.RU

Лекция № 9. Зарубежная хоровая классика - Лекция № Хоровая культура Казахстана



^ Лекция № 9. Зарубежная хоровая классика

  1. В.А.Моцарт

  2. И.С.Бах

Вольфганг Амадей [дэ] Моцарт (Wolfgang Amadeus Mozart, 1756–1791) — австрийский композитор. Обладал феноменальным музыкальным слухом и памятью. Выступал как клавесинист-виртуоз, скрипач, органист, дирижёр, блестяще импровизировал. Занятия музыкой начал под руководством отца — Л. Моцарта. Первые сочинения появились в 1761. С 6-летнего возраста с триумфом гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Швейцарии, Италии.

В 1765 в Лондоне исполнены его 1-е симфонии. В 1770 Моцарт некоторое время брал уроки у Дж. Б. Мартини и был избран членом Филармонии, академии в Болонье. В 1769–81 (с перерывами) состоял на придворной службе у архиепископа в Зальцбурге как концертмейстер, с 1779 как органист. В 1781 переехал в Вену, где создал оперы «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро»; выступал в концертах («академиях»). В 1787 в Праге Моцарт закончил оперу «Дон Жуан», тогда же получил назначение на должность «императорского и королевского камерного музыканта» при дворе Иосифа II. В 1788 создал 3 наиболее известные симфонии: Es-dur, g-moll, C-dur.

В 1789 и 1790 выступал с концертами в Германии. В 1791 Моцарт написал оперу «Волшебная флейта»; работал над реквиемом (закончен Ф. К. Зюсмайром). Моцарт был одним из первых композиторов, избравших необеспеченную жизнь свободного художника.

Моцарт наряду с Й. Гайдном и Л. Бетховеном является представителем венской классической школы, одним из основоположников классического стиля в музыке, связанного с разработкой симфонизма как высшего типа музыкального мышления, законченной системы классических инструментальных жанров (симфония, соната, квартет), классических норм музыкального языка, его функциональной организации.

В творчестве Моцарта универсальное значение получила идея динамичной гармонии как принципа видения мира, способа художественного преобразования реальности. Одновременно в нём нашли развитие качества новых для того времени психологической правдивости и естественности. Отражение гармонической целостности бытия, ясность, светоносность и красота сочетаются в музыке Моцарта с глубоким драматизмом.

Возвышенное и обыденное, трагическое и комическое, величественное и грациозное, вечное и преходящее, общечеловеческое и индивидуально-неповторимое, национально-характерное предстают в сочинениях Моцарта в динамическом равновесии и единстве. В центре художественного мира Моцарта — человеческая личность, которую он раскрывает как лирик и одновременно как драматург, стремясь к художественному воссозданию объективной сущности человеческого характера. Драматургия Моцарта основана на раскрытии многоплановости контрастных музыкальных образов в процессе их взаимодействия.

В музыке Моцарта органично претворён художественный опыт разных эпох, национальных школ, традиций народного искусства. Большое воздействие оказали на Моцарта итальянские композиторы 18 в., представители мангеймской школы, а также старшие современники Й. Гайдн, М. Гайдн, К. В. Глюк, И. К. и К. Ф. Э. Бахи. Моцарт ориентировался на созданную эпохой систему типизированных музыкальных образов, жанров, выразительных средств, подвергая их вместе с тем индивидуальному отбору и переосмыслению.

Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, пластической гибкостью, кантиленностью, богатством, изобретательностью мелодии, взаимопроникновением вокального и инструментального начал. Моцарт внёс огромный вклад в развитие сонатной формы и сонатно-симфонического цикла.

Моцарту свойственно обострённое чувство тонально-гармонической семантики, выразительных возможностей гармонии (использование минора, хроматизмов, прерванных оборотов и др.). Фактура произведений Моцарта отличается разнообразием сочетаний гомофонно-гармонического и полифонического склада, форм их синтеза. В области инструментовки классическая уравновешенность составов дополняется поиском различных тембровых комбинаций, персонифицированной трактовкой тембров.

Моцарт создал свыше 600 произведений различных жанров. Ведущие жанры инструментальной музыки Моцарта — симфонии, камерные ансамбли, концерты. Симфонии Моцарта довенского периода близки бытовой, развлекательной музыке того времени. В зрелые годы симфония приобретает у Моцарта значение концепционного жанра, складывается как произведение с индивидуализированной драматургией (симфонии D-dur, Es-dur, g-moll, C-dur).

Моцарту принадлежит большое число произведений других жанров, в т. ч. песен, арий, бытовой музыки для оркестра и ансамблей. Из поздних образцов наиболее известна «Маленькая ночная серенада» (1787). Хоровая музыка Моцарта включает мессы, литании, вечерни, оффертории, мотеты, кантаты, оратории и др.; среди выдающихся сочинений: мотет «Ave verum corpus», реквием.

Иоганн Себастьян БАХ (1685 -1750) принадлежал к многочисленному роду Бахов из Тюрингии, давшему на протяжении 17-18 веков несколько поколений музыкантов. Пользуясь славой органиста, Бах при жизни не привлек достаточного внимания как композитор. Его биография, типичная по внешним событиям для рядового немецкого музыканта 18 века, находится в противоречии с его гениальным творчеством, являющимся одной из вершин философской мысли в музыке.


У Баха обобщены и завершены почти все значительные течения предшествующего полуторавекового периода. В творчестве Баха нашли отражение хоровая полифония эпохи Возрождения, протестантский хорал, немецкая песня, вокально-инструментальные духовные произведения Г.Шюца, итальянская и немецкая органная музыка, итальянская опера и итальянская скрипично-ансамблевая и оркестровая школа, немецкая оркестровая сюита, ведущая происхождение от инструментальной школы Ж. Люлли, французская клавесинная музыка, итальянская клавирная школа и английская музыка. Однако язык Баха неизмеримо более выразителен и более сложен, чем у его предшественников. Продолжая внешне оставаться в рамках определенных жанров, он обогащал их чертами, заимствованными из других жанров и видов музыкального творчества.

Под влиянием оперы в творчестве Баха появился новый вид полифонии - на гармонической основе, определились характер инструментального тематизма и принципы развития хоровой и сольной вокальной и инструментальной музыки и, что особенно важно, суровая музыка лютеранства преобразилась в лирико-драматическое искусство, отмеченное необычайной эмоциональной силой.

Бах обогатил традиционные итальянские формы концерта для скрипки и для клавира, ввел в них полифонию. Особенности полифонических жанров, в свою очередь, оказали влияние на традиционный облик скрипичной итальянской литературы (контрапункт, использование принципов имитационной разработки). Скрещивание многоголосной линеарности с гармонической аккордовой структурой породило в произведениях Баха неведомое до него богатство созвучий. На ясный функциональный план классической гармонии наслаиваются сложные хроматические последования, далекие аккордовые сопоставления.

Интонационный строй музыки Баха родствен музыке многих его предшественников - Д.Букстехуде, И.Пахельбеля, Я.П.Свелинка и Дж.Фрескобальди, а также композиторов А.Вивальди, Дж.Легренци, А.Корелли, Г.Ф.Генделя, Г.Ф.Телемана, Г.Перселла, представителей болонской школы 17 века. Ощетимы черты сходства вокальных мелодий Баха с мелодикой оперных арий. Вместе с тем в каждой детали музыкального языка Баха сосредоточена индивидуальная выразительность. при всей явной принадлежности своему времени, музыка Баха выходит за рамки его эпохи, предвосхищая более поздние музыкальные стили.

Композитор превзошел всех своих предшественников и в мастерстве формы. В его творчестве достигнута вершина полифонического искусства после нидерландской школы. Приемы полифонического развития, разработанные этой школой, сочетаются в творчестве Баха с выразительными возможностями гомофонии. Произведения Баха отличаются единством всех элементов, уравновешенной, связанной крепкой внутренней логикой музыкальной структурой, строгой архитектоникой, бесконечным разнообразием приемов варьирования одного и того же материала. Строгость и стройность архитектоники являются столь же важными чертами стиля Баха, как и поэтическая атмосфера и яркая эмоциональная выразительность его произведений.




krome-togo-v-programmu-konferencii-voshel-otdelnij-tematicheskij-blok-videonablyudenie.html
kron-press-stranica-3.html
kronostar-stranica-3.html
kronostar-stranica-9.html
kropotkin-petr-stranica-10.html
kropotkin-petr-stranica-25.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-samoobsledovanii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-specialnosti-230103-avtomatizirovannie-sistemi-obrabotki-informacii-i-upravleniya-stranica-10.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vserossijskij-urok-o-pervom-kosmonavte-planeti-zemlya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-47-698-6-dekabrya-2010-g-stranica-13.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pravonarushenie.html
  • bukva.bystrickaya.ru/mikroprocessornaya-sistema-konspekt-lekcij-po-kursu-organizaciya-evm-i-sistem-dlya-studentov-specialnosti-220100.html
  • crib.bystrickaya.ru/hristianskaya-kabbala-v-evrope-i-rossii-16-20-vv.html
  • composition.bystrickaya.ru/pedagogicheskie-osnovi-deyatelnosti.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-intellektualnie-informacionnie-sistemi-dlya-specialnosti-071900-informacionnie-sistemi-i-tehnologii-napravleniya-654700-informacionnie-sistemi.html
  • spur.bystrickaya.ru/metafizika-platona.html
  • holiday.bystrickaya.ru/naimenovanie-detskogo-ozdorovitelnogo-lagerya-stranica-2.html
  • tests.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-studenta-obuchayushegosya-po-specialnosti-230105-programmnoe-obespechenie-vichislitelnoj-tehniki-i-avtomatizirovannih-sistem.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/standartizaciya-osnovnie-ponyatiya.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/znaniya-uchashihsya-o-vliyanii-kureniya-na-zdorove.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iii-are-rules-useful-rekomendacii-po-vzaimosvyazannomu-ispolzovaniyu-komponentov-umk.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-metodicheskoe-posobie-dlya-prepodavatelej-i-vipusknikov-fakulteta-psihologii-ngpu-po-specialnosti-030301.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-anglijskogo-yazika-po-teme-the-world-of-animals-nachalnaya-shkola.html
  • grade.bystrickaya.ru/monopolisticheskij-rinok-harakterizuetsya-materiali-dlya-srs-srsp-po-discipline-mikroekonomika-specialnosti-5v05090-finansi.html
  • composition.bystrickaya.ru/organizaciya-i-osushestvlenie-obshestvennogo-kontrolya-po-ohrane-truda-i-ekologii-cherez-institut-upolnomochennih-po-ohrane-truda-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-tk-rf.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-za-2-e-polugodie-po-obshestvoznaniyu-razdel-vvedenie-v-sociologiyu.html
  • letter.bystrickaya.ru/mou-licej-130-imeni-akademika-m-a-lavrenteva.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilivi-i-klimaticheskie-kataklizmi-sostavitel-e-v-dubrovskij-86-30-r17-razum-pobezhdaet-rasskazivayut-ucheniesost.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-en-r-01-kompyuternie-prezentacionnie-tehnologii-dlya-specialnosti-0300700-muzikalnoe-obrazovanie-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-po-discipline-marketing.html
  • abstract.bystrickaya.ru/15-oktyabrya-glava-gosudarstva-n-a-nazarbaev-prinyal-pozdravleniya-po-sluchayu-pereizbraniya-na-post-prezidenta-respubliki.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-xiii-nepismennoe-slovo-sohranyaetsya-na-segodnyashnij-moment-tolko-u-teh-narodov-kotorie-ne-hoteli-obresti.html
  • reading.bystrickaya.ru/meken-zhaji.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-dokumentirovaniyu-sistemi-kachestva-laboratorii-upravlenie-dokumentami-i-zapisyami.html
  • literature.bystrickaya.ru/dualnaya-priroda-cheloveka-stranica-4.html
  • testyi.bystrickaya.ru/612-temi-disciplini-i-mezhdisciplinarnie-svyazi-s-posleduyushimi-disciplinami-modulyami.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/deputati-gosdumi-namereni-prinyat-zakon-o-mecenatstve-ezhednevnie-novosti-podmoskove-moskva-34-29-02-2012-c-4.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ii-kakaya-informaciya-nuzhna-predpriyatiyu-zadachi-menedzhmenta-v-xxi-veke-druker-piter-f.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-vtoraya-a-a-gusejnov-predsedatel-r-g-apresyan-yu-n-davidov-v-g-ivanov-l-v-konovalova-v-v-sokolov.html
  • books.bystrickaya.ru/dannaya-programma-napravlena-na-povishenie-socialno-psihologicheskoj-kompetentnosti-uchashihsya-9-klassov-obsheobrazovatelnoj-shkoli-s-uglublennim-izucheniem-otdelnih-predmetov-osnovnaya-ideya-programmi.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchet-i-audit-osnovnih-sredstv-i-nematerialnih-aktivov-na-zheleznodorozhnom-transporte.html
  • studies.bystrickaya.ru/krisi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.