.RU

Л. Д. Лебедева Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система за­нятий. Спб.: Речь, 2003. 256 с. Серия психологический практикум




ББК 88.4 ЛЗЗ

Л. Д. Лебедева

Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система за­нятий. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с. Серия – психологический практикум.

ISBN5-92G8-0163-X




В книге содержится подробное изложение теоретических основ арт-терапии, диагностический блок, система тематичес­ких занятий и упражнений, а также множество живых приме­ров из практики арт-терапевтической работы с детьми и взрос­лыми. Книга предназначена для психологов, педагогов, воспитателей, социальных работников, специалистов в обла­сти коррекционной работы, терапевтически ориентированных преподавателей изобразительного искусства, научных работ­ников соответствующего профиля.

Отдельные упражнения и техники могут быть интересны любящим родителям и тем взрослым, которые склонны к самообразованию.


Содержание

М. Сартан. Исполняется чудо..................................4

Предисловие...............................................................6

Введение в теорию арт-терапии.................................7

Диагностика в арт-терапии......................................28

Границы метода арт-терапевтической

диагностики......................................................36

Изобразительное творчество детей.................45

Диагностический потенциал арт-терапевтических техник......................53

Пространство арт-терапевтического процесса........65

Модель арт-терапевтической сессии (занятия) ......73

Система арт-терапевтических занятий.................. 105

«Рисуем круги» .............................................. 106

«Рисуем деревья»...........................................115

«Куклотерапия» ............................................. 126

«Домашняя куклотерапия»............................ 132

«Рисуем имя» ................................................. 145

«Рисуем маски».............................................. 161

«Рисуем агрессию».........................................181

«Истории в картинках».................................. 188

«Я леплю из пластилина...»............................202

«Подарки по кругу»........................................205

Заключение ............................................................211

Литература.............................................................214

Приложение 1. Творческие работы младших школьников ............................................................222

Приложение 2. Творческие работы взрослых........228

Приложение 3. Интерпретация детского рисунка .... 241


Вследствие этого, в первую главу данной книги вклю­чен некоторый собственный научный опыт теоретико-методологического обобщения и терминологического упорядочивания понятийного аппарата. Вопросы теоре­тического характера представляются мне важной базо­вой информацией, в логике которой выстроена практи­ческая часть текста. Это разнообразные техники, упражнения, игры из фонда тематически-ориентирован­ной арт-терапии, модифицированные и авторские, с под­робными процедурами, комментариями, рекомендация­ми, иллюстрациями.

Казалось бы, как можно совмещать творчество и тех­нологию? Да и надо ли раскладывать на детали слож­ную мозаику арт-терапевтической работы?

Но простые элементы тем и хороши, что, представ­ляя собой единую первооснову, позволяют специалисту создавать уникальный узор индивидуального творчес­кого почерка.

Впрочем, у каждого читателя найдется собственный ответ.

Спасибо, что согласились какую-то часть пути к про­фессиональной вершине пройти вместе с автором этой книги.

Введение в теорию арт-терапии

Появление арт-терапии (термин А. Хилла) как области теоретического и практического знания на стыке искусства и наук относят примерно к 30-м годам прошлого столетия. Эволюция понятия «арт-терапия» отражает процессы обособления трех самостоятель­ных направлений: медицинского, социального, педа­гогического. Объединяет названные направления при­менение художественной творческой деятельности в качестве лечебного, отвлекающего или гармонизиру­ющего фактора.

Первоначально словосочетанием «арт-терапия» обозначали различные методы использования всех видов искусства и творческой деятельности с терапев­тическими целями. Постепенно сложились следующие разновидности: терапия отвлекающими впечатления­ми, терапия занятостью (с целью обучения больных и отвлечения их от переживаний, связанных с болез­нью), трудовая терапия и социальная реабилитация (трудотерапия на основе производственной деятель­ности лиц, проходящих лечение и реабилитацию). Последняя разновидность имеет и другие названия: индустриальная терапия или терапия трудовой дея­тельностью.

Арт-терапию иногда рассматривают как частный слу­чай трудовой терапии, если основным содержанием ра­боты участников становятся ремесла и прочие виды ху­дожественного творчества. Однако современные арт-терапевты данного мнения не разделяют. Итак, обозначенные выше сферы применения худо­жественной деятельности и творчества в работе с людь­ми, имеющими проблемы со здоровьем, образовали так называемое социальное направление. Оно развивалось профессионалами в области прикладного искусства, не имевшими специальной медицинской и психологичес­кой подготовки.

Занимаясь визуальным искусством, люди реализуют свою способность к оригинальному действию и творче­ству (С. Скейфи).

Другое — медицинское или психотерапевтическое на­правление арт-терапии, напротив, построено на тесном психотерапевтическом контакте и, несомненно, предпо­лагает основательные проф знания соот­ветствующих отраслей медицины и психоанализа. В на­стоящее время различные его формы широко используются в детской психотерапии и специальной (коррекционной) педагогике.

Постепенно обособляется пед арт-терапия.

Разумеется, становление всех названных направле­ний отразилось на содержательной стороне понятия и его дефинициях.

Одни авторы рассматривают арт-терапию как особую форму психотерапии посредством визуального, пласти­ческого искусства (акцент на взаимодействие между психотерапевтом и пациентом с лечебными целями).

Другие — как альтернативную практику (акцент на творческую деятельность, гармонизацию и общее оздоровление личности).

13 англоязычных странах «Art Therapy» рассматривают в контексте так называемых пластических искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна и прочих форм творчества, в которых визуальный канал коммуникации играет ведущую роль.

Язык АТ как интегрированной области зна­ния, по существу, является моделью искусственного язы­ка, имеющего специальное назначение. Комплексный анализ его основных единиц проводился автором с по­зиций логики (структура понятия), теории науки (содер­жание и объем понятия), лингвистики (термин как эле­мент лексики, выражающий понятие) в соответствии со стандартными требованиями (по А. А. Реформатскому, Д. С. Лотте).

В контексте однозначности термина составляющая «арт» рассматривается согласно англоязычному ориги­налу (визуальные искусства). Системность (система­тичность) отражена в возможности образования «гнез­да терминов»: арт-терапия — арт-терапевтический — арт-терапевт. Способность к деривации (словообразо­ванию) проявляется в потенциале создания терминов следующих уровней выше и ниже рангом: «арт-тера­пия» (уровень категории) и «методы арт-терапии» (уро­вень понятия). Исследуемый феномен, как и термино­логические системы многих наук гуманитарного направления, включает термины-словосочетания (арт-терапевтическпй подход, арт-терапевтическая практи­ка, как, впрочем, и сама категория «арт-терапия»). По сути, устоявшиеся понятия (в данном примере: подход, практика, терапия) приобретают иное содержание. В ре­зультате лингвистического переосмысления образованы арт-терапевтическая технология, арт-терапевтическое пространство и др.

Наиболее распространенные способы появления ино­язычных терминов в отечественной науке — это кальки­рование внутренней формы и заимствование (перенос) внешней формы термина (Д. С. Лотте). Примеры после­днему (англ.): «art-therapy» — арт-терапия; «pattern» — паттерн (дословно — образ, стиль). Попытка создания собственных эквивалентов нередко приводит к наруше­нию единства названия и содержания. В частности, за­мена термина «арт-терапевт» на «арт-педагог», «арт-те­рапия» — на «арт-педагогика» искажает сущность первоначального понятия.

Иными словами, несмотря на богатые традиции ис­пользования изобразительного творчества в терапевти­ческих целях, в отечественной науке пока не сложился отражающий это явление русскоязычный термин.

На основе сопоставительного анализа существую­щих общеупотребительных терминологических единиц составлена следующая классификационная система (см. стр. 11).

Внешняя форма этой классификационной системы содержит соподчиненные друг другу таксономические категории или единицы (класс, семейство, вид) и отра­жает объективные отношения между ними.

Названные ранее: трудотерапия, терапия занятостью, терапия «отвлекающими впечатлениями» как самосто­ятельные категории (типы) не включены в данную клас­сификацию.

Итак, система указанных направлений, обозначенных соответствующими понятиями, обрисована с т. з. ее иерархического строения.

Самая крупная таксономическая единица (тип) — терапия искусством — связывает все научные и приклад­ные направления, имеющие общее основание: использо­вание в «лечебных целях» различных форм худ деятельности субъекта, продуктов его творчества или прославленных шедевров. Словом, арт-терапия — одна из составляющих более широкой категории — терапии искусством.


Арт-терапия в иерархии направлений на основе искусства

и творческой деятельности

^ Тип:

терапия искусством

Класс:

терапия творчеством (креативная терапия)

Подкласс:

экспрессивная терапия

Семейства:

• терапия творческим самовыражением

• музыкальная терапия

• игровая терапия

• сказкотерапия

• библиотерапия

• танцевальная терапия

• телесно-двигательная терапия

• арт-терапия

^ Виды арт-терапии:

• изотерапия (рисуночная терапия)

• визуальная (терапия образами)

• медитативное рисование

• мультимедийная (интегративная)

Термин «терапия творчеством» (или креативная те­рапия) логично рассматривать как более узкий относи­тельно категории «терапия искусством», но более ши­рокий, системообразующий по отношению к нижеследующим. Данная категория объединяет группу направлений, основанных на различных видах творческой деятельности участников (рисование, драма, танец, музицирование и проч.).

В некоторых переводах зарубежной литературы встречается термин «художественная терапия», но он также не является синонимом арт-терапии.

В терапевтическом мире, основанном на гуманисти­ческих принципах, за невербальной и/или метафоричес­кой экспрессией зарезервирован термин «экспрессивная, терапия» (от англ. — выражающий, выразительный). Это — комплекс разнообразных форм творческого (ху­дожественного) самовыражения с применением движения рисования, живописи, скульптуры музыки, вокализации и импровизации — в условиях обеспечивающих поддержку человека с целью стимулироваиия его личностного роста, развития и исцеления (Н. Роджерс).

«Экспрессивная терапия представляет собой процесс самоисследования посредством любой художественной формы, которая приходит к нам из эмоциональных глу­бин. Эта терапия не сводится к созданию «приятной» картины. Она не является танцем, готовым для сцены. Она не является и стихотворением, которое переписы­вается вновь и вновь в целях достижения совершенства» (Н. Роджерс) [48; 78; 86; 90].

Таким образом, категория экспрессивной терапии описывает широкий подкласс явлений, включая наряду с арт-терапией и другие самостоятельно развивающие­ся направления.

При общих методологических основаниях (искусст­во, творческая деятельность, художественная экспрес­сия) различаются акценты в содержании, методах, фор­мах работы.

К примеру, драматерапия в качестве лечебного фак­тора использует средства театрального искусства и ро­левой игры. Музыкальная терапия основана на воздей­ствии музыки, библиотерапия —- на литературном сочинении и творческом прочтении художественных произведений [45].

Вместе с тем в настоящее время развиваются так на­зываемые интегративные арт-формы (арт-драма и т. п.). Очевидно, что их идентификационная характеристика — виды арт-терапии. Название же подчеркивает дополни­тельное использование приемов и техник, принадлежа­щих фонду других направлений.

Еще одно замечание относительно терминов изотерапия, рисуночная терапия, терапия изображением, а также визуальная или терапия образами. Если первая группа — это разные названия одного феномена, то ви­зуальную терапию одни специалисты рассматривают узко, имея в виду только рисунки, а другие не считают, что речь должна идти о более широком явлении — мно­гообразных формах визуализаций.

Несомненно, предложенная схема весьма условна и не исчерпывает всех оснований для классификации. Так, за ее пределами остались некоторые «разветвления»: гештальториентированная, динамически ориентирован­ная арт-терапия, а также самостоятельные направления: арт-психотерапия (медицинская арт-терапия), арт-тера­пия в социальной сфере, арт-терапия в образовании.

Подводя итоги, обратимся к языку аллегорий и ме­тафор. Представим предложенную схему в образе де­рева, почвой для которого является искусство и, соот­ветственно, терапия искусством. Разветвленные, мощные корни этого дерева — терапия творчеством. Могучий ствол — экспрессивная терапия — держитла_ себе молодые и зрелые ветви различных «терапий»,, связанных с художественным самовыражением и экс­прессией. Представим самостоятельные, процветаю­щие, сильные ветви музыкальной, танцевальной, дра­матической, игровой и других «терапий». Рядом с ними растут и развиваются остальные ветви этого за­мечательного дерева и, конечно же, арт-терапия, лис­точки и плоды которой — различные ее виды и разно­видности.

Таким образом, арт-терапия — это самостоятельная область теоретических знаний и практической работы, которая имеет собственный научный «язык» — понятий­ный аппарат.

Анализ зарубежных и отечественных публикаций с позиций частоты встречаемости соответствующих тер­минов позволяет определить терминологическое поле арт-терапии.

(Курсивом обозначены термины, которые не являют­ся прямым переводом общепринятых международных, а используются, в основном, в отечественной практике.)

Терминологическое поле арт-терапии

Участники арт-терапевтического процесса:

участник, (редко — персона, лицо, субъект), пациент, клиент;

психолог, педагог, ведущий, руководитель, органи­затор, арт-терапевт, ко-терапевт, супервизор.

Название деятельности:

арт-терапевтическая работа, арт-терапевтическая практика, интегративная арт-практика.

Период арт-терапевтической работы:

сессия, занятие, воркшоп (work shop), мастерс­кая.

Место арт-терапевтической работы:

арт-терапевтический кабинет, арт-терапевтическое пространство, класс, зал, помещение.

Формы арт-терапевтической работы:

индивидуальные и групповые (индивидуальная и групповая арт-терапия); арт-формы, мультиме­дийные формы, интегративные формы и др.

Разновидности арт-терапевтических групп: тематически-ориентированная; студийная; открытая; закрытая; структурированная; не­структурированная и ряд других.

Технология арт-терапевтической работы:

арт-терапевтические техники (арт-техники), методики, методы, приемы, упражнения; техники изобразительной экспрессии, техники направлен­ной визуализации, арт-терапевтические игры и др.

Арт-терапевтический процесс: групповой процесс; арт-терапевтическая диагно­стика; арт-терапевтическая коррекция; спонтан­ная изобразительная деятельность; спонтанное самовыражение; вербальная и невербальная коммуникация; общение на символическом уровне; символический язык; перенос; контрпе­ренос; визуализация; визуальное искусство; те­рапевтический рисунок; изобразительное твор­чество; арт-терапевтическая продукция; изобразительная продукция, изобразительный продукт, продукты творчества, арт-терапевти­ческая среда, арт-терапевтическая атмосфера, пространство. Результаты арт-терапии. Арт-терапевтические шкалы формальных элементов. Групповая динамика. Терминация (завершение цикла арт-терапевтических сессий). Арт-тера­певтическая поддержка. Арт-терапевтическое сопровождение.

Итак, с помощью перечисленных терминов могут быть описаны различные стороны арт-терапевтической теории и практики.

Это важно, поскольку сходные, на первый взгляд, сло­восочетания могут иметь совершенно разные смыслы. К примеру: процесс изобразительного творчества и арт-терапевтический процесс, занятия изобразительным ис­кусством, художественным творчеством и арт-терапев-тические занятия (сессии) не являются синонимичными конструкциями.

Нетрудно заметить, что поиск адекватных педагоги­ческой модели терминов вызван неприятием составля­ющих терапия и терапевт, которые традиционно счита­ются принадлежностью медицины. Однако, исходя из релятивности понятия «therapeia» (от греч. — забота, уход, лечение), вполне оправдано его введение в поня­тийный аппарат психологии и педагогики. Приоритет­ным значением становится забота о человеке. Лечение понимается как «социально-психологическое врачевание», изменение стереотипов поведения и повышение адаптационных способностей личности средствами ху­дожественной деятельности. Впрочем, и сам термин «ле­чение» имеет еще один смысловой оттенок — избавле­ние от чего-либо, что вполне соответствует коррекционным и реабилитационным функциям арт-терапии.

Следовательно, точность научного языка, определен­ность терминологического поля — необходимый атрибут такой сложно организованной интердисциплинарной области знания, как арт-терапия.

В заключение подчеркну: несмотря на имеющиеся различия, все направления арт-терапии рассматривают изобразительное искусство как средство для интеграции и реинтеграции личности (К. Рудестам и др.).

Так, субъектом аналитической или медицинской мо­делей арт-терапии является пациент, а основные цели — диагностика, психоанализ и лечение. Эта особая форма психотерапии применяется также и как оздоровитель­ный, коррекционный, профилактический метод, направ­ленный на укрепление психического здоровья. Детские психотерапевты рассматривают арт-терапию в качестве средства эмоционального воспитания и образования.

В данном контексте интересна позиция Ф. Ницше. Для него здоровье означало не свободу от болезни, а спо­собность человека с ней справляться. Именно эта спо­собность актуализируется в процессе изобразительного творчества.

Педагогическое направление арт-терапии (не арт-педагогика!) имеет неклиническую направленность, рас­считано на потенциально здоровую личность.

На первый план выходят задачи развития, воспита­ния, социализации.

Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагоги­ческой интерпретации понимается как забота об эмоци­ональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художествен­ной деятельности.

Говоря официальным научным языком, арт-терапия в образовании — это системная инновация, которая ха­рактеризуется: 1) комплексом теоретических и прак­тических идей, новых технологий; 2) многообразием связей с социальными, психологическими и педагоги­ческими явлениями; 3) относительной самостоятель­ностью (обособленностью) от других составляющих педагогической действительности (процессов обуче­ния, управления и др.); 4) способностью к интеграции, трансформации.

И ребенок, и взрослый в арт-терапевтическом процес­се приобретает ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углубленное самопознание, са­мопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореа­лизации, самоактуализации личности.

Помочь людям стать личностями — это значительно более важно, чем помочь им стать математиками или знатоками французского языка... (К. Роджерс).

Если каждый участник ощущает глубокий интерес педагога к себе и своим работам, возникает поистине ценный контакт как основа продуктивного взаимодей­ствия.

Вместе с тем, в работе с сознанием и подсознанием лич­ности необходимо соблюдать особую осторожность, быть по-настоящему честным и чувствительным (Ф. С. Сомер, С. Хоган).

Взаимодействие с другими людьми, оказание им психологической помощи и поддержки требуют от специалиста понимания самого себя, своего внутрен­него мира, собственных мотивов, потребностей, про­тиворечий, осознания зоны эмоциональных проблем и позитивных сторон своей личности. «Если я не слы­шу, что происходит во мне..., тогда и приходит неуда­ча» (К. Роджерс).

Пережив на опыте трудности изменения своей лич­ности, человек становится терпимее и мудрее в отноше­нии к другим (Т. А. Флоренская).

Важно, чтобы каждый относился к себе как к субъек­ту собственных изменений, понимал и принимал ответ­ственность за развитие и личностный рост. Арт-терапевт (психолог, педагог) разделяет эту ответственность в ас­пекте педагогической поддержки, создания необходимых условий для самовыражения и самопознания. Самую большую помощь, как тонко подметила Н. Роджерс, мы оказываем человеку тогда, когда искренне «вслушива­емся» и проявляем уважение к его способности найти свой собственный ответ.

Обратимся далее к различным определениям категории «арт-терапия».

Во-первых, это динамическая система взаимодействия между участником (ребенком, взрослым), продуктом его изобразительной творческой деятельности и арт-терапевтом (психологом, педагогом) в фасилитирующем арт- терапевтическом пространстве.

Во-вторых, арт-терапия может рассматриваться в ка­честве терапевтической процедуры на основе изобразительного творчества.

В-третьих, это здравоохранительная инновационная технология.

Характерно, что процедурная сторона, определенная алгоритмичность действий, присущая технологиям, вы­ражена в структурированных арт-терапевтических заня­тиях (сессиях). Это позволяет воспроизводить и транс­лировать приемы, методы, процедуры, а также получать предсказуемые результаты.

Вместе с тем технология арт-терапии отличается творческой вариативностью. Ведь символический язык рисунка точнее, нежели слова, передает содер­жание внутреннего мира личности, естественен и при­влекателен, понятен в любом возрасте людям разных культур.

Использование учителем терапевтического рисова­ния во внеклассной работе позволяет расширить диапа­зон гуманистически ориентированных способов дости­жения педагогических целей.

По образному выражению В. П. Беспалько, «с искус­ства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала».

Изобразим модель арт-терапевтического взаимодей­ствия графически (рис. 1).

Изобразительная продукция Изобразительные средства

Арт-терапевт

Вербальная коммуникация

Невербальная коммуникация

Участник арт-терапии

Эстетический опыт

Самопознание

Самопринятие

Личностный рост

Рис. I. Особенности арт-терапевтического взаимодействия

Из предложенной схемы следует, что основные субъекты арт-терапевтического процесса: участник (ре­бенок, подросток, взрослый) и арт-терапевт (педагог, психолог) взаимодействуют между собой вербально на символическом, ассоциативном уровне, а также посред­ством невербальной, визуальной коммуникации через «продукты творчества».

Результатом контакта участника арт-терапии с изоб­разительными средствами и материалами в процессе "спонтанной творческой деятельности являются различ­ные способы самовыражения, проявления бессознатель­ного, символические образы, отраженные в изобразительном продукте. Это не только рисунки, живопись, но и композиции из различных природных и поделочных материалов.

Хотя по внешнему виду работа простым каранда­шном над рисунком не похожа на лепку из пластили­на, изготовление декоративных предметов, аппликацию, макетирование (конструирование), все это — изобразительная деятельность, и психологические закономерности ее развития едины. (Л. С. Выготский, Ю. А. Полуянов). Важно, что названные способы изображения есть самый первый, самый доступный и привлекательный особенно для ребенка вид твор­ческой деятельности, при котором используются эле­ментарные художественные средства и не требуется предыдущего опыта в рисовании.

«Когда мы используем различные виды искусства для самооздоровления или в терапевтических целях, то не беспокоимся относительно красоты произведений, грам­матической или стилистической правильности текста или гармоничности звучания песни. Мы используем ис­кусство в целях высвобождения, выражения, облегчения. Мы можем также получить интуитивное откровение, инсайт, если обратимся к символическим или метафо­рическим смыслам, содержащимся в собственных про­изведениях...» (Н. Роджерс).

BjTgonecce работы создается язык нааьша£мое_арт-те-рапевтическое пространство. Как видно из схемы, его составляющие — сам арт-терапевт, участник и им создан­ный художественный образ.

В некоторых зарубежных публикациях встречается предупреждение об опасности переноса на арт-терапевта ярких эмоциональных реакций клиетта. Поэтому важно осознавать меру допустимости дест­руктивных тенденций ребенка (взрослого) и заранее установить необходимые ограничения, которые целесо­образно оговорить в условиях контракта. Названные до­говоренности и ограничения в значительной мере спо­собствуют адекватному распределению ролей в арт-терапевтическом процессе, а в итоге — достижению эффективных результатов.

Как известно, любые психотерапевтические отноше­ния сопровождаются феноменами переноса и контрпереноса. Их сочетание уникально, как и сами взаимодей­ствующие личности.

Основные представления об этих процессах были раз­работаны еще 3. Фрейдом и К. Юнгом. В частности с позиций классического психоанализа, перенос — это бес­сознательные тенденции и фантазии, которые возникают в психике пациента в процессе анализа в виде серии "ситуаций, отражающих детский опыт общения с наиболее близкими ему людьми, но относящихся уже не к прошлому, а к личности аналитика в настоящем.

Термин «контрперенос» употребляется для описания почти всех эмоциональных реакций специалиста на лич­ность участника взаимодействия. Следует учитывать, подобные реакции могут быть как помехой, так и источником лучшего понимания другого человека.

Арт-терапевтическая практика — особая область проявления переноса и контрпереноса. С одной стороны, эти понятия обозначают те осознаваемые и неосознаваемые реакции на личность специалиста, которые возникают в психике участника группы. С другой стороны, — реакции на личность клиента, возникающие в псисихике специалиста.

Отношения между ними рассматриваются как диа­лог двух личностей, в котором прослеживается все мно­гообразие их человеческих качеств, включая сознатель­ное и бессознательное. При этом арт-терапевт активный посредник во взаимодействии клиента с изобразитель­ными материалами и продуктами собственного творче­ства.

Сказанное и определяет специфические особенности рассматриваемых процессов в арт-терапии, а именно:

• перенос проявляется не только в эмоциональных реакциях, особенностях поведения и высказываниях клиента, но и в создаваемых им образах;

• контрперенос может быть вызван как вербальным взаимодействием с участником, так и результата­ми его творческой деятельности.

Названные механизмы взаимодействия отражены в виде схемы на рис. 2.

Изобразительная продукция




Рис. 2. Механизмы арт-терапевтического взаимодействия

Итак, в процессе арт-терапии перенос и контрпере­нос наблюдаются по трем основным каналам коммуни­кации: клиент — изобразительные средства и продукты его художественного творчества; клиент — арт-терапевт; арт-терапевт — продукты (образы) художественного творчества клиента.

Характерно, что рассматриваемые феномены не яв­ляются специфичными только для арт-терапии. Их мож­но увидеть и в пед взаимодействии, и в по­вседневной жизни.

В настоящее время специалисты придают большое значение исследованию переноса и контрпереноса в обу­чении. Это связано с тем, что учитель и ученики вступа­ют в достаточно интенсивные эмоциональные взаимо­отношения, в которые привносят собственный жизненный опыт, осознаваемые и неосознаваемые чув­ства, ожидания.

В повседневной жизни перенос возникает самопроиз­вольно как явление, главным образом, бессознательное. Он может переживаться в виде эмоций, побуждений, фан­тазий, отношений, идей или же защит против них, кото­рые, как правило, неуместны в настоящем, хотя в прошлом представлялись вполне адекватными реакциями.

В зависимости; от характера чувств человека (например, нежно-дружеские или злобно-ревнивые_) перенос принято рассматривать в терминах: позитивный — негативный.

Проекция — еще один феномен арт-терапевтических отношений, который необходимо видеть и понимать 6удущим специалистам.

3. Фрейд рассматривал названное понятие как неосознанный перенос на других лиц или внешние предметы тех переживаний и свойств, носителем которых является сам субъект, по какой-либо причине неспособный принять в себе эти переживания и свойства.

В результате проекции при работе с изобразительным материалом субъективный опыт человека становится доступным для восприятия и осознания.

Понятием «интроекция» обычно описывают процессы идентификации специалиста с переживаниями клиента, основанные на эмпатии, антипатии, симпатии и других аффективных явлениях, возникающих во вза­имодействии.

Иными словами, специалист привносит в арт-терапевтический процесс индивидуальные черты, обуслов­ленные теоретической подготовкой опытом, а также личностными особенностями. Его индивидуальность во многом определяет конечные результаты работы.

Общие стандарты взаимоотношений всегда прелом­лялись сквозь призму субъективных качеств. Так, вели­кий педагог К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал, что все должно основываться на личности воспитателя, поскольку воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. «Воспитатель есть художник; школа — мастерская, где из куска мра­мора возникает подобие божества».

Стало быть, имеется широкий спектр показаний для проведения арт-терапевтической работы в системе об­разования, причем не только с детьми, но и в пед коллективе.

Среди них:

• негативная «Я-концепция», дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия;

• трудности эмоционального развития, импульсив­ность, повышенная тревожность, страхи, агрессив­ность;

• переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессия;

• неадекватное поведение, нарушения отношений с близкими людьми, конфликты в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной си­туации, ревность, враждебность к окружающим.

Арт-терапевтические занятия эффективны при нарушен­ной адаптации, с целью психологической помощи младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении.

Арт-терапия позволяет получить доступ к пережива­ниям аутичных детей и корректно помочь им. Такие дети погружены в себя. Любое вмешательство в их мир мо­жет вызвать сильную тревогу, а зачастую и агрессивные реакции. Исключением является коммуникация на сим­волическом уровне посредством визуальных образов.

Доказаны преимущества арт-терапевтической рабо­ты с детьми и взрослыми, подвергавшимися насилию или имеющими какой-либо другой травматический опыт. В частности, британскими арт-терапевтами глубоко иссле­дована проблема сексуального насилия, определены не­которые универсальные символы в качестве «графичес­ких индикаторов» травмирующих ситуаций. Изучается даже возможность использования рисуночных «показа­ний» в следственной практике.

По утверждению Д. Джонсона, из-за диссоциации травмирующих воспоминаний у пострадавшего нарушается способность к словесному выражению чувств, в силу мощной психологической защиты и особенностей нервных процессов, связанных с впечатлениями от драматических событий. При этом, отмечает автор, об­разы запечатлеваются_как «вспышки», передающие, словно фотография, все мельчайшие подробности. Именно потому они могут быть воспроизведены лишь посредством визуального канала коммуникации, т. е. изобразительные средства предоставляют уникальную_ возможность для отражения, осознания и переработки травматаческих воспоминаний [83]. А в процессе ри­сования удается наблюдать драматические события как бы со стороны, отвлеченно. Для этого используются тех­ники графического моделирования ситуаций, рассказы в картинках, ретроспективный обзор работ, сочинение историй и другие.

С точки зрения К. Тисдейл, задача арт-терапевтической (АТ) работы — побудить участников группы учиться по­средством того опыта, который ранее не был ими осоз­нан, «вскрывать» логику и доводы тех или иных ранее неосознаваемых поступков. Чем более понятным чело­век станет для себя самого, чем лучше постигнет эффек­ты воздействия собственной личности на окружающих, тем более он будет способен к осмыслению возможных отклонений в своем поведении [44].

Иными словами, в спонтанном рисунке бессозна­тельное, скрываемое "внутренней цензурой, не только проявляется, но и осознается. Узнавая что-то новое о себе, субъект развивается интеллектуально и эмоцио­нально.

Побочный продукт АТ, по словам К. Рудестама, — чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития. Искусство приносит радость [50].

Среди позитивных феноменов, зафиксированных как зарубежными, так и отечественными специалистами, назову научно аргументированные и наиболее значимые.

Арт-терапия:

• Создает положительный эмоциональный настрой в группе.

• Облегчает процесс коммуникации со сверстника­ми, учителем, другими взрослыми. Совместное участие в художественной деятельности способ­ствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии.

• Укрепляет культурную идентичность ребенка, способствует преодолению языкового барьера, особенно в многонациональных школах.

• Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально.

• Дает возможность на символическом уровне эк­спериментировать с самыми разными чувства­ми, исследовать и выражать их в социально при­емлемой форме. Работа над рисунками, картинами, скульптурами — безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушитель­ных тенденций (К. Рудестам). Позволяет про­работать мысли и эмоции, которые человек при­вык подавлять.

• Развивает чувство внутреннего контроля. АТ занятия создают условия для экс­периментирования с кинестетическими и зритель­ными ощущениями, стимулируют развитие сенсомоторных умений и в целом правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве.

• Способствует творческому самовыражению, раз­витию воображения, эстетического опыта, практи­ческих навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.

• Повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни и школе. Снижает утомле­ние, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением.

• Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние меха­низмы саморегуляции и исцеления.

• Позволяет выстраивать отношения с ребенком на основе любви и взаимной привязанности и тем самым компенсировать их возможное отсутствие в родительском доме.

«Дефицит любви» приводит к тяжким последствиям в душевном развитии ребенка (Т. А. Флоренская). При этом дети воспринимают мир отношений в узком диапа­зоне минорных настроений: грусти, обиды, враждебнос­ти и страха. Они искаженно видят и реальные отноше­ния между людьми.

Если ребенку недостает любви, возникают так назы­ваемые «психические отклонения», трудности характера, дефекты личности вплоть до душевных заболеваний [59].

По свидетельству Д. Джеффрис, в основе наиболее жестоких случаев насилия взрослых лежат болезненные, травмирующие переживания, связанные с бесчисленны­ми унижениями и неприятием человека в детстве. Де­фицит внимания приводит к ухудшению успеваемости, нередко к агрессивному и асоциальному поведению ре­бенка как способу компенсации недостатка признания и любви со стороны взрослых.

Безусловно, АТ не представляет чудодей­ственную силу, способную полностью разрушить пове­денческие и ментальные паттерны. Вместе с тем в АТ процессе субъект приобретает опыт позитивных индивидуально-личностных изменений.

«Исцеляющими» факторами являются групповая сплоченность и поддержка, реализация альтруистичес­кой потребности, освоение новых ролей и проявление латентных качеств личности, получение обратной связи в условиях особой, демократичной атмосферы, обуслов­ленной равенством прав и ответственности (теория И. Ялома) [65].

И главное — сам процесс спонтанного творчества. К сожалению, в сознании многих взрослых нередко су­ществует миф о полном отсутствии у них способнос­тей к изобразительной и другим видам творческой де­ятельности. «...Вы не одиноки..., если, подобно многим людям в нашем обществе, говорите про себя: Я нетвор­ческий человек», — уверяет Н. Роджерс [48].

С удовольствием присоединяюсь к ее призыву:

«Опробуйте новый для себя опыт. Вы удивитесь са­мому себе. Я верю, что все мы способны быть подлинно творческими».


lv-chernec-mir-proizvedeniya-literaturovedenie-literaturnoe-proizvedenie-osnovnie-ponyatiya-i-termini-pod-redakciej.html
lv-kurilenko-l-v-vandisheva-samarskij-gosudarstvennij-universitet.html
lv-velichkova-ov-abakumova-voronezhanaliz-vospriyatiya-detmi-emocionalno-okrashennoj-zvuchashej-rechi-eksperimentalnoe-issledovanie.html
lvi-mavritanki-beduini-vse-eto-lozh-i-ne-stoit-lomanogo-grosha-net-bolshe-turok-ostalis-odni-prohodimci-setimi-slovami-frenk-norman-nebrezhno-shvirnu-stranica-15.html
lvov-budapesht-myunhen-kurort-garmish-partenkirhen-2-nochi-cyurih-kurort-interlakten-3-nochi-insbruk-zalcburg-kurort-bad-gashtajn-2-nochi-vena-tokaj-mishkolc-tapolce-lvov.html
lvov-krakov-drezden-myunhen-zalcburg-vena-mishkolc-tapolce-lvov.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoriyata-na-blgarskata-komunisticheskata-partiya-se-predstavyashe-za-istoriya-na-blgariya-stranica-17.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kultura-obsheniya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-shestaya-vernopoddannij-trilogiya-imperiya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-ii-lagerya-uniyatozheniya-istoricheskij-i-tehnicheskij-analiz-peresmotra-istorii-to-est-revizii-vpolne-slozhivshihsya.html
  • desk.bystrickaya.ru/p35-464372-470378-rabochaya-programma-predmet-fizika-klass-7.html
  • student.bystrickaya.ru/37-ishite-svoj-put-1-a-vi-genij.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-6-dlya-studentov-2-kursa-zfo-krome-ekonomistov-differencialnie-uravneniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predmet-i-metodi-makroekonomiki-kak-nauki.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-ekonomicheskaya-teoriya-predmet-struktura-i-funkcii2-chasa.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-11-trening-kollektivnij-dogovor-mezhdu-letnim-sostavom-aviakompanii-kontinental-ejrlajns-i-rukovodstvom.html
  • shkola.bystrickaya.ru/trubi-elektrosvarnie-iz-korrozionno-stojkoj-stali-chast-2.html
  • literature.bystrickaya.ru/er-sukiasyan-rukovoditel-biblioteki-neprerivnoe-obrazovanie-v-usloviyah-peremen.html
  • knigi.bystrickaya.ru/slovo-molodim-uchenim-konovalov-mn-soisk-skags-uchenie-zapiski-skags.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-politika-kursa-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-neorganicheskoj-himii-dlya-specialnosti-050606-himiya-ust-kamenogorsk-2006.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sostoyanie-i-perspektivi-raboti-vnii-mvd-rossii-po-linii-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-5-polozheniya-o-gradostroitelnoj-podgotovke-zemelnih-uchastkov-posredstvom-planirovki-territorii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ust-kalmanskij-rajon-plan-provedeniya-proverok-soblyudeniya-zemelnogo-zakonodatelstva-na-2010-god-upravleniem.html
  • literatura.bystrickaya.ru/s-z-lovcova-vitebsk-2005-stranica-4.html
  • shkola.bystrickaya.ru/stavropolskij-kraj-v-centralnoj-pechati.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-raboti-nauchno-tehnicheskogo-soveta-ooo-gazprom-razvitie-na-2010-god.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-fakultativnogo-kursa-po-anglijskomu-yaziku-moi-lyubimie-zvuki-my-favourite-sounds.html
  • exam.bystrickaya.ru/zhizn-i-smert.html
  • writing.bystrickaya.ru/a-new-generation-essay-research-paper-a.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-dlya-aspirantov-specialnosti-01-04-02-teoreticheskaya-fizika-podgotovleno-k-izdaniyu.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-2-osnova-loo-ispolzovanie-metodik-lichnostno-orientirovannogo-podhoda-pri-izuchenii-informatiki.html
  • reading.bystrickaya.ru/metalli-i-ih-splavi.html
  • studies.bystrickaya.ru/ekologicheskaya-bezopasnost-sfera-informacionnoj-asimmetrii.html
  • books.bystrickaya.ru/ekologicheskoe-strahovanie-chast-3.html
  • lesson.bystrickaya.ru/planirovanie-sebestoimosti-produkcii-na-predpriyatiyah-hlebobulochnoj-promishlennosti.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-literaturnogo-chteniya-s-ispolzovaniem-ikt-tema-uroka-s-t-aksakov-alenkij-cvetochek.html
  • education.bystrickaya.ru/-259-gamma-izluchenie-i-ego-svojstva-uchebnoe-posobie-napisano-v-sootvetstvii-s-dejstvuyushej-programmoj-kursa-fiziki.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-po-proizvodstvennoj-praktike-vipolnila-studentka.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/etnografchnij-rajon-karpat-chast-3.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tema-a.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/650021-rossiya-kemerovo-gruzovaya-str-1-informaciya-soderzhashayasya-v-nastoyashem-ezhekvartalnom-otchete-podlezhit-raskritiyu-v-sootvetstvii-s-zakonodatelstvom-rossijskoj-federacii-o-cennih-bumagah-stranica-6.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.