.RU

Лекция 18 (1). Информатика в фгос и Примерной основной образовательной программе начального общего образования



Лекция 18 (1). Информатика в ФГОС и Примерной основной образовательной программе начального общего образования

Общие положения ФГОС НОО

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт включает в себя требования:

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.

2. Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Стандарт является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования.

4. Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет четыре года.

5. Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

6. Стандарт направлен на обеспечение:

равных возможностей получения качественного начального общего образования;

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

7. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

8. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

^ Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:

12.2. Математика и информатика:

12.6. Технология:

^ Информационно-образовательная среда образовательного учреждения

должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:

^ Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: начальная школа

Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный:

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

^ Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

(метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

Обучающиеся познакомятся с различными средствами ИКТ, освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.

Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ; научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиасообщения.

Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

^ Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Выпускник научится:

– использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);

– организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

^ Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Выпускник научится:

– вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото  и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;

– владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов;

– рисовать изображения на графическом планшете;

– сканировать рисунки и тексты.

Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

^ Обработка и поиск информации

Выпускник научится:

– подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);

– описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ;

– собирать числовые данные в естественнонаучных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;

– редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео  и аудиозаписей, фотоизображений;

– пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида;

– искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);

– заполнять учебные базы данных.

Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

^ Создание, представление и передача сообщений

Выпускник научится:

– создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;

– создавать сообщения в виде аудио  и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

– готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

– создавать диаграммы, планы территории и пр.;

– создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);

– размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения;

– пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Выпускник получит возможность научиться:

– представлять данные;

– создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».

^ Планирование деятельности, управление и организация

Выпускник научится:

– создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах;

– определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;

– планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Выпускник получит возможность научиться:

– проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы;

– моделировать объекты и процессы реального мира.


Контрольные вопросы и задания (50/75 б.)

1. Перечислите основные функции ФГОС НОО (3 б.).

2. Охарактеризуйте роль системно-деятельностного подхода как основы ФГОС НОО (3 б.).

3. Опишите возможности начального курса информатики в становлении личностных характеристик выпускника начальной школы, результаты оформите в таблицу (14 б.).



^ Портрет выпускника начальной школы

Основные виды деятельности в ходе учебного процесса

1

любит свой народ, свой край и свою Родину




2

уважает и принимает ценности семьи и общества




3

владеет основами умения учиться, способен к организации собственной деятельности




4

выполняет правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни




5

готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом




6

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение




7

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир





4. Определите понятие «компьютерная грамотность» (5 б.).

5. Охарактеризуйте информационно-образовательную среду образовательного учреждения начального образования (3 б.).

6. Вспомните (из курса ППООМ) и определите следующие понятия (20 б.)



^ Характерные для младшего школьного возраста (центральные психологические новообразования

Определения

1

словесно-логическое мышление





2

произвольная смысловая память




3

произвольное внимание




4

письменная речь




5

анализ




6

рефлексия содержания, оснований и способов действий




7

планирование




8

умение действовать во внутреннем плане




9

знаково-символическое мышление





10

личностный смысл учения





7. В рамках каких модулей непрерывного курса информатики реализуются основные метапредметные результаты, результаты оформите в таблицу (27 б.)



^ Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты)

Модуль непрерывного курса информатики

1

использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку)




2

организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере















Практическое занятие 1 (мастер-класс)
Предваряющее задание. На сайте ИД «1 сентября» найдите и подготовьте для анализа план-конспект урока «Алгоритм».

Проведите анализ плана-конспекта урока.

konkurs-obrazovatelnij-grant-2004-v-nominacii-pravotvorchestvo-uchashihsya-i-ego-rol-v-obshestvenno-gosudarstvennom-upravlenii-konkurs-socialnih-proektov-mir-v-kotorom-mi-zhivem.html
konkurs-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-aktivno-vnedryayushih-innovacionnie-obrazovatelnieprogrammi-municipalnoe-obsheobrazovatelnoe-uchrezhdenie-buryatskaya-gimnaziya-29.html
konkurs-obyavlyaetsya-rektorom-shgpi-v-sredstvah-massovoj-inform.html
konkurs-organizovan-s-celyu-duhovnogo-prosvesheniya-vozrozhdeniya-hristianskih-tradicij-i-privlecheniya-vnimaniya-podrastayushego-pokoleniya-k-istorii-i-kulture-nashej-rodini-zadachi-konkursa.html
konkurs-organizuetsya-kafedroj-servisa-i-modi-sm-vgues-obshee-rukovodstvo-osushestvlyaet-orgkomitet-prilozhenie-1-nahoditsya-po-adresu-690990-g-vladivostok-ul-gogolya-41-aud-1211-1203-t-40-41-03-40-41-87-e-mail.html
konkurs-orientirovan-na-uchashihsya-3-8-klassov-obshie-polozheniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/chto-takoe-predprinimatelskaya-tajna-v-chem-ee-otlichie-ot-kommercheskoj-zakonnost.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-na-temu-it-v-sfere-pr-zhurnalistiki-it-v-sfere-pr-zhurnalistiki.html
  • klass.bystrickaya.ru/administraciya-yaroslavskoj-oblasti-postanovlenie-ot-6-iyunya-2005-g-n-92-a-ob-utverzhdenii-rezultatov-gosudarstvennoj-kadastrovoj-ocenki-zemel-yaroslavskoj-oblasti-stranica-12.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/1-obshie-harakteristiki-rastvorov-vms.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/scenarij-na-vipusknoj-vecher-veselie-uroki-v-nachalnoj-shkole-uroki-nachinayutsya-146.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/koncepciya-issledovaniya-analiticheskij-otchet-po-rezultatam-issledovaniya-stranica-5.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-ponyatiya-o-prave.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nalogooblozhenie-organizacij-finansovogo-sektora-ekonomiki.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aral-audani-bojinsha-ksbi-emes-negzde-mediaciyani-zhzege-asiratin-kspoj-emes-mediatorlardi-tzlm.html
  • learn.bystrickaya.ru/familiya-imya-otchestvo-dolzhnost-strana-gorod-e-mail-nomer-telefona-faks.html
  • institut.bystrickaya.ru/svyaz-s-drugimi-obrazovatelnimi-oblastyami-obsheobrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-gosudarstvennogo.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-gazoturbinnie-ustanovki-mogut-sluzhit-privodami-dlya-nagnetatelej-prirodnogo-gaza-a-takzhe-generatorov-elektricheskogo-toka-stranica-7.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-13-07-2006-490-ob-utverzhdenii-i-vvode-v-dejstvie-standarta-oao-rao-ees-rossii-stranica-12.html
  • school.bystrickaya.ru/internet-tweak-gold-v410-windows-9xment2kxp-size-400-kb-status-trial-dop.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rebenok-roditelyu-cel-lyuboj-peda-gogicheskoj-obrazovatelnoj-tehnologii-dostizhenie-opredlennogo-obrazovatelnogo.html
  • abstract.bystrickaya.ru/106-opredelit-dlinu-volni-fotona-impuls-kotorogo-raven-impulsu-elektrona-proshedshego-raznost-potencialov-u98-v-otvet-392-pm.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-a-k-baboreko-stranica-9.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhenskoe-obrazovanie-v-konteksteekaterininskoj-uchebnoj-reformi-1780-h-godov.html
  • assessments.bystrickaya.ru/carskie-zhalovannie-gramoti-1613-1696-svetskim-licam-istochnikovedcheskoe-issledovanie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kachestvo-materialno-tehnicheskoj-bazi-filiala-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-deyatelnosti-aleksandrovskogo-filiala.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-8-po-specialnosti-globalizaciya-ekonomiki-stranica-7.html
  • notebook.bystrickaya.ru/granti-400-zakon-o-gosudarstvennom-byudzhete-na-2007-god.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravovih-uchenij.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pregovori-za-prisedinyavane-na-blgariya-i-rumniya-km-evropejskiya-syuz-stranica-21.html
  • literature.bystrickaya.ru/dogovor-stranica-3.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-podgotovki-k-ekzamenam.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rasporyazhenie-prezidiuma-an-sssr-ot-03-12-1979g-10115-1966-ob-utverzhdenii-instrukcii-o-poryadke-organizacii-i-provedeniya-nauchnih-ekspedicij-v-akademii-nauk-sssr-i-stranica-4.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-mou-sosh-37-stranica-6.html
  • crib.bystrickaya.ru/kabineta-ministrov-respubliki-tatarstan-prikaz-1162-ot-2-sentyabrya-2009g-ovakcinacii-palomnikov-v-2009-godu-12-prikaz.html
  • school.bystrickaya.ru/kachenovskij-dmitrij-ivanovich.html
  • predmet.bystrickaya.ru/socvete-mnogolikoe-plemyon.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-ekonomicheskoj-proizvodstvennoj-praktiki-studentov-specialnosti-mirovaya-ekonomika-i-zadanie-na-ee-provedenie-kurs-iv-semestr-8.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/strategiya-i-taktika-peregovornogo-processa.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-s-prodlzhenie-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • shkola.bystrickaya.ru/otchet-57-s-3-ch-8-ris-10-tabl109-istochnikov-bez-pril-vrozhdennij-immunitet-iglokozhie-ascidii-priobretennij-immunitet-stvolovie-kletki-regeneraciya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.