.RU

Лекция «Форсайт» - страница 8



Вопрос. Как вы думаете, если государство предпримет активные меры к стимулированию рождаемости, например: давать молодым семьям жильё в ипотеку под низкий процент; при рождении первого, второго и последующих детей, гасить часть кредита, платить достаточные прогрессивные пособия на детей, это может привести к всплеску рождаемости, о котором вы говорите? К тому же, это стоит не таких больших денег.

^ Переслегин Сергей Борисович. Это вообще не деньги. Я вынужден вас огорчить. Например, в Норвегии это всё уже реализовано, и что – 1,8 ребёнка на женщину. Видите ли в чём дело, есть такое понятие «демографический переход». Он, к сожалению, свершился в России, как и в других странах. И в этом отношении, вопрос соотношения уровня жизни и рождаемости, до конца не ясен. Вы абсолютно правы в том, что по уровню помощи молодым матерям и семьям, мы находимся на одном из последних мест среди развитых стран. Но во Франции, которая на одном из первых мест, количество детей на женщину больше чем у нас на 0.3. С одной стороны, это много. С другой стороны, Франция тоже не покрывает естественную убыль населения. Необходимо, чтобы было соотношение 2.1, для поддержания равновесия. И 2.2 - для прироста населения. Ни одна страна Европы и большей части Азии не доходит сейчас и до 1.9. Более того, началось падение и в Нигерии, и в большинстве других стран с традиционно высокой рождаемостью. Реально высокая рождаемость сейчас лишь в Афганистане и Эритрее, соотношение в районе четырёх только там. Конечно, страны Ислама имеют два с хвостиком. Но уже тоже не четыре, и не пять. И никуда от этого не деется.

Демографы не могут объяснить причину демографического перехода. Но поскольку, он произошёл во всех странах, и везде совпадал с индустриализацией, спорить с этим не приходится.

И получается, что в России верхний предел всех усилий по стимулированию рождаемости – двойка. В районе единицы у нас равновесие, а все усилия дают смещение от единицы к двойке.


^ Вопрос. Ситуация на Саяно-Шушенской ГЭС является дикой картой?

Переслегин Сергей Борисович. Профессор Выбегало, герой романа «Понедельник начинается в субботу», уже в 1964 году доказал, что если человека, или техническую систему не кормить, не поить и не лечить, то будет она несчастна и может быть даже умрет. Я видел фотографии станции, блока, шпилек и подшипников, видел ржавчину. Ну нельзя же так поступать с системой, а потом рассчитывать на то, что она, тем не менее всё равно, героически будет работать до победного конца.

Да какая это дикая карта!? В 2003 году профессор Ивашенцев, это бывший руководитель Института Гидротехники в Санкт-Петербурге, написал, что в течение 4-х будущих лет все крупные ГЭС, построенные в Союзе, подойдут к порогу разрушения. Это не дикая карта, это нужно было прогнозировать.

Реплика. Я хотел бы отметить, что Саяно-Шушенская ГЭС одна из последних построенных и одна из самых крупных в стране. И в этом смысле, некоторая дикость есть.

^ Переслегин Сергей Борисович. Да, некоторая дикость есть.


Вопрос. Когда обсуждаются дикие карты разных классов: с богом понятно, с человеческой личностью понятно, а вот дикие карты первого рода – это что, неизвестный, но предсказуемый субъект?

^ Переслегин Сергей Борисович. Это ситуация, когда создался субъект, которого обычными способами вы не отслеживаете, и действия которого могут проявиться таким образом. Это предсказуемо и изучаемо. Просто старые подходы здесь не работают.

^ И второй вопрос. Когда вы говорили о возможном устойчивом демографическом всплеске в России, в чём связь трёх факторов, которые вы перечислили: территории, государства и, я так понял, фамильных родов?

^ Переслегин Сергей Борисович. Я говорил о том, что территория, сама земля, начинает обезлюживаться, и это крайне негативный фактор. И проблема государства, которое уже активно ощущает, что у него не хватает людей. С одной стороны, фактор территории, с другой стороны, фактор государства. И с третьей стороны, есть ещё моменты, связанные с личной историей родов. Начинают гибнуть многие, достаточно давно сложившиеся рода, в частности потому, что нет достаточного количества наследников и наследниц. Можно сказать, что генетическая память тоже начинает действовать в этом направлении.

Ни один демограф за то, что я вам сказал, не даст и полушки. А социологи напомнят, что среди молодёжи развивается движение «чайлдфри», свободные от детей. Всё так, я понимаю демографов. Я сам нарисовал «демографическую теорему», которая объясняет, почему среднее количество детей в индустриальной фазе не бывает больше двух, а обычно значительно меньше.

Всё это правильно, но есть ещё такая вещь, как интуиция! Ощущение, что в демографической сфере происходит нечто, причём скорее позитивное, оно упорно присутствует последнее время. Есть масса мелких факторов, которые это подтверждают. Например, вдруг опять стало не хватать мест в детских садах. На улицах Петербурга последние года три встречаешь очень много людей с детскими колясками. Детские площадки, которые стояли пустыми, стали заполнятся.

Леший его знает, я не статистик, а демография – это очень сложная статистика, но интуитивное ощущение, что в этой области в России что-то хорошее происходит, у меня появилось. Прижатые к стенке и хорошо напоенные демографы, сказали, что у них тоже появились беспокоящие факторы. В том плане, что статистика ведет себя не совсем так, как они ожидали. Но гарантировать они, понятно, ничего не могут, потому что очень мало наблюдений. А когда я спросил, были ли исторические примеры, они сказали что, по крайней мере, один пример они знают точно. Это бэби-бум 50-х годов в США. По крайней мере, один случай, когда законы демографии явно и чётко нарушились, мы знаем.

Реплика. Когда мы это между собой обсуждали, мы обозначили это как озабоченность этноса своей сохранностью.

^ Переслегин Сергей Борисович. Этнос ведь у нас по Гумилёву понимается – это единство территории, людей, проживающих на этой территории и ландшафта, который эти люди сформировали. Я собственно и говорил про территорию, страну и народ.





^ Проект Энциклопедия «Социопиктографический анализ»

День второй


6. Лекция: Социальные тепловые двигатели


Переслегин Сергей Борисович.


Всякий раз, когда речь идет о креативных коммуникативных технологиях, люди, обычно не без оснований, говорят: те, которые мене образованы – ну это же вполне понятный мозговой штурм; те, кто более образован – это же схема лайф-спринг. Конечно же, все эти технологии восходят к мозговому штурму и лайф-спрингу, но ушли от них уже довольно далеко. Вся проблема коммуникативных технологий заключается в следующем – они до крайности просты! До последнего предела. Но это та самая простота, которую очень трудно воспроизвести. И именно потому, что в них нет ничего, требующего специфического опыта и понимания. Есть даже ощущение, что можно собрать произвольных людей в произвольной конфигурации, и они начнут выдавать креативную генерацию. Это не так – не начнут!

Я начну с небольшого исторического анализа, как всё это возникало, как развивалось и что получилось.

Первоначальная идея социального теплового двигателя, вряд ли была сформулирована как «социальный», как «тепловой» и как «двигатель». Но первоначально она, видимо, пришла на ум товарищу Сталину. Поскольку он организовал, довольно неплохо работающую структуру. Я говорю о шарашках.

В чём смысл шарашки. Вы берёте людей, изымаете их из их обычного окружения, собираете их в замкнутом пространстве, в идеале – за колючей проволокой. Далее, резко снижаете их внутреннее самоуважение, поскольку они теперь не люди, не учёные и не конструкторы, а изменники Родины и зеки. И когда эти люди дойдут до состояния полного отчаяния и потери своей личности, это важно, вы даёте им возможность вернуться в человеческое общество через выполнение работы! Вполне понятной, заданной им интеллектуальной работы. В этой ситуации люди данную работу начинают успешно делать. Ну и собственно говоря, достаточно большая часть советской военной техники, да и не только военной, да и не только техники, создавалась в такого типа структурах.

Смотрите, что мы имеем с точки зрения теории.

Социальные тепловые «машины» имеют ту же принципиальную схе­му, что и обычные тепловые двигатели, иными словами, они состоят из рабочего тела, нагревателя и холодильника. В каче­стве рабочего тела используется социосистема. Нагреватель сообщает ей некоторое количество теплоты, для чего могут использоваться механизмы «разогрева под давлением», конф­ликта идентичностей и плавления идентичностей. Холодиль­ник включает в себя канал когерентной актуализации соци­альной активности и «свалку» избыточного тепла, в качестве которой может использоваться окружающая среда или же — переохлажденная социосистема.


6.1 Турбодетандер


Это классическая задача на газ под поршнем, только элементы газа здесь – люди. Вы их замыкаете в цилиндр, давите сверху поршнем. Давление возрастает и в человеческом газе начинаются процессы саморазогрева. Газ разогревается, по отношению к людям это означает, что с них слетает очень много человеческого. Между прочим, наряду с тем, что у них уходит масса хороших качеств, уходит и масса ограничений, которые тоже человеческие. В том числе – ограничения на мышление. Если у вас императив – нужно выжить и сохранить себя, как личность, мысль – я не могу этого сделать потому, что это противоречит всему, чему меня учили, уходит сильно на второй план.

В этом простейшем двигателе разогрев рабочей среды происходит под внешним давлением, источником которого мо­жет выступать прямое насилие, страх, корысть, честолюбие, зависть. Рабочим телом турбодетандера является замкнутая искус­ственная социосистема, причем к ее элементам — людям — обязательно предъявляется требование наличия профессио­нальной подготовки в запланированной области актуализации " (воины, ученые, инженеры и т.п.).

Эта социосистема помещается в обедненную информа­ционную среду и доводится до перегретого состояния, не поддерживающего никаких форм общественной организа­ции. Уровень человеческого страдания задается настолько высоким, чтобы сама жизнь потеряла для «элементов рабо­чей среды» свою ценность.

Затем в системе инсталлируется возможность целенаправленной общей деятельности, на­правленной вовне и имеющей целью некий значимый конеч­ный результат. Условно говоря, после камеры сгорания, перегретый человеческий газ направляется в турбину. Движение частиц газа становится когерентным и вся их тепловая энергия превращается в работу турбины.

То, что раньше шло на взаимные конфликты, на преодоление внутренних противоречий, всё целиком идёт на работу.

Турбодетандерный эффект приводит к быстрому охлажде­нию социосистемы — вплоть до ее перехода в когерентное со­стояние.




Турбодетандер является распространенным социальным двигателем. В своих простейших формах он использовался уже в Древнем Китае:

У-Цзы сказал: «Предположите, что Вы спрятали на обшир­ной равнине всего одного разбойника, но готового умереть. Тысяча человек станут ловить его, и все будут озираться во все стороны, как совы, оглядываться по сторонам, как волки. Ибо каждый из них будет бояться, что тот внезапно выско­чит и убьет его. Поэтому достаточно одного человека, решив­шего расстаться с жизнью, чтобы нагнать страх на тысячу человек. А я сейчас таким решившимся на смерть разбойни­ком сделаю всю массу в пятьдесят тысяч человек. Если я по­веду их и ударю с ними на противника, ему будет поистине трудно устоять».


Рабочий цикл турбодетандера может быть изображен сле­дующим образом:





В точке (1) создается социосистема, для чего в замкнутый объем помещается свежий человеческий материал. На участ­ке (1)—(2) система подвергается сильному внешнему давле­нию. На этой стадии над ней совершается работа и ей переда­ется тепло (говоря термодинамическим языком, система нахо­дится в контакте с нагревателем).

В точке (2) в системе проявляется «стэнфордский эф­фект» и начинаются процессы саморазогрева (участок (2)— (3)), за счет которых социосистема переводится в перегретое состояние. Рост давления на этом этапе носит вспомогатель­ный характер и связан обычно с мерами безопасности.

В точке (3) социосистема деградирует, ее элементы нахо­дятся в состоянии фрустрации и «готовы на все».

На участке (3)—(4) система, находясь в контакте с холо­дильником, передает ему тепло и совершает полезную работу. В точке (4) происходит самоорганизация когерентных соци­альных процессов и система переходит в переохлажденное со­стояние, также совершая при этом полезную работу. В точке (5) социосистема разрушается, использованный «человечес­кий материал» выбрасывается из нее. Цикл искусственно за­мыкается за счет объемлющей системы, поставляющей новые кадры.

Турбодетандер совершает полезную работу мощными, но короткими и редкими импульсами.

Конечно, шарашка является крайне антигуманным воплощением схемы турбодетандера, но вообще-то можно придумать довольно много приятных и гуманных вариантов.

За счёт чего работает данный социальный двигатель? Реально, за счет изменения внутренних идентичностей. В системе шарашки этот механизм очень прост: идентичности «уважаемый человек», «отец», «муж», «ученый» - полностью разрушены и заменены идентичностью «зек», которая человека полностью не устраивает. За счет разрушения идентичности «зек» и восстановления старых идентичностей, он и производит колоссальную работу. Уровень того, что человек в таком состоянии может сделать, опыт шарашек как раз и показывает – может многое.

Другой вопрос, что эта человеко-машинная система должна быть устроена очень и очень хорошо, человеческую тепловую энергию ещё нужно научится снимать. Иными словами, вам нужна не только система лагерей и шарашек, но ещё нужен и её менеджер, который умеет получать из них нужный результат и соединять их между собой. И в этом плане, конечно же, система шарашек требовала личной гениальности, по крайней мере одного или двух менеджеров, которые всей этой системой управляли, и снимали с неё реальную работу. Систему, в которой мучают людей, создать не сложно, а создать систему, которая одновременно при этом бы ещё и поднимала их мышление, гораздо труднее.

Основными недостатками социального турбодетандера являются:

Последнее обусловлено большим временем «нагрева», в течение которого никакой полезной деятельности не соверша­ется.


^ 6.2 Закрытые города как «пароатмосферная машина»


Никита Сергеевич Хрущёв, будучи человеком, значительно более гуманным, чем Сталин, предложил гораздо более добрую модификацию того же проекта. У этой системы были свои недостатки. Она была значительно менее мощная, но зато и людей не мучили, а даже наоборот. Это система закрытых городов.

Закрытость здесь тоже является важным элементом, вам всё равно нужно сделать поршень. Но в данном случае картина обратная. У вас под поршнем не перегретая, а охлажденная среда. Люди в таких городах жили гораздо лучше, чем во всей остальной стране. Закрытые города хорошо снабжались, люди были заняты интересной работой, социальная среда – лучше некуда.

За счет качественно­го подбора кадров в таких городах создавалась искусственно обогащенная информационная среда. Замкнутость социосистемы достигалась административными методами (но не прямым принуждением): подписка о неразглашении ограничивала все возможные профессиональные контакты специалиста вне ис­кусственной среды города. Иными словами, раз попав в закры­тый город, специалист был обречен оставаться там — либо же менять профессию.

В закрытых городах роль «нагревателя» играет внешняя среда, по отношению к городу перегретая. В качестве холо­дильника используется, как и в турбодетандере, бесконечная когнитивная вселенная. Когерентные коммуникативные эф­фекты возникают в процессе совместного познания.

Поскольку в закрытых городах не создается избыточного «стэнфордского» разогрева, «рабочим давлением» социосистемы является давление объемлющего социума. Такая социальная тепловая машина может быть названа пароатмосферной — по аналогии с первыми двигателями Ползунова и Папена. Понят­но, что ее коэффициент полезного действия мал, равно как и раз­виваемая удельная мощность. С другой стороны, закрытый город представляет собой макроскопическое социальное образование, превосходящее шарашку по размерам на два-три порядка. За счет столь значительного объема «рабочего тела» город способен производить большую полезную работу.

Основной недостаток шарашки в том, что она одноразовая. Во второй раз идентичность человека просто не будет разрушена. Заметьте, по второму разу почти никого и не арестовывали. Они все прекрасно работали на своих рабочих местах.

Основной недостаток закрытых городов ровно в том же самом – это одноразовая структура, но она работает не одну смену, а одно поколение. В следующем поколении у вас идет размывание идентичности закрытого социума. То есть – не все дети физиков, являются физиками, и закрытый город превращается в обычный. И проблема второго поколения Академгородков и закрытых городов, а уж тем более третьего, стоит крайне остро. Сейчас картина такая, мы наследовали от Союза 12 ЗАТО и 10 Академгородков. По-хорошему, всё это очень дорогостоящие и абсолютно неработающие системы. При этом, нынешняя власть оказалась в роли туриста с чемоданом без ручки – бросить жалко: среда есть, институты есть, традиции есть, даже люди кое-где есть; но и нести это очень тяжело.

Американцы, в своё время попытались поработать с системой закрытых городов, быстро выяснили, что это должна быть локальная конструкция, то есть – сделал, сколько-то лет она поработала, около 10, потом это всё разобрал, может быть, собрал бы в другом месте. Но Америка, тёплая страна, создать в Америке город можно за два месяца без особых денежных затрат. Создать город в России, это совсем другое развлечение. Россия – страна капитального строительства, в т.ч. и населённых пунктов.

Поэтому, в 60-е годы возникает следующая группа идей, что же можно делать в подобной ситуации. Но прежде чем я расскажу об этих идеях, два слова об одном, очень важном, эксперименте, проведённом в США итальянским психотерапевтом Филиппом Зимбардо.


^ 6.3 Стэнфордский тюремный эксперимент

Это был очень известный опыт, снятый потом неоднократно в кино. Зимбардо всего-то хотел исследовать то утверждение, что человеческое поведение рационально. Заказ у него был от рекламщиков, а опыт он решил поставить очень простой.

Он набрал студентов-добровольцев хорошего, престижного вуза. Совершенно произвольно, тыкая пальцем, он разделил их на тюремщиков и заключенных. Добровольцы должны были играть роли охранников и заключенных по определённым правилам, жить в условной тюрьме, устроенной в корпусе кафедры психологии. Эксперимент должен был длится три дня, каждый участник получал на руки по пять долларов в день. Для студентов по тем временам, это очень неплохие деньги.

Идея вполне понятна, в случае рационального поведения, если люди формально выполняют правила - беседуют между собой о тонкостях философии и играют в карты, ничего другого с них не требовали. После чего они забирают деньги, заработанные за три дня и расходятся по домам.

Когда эксперимент начался, Зимбардо с удивлением обнаружил, что заключенные и охранники быстро приспособились к своим ролям, и, вопреки ожиданиям, стали возникать по-настоящему опасные ситуации. Возникли жёсткие проявления идентичностей надзирателей и заключенных. В каждом третьем охраннике обнаружились садистские наклонности, а заключенные были сильно морально травмированы, и двое раньше времени были исключены из эксперимента. Несмотря на очевидную потерю контроля над экспериментом, только один из 50 наблюдателей, Кристина Маслач, выступила против его продолжения. Зимбардо закончил эксперимент на конец вторых суток.

Говорят, что немцы, узнавшие об этом, довели эксперимент до конца, о чем собственно снят фильм «Das Experiment». Утверждают, что когда они довели эксперимент до конца, т.е. заставили людей посидеть неделю, дело закончилось несколькими смертными случаями.

На этом концепции рационального человеческого поведения был нанесён сокрушительный удар. Стало понятно, что человеческие системы ведут себя нерационально, что в условиях искусственно вызванной изоляции в обязательном порядке начинается нарастание идентичностей, которые затем разрушаются, с выделением большого количества социальной энергии. Дальше эту социальную энергию можно использовать, например по схеме турбодетандера, т.е. по схеме шарашки.

Вопрос. Не кажется ли вам, что это очень напоминает фрейдовскую схему: суперэго – эго, сверхсознание – бессознательное?

^ Переслегин Сергей Борисович. Я скажу так: в основании как психоанализа, так и человеко-машинных систем, лежит замеченная Юнгом особенность человека: под очень тонким слоем цивилизации в нас скрыт, в лучшем случае, человек мезолита, а в худшем – архаичный хищник.

^ Вопрос. Дедовщина попадает под схему турбодетандера?

Переслегин Сергей Борисович. Дедовщина по нее попадала! Проблема же не в том, чтобы сжать людей под поршнем, и сделать их там глубоко несчастными. Пускай даже с идентичностью глубоко несчастных людей. Идея в том, чтобы они после этого что-то полезное делали. Собственно, дикий конфликт по поводу дедовщины разразился, когда старые солдаты, солдаты 50-х годов, наконец поняли содержание современной дедовщины. До этого они к ней относились совершенно спокойно, типа того: «А как ещё может быть в армии?». Потом они начали объяснять современным дедам, что: «Мы тоже, в своё время, занимались дедовщиной. Но наша задача была не в том, чтобы салаги нас обслуживали. А в том, чтобы они как можно скорее овладели всеми необходимыми знаниями и навыками, которые необходимы солдату». Т.е. идея была в другом, хотя механизмы использовались те же самые. И вот они и пытались объяснить, что: «Ребята, вы механизмы-то используете, унизить человека вы можете. Но мы его унижали, чтобы он потом возвысился над собой. А вы его унижаете, чтобы в грязь втоптать». И в этом разница!

Да, дедовщина, когда она первоначально создавалась, работала так же, как и шарашки. Поставьте солдата в ужасную ситуацию, и он очень быстро овладеет всем, чем он должен овладеть.


^ 6.4 Организационно-деятельностные игры


Так вот, после опытов Зимбардо, возник следующий ход в этой, очень интересной, но довольно жестокой, игре людей с людьми. Возникла конструкция организационно-деятельностных игр (ОДИ).

Разница между ОДИ и шарашкой гораздо меньше, чем кажется на первый, и даже на второй взгляд. Суть дела, опять же, в замкнутом пространстве и в разрушении человеческой идентичности. Только ОДИ разрушает не личностную, а профессиональную идентичность. Энергии поменьше, но зато и в лагерь на несколько лет сажать не надо.

ОДИ-шные системы позволяют размонтировать убеждения людей, создать им условия для групповой работы и быстрого решения, принципиально не решаемых в профессиональной логике, проблем. Для этого, собственно, ОДИ первоначально и использовались.

«Рабочим телом» ОДИ также является искусственно создан­ная, замкнутая социосистема. Эта система погружается в обога­щенную информационную среду с переменным коэффициентом обогащения. Такая среда создается экспертным сообществом, действия которого жестко модерируются Игромастерами.

В ОДИ не используются внешние источники давления. Разогрев «рабочего тела» происходит за счет эффекта «плав­ления» господствующей Идентичности.

Дрейф аксиологии вызывается сочетанием измененного состояния сознания, вызванного нехваткой времени на сон и отдых, а также прогрессирующим непониманием людьми про­исходящего с ними, с контролируемостью любых транзакций и постоянным перемешиванием социосистемы с разрушением спонтанно устанавливающихся связей.

На вторые сутки Игры начинается «разогрев», причем в от­личие от схемы турбодетандера стимулируется не столько ауто-агрессия внутри социосистемы, сколько агрессия, направленная на экспертов и модераторов. Тем не менее, процессы внутри «рабочего тела» носят отчетливо «стэнфордский» характер (пусть схема ОДИ и не предусматривает отчетливого перегрева системы с последующей ее деградацией).

Плавление Идентичностей в искусственно обогащенной среде приводит к спонтанной генерации новых смыслов, вдоль которых модераторы создают канал актуализации. На третьи сутки игры «стэнфордский» разогрев сменяется когерентным охлаждением, температура резко падает, вследствие чего Идентичности игроков кристаллизуются вновь (обычно с не­большими отклонениями).

На закрытии Игры модераторы предъявляют играющим свою Идентичность в явной форме, что приводит к локально­му конфликту, небольшому нагреву и замыканию цикла.

Трёхдневный игровой «Цикл Щедровицкого» выглядит примерно так же, как турбодетандерный цикл, однако рабочие значения температу­ры и давления в ОДИ много меньше.





Точка (1) соответствует началу ОДИ. На участке (1)— (2) происходит разрушение убеждений (первые сутки игры). Точка (2) отвечает моменту «личного кризиса» играющих. Участок (2)—(3) представляет собой «стэнфордский» разог­рев (вторые сутки игры), точка (3) является рабочей точкой игры. Участок (3)—(4) отражает совершение социосистемой полезной работы с передачей накопленного тепла холодиль­нику (утро третьих суток игры). Точка (4) индицирует момент «сшивки» — перехода Игры в когерентное состояние с совер­шением основного объема полезной работы.

На участке (4)—(5) совершается обычное турбодетандерное охлаждение (день и вечер третьих суток игры).

Точка (5) соответствует энергетическому минимуму социосистемы. Участок (5)—(1) отображает возврат социосистемы к исходному состоянию.

ОДИ критичны к рабочему материалу, хотя и в значитель­но меньшей степени, нежели турбодетандер. Одна и та же социосистема (при тех же модераторах и аналогичном эксперт­ном сообществе) может использоваться многократно; кроме того, в промежутках между играми креативность игроков ос­тается довольно высокой, что может быть утилизировано пользователем. На практике этот ресурс, позволяющий заметно повысить КПД Игры, не используется. С технической точки зрения ути­лизация постигровых эффектов эквивалентна схеме, в которой пар, отработавший в цилиндре высокого давления, направля­ется в цилиндр низкого давления и совершает там работу (ма­шины двойного и многократного расширения).

Следует, однако, иметь в виду, что структурообразующей Идентичностью ОДИ и эквивалентных ей схем является Идентичность модераторов, которая со временем истончает­ся. Может быть также исчерпан информационный потенциал экспертов, что приведет к уменьшению коэффициента обога­щения рабочей среды ОДИ и падению КПД двигателя. Кроме того, к недостаткам ОДИ следует отнести высокую ресурсоемкость, значительный психический, а иногда и физический риск для участников всех категорий, длительность и дорого­визну подготовки экспертов и Игромастеров.

Экономическая эффективность ОДИ игры как креативного генератора и обучающей систе­мы, вероятно, достаточно высока. К сожалению, на протяже­нии всей тридцатилетней истории ОДИ эта эффективность не измерялась и не рефлексировалась.

Интересно, что чаще всего ОДИ используются на практике для создания рабочих коллективов. Однако схема ОДИ цикли­ческая, следовательно, никаких необратимых изменений с ра­бочей средой за время игры не происходит. Само собой разу­меется, что, добавив к схеме ОДИ дополнительный контур, можно выделить из состава играющих коллектив с заранее за­данными характеристиками, и даже переохладить его (за счет нагрева остальной части рабочей среды), но в этом случае весь
дорогостоящий механизм Игры используется в качестве «подо­гревателя» примитивного турбодетандера. Дешевле и эффек­тивнее использовать «нагрев под давлением».

И вот, когда практика ОДИ распространилась, их стали делать много, успешно, было много курьёзных случаев. Первоначальные ОДИ Георгия Петровича Щедровицкого были дикими и страшными. Были случаи, когда люди и с ума сходили. Был случай, когда группа в полном составе залезла на дерево и отказывалась с него слезать, пока им не объявили – «у вас доклад в пять часов, чтобы были!». Тогда они, без десяти пять, слезли с дерева и пошли докладывать. Так вот, все эти страшные, дикие игры первых времён давали невероятную энергетику. Мне удалось участвовать в одной из таких игр, на самом излёте первого этапа ОДИ-движения. Это было достаточно тяжело, очень страшно, но энергетику я помню до сих пор. Мы там не спали вообще, только по полтора часа в сутки, и всё это время мы думали, и никогда мы не думали так много и хорошо.

Потом появились боле домашние схемы, уже без сумашествия, Собственно вчера, когда у нас была групповая работа, мы проверяли ОДИ-подобные схемы. Заметьте, да – работает, возникает небольшой соответствующий эгрегор над каждой группой, да – возникает групповая идентичность, да – когда группа докладывает у доски и её начинают шпынять со всех сторон, происходит плавление групповой идентичности с выделением социальной энергии в виде мышления, как и положено. В этой ситуации, группа начинает мыслить и получает результаты.

Как и во всякой групповой работе, здесь есть некоторый элемент принуждения. Но, однако ж, это работает, и этим можно свободно пользоваться.


kuratov-ivan-nbrk.html
kurchatovskij-institut.html
kurdyavka-k-e-aspirant-fakulteta-inostrannih-yazikov-i-regionovedeniya-mgu-im-m-v-lomonosova-prepodavatel-kafedri-nemeckogo-yazika-vavt.html
kurdyumov-o-g-metodicheskie-materiali-po-kursu.html
kurenie-i-alkogol-pri-zanyatiyah-sportom.html
kurenie-kak-vulkanicheskaya-deyatelnost.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-10-trebovaniya-k-soiskatelyam-uchenogo-zvaniya-professora.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/viktorina-ot-alpindustrii-tur-13-10-08.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-astrahanskoj-oblasti-s-nachala-leta-utonuli-pyat-chelovek-informacionnoe-agentstvo-visota-1020-30062011.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mezhkolledzhnaya-konferenciya-srednih-professionalnih-obrazovatelnih-uchrezhdenij-mz-sk-na-baze-gbou-spo-sk-pyatigorskij-medicinskij-kolledzh.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yurij-dzhibladze-o-svoem-prebivanii-v-minskom-otdelenii-milicii-kyubileyu-bila-priurochena-mezhdunarodnaya-konferenciya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primernaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-obshestvoznaniyu-vklyuchaya-ekonomiku-i-pravo.html
  • books.bystrickaya.ru/doshkolnoe-i-dopolnitelnoe-obrazovanie-detej-ob-ocenke-effektivnosti-deyatelnosti-organov-mestnogo-samoupravleniya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/delovoj-epistolyarnij-tekst-konca-xviii-nachala-xix-v-v-aspekte-russkoj-istoricheskoj-stilistiki-po-skoropisnim-arhivnim-materialam-yuzhnogo-urala-stranica-3.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/posobie-dlya-sdachi-ekzamena-predislovie.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshestvo-i-gosudarstvo-gosudarstvo-v-politicheskoj-sisteme-obshestva.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-4-koneles-v-yu-k-64-soshedshie-s-nebes-i-sotvorivshie-lyudej.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-1-filosofiya-ee-rol-v-zhizni-cheloveka-i-obshestva-metodicheskie-ukazaniya-i-plani-seminarskih-zanyatij-po-filosofii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sudebno-medicinskaya-sluzhba-analiz-sostoyaniya-zdorovya-naseleniya-oblasti-demograficheskaya-situaciya-v-oblasti-2009-god.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-pyataya-mihail-uspenskij.html
  • writing.bystrickaya.ru/karst-krasnoyarskogo-kraya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/74-foto-geologicheskie-pamyatniki-prirodi-karelii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-bakalavriat-cirkumpolyarnogo-regionovedeniya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kapitalnij-remont-podvizhnogo-sostava-avtomobilnogo-transporta.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rol-yazika-v-stanovlenii-lichnosti-cheloveka-chast-4.html
  • student.bystrickaya.ru/2-annotacii-programm-disciplin-annotaciya-disciplini-inostrannij-yazik-obshaya-trudoemkost-izucheniya-disciplini-sostavlyaet.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdelno-i-nezavisimo-potomu-chto-voprosi-takogo-delikatnogo-poryadka-ne-mogut-ostavatsya-bez-vnimaniya-avtora.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kogda-slovo-lechit-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhertva-tshetno-vzivavshaya-o-pomoshi-istoriya-kitti-dzhenoveze-dzheff-rolls.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/upravlenie-innovacionnoj-deyatelnostyu-promishlennogo-predpriyatiya-s-uchetom-riskov.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-rezultate-izucheniya-anglijskogo-yazika-uchenik-dolzhen-obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/organizaciya-oplati-truda-i-stimulirovanie-truda-na-predpriyatii.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-po-rezultatam-samoobsledovaniya-ulyanovsk-stranica-6.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-nevernaya-dihotomiya-i-nenuzhnie-dilemmi-indoneziya-dejstvitelnost-mnogoobraziya-i-perspektivi-plyuralizma.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-i-zadanie-na-kontrolnuyu-rabotu-s-metodicheskimi-ukazaniyami-dlya-studentov-iv-kursa-specialnosti-290800-vodosnabzhenie-i-vodoootvedenie-vk.html
  • teacher.bystrickaya.ru/formi-i-metodi-vospitatelnoj-raboti-formiruyushie-rost-cennostej-po-grazhdansko-patrioticheskomu-vospitaniyu-karelova-oksana-evgenevna.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-vosmaya-ajkido-zadachi-kodokan-dzyudo-tehnika-i-metodi-zanyatij-dzyudo-v-nastoyashee-vremya-glava-sedmaya-karate-do.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-1-about-myself-metodicheskie-ukazaniya-krasnoyarsk-sfu-2011.html
  • uchit.bystrickaya.ru/teoriya-lyubvi-razuma-i-zhizni-ogon-privyazannost-belov-v-i-nauka-o-dushe-i-zhizni-doc.html
  • books.bystrickaya.ru/elektorat-zazivayut-v-internet-na-oficialnom-urovne-novosti-8.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/3-teoriya-i-praktika-sovremennogo-strategicheskogo-menedzhmenta-firmi-g-ya-goldshtejn-strategicheskie-aspekti-upravleniya-niokr.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.