.RU

Лекция ценообразование во внешней торговле


Лекция 1. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ


1. Характеристика мировых и контрактных цен

Международная торговая практика широко использует такие понятия, как мировые деньги, мировые рынки, мировые цены. Мировые деньги – деньги, которые обслуживают международные отношения. Они, как и национальные валюты, прошли путь от золотых до кредитных. Мировые рынки представлены несколькими видами: валютные, кредитные, рынки золота, рынки капиталов, рынки информационных услуг и т.д.

К категории мировых цен относятся лишь те цены внешнего рынка, которые:

1) установлены в свободно конвертируемой валюте;

2) являются ценами на товары (услуги) ведущих производителей и поставщиков, т.е. имеющих существенную долю в общем объеме подобной продукции, реализуемой на мировом рынке;

3) для товаров сырьевой группы берутся цены тех регионов мира, в которых сосредоточено их производство и (или) торговля, т.е. цены базисных рынков. Для нефти и нефтепродуктов это цены портов Персидского и Мексиканского заливов, а в Европе – портов Антверпен (Бельгия), Роттердам и Амстердам (Нидерланды).

Итак, чтобы решить, по какой цене следует продавать или покупать товар на внешнем рынке, надо определить мировую цену на аналогичный товар. При этом вопрос ставится так: «По какой цене товар, аналогичный нашему, продают конкуренты?». Цена аналога и определит в этом случае используемый уровень мировых конкурентных цен. Когда на мировом рынке имеется такой аналог, у которого все характеристики и коммерческие условия поставки полностью совпадают с нашим товаром, существующий уровень цен конкурентного товара можно принимать как цену нашего товара без поправок и уточнений. Однако такие аналоги встречаются редко и лишь на ограниченном числе рынков. На каждом мировом товарном рынке регулярно заключаются тысячи контрактов, и цены на них могут существенно отличаться. Причины в том, что контрактные цены отражают различие в упаковке, комплектации, коммерческих условиях поставки и в качестве. В этом случае требуется приведение анализируемых данных к сопоставимому виду. При этом вопрос звучит иначе, чем в первом случае: «А какой была бы цена у конкурента, если бы качество, упаковка, комплектация, коммерческие условия поставки у этого товара были такие же, как у товара, который мы собираемся продать (купить). Для технически сложных товаров по мере увеличения числа отличий технико-экономических характеристик и коммерческих условий поставки возрастает разброс цен на рынке. В этой связи при определении контрактных цен на машины и оборудование возникает, как правило, немного больше методических проблем, чем в отношении цен других товаров. Импортные и экспортные контрактные цены всегда даются с указанием предлагаемых условий поставки (например, цена СИФ, цена ФОВ), что показывает величину включенных в цену дополнительных расходов, начиная с расходов на хранение на складе экспортера и далее на транспортировку до порта, нахождение в порту, доставку до порта импортера, хранение за рубежом, доставку товара импортеру. При этом учитываются расходы на страхование, погрузку-разгрузку, таможенную очистку. В зависимости от условий поставки все расходы распределяются между продавцом и покупателем, и только та их часть, которую берет на себя продавец, входит в цену. Поэтому чем меньше расходы продавца, тем ниже цена товара.

Во внешнеторговых контрактах обязательно указывается вид используемых цен, который зависит от способа их определения. Существуют и применяются пять основных видов контрактных цен.

^ 1. Твердая фиксированная цена устанавливается на дату подписания контракта и остается неизменной вплоть до его исполнения. Такие цены используются при незначительных сроках исполнения контрактов и если в этот период не ожидается существенных скачков цен. Для продавцов эти цены выгодны в случае, когда тенденция цен на рынке направлена в сторону понижения.

^ 2. Твердая фиксированная цена с возможностью последующей корректировки. Как и в первом случае, цена фиксируется в контракте, однако при этом оговариваются условия ее корректировки (например: если цены на рынке в период исполнения контракта повысятся или понизятся более чем на 5 %).

^ 3. Цена с последующей фиксацией – в контракте устанавливается принцип определения цен, а также используемые источники ценовой информации и дата, на которую цены фиксируются. Эти цены применяются в случае, если в период исполнения контракта на рынке предполагается сильное повышение цен, которое трудно оценить заранее с приемлемой точностью. Этот способ определения контрактных цен удобен также для долгосрочных контрактов, которые предусматривают периодические поставки в течение ряда лет. В торговле цветными металлами, например, цены могут определяться на основе биржевых котировок по соответствующей дате поставки очередной партии товара.

^ 4. Скользящая цена – цена, которая рассчитывается по принятой в контракте формуле, состоящей из двух частей. Первая часть формулы – это базовая цена, аналогичная по смыслу твердой фиксированной цене. Вторая, основная часть имеет структуру ресурсной модели, отражающей соотношение долей основных издержек на производство товара. Принципиально важно учесть в формуле именно те издержки, по которым в период исполнения контракта возможны сильные изменения. Использование скользящих цен характерно для контрактов на поставку сложных и уникальных товаров, имеющих длительный цикл изготовления. Или при осуществлении подрядных строительных работ.

^ 5. Смешанная цена – цена, в которой одна часть является твердой фиксированной, другая – скользящей ценой.

Использование всех видов цен требует организации систематической работы с количественными данными и сведениями о мировых ценах, с различными источниками ценовой информации.


2. Организация конъюнктурно-ценовой работы

В фирмах, которые постоянно занимаются экспортными и импортными операциями, функции определения цен выполняют специальные службы. Для этого службы разрабатывают и реализуют сложный комплекс конъюнктурно-ценовой работы, которая является составной частью внешнеторгового маркетинга. Работа ведется по ряду направлений:

1) информационное обеспечение расчетов цен, систематизация и хранение материалов по ценам, в том числе предложений инофирм, расчетов и обоснований цен, конкурентных листов, обоснования цен, протоколов соглашений;

2) изучение динамики цен на аналогичные товары иностранного производства, сбор необходимых конкурентных материалов;

3) методическое обеспечение расчетов цен, подготовка методик и рекомендаций по расчету цен, анализ и обобщение опыта расчета цен в самой организации и в других фирмах;

4) контроль за правильностью выбора и использования исходных данных, проверка соответствия выполненных расчетов принятым методикам, действующим инструктивным и нормативным материалам, законам и международным соглашениям;

5) анализ состояния и прогнозирования перспектив развития конъюнктуры мировых товарных рынков, в том числе подготовка обзоров, информационных бюллетеней и т.д.;

6) изучение фирм конкурентов, действующих и потенциальных партнеров по внешнеторговым сделкам.

Объем указанной работы и соответственно численность специалистов зависят от масштаба товарной номенклатуры и объема операций. Для освоения каждой новой товарной позиции обычно требуются значительное время и средства, прежде чем достигаются хорошие знания рынка и механизм формирования цены. Учитывая эти обстоятельства, многие отечественные фирмы предпочитают пользоваться услугами профессиональных внешнеторговых посредников. В этом случае отношения между ними строятся на основе договора комиссии на поставку товара для экспорта или покупки товара по импорту. Расчеты между фирмой и посредником при экспортных операциях обычно производятся после получения валютной выручки. Расчеты производятся на базе контрактных цен. Организация-посредник берет на себя ответственность за правильность определения контрактных цен в соответствии с уровнем цен на внешнем рынке.

Информационное обеспечение ценообразования является важным этапом расчета цен. Любые сведения о ценах, полученные из представительных источников, относятся к информационным продуктам повышенного спроса. Качество информационного обеспечения – решающее условие хороших результатов конъюнктурно-ценовой работы. Из-за пробелов в информации, отсутствия новых данных, невозможности их прямого сопоставления и других недостатков информационного обеспечения приходится усложнять методику расчета цен введением дополнительных приемов, поправок и априорных оговорок.

В международной торговой практике существует правило, согласно которому первым объявляет цены экспортер, а встречные цены – импортер. Для достижения взаимоприемлемых цен используют два направления:

1. Путем доказательства соответствия предлагаемых цен уровню мировых цен.

Контрагенту предъявляется соответствующая конкурентная документация и поправки к цене за различные технико-экономические и коммерческие условия поставки. Если партнер не согласен с этими данными, он должен представить свои доказательства. Этот метод согласования цен является обязательным для внешнеторговых организаций многих стран.

2. Другое направление. Контрагент может не предъявлять подобную документацию, но для достижения компромисса согласиться на предоставление той или иной скидки с ранее предложенной им цены. Этот процесс называется уторговыванием. Ведение переговоров по заключению сделки, согласование цены являются наиболее ответственной частью ВЭД, и такая работа поручается наиболее квалифицированным специалистам. Материалы и документы, содержащие сведения о ценах мировых товарных рынков, которые используются для информационного обеспечения расчетов внешнеторговых цен, относятся к одной из двух групп:

^ 1) оперативная, ценовая информация;

2) продукция производителей информационных услуг.

Оперативная ценовая информация. Этот вид информации является результатом практической работы на внешнем рынке, она создается в ходе оперативной работы. Это документация, обмен которой сопровождает экспортные и импортные операции. Такая информация составляет основу для расчетов цен, служит особым информационным фондом, определяющим степень готовности к работе на внешнем рынке экспортеров и импортеров. Преимущество содержащейся в оперативной информации данных о ценах заключается в том, что они первичны, т.е. исходят из первых рук. В этом случае ценовая информация минует посредников, максимально быстро доходит до пользователя.

Оперативная информация по ценам включает следующие виды материалов и документов:

1. Только что запрошенные и полученные ранее предложения инофирм на идентичные или близкие по технико-экономическим параметрам изделия, работы, услуги. Важно иметь в виду, что цена предложения содержит завышение, закладываемое в расчете на то, что в ходе переговоров импортер будет добиваться получения скидки. Определение размеров будущих скидок, закладываемых в предложение, является частью ценовой политики экспортера, которая учитывает конъюнктуру, особенности взаимоотношений с импортером, традиции рынка страны-импортера. Предложения имеют срок действия, в течение которого экспортер готов заключить контракт на основе указанных в нем цен.

2. Ценники и прейскуранты, получаемые от инофирм при закупке:

– оборудования;

– стройматериалов;

– изделий легкой и пищевой промышленности.

Данная ценовая информация – это также предложение, но относящееся к серийной стандартной продукции.

3. Ранее заключенные контракты с инофирмами на поставку аналогичных изделий, работ.

Контрактные цены на содержат завышения, характерного для цен предложений. Кроме цен своих контрактов, экспортеры и импортеры могут использовать цены контрактов специализированных отраслевых объединений.

4. Счета иностранных фирм и контракты, заключаемые ими между собой, и любая информация по их сделкам. При этом не рекомендуется использовать цены контрактов для совместных предприятий. Цены таких контрактов относятся к категории трансфертных цен – цен внутрикорпорационных сделок. Эти цены формируются под влиянием факторов мирового рынка с учетом обоюдного интереса партнеров.

5. Материалы по ценам с торгов. Законодательство большинства стран мира обязывает осуществлять закупки товаров и услуг для государственных нужд путем размещения заказов через торги.

Особенность цен торгов состоит в том, что в данном случае цена предложения, выигравшего конкурс, становится ценой контракта после его подписания. Поэтому цены предложения на торгах на содержат в себе завышения на предлагаемое уторговывание.

^ Коммерческий запрос – это оперативный документ, адресованный потенциальному поставщику, в котором в письменной форме сформулированы: требования к качеству; желаемый объем; коммерческие условия; сроки поставки искомого товара. При сборе оперативной ценовой документации особое внимание обращают на определенные страны и фирмы, которым необходимо послать запросы. Большое внимание придается списку рассылки запросов. При его формировании учитываются:

– известность фирмы на рынке этого товара;

– предшествующий опыт с ними по выполнению коммерческих обязательств и по качеству товара.

Предпочтение отдается фирмам, имеющим максимальную долю поставок продукции для определенной отрасли. Желательно, чтобы это были высокоспециализированные фирмы. Лучшим свидетельством опыта поставщика является перечень предыдущих продаж соответствующего оборудования. Получение качественных и полных по содержанию предложений зависит от того, насколько конкретно и полно составлены запросы. В них должны быть изложены все требования к предложениям фирм таким образом, чтобы в результате получить следующие сведения (применительно к машинам и оборудованию):

– полные технико-экономические данные изделия;

– технические требования к исходному сырью;

– пробная схема технологического процесса объекта;

– спецификация оборудования, техническая характеристика, масса единицы изделия;

– позиционные цены или цены по основным его группам;

– стоимость ноу-хау;

– расходы по страхованию, упаковке, транспортировке;

– сроки гарантии работы оборудования и достижения проектных показателей и др.

Дата конкурентного материала для определения текущих цен должна быть как можно ближе к дате составления расчета цены. Практически для расчета цен на машины и оборудование должны использоваться конкурентные материалы не более чем трехгодичной давности. При закупке машин и оборудования следует как правило прорабатывать вопросы цен с непосредственным изготовителем. Привлечение фирм-посредников допускается по отдельному обоснованию, доказывающему необходимость дополнительных затрат на оплату посреднических услуг.

^ Продукция производителей информационных услуг. Материалы по ценам, входящие в группу продукции производителей информационных услуг, имеют качественный внешний уровень. В зарубежных странах заняты сбором исходной ценовой информации, ее аналитической обработкой, хранением и распространением на коммерческой основе. В их числе:

– органы государственной статистики;

– консультационные и исследовательские фирмы;

– торговые издательства и торгово-промышленные палаты;

– ассоциации производителей и др.

Их усилиями разнородная информация приводится к сопоставимому виду, выстраивается во временные ряды показателей, и на основании этих данных определяются общие тенденции динамики цен на рынке. В отличие от оперативной информации ценовая продукция указанных производителей доступна широкому кругу пользователей. В практике ценообразования широко применяются следующие виды периодических материалов по мировым ценам:

^ 1. Продукция по ценам биржевых товаров, т.е. биржевые котировки. К биржевым товарам относятся в основном сырье и полуфабрикаты. Существует определенный регламент работы биржи и участия в ее работе. Цены на биржевые товары оперативно реагируют на все изменения на рынке данного товара. В то же время биржевые котировки на отражают такие условия, как условия поставки, платежа и т.д. Биржи функционируют ежедневно, биржевые котировки устанавливаются с регулярностью работы товарной биржи. Например, на Лондонской бирже цветных металлов – 2 раза в день на утренней и вечерней сессиях. Известны мировые рынки зерна, сахара, кофе, хлопка и т.д.: Лондонская биржа металлов; Чикагская биржа зерновых; Нью-Йоркская биржа хлопка. По правилам работы товарных бирж на них используются типовые контракты. При этом физический объем одной поставляемой партии, качество товара, коммерческие условия поставки не изменяются годами. Благодаря этому биржевые котировки обладают уникальным свойством – они сопоставимы между собой без предварительной обработки.

^ 2. Цены аукционов. Цены, полученные в результате торгов. Это реальные цены, отражающие спрос и предложение в конкретном периоде. На аукционных торгах продаются (покупаются): пушнина, животные, предметы искусства и т.д.

^ 3. Специальные публикации по справочным ценам. Данная информация чаще всего содержит цены, по которым предлагается приобрести товар. Цены фактических сделок могут отличаться от них как в большую, так и в меньшую сторону, в том числе за счет системы скидок или надбавок, которую используют экспортеры. Справочные цены применяются на рынках энергоносителей, продукции черной металлургии, химической продукции. В последние годы растет число публикаций по справочным ценам на готовые изделия, особенно на серийно выпускаемые машины, оборудование, продукцию промышленного обеспечения. По товарам широкого потребления такая информация может содержать на только оптовые, но и розничные цены.

^ 4. Статистические публикации. Разработчиками этой ценовой информации являются международные организации, органы государственной статистики и авторитетные издательства. Эти цены определяются делением стоимости экспорта или импорта на объем закупленной продукции. Они не показывают конкретную цену конкретного товара. Они ценны для понимания общей динамики внешней торговли, статистических расчетов, используются как ориентир. Во внешнеторговом ценообразовании предпочтение отдается использованию индексов экспортных и импортных цен. Однако, регулярная подготовка этих индексов по широкой товарной номенклатуре ведется лишь в нескольких высокоразвитых странах, поэтому вместо них используются индексы внутренних цен. Такое допущение оправдано тем, что индексы как относительные показатели используются для оценки тенденции изменения цен.

^ Электронные информационные услуги. Новые возможности в информационном обеспечении конъюнктурно-ценовой работы открылись благодаря созданию рынка электронных информационных услуг. Современные компьютерные и телекоммуникационные технологии дают доступ по всем указанным выше видам ценовой информации, которые накапливаются в автоматизированных базах данных (АБД). Для облегчения поиска ценовой информации была создана Единая система внешнеэкономической информации при Министерстве, в т.ч. банк ценовой информации. Пользователи банка ценовой информации могут обращаться в него по каналам связи. Для расчета цен необходима также информация о стоимости перевозки и страхования товаров, которую можно получить в специализированных фирмах. Так, ставки фрахта получают из транспортных организаций.


3. Методические рекомендации по расчетам внешнеторговых цен

Во внешнеэкономических фирмах существует строгий порядок составления и утверждения расчетов, который предписывает:

1) не допускать случаев ведения коммерческих переговоров по ценам и заключения контрактов до утверждения этого документа руководством фирмы по каждой конкретной сделке;

2) расчетная цена устанавливает предельно допустимый уровень цены, который может быть утвержден в контракте.

Если в ходе коммерческих переговоров не удается достичь соглашения по ценам в пределах расчетных значений, сделка может не состояться. В расчет должны быть внесены по всем предложениям и прежним контрактам основные технические показатели, необходимые для характеристики оборудования, а также условия и сроки гарантий, платежи, расходы на транспортировку и упаковку, сроки поставки. Цены указываются в валюте платежа будущего контракта либо переводятся в гривни по официальному курсу на дату составления расчета.

^ Расчетные поправки к ценам конкурента. При расчете цены должна быть проведена детальная оценка всех конструктивных, технологических и других показателей сравниваемого оборудования. В случае расхождения в параметрах сравниваемых машин и оборудования последние приводятся к сопоставимому виду путем определения расчетных поправок, выраженных в процентах к стоимости оборудования. За базу сравнения в первую очередь принимается конкурентная цена, в которой отсутствуют существенные поправки по технико-экономическим показателям. При расчете цены должно быть проанализировано, как правило, не менее 70 % стоимости продаваемого или закупаемого оборудования и не менее 50 % запасных частей. На оставшуюся часть распространяется вывод, полученный по проанализированной продукции. При расчете цены на оборудование, комплектующие материалы и запасные части учитывают влияние следующих поправок:

– приведение цены конкурента франко-завод к условиям поставки ФОВ или франко-границе страны происхождения товара;

– на изменение цен во времени с целью определения цены на год поставки;

– на объем поставки;

– на комплектацию;

– на тропическое исполнение;

– на условие платежа;

– на предоставление услуг специалистов;

– на уторговывание;

– на комиссионное вознаграждение, выплачиваемое агентским фирмам.

^ Выбор метода ценообразования. От правильности установления цен во многом зависят рентабельность предприятия, его конкурентоспособность, объем реализации и другие показатели. В цене отражается вся система ценообразующих факторов (динамика затрат, инфляция, соотношение спроса и предложения). Важнейшим вопросом методологии ценообразования является вопрос: что принять за основу цены. Результат зависит от того, кто решает эти вопросы: производитель или потребитель. Как достигается единство противоположных интересов. С позиции продавца наиболее простой и выгодный подход к определению цены – установка ее на уровне средних затрат. Плюс нормативная прибыль. Но потребителя не интересуют затраты производства. Для него важны полезность товара, его качество, степень удовлетворения потребностей. При этом и производитель, и покупатель ориентируются на рыночные цены конкурентов. Самый простой способ установления цен – способ «турецкого базара», когда цены нащупываются с помощью уторговывания. Но такой метод может обернуться просчетом одной из сторон. Более эффективны научно обоснованные методы, применяемые на мировом рынке. Эти методы разнообразны в зависимости от спецификации товара. Наиболее сложным, но наиболее правильным следует признать метод определения цен на базе потребительских свойств товара, характерный для рынка машин и оборудования. Другое название – метод параметрического ценообразования. Другой наиболее применяемый метод определения цены, учитывающий экономические результаты использования объекта.

^ Параметрический метод ценообразования. Метод параметрического ценообразования основан на существовании устойчивой зависимости между технико-экономическими параметрами и ценами машин. Увеличение первых влечет за собой рост, а в редких случаях – снижение вторых. Однако указанная зависимость не строго пропорциональна, обычно технико-экономические показатели изменяются быстрее, чем цены. Поэтому при расчете цен в формулу введен степенной коэффициент, который как бы тормозит темп изменения параметров до темпа изменения цены. Данный степенной коэффициент назван коэффициентом торможения:

Ц1 / Ц0 = (П1 / П0)п или Ц1 = Ц0 (П1 / П0)п,

где Ц0, П0 – цена и технический параметр оборудования по конкурентному материалу; Ц1, П1 – цена и технический параметр оборудования, принятого в расчете; п – показатель степени, как правило 0,5 < п < 0,8.

Коэффициент торможения может быть определен с использованием ценовой информации, в которой имеются цены на две отличные по параметрам машины. Важно при этом, чтобы все остальные условия, влияющие на цену, были равными.

Обоснование коэффициента торможения можно произвести:

1) при конструировании продукции, расчете цены на всех стадиях проектирования;

2) с использованием ценовой информации, в которой сопоставляются цены на два изделия, отличающихся параметрами, путем установления корреляционной связи.

Расчет коэффициента торможения требует процедуры логарифмирования. В условиях оперативной деятельности отделов цен такие расчеты не производятся.

Более простая формула дает менее точные данные, но такая неточность допустима.

Ц1 = Ц0 × П1 / П0 × А,

где А – приближенный показатель удельного веса данного параметра в цене изделия (его весомость).

Для расчета выбирают технико-экономические параметры, которые должны отражать основные характеристики оборудования и, что особо важно, быть независимыми друг от друга. В технических системах большинство параметров тесно связаны друг с другом. Обычно в расчет включают не более 3 – 5 технико-экономических параметров. Иногда достаточно одного наиболее весомого параметра. Если оборудование состоит из непостоянных частей, то поправки вводятся по каждой части и затем учитывается доля в цене.

^ Определение цены по экономическим результатам использования. Метод определения цены в зависимости от экономических результатов использования применяется для того, чтобы либо компенсировать покупателю излишне высокие расходы по эксплуатации продаваемого изделия путем снижения цены, либо наоборот – за счет высокой цены получить с него доплату за экономию на этих расходах, которая обеспечивается благодаря улучшенным эксплуатационным характеристикам. В основе метода лежит понятие «цена потребления», представляющая собой сумму продажной цены и всех расходов, которые приходится нести покупателю для обеспечения надлежащей работы оборудования в течение срока эксплуатации. Чем выше срок эксплуатации, тем актуальнее использование данного метода. На рынках продукции, применение которой связано с большими расходами, покупатель ориентируется на конкурентоспособный уровень цен потребления. Поставщики могут рассчитывать на увеличение цены только в размере экономии эксплуатационных расходов, достигаемой за счет повышения технико-экономических параметров.

Расчет и утверждение цен обычно выполняются в одном из трех вариантов:

1. Обоснование экспортной или импортной цены по данным «прямых» конкурентных материалов, т.е. сведений об условиях торговли аналогичными товарами на подобных коммерческих условиях.

2. Путем составления конкурентного листа. В конкурентном листе приводится расчет цены в табличной форме, с внесением нескольких поправок на сопоставление технических характеристик и коммерческих условий по двум и более конкурентным материалам. Расчет поправок должен быть приложен к конкурентному листу.

3. Выполнение системы расчетов, обосновывающих размер цены.


лекция 2. Графічний аналіз взаємозв'язку «Витрати – обсяг виробництва – прибуток»


Графічне зображення поведінки витрат (постійних, змінних і загальних), а також виручки від реалізації продукції дозволяє визначати точку беззбитковості графічним методом.








Лекция 3. ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ТОВАРОВ


Применительно к договорным отношениям украинских предпринимателей с партнерами иностранных государств используются различные термины: «сделка», «договор», «контракт», «соглашение», «протокол». Понятие «сделка» шире понятия «договор/контракт». Термины «контракт», «договор», «соглашение», «протокол» могут рассматриваться как синонимы слова «договор». Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ГК Украины). Определяющим признаком внешнеторговой сделки является заключение ее с иностранным юридическим или физическим лицом. Наиболее распространенным видом внешнеэкономической сделки является договор купли-продажи. В то же время все большее значение приобретают контракты по созданию технических комплексов, проведению НИОКР, лицензионные договоры и др. Обязательным условием договора международной купли-продажи товаров является местонахождение сторон контракта в разных государствах (согласно Венской конвенции ООН). Поэтому договор, заключенный между находящимися на территории одного государства фирмами разной государственной принадлежности, не может быть признан международным. Однако договор, заключенный фирмами одного государства, расположенными в различных странах, будет признан международным.

Договор международной купли-продажи товаров имеет следующие основные признаки:

1) расположение предприятий сторон на территории различных государств;

2) перемещение товара через государственную границу при исполнении договора.

Все условия группируются в отдельные разделы контракта и располагаются в определенной последовательности.

Преамбула. Текст контракта начинается с вводной части или преамбулы, которая имеет обычно следующее содержание: наименование и номер контракта; место и дата заключения контракта; полное юридическое наименование сторон с указанием, кто является продавцом и покупателем. Фирменное наименование и код должны соответствовать регистрации в торговом реестре своей страны. Если заключается договор, где от одной стороны выступают две и более фирм, то оговаривается их отношение друг к другу: действуют совместно, одна из них головная и т.д.

^ Предмет контракта. В этом разделе в краткой форме определяется вид внешнеэкономической сделки, базисные усло-вия поставки и товар. Пример: продавец продал, а покупатель купил на условиях FOB Мурманский порт один токарный станок типа… Когда предметом сделки будет товар со сложными техническими характеристиками, то контракт содержит разделы: технические условия, техническая спецификация (производительность, мощность, расход топлива и др.). В этом случае в разделе «предмет контракта» дается только краткое определение товара и ссылка на специальные разделы. В этом же разделе определяется количество товара в единицах измерения, принятых для данного товара. В контракте должна быть указана единица измерения, применяемая сторонами, так как в одном и том же наименовании (мешок, бочка, и т.д.) может быть различное количество. Пример: в Бразилии мешок кофе весит 60 кг, на Кубе – 90 кг, в Гаити – 84 кг. Единица измерения тонна в мировой коммерческой практике применяется: метрическая тонна – 1000 кг; американская (короткая) тонна – 907 кг; английская (длинная) тонна – 1016 кг. Таким образом, количество товара в контракте выражается мерами веса, объема, площади и в штуках. Выбор единицы измерения зависит от товара и от сложившейся практики торговли. Так, в торговле нефтепродуктами применяются как меры веса, так и объема (баррель). В торговле хлопком основной единицей измерения является вес, но размер товарных поставок выражается количеством «кип» определенного веса. Часто в контракте указывается вес брутто и нетто. Во многих случаях при купле-продаже сырьевых и продовольственных товаров точное соблюдение количества невозможно. В этом случае делается оговорка, а именно перед количеством ставится слово «около». На практике принято считать, что предел отклонения не может превышать 10 %. Так, при торговле хлебом «около» означает отклонение в пределах ±5 %, кофе ±3 %, лесом ±10 %, каучуком ±2,5 %. В разделе «предмет контракта» содержатся базисные условия поставки. Ссылка в контракте на один из терминов «Инкотермса» ясно и точно определяет взаимную ответственность покупателя и продавца.

^ Цена товара. Цена товара – один из существенных элементов контракта купли-продажи. Каждая внешняя сделка обязательно должна содержать условия о цене или указание способа определения цены этого товара. При установлении цены товара в контракте определяются: единица измерения цены; базис цены; валюта цены; способ фиксации цены; уровень цены. Цена может быть установлена за определенную количественную единицу товара (объем, площадь, вес и т.д.) или за весовую единицу в зависимости от колебания веса, содержания примеси и т.д. Если в основу цены принимается весовая единица, необходимо определить характер веса (брутто, нетто) и оговорить, включает ли цена стоимость тары и упаковки. Базис цены устанавливает, входят ли транспортные, страховые, складские и другие расходы по доставке товара в цену товара. Базис цены обычно определяется по термину с указанием названия пункта сдачи товара. Цена в контракте может быть выражена в валюте страны-экспортера, импортера или в валюте третьей страны. При выборе валюты цены на массовые товары большое значение имеют торговые обычаи по этим товарам. Пример: в контрактах на каучук, цветные металлы принято указывать цену в фунтах стерлингов, на нефтепродукты, пушнину – в американских долларах. Экспортер обычно стремится зафиксировать цену в устойчивой валюте, а импортер наоборот – установить цену в валюте, подверженной обесцениванию. Цена может быть зафиксирована в контракте в момент его заключения.

^ Цена с последующей фиксацией. В контракте в этом случае оговариваются условия фиксации и принципы определения уровня цены. Биржевая цена, или биржевая котировка, – цена товара, являющегося объектом биржевой торговли. Эти цены всегда отражают реальный уровень цен при заключении конкретных сделок, поскольку каждая биржа осуществляет учет, систематизацию и публикацию биржевых котировок. Как правило, биржи публикуют котировки на начало и конец утреннего и вечернего биржевых торгов (сессий), котировки продавцов и покупателей товаров, котировки на товары с немедленной поставкой (spot) и срочной поставкой (forward). Котировки достаточно объективно отражают мировой уровень цен на биржевые товары, а их официальные публикации служат основанием для установления цен на аналогичные товары во внебиржевой торговле. Сведения о ценах на аукционах важны, потому что происходит поочередная продажа реальных товаров на основе конкурса покупателей, и цены, следовательно, носят вполне реальный характер. Роль международных аукционов могут выполнять крупные акционерные компании, монополисты по какому-то виду товара. Обычно они скупают товары у товаропроизводителей, затем перепродают их оптовым посредникам и получают от разницы цен прибыль. Торг на таких аукционах происходит открыто с участием самих покупателей. Цены аукционов близки к котировкам бирж, поскольку, как правило, отражают реальные сделки.

В мировой торговле широко применяется система скидок. Обычно применяются несколько десятков видов скидок, но наиболее распространены следующие. Бонусные скидки (скидки за оборот) обычно представляются крупным оптовым покупателям, причем не за каждую отдельную партию, а за ранее согласованный годовой объем оборота. Такие скидки, как правило, составляют 7–8 % стоимости оборота. Сезонные скидки имеют сезонный характер и применяются главным образом при торговле товарами массового спроса (обувь, одежда и т.д.). При наступлении сезона на рынок поступают новые более модные товары, при этом на товары, выходящие из моды, вводят скидки с цены. Дилерские скидки представляются оптовым и розничным торговцам, агентам и посредникам. За счет таких скидок дилеры должны покрывать свои расходы на продажу, сервис и получать прибыль. Предприятие-изготовитель может самостоятельно устанавливать розничную цену, заранее закладывать в нее размеры скидок для оптовых и розничных покупателей. Скидки «сконто» применяются, если платежи по контракту осуществляются ранее срока, указанного в контракте, и притом оплачиваются наличными. Скидка составляет 3 – 5 %. Закрытые скидки используются в замкнутом экономическом пространстве, при поставках внутри фирмы. Специальные скидки носят конфиденциальный характер, представляют собой коммерческую тайну и предоставляются партнеру, с которым фирма имеет особые доверительные или длительные отношения. Размер таких скидок не фиксируется. Скидка с цены при увеличении объема заказа. Размер скидок может меняться в зависимости от величины и серийности заказа. Скидки за количество составляют обычно 10 – 15 % стоимости сделки, величина скидки невелика при поставке товара массового спроса и значительно больше при производстве товаров малыми сериями или по индивидуальным заказам. Существуют и другие виды скидок: за поставку к определенному сроку, за улучшенное качество, за серийность товара, за пробные партии и т.д.

^ Условия платежа. Раздел контракта, содержащий согласованные сторонами условия платежей, определяет способ и порядок расчетов между ними, а также гарантии выполнения сторонами взаимных платежных обязательств. При определении условий платежа в контракте устанавливаются:

– валюта платежа;

– срок платежа;

– способ платежа и форма расчетов;

– оговорки, направленные на уменьшение или устранение валютного риска.

^ Валюта платежа, т.е. валюта, в которой производится платеж. При заключении контракта устанавливается, в какой валюте будет произведена оплата товара. Такой валютой может быть валюта страны-экспортера, импортера или третьей страны. Валюта платежей может совпадать с валютой цены товара, а может и не совпадать. В последнем случае в контракте указывается курс, по которому валюта цены будет переведена в валюту платежа.

^ Срок платежа. Стороны обычно устанавливают в контракте конкретные сроки платежа. Если сроки не установлены прямо или косвенно, то платеж производится через определенное число дней после уведомления продавцом покупателя о том, что товар предоставлен в его распоряжение.

^ Способ платежа определяет, когда должна осуществляться оплата товара по отношению к его фактической поставке. Основные способы платежа: предоплата наличными; наличный платеж; платеж с авансом; платеж в кредит.

^ Срок и дата поставки. Под сроком поставки понимается момент, когда продавец обязан передать товар в собственность покупателю или, по его поручению, лицу, действующему от его имени. Датой поставки будет при этом дата фактической передачи товара в распоряжение покупателя.

Оговоренное количество товара поставляется единовременно либо по частям. При единовременной поставке устанавливается один срок поставки, если же по частям – указываются промежуточные сроки поставки. Сроки поставки товара могут быть установлены одним из следующих способов:

  1. 1) определение календарного дня поставки;

  2. 2) указание на событие, которое неизбежно должно наступить;

  3. 3) определение периода, в течение которого должна быть произведена поставка;

  4. 4) применение принятых в торговле терминов, таких, как «немедленная поставка», «быстрая поставка» и т.д.

Для правильного применения сроков, установленных в контракте, следует знать порядок их исчисления. Согласно гражданскому кодексу Украины, течение срока начинается на следующий день после заключения контракта. Вопросы исчисления сроков поставки очень важны, так как примерно 70 % общего числа дел в арбитраже приходится на споры по срокам.

^ Качество товара. Одной из обязанностей продавца по контракту является передача покупателю товара, отвечающего требованиям качества. Качество – совокупность свойств, определяющих пригодность товара для использования его по назначению. Свойства товара можно описать в самом договоре или в приложении к нему. Возможен вариант, когда указывается, что качество товара должно соответствовать образцу или требованиям научно-технической документации.

Отсутствие в контракте четкого определения качества может стать причиной трудноразрешимых споров.

При купле-продаже по образцу в контракте принято вносить указания относительно количества отобранных образцов и порядок сличения товара с образцом. Зерновые товары: пшеница, рожь и тому подобное продаются обычно по натуральному весу, который отражает физические свойства зерна: форму, величину зерна, его удельный вес и другие качественные характеристики.

Важное значение имеет методика определения качества. Товар при перемещении меняет качество, поэтому важно оговорить момент установления качества.

^ Тара, упаковка и маркировка. Условия о таре, упаковке и маркировке не могут быть второстепенными, так как несоблюдение требований может привести к повреждению и гибели товара. Если товар требует тары и упаковки, в контракт вносится условие, содержащее указание по этим вопросам. Упаковка зависит от особенностей товара. Различают внешнюю упаковку, т.е. тару, и внутреннюю упаковку, не отделимую от товара. Характер тары также зависит от дальности перевозки, от климатических условий, от торговых обычаев рынка сбыта, от количества перегрузок и т.д. При наличии установленных стандартов или ТУ на упаковку ее качество может определяться ссылкой на ТУ или стандарт. Требования к упаковке зависят от базисных условий поставки. При условиях ФОБ, СИФ, ФАС экспортер обязан поставить товар в морской упаковке. Специальные требования к упаковке выдвигаются импортерами. Причинами таких требований являются:

  1. 1) импортеру необходима специальная расфасовка товара для сбыта его без дополнительной переупаковки;

  2. 2) импортер предъявляет особые требования к весу и габариту грузовых мест, применительно к имеющимся у него подъемных и транспортных средств;

  3. 3) импортер вынужден длительный срок хранить груз на открытой площадке, и необходима гидроизоляция и т.д.

В контракте может быть предусмотрено условие об отгрузке товара в таре, предоставленной покупателем, либо обязанность покупателя возвратить тару продавцу.

Маркировка груза является важным элементом технологии внешнеторговых операций, выполняет несколько функций:

1) представляет товаросопроводительную информацию, содержащую реквизиты, определяющие импортера, номер контракта, номер транса, весогабаритные характеристики мест, номер места, число мест в партии или трансе;

2) является указанием транспортно-экспедиционным фирмам по обращению с грузом;

3) может использоваться для предупреждения об опасности.

Маркировка товара должна быть подробно оговорена в контракте. В надлежащей маркировке заинтересован не только покупатель, но и перевозчик.

Страхование. Этот раздел контракта включает основные условия страхования: что страхуется; от каких рисков; кто страхует; в чью пользу страхует. При сделке купли-продажи страхуются товары от рисков повреждения или утраты при транспортировке. Ссылки в контракте на базисные условия определяют страхователей, которые обязаны заключить договоры страхования. Если контрактом не оговорены риски, от которых груз должен быть застрахован, внешнее страхование осуществляется экспортером на условиях «с ответственностью за все риски», которые не включают утраты или повреждение товаров вследствие умышленных действий или грубой неосторожности самих страхователей, от повреждения из-за внутренних свойств товаров (гниение, самовозгорание и т.д.). Договор со страховой компанией заключается, обычно, в пользу импортера или конкретного получателя товара. Условиями контракта уточняется, кто, продавец или покупатель, будет нести расходы по страхованию. Фактически речь идет о том, кто будет оплачивать страхование, а расходы всегда несет покупатель, а они учитываются в цене товара.

^ Штрафные санкции. Для обеспечения исполнения договора и повышения ответственности сторон за выполнение условий контракта в них обычно предусматриваются финансовые санкции. Санкция – это добровольное взаимное согласие сторон выплачивать определенные суммы в случае нарушения контрактных обязательств. Во внешнеторговой практике в контрактах купли-продажи штрафные санкции устанавливаются в основном в виде неустойки за неисполнение тех или иных обязательств. Чаще всего за нарушение: сроков поставки товаров, качества и технического уровня товаров, не соответствующих условиям контракта; за несвоевременность направления технической документации; за несвоевременность выполнения обязательств по платежам и др. Наряду с термином «неустойка» в нормативных актах употребляются два других термина: «штраф» и «пени». Штраф и пени – это разновидность неустойки. Термин «штраф» обычно употребляется в том случае, когда речь идет о неустойке в виде процента или в твердой сумме, взыскиваемой однократно. Термин «пеня» принят в отношении неустойки, которая исчисляется в виде процента к сумме неисполненного обязательства и взыскивается за каждый день нарушения контракта или в течение определенного времени. Если неустойка (пеня) начисляется за каждый день нарушения контракта, то она обычно ограничивается определенным максимумом. Общим правилом отношений является принцип: штрафные санкции по своим размерам и порядку начисления должны способствовать выполнению обязательств, а не носить разорительный характер. Несложным является и порядок взыскания неустойки. Достаточно подтвердить факт наличия контракта и его нарушение. В случае нарушения контракта неустойка взыскивается независимо от того, понес ли пострадавший убытки от неисполнения обязательств. Методика расчета убытков оговаривается контрактом. В контракте могут устанавливаться предельные размеры убытков, при превышении которых покупатель приобретает право расторгнуть контракт и получить компенсацию.

^ Обстоятельства неопределенной силы (форс-мажор). Не всякое неисполнение контрактных обязательств влечет за собой гражданскую ответственность сторон, допустивших неисполнение. Обычно ответственность наступает при наличии вины. Если же обязательства не выполнены по причинам, которые невозможно предотвратить, то сторона освобождается от ответственности. Однако, при этом требуются доказательства, что она не виновна. Для избежания неопределенности при заключении контракта в него вносят условия, в которых дается определение характера обстоятельств, признаваемых сторонами как невозможных к исполнению. Дается перечень такого рода обстоятельств. В этом же разделе контракта предусмотрены юридические последствия невозможности исполнения. Такие условия принято называть «форс-мажорной» оговоркой, т.е. оговоркой о наступлении обстоятельств непреодолимой силы. К ним относятся пожары, землетрясения, наводнения, эпидемии и т.д. К общим принципам определения обстоятельств непреодолимой силы относят:

1) объективный и абсолютный характер обстоятельств. Они должны касаться не только данного субъекта – должника, а распространяться на всех. И невозможность исполнения должна быть абсолютной, а не затруднительной для должника;

2) юридический форс-мажор – решение высших государственных органов, запрет импорта или экспорта, валютные ограничения и др.

Не признаются форс-мажорными обстоятельства обычного коммерческого риска: банкротство предприятия, изменение цен и др.

Обстоятельства непреодолимой силы можно отразить в контракте перечислением конкретных явлений и событий. Различают две категории обстоятельств непреодолимой силы по времени их действий:

  1. 1) длительные (запрещение экспорта, импорта, война, валютные ограничения);

  2. 2) кратковременные (пожары, наводнения, замерзание моря, закрытие морских проливов). В интересах обеих сторон заранее оговорить в контракте, какие обстоятельства относят стороны к форс-мажорным. В международной торговле широко применяется формула форс-мажорной оговорке, предусматривающая две стадии в последствиях наступления форс-мажора. На первой стадии. На определенный период продлевается срок исполнения контракта. Если по истечению этого периода события продолжают действовать, каждая из сторон имеет право на расторжение контракта. Сторона, у которой создалась ситуация непреодолимой силы, должна немедленно в письменном виде уведомить другую сторону как о наступлении, так и о прекращении действий этих обстоятельств. Если не последовало уведомления об этих обстоятельствах, сторона обязана возместить убытки. Сторона, для которой наступили такие обстоятельства, должна представить в оговоренный срок свидетельство торговой палаты, подтверждающее наличие форс-мажора. В разделе контракта обычно оговаривается, что если исполнение контракта из-за форс-мажорных обстоятельств становится экономически бессмысленным, то контракт может быть аннулирован без взаимных претензий. Таким образом, форс-мажорная оговорка должна включать следующие элементы:

– условия об освобождении стороны, для которой создалась невозможность исполнения обязательства, от ответственности за его неисполнение;

– определение характера форс-мажорных обстоятельств;

– перечень обстоятельств, рассматриваемых сторонами в качестве создающих невозможность исполнения обязательства;

– указание на то, что соответствующие обстоятельства должны быть чрезвычайными, непредвиденными при данных условиях, что они не зависят от воли сторон и относятся к явлениям, причинно не связанным с их деятельностью, что их отличает непредвиденность;

– обязанность уведомления в определенный срок о наступлении, предполагаемой длительности, прекращения обстоятельств, признаваемых форс-мажорными;

– форма такого уведомления;

– определение формы документа, подтверждающего наличие факта невозможности исполнения, его действия во времени и каким органом он должен быть утвержден, удостоверен;

– название нейтральной организации, которая должна подтвердить факты, содержащиеся в уведомлении о невозможности выполнения обязательств;

– договоренность о последствиях неуведомления или своевременного уведомления о форс-мажоре;

– соглашение сторон о сроке действия форс-мажорного обстоятельства, в течение которого контракт приостанавливается, а сроки исполнения отодвигаются;

– права и обязанности сторон после истечения срока действия форс-мажорного обстоятельства;

– порядок расчета между сторонами в случае прекращения договора вследствие невозможности исполнения;

– ответственность сторон за невыполнения этих обязанностей.

^ Арбитражные и судебные разбирательства споров. При исполнении контрактов между контрагентами нередко возникают споры из-за различного понимания взаимных обязательств по причине неодинакового толкования условий контракта или их отсутствия. Большинство разногласий решаются путем переговоров сторон. Если разногласия не устранены, то они передаются на рассмотрение в арбитраж. В договоре должен быть установлен порядок разрешения споров, которые могут возникнуть между сторонами. Украинское законодательство признает соглашение сторон об арбитраже, включенное в условия контракта. Российская организация по соглашению об арбитраже со своим иностранным партнером может передать спор на разрешение постоянно действующих в Украине арбитражных судов, так и на рассмотрение любого третейского суда. Закон не содержит ограничений в отношении места такого арбитража. Арбитражная оговорка – это соглашение по поводу возникшего спора или относительно споров, которые могут возникнуть в будущем. Арбитражная оговорка должна содержать несколько компонентов: определение круга споров, подлежащих рассмотрению в Арбитражном суде, указание на то, какой именно суд компетентен рассматривать спор. Арбитражный суд в Украине – это государственный орган, осуществляющий судебную власть при разрешении возникающих в процессе хозяйственной деятельности споров, вытекающих из гражданских правоотношений. Третейский (арбитражный) суд – суд, избираемый самими сторонами для решения спора между ними. Третейские суды могут быть двух видов: постоянно действующие и для разрешения конкретного спора (ad hoc – для этого). Постоянно действующие третейские суды могут создаваться при торговых палатах, биржах, торговых ассоциациях. В разделе контракта стороны могут устанавливать, в каком арбитраже будет рассмотрен спор. При этом стороны могут передавать спор на рассмотрение арбитражей в своей или в третьих странах. Арбитражная оговорка обычно устанавливает, в соответствии с какими правилами (регламентом) будут вестись разбирательства. Арбитры руководствуются: условиями контракта, международными торговыми обычаями, нормами права страны, указанной в договоре, нормами международного права. Стоимость услуг арбитров, технических экспертов очень высока. Поэтому в контракте необходимо оговорить, какая сторона и в каком размере должна возмещать арбитражные расходы. Обычно оплату несет проигравшая сторона. В «арбитражной оговорке» указывается, что решение арбитража является окончательным, обязательным для исполнения обеими сторонами и не может быть обжаловано судом.

Вступление контракта в силу. Контракт вступает в силу в момент его подписания уполномоченными на то лицами. Датой вступления контракта в силу считается дата, указанная в правом верхнем углу первой страницы.

kspkerlk-s-reket-zhne-zheke-sharuashili-principtern-negz-ksporin-kapitalini-auispali-ajnalimi.html
ksporin-ekonomikasi-tairip-azastan-respublikasi-ekonomikasini-damu-sipattamasi-mazmni.html
ksporindardai-basaru-esebn-azrg-zhadaji-zhne-oni-zhetldrud-kejbr-teoriyali-aspektler.html
ksptk-blm-beretn-ou-orindarinda-azastan-respublikasi-trbie-tzhirimdamasin-zhzege-asirudi-jimdastiru.html
ksptk-oitu-barisinda-ltti-ol-nerd-erekshelkter.html
ksukp--ksukp-na-stadiyah-zhiznennogo-cikla-produkcii-g-i-shevelyova-kontrol-kachestva-produkcii.html
  • school.bystrickaya.ru/flash-krivie-beze-chast-2.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskoe-obedinenie-uchitelej-nachalnih-klassov-respublikanskij-seminar.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-26-yanvarya-2011-g-stranica-8.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-mezhotraslevih-norm-vremeni-na-raboti-vipolnyaemie-v-bibliotekah-stranica-4.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-2-prioriteti-sibiri-i-dalnego-vostoka-pravovie-osnovi-gosudarstvennogo-stimulirovaniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kriminalisticheskaya-harakteristika-iznasilovanij.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kratkoe-opisanie-metoda-sk-analiza-sintez-astroprofessiogramm-i-prognozirovanie-speshnosti-deyatelnosti-na-osnove.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-moskve-zavershil-rabotu-vtoroj-mezhdunarodnij-forum-innovacionnie-tehnologii-dlya-sportivnih-obektov.html
  • literature.bystrickaya.ru/biznes-analitika-centralnie-smi-analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov-obzor-smi-za-22-aprelya-2010-god.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogi-raboti-obrazovatelnih-uchrezhdenij-i-upravleniya-obshego-i-professionalnogo-obrazovaniya-chajkovskogo-municipalnogo-rajona-v-2009-2010-uchebnom-godu-stranica-2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-4-issledovanie-effektivnosti-reklami.html
  • pisat.bystrickaya.ru/toffler-e-t50-shok-budushego-per-s-angl-e-toffler-stranica-19.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-i-ocenka-processa-upravleniya-denezhnimi-potokami-predpriyatiya-ooo-kondi-chast-2.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnogo-kursa-po-biologii-dlya-10-klassa.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-obyazatelnoe-termini-bukvennie-oboznacheniya-velichin-i-edinici-ih-izmereniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-professionalnoj-perepodgotovki-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-vsego-530-chasov-zaochnaya-forma-obucheniya-3-sessii-po-20-dnej-srok-obucheniya-10-12mes.html
  • credit.bystrickaya.ru/pavel-taranov-stranica-21.html
  • writing.bystrickaya.ru/antropomorfzm-v-estetic.html
  • lesson.bystrickaya.ru/mestnoe-samoupravlenie-v-nizhnem-novgorode.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-sherhan-mrtaza-beseud-hati.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/programma-obespechivaet-formirovanie-kompetencij-budushego-magistra-posredstvom.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pravitelstvo-rossijskoj-federacii-postanovlenie-ot-5-dekabrya-2001-g-n-848-o-federalnoj-celevoj-programme-stranica-41.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-denezhnoj-magii-kniga-tenej.html
  • reading.bystrickaya.ru/mbou-sosh-2.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-3-ponyatie-algoritma-svojstva-sposobi-opisaniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/02122006-subbota-svetlana-dorofeeva-dnevnik-nachinayushego-trejdera.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-1-koncepciya-nauchnih-paradigm-tomasa-kuna-programma-disciplini-istoriya-zarubezhnoj-sociologii-xix-xx-nach.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-gse-v-3-logika-dlya-specialnosti-030301-65-psihologiya.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-7-iyulya-2008-goda.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-sushnost-i-osnovnie-zadachi-buhgalterskogo-ucheta-2-ch.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-14-territorialnaya-programma-gosudarstvennih-garantij-okazaniya-naseleniyu-volgogradskoj-oblasti-besplatnoj.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-2-obshaya-harakteristika-processa-upravleniya-marketingom-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-upravlencheskij.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-priroda-kak-sostavlyayushaya-obrazov-respublik-teoriya-i-obshie-podhodi-k-probleme-prostranstva-i-kulturi.html
  • letter.bystrickaya.ru/na-konkurs-sredi-obrazovatelnih-uchrezhdenij-na-poluchenie-granta-ministerstva-obrazovaniya-nauki-habarovskogo-kraya.html
  • crib.bystrickaya.ru/harakter.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.