обмена репликами, содержание которых ассоциативно связано друг с другом.

 

^ Конативная функция речи — выражение в речи говорящего его установки на адресата (слушающего), стремления на него воздействовать, формировать определенный характер взаимоотношений.

 

^ Эмотивная функция речи — выражение в речи субъективного мира адресанта (говорящего), его самооценки, переживаний, отношения к тому, о чем говорится.

 

 

^ Невербальная коммуникация

 

Невербальная коммуникация — взаимодействие между людьми с помощью неречевых средств, обмен и интерпретация невербальных посланий в данной ситуации.

 

^ Невербальное поведение — внешнее «Я» личности, внешняя форма существования и проявления психического мира личности, конкретно-чувственная форма ее действий и поступков.

 

^ Невербальный язык — система неречевых символов, знаков, жестов, используемая представителями данной культуры для коммуникации.

 

Кинесика — движения, которые отражаются с помощью оптической системы субъекта: жесты, позы, мимика, оформление внешности, почерк и т. д.

 

Проксемика — пространственные взаимоотношения людей в процессе общения.

 

Такесика — невербальная коммуникация, связанная с тактильной системой восприятия; включает самые разнообразные прикосновения — рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания, объятия и т. д.

 

 

^ Умение слушать

 

Слышать означает стремиться понять и запомнить услышанное, что предполагает наличие сложного комплекса умений, которым человек овладевает на протяжении всей своей жизни.

 

^ Обратная связь — вербальные и невербальные сообщения, которые человек намеренно или ненамеренно посылает в ответ на сообщения другого.

 

Оценочная обратная связь — сообщение своего мнения, своего отношения к тому, о чем идет речь.

 

^ Безоценочная обратная связь — вид обратной связи, который не содержит нашего отношения к обсуждаемому вопросу, используется, когда нужно больше узнать о чувствах человека или помочь собеседнику сформулировать мысли по конкретному поводу, при этом прямо не вмешиваясь в его действия.

 

^ Позитивная оценочная обратная связь — сообщения, выполняющие функцию поддержки «я-концепции» партнера и сложившихся с ним межличностных отношений.

 

^ Негативная оценочная обратная связь — сообщения, выполняющие корректирующую функцию, направленную на устранение нежелательного поведения, изменение или модификацию межличностных отношений.

 

^ Нерефлексивное слушание — умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.

 

Рефлексивное (или активное) слушание — обратная связь с говорящим, при которой слушающий более активно использует словесную форму для подтверждения понимания сообщения.

 

Выяснение — вид рефлексивного слушания, когда слушающий просит о дополнительной информации, руководствуясь либо деловыми интересами, либо целью «разговорить» человека или продемонстрировать готовность и желание выслушать его.

 

Перефразирование — вид рефлексивного слушания, который состоит в передаче говорящему его же сообщения, но словами слушающего с целью проверки точности услышанного.

 

Резюмирование — подытоживание основных идей и чувств говорящего, позволяющее соединить фрагменты разговора в смысловое единство.

 

^ Эмпатическое слушание — безоценочная обратная связь, цель которой — оказать собеседнику поддержку, дать понять, что проблема, которая его беспокоит, и слушателем воспринимается как важная.

 

 

^ Структура межличностного взаимодействия

 

Межличностное взаимодействие — инструментально-технологическая сторона общения; взаимные действия участников общения, направленные на соотнесение целей каждой из сторон и организацию их достижения в процессе общения.

 

^ Межличностное пространство — организация всех элементов межличностного взаимодействия в определенном порядке, предполагающая: 1) выбор позиции; 2) четкое определение границ ситуации взаимодействия, за пределами которых выбранная позиция становится неуместной; 3) оформление занятой позиции посредством вербальных и невербальных средств коммуникации.

 

^ Деловой уровень общения — уровень общения, на котором людей объединяют интересы дела, совместная деятельность, поиск средств повышения эффективности сотрудничества; общение является психологически отстраненным, доминирует Я-Вы контакт.

 

^ Интимно-личностный уровень общения — уровень, на котором основной целью общения является удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, переживании; от партнеров ожидаются психологическая близость, эмпатия, доверительность.

 

^ Социально-ролевой уровень общения — уровень, общения, на котором от человека ожидается выполнение определенной ролевой функции, демонстрация знания норм социальной среды, подтверждение себя, своего статуса; общение, как правило, носит анонимный характер.

 

^ Сценарии взаимодействия — стандартные последовательности действий в тех или иных привычных ситуациях.

 

Взаимопонимание — механизм межличностного взаимодействия, связанный в первую очередь с когнитивными процессами и обеспечивающий формирование общего смыслового поля участниками взаимодействия, взаимное личностное приятие, выработку сходного видения задач в конкретной ситуации.

 

Координация — механизм межличностного взаимодействия, связанный с инструментальными процессами, с поиском средств общения, которые соответствуют намерениям и возможностям партнеров. Результатом координации является совместимость в действиях.

 

Согласование — механизм взаимодействия, касающийся в основном мотивационно-потребностной стороны общения, направленный на достижение относительного согласия в целях, смыслах, намерениях партнеров по общению.

 

 

^ Ритуальное поведение в межличностном взаимодействии

 

Социальный ритуал — исторически сложившаяся форма неинстинктивного, предсказуемого, социально санкционированного, упорядоченного символического поведения, в котором способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей.

 

^ Межличностные ритуалы — стереотипные модели поведения, обмен принятыми в обществе фразами и жестами, уместными в данной ситуации, выполняющие функции стабилизации отношений, социального контроля, передачи опыта.

 

^ Ритуалы избегания — термин Э. Гофмана, обозначающий предписываемые ограничения поведения, предназначенные для поддержания социальной дистанции между индивидами посредством указания на то, что не надо нужно делать по отношению к партнеру, чтобы не ущемить его свободу и индивидуальность.

 

^ Ритуалы презентации — термин Э. Гофмана, обозначающий предписываемые модели уважительного поведения, служащие цели поощрения и активизации взаимодействия посредством выказывания знаков уважения.

 

 

^ Межличностное взаимодействие в деловом общении и игре

 

Деловое взаимодействие — такое взаимодействие людей, которое подчинено решению конкретной задачи, стоящей перед организацией, что накладывает определенные рамки на поведение людей.

 

^ Деловая беседа — специально организованный предметный разговор, служащий для решения управленческих задач и происходящий, как правило, между представителями одной и той же организации.

 

^ Деловое совещание — форма организованного, целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом посредством обмена мнениями.

 

Сработанность — согласованность в работе между участниками совместной деятельности.

 

Игра — свободная неутилитарная деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми; эта деятельность совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядочение, по определенным правилам.

 

 

^ Феномен личного влияния

 

Аффилиация — мотивация к установлению доверительности, стремление человека быть в обществе других людей.

 

Власть — это способность действующего лица производить свою волю вопреки сопротивлению других людей; потенциал влияния.

 

«Значимый» другой — человек, с которым существует эмоциональная близость, обеспечивающий удовлетворение потребности в защите, поддержке, подражании, авторитете, дружбе и доверии.

 

^ Харизматический лидер — обаятельный человек, способный внушать благоговение подчиненным; он способен собрать группу людей, которые разделяют эту точку зрения, посредством взаимоотношений с командой развивается вместе с ее членами.

 

^ Личное влияние — способность воздействовать на другого побуждающим, сдерживающим, успокаивающим либо другим развивающим образом, изменяя при этом не только его поведение, но и взгляды, мотивы, сознание и даже характер.

 

 

^ Стратегии и тактики влияния и манипулирования

 

Психологическое воздействие — изменение психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения или настроения за счет использования психологических, социально-психологических закономерностей.

 

Манипуляция — вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша.

 

Самопрезентация — различные поведенческие тактики, направленные на то, чтобы повлиять на восприятие окружающими действующего лица.

 

 

^ Межличностная аттракция

 

Отношения — целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира.

 

^ Межличностные отношения — система установок, ориентации и ожиданий членов группы относительно друг друга, компоненты которой обусловлены содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.

 

^ Межличностная аттракция — процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии.

 

Межличностные отношения — взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительном контакте; характер этих ориентации в каждом конкретном случае зависит от личностных черт включенных во взаимодействие людей.

 

^ Потребность в аффилиации — потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью.

 

 

^ Чувства и эмоции в общении

 

Чувство — устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, отражающее значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.

 

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанный с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающий в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

 

^ Социальные эмоции — эмоции и чувства, возникающие при удовлетворении социальных потребностей.

 

Вербализация эмоций — сообщение партнеру о своих чувствах и переживаниях в форме словесных посланий.

 

^ Осознание эмоций — отчетливая фиксация человеком своего состояния, создающая возможность управления и контроля за этим состоянием; способность выразить это состояние в знаковой форме.

 

^ Произвольность эмоции — возможность опосредованного управления выражением, переживанием и порождением эмоции.

 

Зависть — чувство, возникающее, когда индивид не имеет того, чем обладает другой человек, и страстно желает иметь этот предмет либо лишить предмета зависти другого человека.

 

Ревность — стремление к сохранению того, что уже имеется у субъекта, страх потерять уже приобретенное, контроль над значимыми людьми.

 

Смущение — чувство, возникающее в результате расхождения между тем, как человеку хочется выглядеть, и тем, как он действительно выглядит, беспокойство о внешнем имидже, обусловленное повышенным вниманием к человеку в ситуации реального действия или в результате неожиданной дискредитации основной установки на характер отношений.

 

 

^ Отношения в развитии

 

Межличностное событие — значимое для данного человека изменение в жизни, в котором ключевую роль играет другой человек.

 

^ Самоактуализирующаяся личность — человек, стремящийся к совершенству и делающий наилучшим образом именно то, на что он способен.

 

Стабильные межличностные отношения — длительное сохранение взаимодействия в паре, вызывающее положительные чувства у обоих партнеров.

 

^ Теория фильтров — концепция, согласно которой пара при своем продвижении от поверхностного знакомства к более глубокому межличностному общению должна преодолеть ряд своеобразных фильтров.

 

Самораскрытие — добровольное открытие другому собственного Я, своих субъективных состояний, тайн, намерений.

 

^ Описательное самораскрытие — сообщение другому фактов о себе, которые иначе ему не доступны.

 

Оценочное самораскрытие — сообщение о наших взглядах, чувствах, переживаниях, отношениях с другими людьми.

 

^ Агрессивное самораскрытие — желание говорить о себе, не считаясь с желанием другого.

 

 

Общение, обращение, отношение

 

Общение — наиболее широкая категория для обозначения всех видов коммуникативных, информационных и прочих контактов людей, включая простые формы взаимодействия типа присутствия.

 

Коммуникация — специфически культурная форма общения, обмен информацией между людьми посредством знаков и символов, при котором информация передается целенаправленно, принимается избирательно, а взаимодействие осуществляется в соответствии с определенными правилами и нормами.

 

^ Психологические отношения — целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

 

^ Аттитюд (социальная установка) — психическое переживание значения, смысла, ценности социального объекта, готовность думать, оценивать, действовать определенным образом по отношению к объекту установки.

 

^ Интерес — положительное эмоциональное отношение к объекту, сосредоточение внимания на нем.

 

Социально-психологические отношения — различные формы взаимосвязи людей, возникающие в их совместной жизнедеятельности на основе непосредственного взаимодействия и личного общения.

 

Взаимоотношения — встречные интегрированные отношения людей, которые проявляются в групповых эффектах сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, взаимопомощи, а также в качествах личности, характеризующих психологические особенности общения человека.

 

^ Личные отношения — связь человека с человеком как субъектом взаимодействия; отношение к личностным достоинствам и свойствам конкретного человека, которое может не совпадать по содержанию со сложившимися взаимоотношениями.

 

Самоотношение выражается в приятии или неприятии себя как целого, в самоуважении и чувстве собственного достоинства.

 

Привязанности — долговременные, устойчивые, позитивно окрашенные взаимоотношения, эмоционально наполненные и основанные на большой потребности друг в друге.

 

 

^ Межличностное восприятие

 

Восприятие — процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных.

 

Социальная перцепция — процесс, возникающий при межчеловеческом взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания одним человеком другого.

 

Проецирование — перенесение своих состояний на другую личность, приписывание ей черт, которые в действительности присущи самому воспринимающему, а у оцениваемой личности могут отсутствовать.

 

^ Эффект ореола — тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера: переносить благоприятное (или негативное) впечатление об одном качестве человека на все его другие качества.

 

Самопрезентация — кратковременный, специфически мотивированный и организованный процесс предъявления информации о себе в вербальном и невербальном поведении.

 

^ Имидж личности — направленное формирование впечатления о себе, специальным образом организованное и структурированное в контексте «Я», имеющее отсылку к более общей, престижной категории людей.

 

^ Межличностное понимание

 

Рациональное понимание — это накопление, систематизация вербализованных знаний о других людях и оперирование ими с целью достичь максимального соответствия суждений, оценок, представлений о человеке его объективно существующим чертам, свойствам, мотивам.

 

^ Фундаментальная ошибка атрибуции заключается в том, что значение личностных черт переоценивается, а роль ситуации недооценивается.

 

Стереотип — духовное образование, сложившееся в сознании людей, эмоционально окрашенный образ, передающий значения, в которых есть элементы описания, оценки и предписания.

 

^ Этнический стереотип — упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко переносимый на всех представителей этой группы.

 

^ Национальный стереотип — недифференцированное суждение, обозначающее целиком этническую или национальную группу и предполагающее наличие определенной черты у всех ее представителей; неизбежно содержит в себе — скрыто или явно — определенную оценку.

 

^ Профессиональный стереотип — персонифицированный образ профессии, то есть обобщенный образ типичного профессионала.

 

Имидж — образ, представление, методом ассоциаций наделяющее объект дополнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего этот объект.

Предрассудок — необоснованное негативное представление о других людях, не меняющееся даже при наличии убедительных свидетельств того, что данное суждение несправедливо, ошибочно.

 

 

^ Трудности в общении

 

Коммуникативность человека — владение процессуальной стороной контакта (сознательное использование экспрессии, владение голосом, умение держать паузу).

 

Коммуникабельность — владение социальной стороной контакта (соблюдение в общении социальных норм, владение сложными коммуникативными умениями, например умением выразить сочувствие, «вписаться» в разговор).

 

^ Нарушение межличностного общения — двустороннее осложнение общения и отношений, психологическая сторона которого обусловлена такими личностными свойствами общающихся, как эгоизм, подозрительность, авторитарность, неискренность и пр.

 

^ Коммуникативный барьер — абсолютное или относительное препятствие эффективному общению, субъективно переживаемое или реально присутствующее в ситуациях общения, причинами которого являются мотивационно-операциональные, индивидуально-психологические, социально-психологические особенности общающихся.

 

Застенчивость — свойство личности, проявляющееся в состоянии нервно-психического напряжения и отличающееся разнообразными нарушениями вегетатики, психомоторики, речевой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессов и рядом специфических изменений самосознания, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в определенных ситуациях межличностного неформального общения.

 

 

^ Дефицитное общение

 

Одиночество — эпизодически острое ощущение беспокойства и напряжения, связанное со стремлением иметь дружеские или интимные отношения.

 

Отчужденность — охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадение из социальных связей; на личностном уровне проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, бессмысленности происходящего; сопровождается апатией, аполитичностью установок, дефицитом теплого сердечного общения.

 

Аномия — это состояние дезорганизации личности, возникающее в результате ее дезориентации; причиной последней может быть социальная ситуация, в которой имеет место конфликт или отсутствие норм.

 

 

^ Дефектное общение

 

Дефекты общения — помехи, создаваемые человеком, обладающим определенными личностными свойствами; выражаются в свернутости контактов и содержательной стороны общения, непреднамеренном искажении истинных мотивов собеседника, снижении успешности общения и удовлетворенности общением со стороны партнера.

 

^ Акцентуации характера — крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим

 

^ Тревожность (беспокойство, страх) — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе и таких, где ничто к этому не предрасполагает.

 

Ригидность — затрудненность, вплоть до полной неспособности, в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

 

 

^ Деструктивное общение

 

Ложь — умышленное искажение истины и введение в заблуждение других людей.

 

Обман — сознательное стремление создать у партнера ложное представление о предмете обсуждения, при том что прямых искажений истины не допускается.

 

^ Агрессивное поведение — нападение по собственной инициативе с целью причинить физический, материальный или моральный ущерб (посредством грубых, насмешливых, язвительных слов и поступков).

 

^ Инструментальная (операциональная) агрессия — это примененное агрессивное средство воздействия в достижении позитивных целей, которое сопровождалось отрицательным эффектом.

 

^ Преднамеренная (интенциональная) агрессия — стремление нанести вред с осознанием последствий.

 

Криминогенное общение — взаимодействие, для которого характерны антиобщественная направленность, психологическая стрессогенность и конфликтность, жестко заданный ролевой характер и специфика средств связи и способов воздействия.

 

 

^ Свойства и критерии успешного общения

 

Успешность общения проявляется в достижении и сохранении психологического контакта с партнером в целях стабилизации межличностных отношений на их оптимальной стадии развития через достижение совместимости, согласия, взаимной приспособленности и удовлетворенности путем гибкой корректировки целей, умений и состояний, способов воздействия в соответствии с меняющимися обстоятельствами.

 

Контактность — способность вступать в психологический контакт, формировать в ходе взаимодействия доверительные отношения, основанные на согласии и взаимном принятии; ее обеспечивают владение навыками и умениями общения и саморегуляции, а также определенные личностные свойства.

 

Совместимость — психологический эффект сочетания индивидов, который выражается во взаимном принятии, согласии и частичной идентификации на эмоционально-чувственном, интеллектуальном и деятельностном уровнях, во взаимной удовлетворенности и отсутствии напряженности, конфликтов, неприязни в любых контактах.

 

^ Удовлетворенность общением и отношениями — характеристика субъективной стороны межличностных отношений на сознательном и бессознательном уровнях; психологическое состояние, обладающее мобилизующим эффектом во многих видах деятельности; включает чувство полноценности и стабильности межличностных отношений при отсутствии страхов, подозрительности, напряженности, чувства одиночества.

 

^ Коммуникативная совместимость — частный вид совместимости, возникающий на основе взаимопонимания и согласованности общей позиции; характеризуется отсутствием неблагоприятных последствий коммуникативного взаимодействия в виде напряжения, досады, психологического дискомфорта.

 

^ Стиль общения — индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия — в деловых и личных отношениях, в способах принятия и осуществления решений, в избираемых приемах психологического влияния на людей, в методах разрешения межличностных и деловых конфликтов.

 

Темперамент — динамическая характеристика психической деятельности человека; особенности поведения, обусловленные прежде всего общим типом высшей нервной деятельности.

 

Конформность — тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнениям окружающих.

 

^ Гендерные стереотипы — представления людей о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины.

 

 

Общение в сфере средств массовой коммуникации

 

Средства массовой коммуникации (СМК) — исторически сложившийся, специфический социальный институт, который путем быстрой передачи информации реализует задачу формирования мировоззрения, и общественного мнения большой, разнородной и анонимной аудитории в соответствии с плановыми установками общественно-политической системы.

 

^ Лидер мнений — член малой группы, который более информирован по определенным вопросам, чем остальные участники группы, и более активен и избирателен по отношению к определенным средствам МК, что делает его мнение ориентиром для членов группы.

 

Убедить — логически обосновав предлагаемое суждение, добиться согласия индивида или группы с определенной точкой зрения и такого изменения сознания убежденных, чтобы они были готовы защищать эту точку зрения и действовать в соответствии с ней.

 

Убеждаемостъ — готовность личности принять информационное воздействие, логически обоснованное суждение.

 

Конформность — в малой группе: добровольная реакция отдельного участника, которая идентична реакциям всех членов группы, но отличается от реакций этого человека, когда тот находится в одиночестве.


meropriyatiya-g0-pravitelstvo-rossijskoj-federacii-postanovlenie-ot-20-fevralya-2006-goda-n-100-o-m12293-0-901969526.html
meropriyatiya-k-municipalnoj-programme-po-energosberezheniyu-i-povisheniyu.html
meropriyatiya-napravlennie-na-realizaciyu-programmi-po-formirovaniyu-zdorovogo-obraza-zhizni.html
meropriyatiya-po-borbe-s-rasprostraneniem-tabakokureniya-upotrebleniya-alkogolya-narkotikov.html
meropriyatiya-po-obespecheniyu-bdd-ustrojstvo-i-regulirovka-grm-avtomobilya-vaz-2109-otchet-chast-3.html
meropriyatiya-po-obespecheniyu-zhilem-grazhdan-prozhivayushih-v-zhilih-domah-priznannih-neprigodnimi-dlya-prozhivaniya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4-soderzhanie-disciplini-programma-disciplini-dpp-f-05-kompoziciya-shifr-disciplini-i-ee-nazvanie-v-sootvetstvii.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-pedagogike-stranica-3.html
  • lesson.bystrickaya.ru/praroditeli-babushki-i-dedushki-v-sisteme-semejnih-otnoshenij-silyaeva-e.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-itogah-raboti-komiteta-po-fizicheskoj-kulture-i-sportu-moskovskoj-oblasti-za-2005-god-i-prioritetnih-napravleniyah-deyatelnosti-v-2006-godu.html
  • turn.bystrickaya.ru/poeziya-i-proza-lotman-yu-m.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-podgotovke-informacii-dlya-regionalnoj-bazi-dannih.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/efimov-boris-efimovich.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-s-pushkin-segodnya-u-nas-ne-prostoj-urok-a-problemnij-mi-popitaemsya-razreshit-ryad-voprosov-kotorie-vsegda-volnovali-obshestvennost-v-celom-i-kazhdogo-cheloveka-v-otdelnosti-vzhizni-kazhdogo-cheloveka-rano-ili-po.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkurs-pps-ob-utverzhdenii-polozheniya-o-kadrovoj-komissii-nf-gu-vshe-ob-utverzhdenii-pravil-priema-v-aspiranturu-nf-gu-vshe.html
  • learn.bystrickaya.ru/formirovanie-u-budushih-uchitelej-inostrannogo-yazika-umenij-ispolzovaniya-aktivnih-form-obucheniya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voprosi-konstruirovaniya-i-nadezhnosti-elektricheskih-mashin-stranica-6.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nuzhno-orientirovatsya-na-pokupatelej-el-rajs-dzhek-traut-marketingovie-vojni.html
  • studies.bystrickaya.ru/grafik-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-studentov-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-kriminologiya-opd-f-22.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-provoditsya-po-sleduyushim-nominaciyam-i.html
  • teacher.bystrickaya.ru/festskij-disk-grinevich-gennadij-stanislavovich-praslavyanskaya-pismennost.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-ob-organizacii-dosugovoj-zanyatosti-podrostkov-i-molodezhi-na-dvorovih-ploshadkah-po-mestu-zhitelstva-v-letnij-period-2009-goda.html
  • znanie.bystrickaya.ru/41-silnie-storoni-professionalnoj-podgotovki-perepodgotovki.html
  • bukva.bystrickaya.ru/praktikum-po-geshtaltterapii-peterburg-stranica-21.html
  • literature.bystrickaya.ru/dopolnitelnaya-obrazovatelnaya-programma-radujsya-anglijskomu-izuchenie-anglijskogo-yazika-srok-realizacii-2-let.html
  • essay.bystrickaya.ru/biblio-kniga-teka-pomeshenie-gde-hranyat-knigi-pokaz-slajdov-s-1-5-bibliotekar.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhdunarodnij-centr-medikos.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rejting-plan-po-discipline-filosofskie-problemi-nauki-i-tehniki-samostoyatelnaya-rabota-36-chas.html
  • school.bystrickaya.ru/individualnie-osobennosti-lichnosti.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reshenie-zadachi.html
  • college.bystrickaya.ru/1-normativno-pravovoe-obespechenie-razvitiya-sistemi-stranica-4.html
  • klass.bystrickaya.ru/4mnogofunkcionalnost-russkogo-literaturnogo-yazika-razlichie-v-funkciyah-literaturnogo-yazika-i-yazika-hudozhestvennoj-literaturi.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-poryadke-vvoza-vivoza-i-tranzita-yadovitih-veshestv-ne-yavlyayushihsya-prekursorami-narkoticheskih-sredstv-i-psihotropnih-veshestv-po-tamozhennoj-territorii-tamozhennogo-soyuza.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rezerv-vremeni-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie.html
  • uchit.bystrickaya.ru/temi-dokladov-ili-kontrolnih-rabot-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-psihologiya-semi-dlya-specialnostej.html
  • institut.bystrickaya.ru/tairibi-tairibi.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-chislennie-metodi-v-inzhenernih-raschetah-rabochaya-uchebnaya-stranica-8.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-22-porazhenie-o-polze-razmishlenij.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/porochnij-biznes-sluzhbi-zashiti-detej-imperiya-opeki-nanosit-otvetnij-udar-razmishleniya-ob-oktyabrskih-izyatiyah-detej.html
  • studies.bystrickaya.ru/bankovskaya-sistema-v-islamskih-stranah-chast-12.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-28-budushee-stefani-majer-lomaya-rassvet.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.