.RU

Крыло слева, домашнее задание справа


Урок7. Волокна: классификация, реакции, лежащие в основе получения волокон

Цель дидактическая: изучить принципы классификации волокон, усовершенствовать знания о типах реакций, лежащих в основе получения химических волокон; развивать и совершенствовать навыки решения расчетных задач различных типов

Цель развивающая

Цель воспитательная:

Материальное обеспечение урока

Предварительные записи на доске:




Этап

Содержание

Деятельность

Формы

учителя

учащихся

Мотивация и целеполагание

Цели

Используя тему урока и композицию к уроку проводим мотивацию и целеполагание

Определяются относительно мотивов и целей учения

КР

Проверка домашнего задания и актуализация знаний

Углеводы.

Реакция полимеризации алкенов

Понятие о полиэфирных волокнах

1.Даем краткий анализ выполнения практической работы, выставляем отметки в дневниках учащихся. В это время

учащиеся осуществляют самопроверку расчетной задачи по листу самопроверки. Один из учащихся

записывает на доске уравнения реакций согласно условию упр.4 стр.184. 2. Анализируем . *Предлагаем указать тривиальное название конечного вещества в схеме- стирол (см.с 55 учебного пособия) – и показываем предметы, изготовленные из полистирола: линейки, ручки.

3. Предлагаем понятийную разминку с целью проверки устной части домашнего задания (§41,12)

Обсуждаем некоторые вопросы теста. Акцентируем внимание на вопросе №10, указываем на значимость полимеров как сырья для производства волокон и переходим к изучению новой темы


Корректируют записи в тетрадях.


Участвуют в обсуждении.


Выполняют тестовое задание

Задают вопросы

Отвечают на вопросы

ИР



ФР

Изучение нового материала

Волокна: классификация, реакции , лежащие в основе получения волокон

Предлагаем учащимся план изучения новой темы ( в приложении указаны страницы учебного пособия):

    1. Сущность понятий полимер, пластмасса, волокно.

    2. Особенности строения волокон

    3. Классификация волокон.

    4. Реакции, лежащие в основе получения волокон

    5. Особенности ацетатного волокна как представителя

искусственных волокон .Схема его получения.


Излагаем .Обсуждаем. Демонстрируем коллекции. Делаем выводы

Участвуют в обсуждении. Выступают с сообщениями , мультимедийными презентациями

Ведут записи в тетради

ПР



ИР



КР


Закрепление и контроль

Волокна: классификация, реакции , лежащие в основе получения волокон

Предлагаем схемы превращений и расчетные задачи 4-5 уровней сложности (СМ приложение) .Оказываем помощь в поисках путей решения. . Организуем активное обсуждение результатов.

(Некоторым учащимся предлагаем индивидуальные задания , используя тренажные карты и другие дидактические материалы).

Предлагаем выходной тест для парной работы

Выполняют предложенные задания

КР



ИР



ПР

Рефлексия


Результат и деятельность

Предлагаем учащимся завершить фразы:

«Как мне кажется, значение полимерных материалов ( в том числе волокон) в нашей жизни…, т.к…..»;

«До настоящего урока я не знал, что…»

« Все, о чем говорилось на уроке, для меня было…»

Создаем условия для проявления учащимися рефлексивной активности

Высказывают мнение ( по желанию)

ИР



КР

Домашнее задание

Схема-конспект №7; упр. 8,с.193

упр.7 с.189



Даем пояснение: следующий урок- обобщение и самостоятельная работа, необходимо тщательное повторение темы для всех учащихся. Упражнения – по выбору.

Упр. 8- даем план решения задачи (при необходимости).

Упр. 7- разбираем этапы решения превращения.


Задают вопросы на уточнение

ФР


Приложения


Входной контроль Тестовая понятийная разминка. ( Учащиеся поочередно читают вопросы и дают ответы)

внимание! Правильных ответов может быть несколько

  1. Молекулы очень большой длины и относительной молекулярной массы называют:

а) полимером б) мономером в) макромолекулами г) изомером

2. Реакция синтеза высокомолекулярных соединений из низкомолекулярных, протекающая без образования побочных низкомолекулярных продуктов, называется реакцией:

а) поликонденсации; б) полимеризации; в) изомеризации г) гидратации

3.Многократно повторяющиеся группы атомов в полимерной цепи - это:

а) мономеры б) степень полимеризации в) степень окисления; г) структурные звенья

4.К полимерам -углеводородам можно отнести:

а) полиэтилен б)лавсан в) полипропилен г) стирол

5.К реакции полимеризации можно отнести процессы, представленные уравнениями реакций:

а)nCH2 = CH→ (- CH2 = CH-) n ; б) n CH2 = CH → (-CH2 = CH- ) n

| | | |

CH3 CH3 C6H5 C6H5


в) n CH2-=CH-CH = CH2 →(- CH2-CH=CH - CH2-) n

г) n CH2= C-CH = CH2 → ( -CH2- C=CH - CH2-) n

| |

CH3 CH3


6. Мономером для реакции полимеризации не может служить вещество

а) б) в)CH2 = CH2 г) CF2 = CF2


7 . Сырьем для производства лавсана являются а)этилен б) этиленгликоль в)уксусная кислота г) терефталевая кислота


8. выберите одно верное и наиболее полное утверждение:

а) процесс поликондесации приводит к образованию полимера

б) в реакцию полимеризации вступают алканы

в) в реакции поликонденсации этиленгликоля и терефталевой кислоты образуется вода

г) реакция поликонденсации приводит к образаванию полимера и побочного низкомолекулярного вещества (воды, аммиака и др.)

9.к реакциям поликонденсации можно отнести

а) n CF2= CF2 →(- CF2- CF2-) n

б) (С6Н10О5)n +n Н2О → nС6Н12О6

H2SO4, t

в) nС6Н12О6 → (С6Н10О5)n +n Н2О

фермент

г) n CH2= C-CH = CH2 → ( -CH2- C=CH - CH2-) n

| |

Cl Cl

10.Расположение макромолекул в полимерной смоле ______, в волокнах _______:

а) беспорядочное, хаотичное

б) ориентированное, упорядоченное

в) беспорядочное, ориентированное вдоль оси волокна

г)ориентированное, беспорядочное

^ Выходной контроль

Внимание! Правильных ответов может быть несколько


( Составлено с использованием пособия : Е.В. Барковский, А.И.Врублевский .Тесты по химии для школьников и абитуриентов. ООО «Юнипресс»,2002.По материалам тестов121-122 )



  1. Укажите названия высокомолекулярных веществ природного происхождения:

а) крахмал; б) полиэтилен; в) глюкоза; г) целлюлоза

  1. Какие из перечисленных волокон относятся к химическим?

а) хлопковое; б) вискозное; в) лавсан; г) шерстяное

  1. Какие два вещества из перечисленных ниже взаимодействуют между собой с образованием мономера, используемого для получения волокна лавсана?

а) этиленгликоль; б) глицерин; в) бензойная кислота; г) терефталевая кислота

  1. К синтетическим волокнам относятся:

а) льняное; б) лавсан; в) капрон; г) ацетатное

  1. Какие из перечисленных волокон относятся к искусственным?

а) лавсан; б) вискозное; в) капрон; г) ацетатное

  1. Какие функциональные группы реагируют между собой при образовании волокна лавсан?

а) –ОН и –СНО; б) –СООН и NН2; в) –ОН и NН2; г) –СООН и –ОН

  1. Укажите формулу элементарного состава триацетилцеллюлозы

а) –С6Н10О5-; б) –С12Н22О11-; в) –С6Н7О2-(СОСН3)3- ; г) –СН2-СН2-

  1. К природным полимерам относятся:

а) сахароза; б) белок; в) триацетатцеллюлоза; г) натуральный каучук

  1. Для получения искусственного ацетатного волокна целлюлозу:

а) гидролизуют; б) восстанавливают; в) обрабатывают НNО3; г) обрабатывают уксусным ангидридом

  1. Средняя относительная молекулярная масса целлюлозы льняного волокна равна 586602. Рассчитайте степень поликонденсации макромолекулы:

а) 3550; б) 3601; в) 3621; г) 3653


^ К изучению темы



Вопрос для обсуждения на уроке

Материалы по данному вопросу в учебном пособии

^ Другие источники материалов

1

Сущность понятий полимер, пластмасса, волокно


§12;Стр 142


Н.М .Кузьменок и др.Экология на уроках химии. Красико-принт Минск1996


Мир химии Составитель Ю,И, Смирнов

«МиМ-ЭКСПРЕСС»

Санкт-Петербург 1995


Книга для чтения по органической химии

Харлампович Г.Д. и др. Многоликая химия: Кн. Для учащихся / Г.Д. Харлампович, А.С. Семенов, В. А. Попов. – М.: Просвещение, 1992. – 159с.

Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты. Пер. с нем., 2-е русск. Изд. – Л. : Химия, 1985

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/19959/?

http://www.nplastic.ru/vidy_polimernogo_syrya/

http://hghltd.yandex.net/yandbtm?


2

Особенности строения волокон


Рассматриваем строение и макромолекул, и вещества в целом- стр.162,первый абзац

3

Классификация волокон


Стр 161, рис 65 . Можно дополнить: деление природых волокон по происхождению на волокна животного и растительного происхождения


4

Реакции, лежащие в основе получения волокон


А.Синтетические волокна

1.Полимеризация с. .55 ( например, полипропилен)

2.Поликонденсация §41

Б. Искусственные волокна

1. Различные типы реакций , заключающиеся во взаимодействии функциональных групп природного полимера с реагентом.

Этерификация целлюлозы уксусным ангидридом или уксусной кислотой

(Уравнения полимеризации пропилена, поликонденсации (не для запоминания, а для понимания ), этерификации целлюлозы заносятся учениками в тетрадь)

5

Особенности ацетатного волокна как представителя

искусственных волокон .

Схема его получения.

Экологические проблемы производства и утилизации

полимеров


Стр.191-192. Рис. 66 стр.162


^ К этапу закрепления

Расчетные задачи

1. Древесные опилки содержат 55% целлюлозы по массе. Определите массу триацетата целлюлозы, которую можно получить из 10т древесных опилок. Выход продукта составляет 60% в сравнении с теоретическим.

2.№10-17 (сборник)

3.Гидролизу было подвергнуто 405г полисахарида. При этом получили 450 г моносахарида .Определите молекулярную формулу полисахарида и среднюю степень полимеризации , если в реакцию вступило 10 20 молекул полисахарида (С6Н10 О5)n; 7525

4 При взаимодействии этиленгликоля с терефталевой кислотой ( избыток) образуется высокомолекулярное соединение , в котором число остатков первого мономера на один меньше чем второго мономера. К моменту, когда прореагировало 58,1г терефталевой кислоты, образовалась вода массой 12, 15г. Укажите среднее число остатков этиленгликоля в молекуле образовавшегося высокомолекулярного соединения(ЦТ. ХИМИЯ. Сборник тестов. Минск «АВЕРСЕВ» 2007)


Превращения веществ

10-16;10-19 ; 10-20

metodicheskie-rekomendacii-o-rassmotrenii-hozyajstvennih-ekonomicheskih-sporov-i-inih-del-s-uchastiem-inostrannih-lic.html
metodicheskie-rekomendacii-o-sovershenstvovanii-prepodavaniya-inostrannih-yazikov-v-obsheobrazovatelnih-uchrezhdeniyah-goroda-moskvi-stranica-4.html
metodicheskie-rekomendacii-ob-organizacii-podgotovki-publichnogo-doklada-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-publichnie-dokladi-ponyatie-adresat-funkcii.html
metodicheskie-rekomendacii-obekti-obrazovaniya-i-nauki-zdravoohraneniya-i-socialnogo-razvitiya-kulturi-i-sporta-s-massovim-prebivaniem-lyudej-stranica-5.html
metodicheskie-rekomendacii-obsuzhdeni-i-rekomendovani-k-publikacii-nauchno-metodicheskim-sovetom-sluzhbi-prakticheskoj-psihologii-v-sisteme-departamenta-obrazovaniya-goroda-moskvi.html
metodicheskie-rekomendacii-olimpijcu-minsk-2009-udk-stranica-3.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sofijsko-gradsko-obshinsko-upravlenie-fond-1k-inventaren-opis-3-stranica-2.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vnutrennie-vodi-yuzhnoj-ameriki.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-sili-toj-chto-bez-chisla-statya-i-kommentarii-n-vilmont-tragediya-gete-i-ego-faust.html
  • lesson.bystrickaya.ru/trenerom-rukovoditelem-naznachaetsya-rukovoditelyam-municipalnih-organov-upravleniya-obrazovaniem.html
  • desk.bystrickaya.ru/optimizaciya-obraza-zhizni-subektov-obrazovatelnogo-processa-cherez-ozdorovitelnie-meropriyatiya-v-sisteme-vospitatelno-obrazovatelnoj-deyatelnosti-dou.html
  • occupation.bystrickaya.ru/neharakternie-sochetaniya-i-g-petrovskij-predsedatel-akademik.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-harakteristiki-opilkobetona.html
  • testyi.bystrickaya.ru/55-zapisi-po-programme-audita-sistema-standartov-bezopasnosti-truda-sistemi-upravleniya-ohranoj-truda-v-organizaciyah.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-2-vidayushiesya-skulptori-epohi-arhaiki-1-sinkretizm-pervobitnogo-iskusstva.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sputnikovaya-sistema-glonass-chast-3.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/literatura-a-g-aleksenko-i-i-shagurin-mikroshemotehnika-m-radio-i-svyaz-1982.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-rajonnom-zaochnom-konkurse-ispolzovanie-sovremennih-informacionno-kommunikacionnih-tehnologij-v-obrazovatelnoj-deyatelnosti.html
  • books.bystrickaya.ru/drevnyaya-greciya-v-v-do-n-e.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rassmotreno-i-rekomendovano-na-zasedanii-kafedri-ontologii-i-teorii-poznaniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-tm-pitep-rassel-visshee-soznanie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-3-internacionalnie-ekonomicheskie-otnosheniya-uchebnoe-posobie-kurs-lekcij-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/fondovie-birzhi.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-3-zadachi-i-soderzhanie-slovarnoj-raboti-v-detskom-sadu-yashina-b-i-metodika-razvitiya-rechi-i-obucheniya-rodnomu.html
  • university.bystrickaya.ru/evristicheskie-algoritmi-v-reshenii-optimizacionnih-zadach-uchebno-metodicheskoe-posobie.html
  • assessments.bystrickaya.ru/duma-chetvertogo-soziva-zavershila-svoyu-rabotu-grizlov-b-v-monitoring-smi-17-19.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-zolotoj-telenok-polnaya-versiya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ponyatie-kriminalisticheskoj-identifikacii.html
  • bukva.bystrickaya.ru/plani-budushej-deyatelnosti-emitenta-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-yuzhnaya-telekommunikacionnaya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/upravlenie-po-vneuchebnoj-i-vospitatelnoj-rabote.html
  • literature.bystrickaya.ru/diplomnaya-rabota-studenta-545-gruppi.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriya-otechestvennoj-literaturi-ot-nachala-istorii-do-2-pol.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/sredstva-drugih-bankov-investicionnij-bank-finam.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-e-levitin-chleni-obshestvennogo-soveta.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mediya-monitoring-po-tema-arhitektura-25-09-05.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-fakultativnogo-kursa-ritorika.html
  • shkola.bystrickaya.ru/profilaktika-deviantnogo-povedeniya-uchashihsya-pu.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-obedinenie-po-obrazovaniyu-v-oblasti-menedzhmenta.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-ii-i-s-s-smailov-n-p-kalimbetova.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yu-pahomov.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-povisheniyu-finansovoj-ustojchivosti-na-osnove-analiza-prognozirovanie-finansovoj-ustojchivosti-stranica-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.