.RU

Лев Николаевич Толстой. Исповедь - страница 13


XVI


И я перестал сомневаться, а убедился вполне, что в том знании веры, к

которому я присоединился, не всё истина. Прежде я бы сказал, что всё

вероучение ложно; но теперь нельзя было этого сказать. Весь народ имел

знание истины, это было несомненно, потому что иначе он бы не жил. Кроме

того, это знание истины уже мне было доступно, я уже жил им и чувствовал всю

его правду; но в этом же знании была и ложь. И в этом я не мог сомневаться.

И всё то, что прежде отталкивало меня, теперь живо предстало передо мною.

Хотя я и видел то, что во всём народе меньше было той примеси оттолкнувшей

меня лжи, чем в представителях церкви, -- я всё-таки видел, что и в

верованиях народа ложь примешана была к истине.

Но откуда взялась ложь и откуда взялась истина? И ложь, и истина

переданы тем, что называют церковью. И ложь, и истина заключаются в

предании, в так называемом священном предании и писании.

И волей-неволей я приведён к изучению, исследованию этого писания и

предания, -- исследованию, которого я так боялся до сих пор.

И я обратился к изучению того самого богословия, которое я когда-то с

таким презрением откинул как ненужное. Тогда оно казалось мне рядом ненужных

бессмыслиц, тогда со всех сторон окружали меня явления жизни, казавшиеся мне

ясными и исполненными смысла; теперь же я бы и рад откинуть то, что не лезет

в здоровую голову, но деваться некуда. На этом вероучении зиждется, или по

крайней мере неразрывно связано с ним, то единое знание смысла жизни,

которое открылось мне. Как ни кажется оно мне дико на мой старый твёрдый ум,

это -- одна надежда спасения. Надо осторожно, внимательно рассмотреть его,

для того, чтобы понять его, даже и не то, что понять, как я понимаю

положение науки. Я этого не ищу и не могу искать, зная особенность знания

веры. Я не буду искать объяснения всего. Я знаю, что объяснение всего должно

скрываться, как начало всего, в бесконечности. Но я хочу понять так, чтобы

быть приведённым к неизбежно-необъяснимому; я хочу, чтобы всё то, что

необъяснимо, было таково не потому, что требования моего ума неправильны

(они правильны, и вне их я ничего понять не могу), но потому, что я вижу

пределы своего ума. Я хочу понять так, чтобы всякое необъяснимое положений

представлялось мне как необходимость разума же, а не как обязательство

поверить.

Что в учении есть истина, это мне несомненно; но несомненно и то, что в

нём есть ложь, и я должен найти истину и ложь и отделить одно от другого. И

вот я приступил к этому. Что я нашёл в этом учении ложного, что я нашёл

истинного и к каким выводам я пришёл, составляет следующие части сочинения,

которое, если оно того стоит и нужно кому-нибудь, вероятно будет

когда-нибудь и гдё-нибудь напечатано.


Это было написано мною три года тому назад. Теперь, пересматривая эту

печатаемую часть и возвращаясь к тому ходу мысли и к тем чувствам, которые

были во мне, когда я переживал её, я на днях увидал сон. Сон этот выразил

для меня в сжатом образе всё то, что я пережил и описал, и потому думаю, что

и для тех, которые поняли меня, описание этого сна освежит, уяснит и соберёт

в одно всё то, что так длинно рассказано на этих страницах. Вот этот сон:

Вижу я, что лежу на постели. И мне ни хорошо, ни дурно, я лежу на спине. Но

я начинаю думать о том, хорошо ли мне лежать; и что-то, мне кажется, неловко

ногам: коротко ли, неровно ли, но неловко что-то; я пошевеливаю ногами и

вместе с тем начинаю обдумывать, как и на чём я лежу, чего мне до тех пор не

приходило в голову. И наблюдая свою постель, я вижу, что лежу на плетёных

верёвочных помочах, прикреплённых к бочинам кровати. Ступни мои лежат на

одной такой помочи, голени -- на другой, ногам неловко. Я почему-то знаю,

что помочи эти можно передвигать. И движением ног отталкиваю крайнюю помочу

под ногами. Мне кажется, что так будет покойнее. Но я оттолкнул её слишком

далеко, хочу захватить её ногами, но с этим движеньем выскальзывает из-под

голеней и другая помоча, и ноги мои свешиваются. Я делаю движение всем

телом, чтобы справиться, вполне уверенный, что я сейчас устроюсь; но с этим

движением выскальзывают и перемещаются подо мной ещё и другие помочи, и я

вижу, что дело совсем портится: весь низ моего тела спускается и висит, ноги

не достают до земли. Я держусь только верхом спины, и мне становится не

только неловко, но отчего-то жутко. -- Тут только я спрашиваю себя то, чего

прежде мне и не приходило в голову. Я спрашиваю себя: где я и на чём я лежу?

И начинаю оглядываться и прежде всего гляжу вниз, туда, куда свисло моё

тело, и куда, я чувствую, что должен упасть сейчас. Я гляжу вниз и не верю

своим глазам. Не то что я на высоте, подобной высоте высочайшей башни или

горы, а я на такой высоте, какую я не мог никогда вообразить себе.

Я не могу даже разобрать -- вижу ли я что-нибудь там, внизу, в той

бездонной пропасти, над которой я вишу и куда меня тянет. Сердце сжимается,

и я испытываю ужас. Смотреть туда ужасно. Если я буду смотреть туда, я

чувствую, что я сейчас соскользну с последних помочей и погибну. Я не

смотрю, но не смотреть ещё хуже, потому что я думаю о том, что будет со мной

сейчас, когда я сорвусь с последних помочей. И я чувствую, что от ужаса я

теряю последнюю державу и медленно скольжу по спине ниже и ниже. Ещё

мгновенье, и я оторвусь. И тогда приходит мне мысль: не может это быть

правда. Это сон. Проснись. Я пытаюсь проснуться и не могу. Что же делать,

что же делать? -- спрашиваю я себя и взглядываю вверх. Вверху тоже бездна. Я

смотрю в эту бездну нёба и стараюсь забыть о бездне внизу, и, действительно,

я забываю. Бесконечность внизу отталкивает и ужасает меня; бесконечность

вверху притягивает и утверждает меня. Я так же вишу на последних, не

выскочивших ещё из-под меня помочах над пропастью; я знаю, что я вишу, но я

смотрю только вверх, и страх мой проходит. Как это бывает во сне, какой-то

голос говорит: "Заметь это, это оно!" и я гляжу всё дальше и дальше в

бесконечность вверху и чувствую, что я успокаиваюсь, помню всё, что было, и

вспоминаю, как это всё случилось: как я шевелил ногами, как я повис, как я

ужаснулся и как спасся от ужаса тем, что стал глядеть вверх. И я спрашиваю

себя: ну, а теперь что же, я вишу всё так же? И я не столько оглядываюсь,

сколько всем телом своим испытываю ту точку опоры, на которой я держусь. И

вижу, что я уж не вишу и не падаю, а держусь крепко. Я спрашиваю себя, как я

держусь, ощупываюсь, оглядываюсь и вижу, что подо мной, под серединой моего

тела, одна помоча, и что, глядя вверх, я лежу на ней в самом устойчивом

равновесии, что она одна и держала прежде. И тут, как это бывает во сне, мне

представляется тот механизм, посредством которого я держусь, очень

естественным, понятным и несомненным, несмотря на то, что наяву этот

механизм не имеет никакого смысла. Я во сне даже удивляюсь, как я не понимал

этого раньше. Оказывается, что в головах у меня стоит столб, и твёрдость

этого столба не подлежит никакому сомнению, несмотря на то, что стоять этому

тонкому столбу не на чем. Потом от столба проведена петля как-то очень хитро

и вместе просто, и если лежишь на этой петле серединой тела и смотришь

вверх, то даже и вопроса не может быть о падении. Всё это мне было ясно, и я

был рад и спокоен. И как будто кто-то мне говорит: смотри же, запомни. И я

проснулся.


literatura-aaron-bek-a-rash-brajan-sho-geri-emeri.html
literatura-abraham-maslou-biograficheskij-ocherk-stranica-3.html
literatura-afedri-russkogo-yazika-i-metodiki-ego-prepodavaniya-soktyabrya-1999-goda-uchenij-sekretar-soveta-kgpu.html
literatura-akademicheskij-vestnik-2.html
literatura-aleksandr-romanovich-luriya.html
literatura-aleksandrova-2001-semantics-old-words-lexical-semantic-variants-archaism.html
  • college.bystrickaya.ru/3-uchenie-o-bitii-parmenid-zenon-uchebnoe-posobie-dlya-aspirantov-i-studentov-vseh-specialnostej-novosibirsk-2006.html
  • urok.bystrickaya.ru/poslednij-kontinent-terri-pratchett-stranica-8.html
  • institut.bystrickaya.ru/stroitelnij-kadrovij-krizis-kak-izvestno-kazhdaya-nauchnaya-konferenciya-yavlyaetsya-svoeobraznoj-ploshadkoj-dlya-prezentacii.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rukovoditel-ivanov-iv-glavnij-buhgalter-biktimirova-um-i-v-ivanov-15-maya-2009g.html
  • literatura.bystrickaya.ru/skazka-pervaya-amulet-s-kamnem-stranica-2.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-taganskogo-rajona.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-2-pervonachalnij-etap-rassledovaniya-diplomnaya-rabota-disciplina-kriminalistika-tema-rassledovanie-ubijstv.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nalog-na-dobavlennuyu-stoimost-v-rossijskoj-federacii-chast-17.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-10-grazhdanskaya-processualnaya-otvetstvennost-visshij-arbitrazhnij-sud-rosijskoj-federacii.html
  • control.bystrickaya.ru/ekologiya-zhivotnovodstva-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-030600-tehnologiya-i-predprinimatelstvo-uchebno-metodicheskij.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vvedenie-kak-prishel-ya-v-bitie-otkuda-ya-dlya-sluzheniya-kakoj-celi-ya-prishel-idti-vnov-kak-mogu-ya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-literaturi-v-10-vklasse-po-pese-a-n-ostrovskogo-groza.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-vam-ne-hvataet-vremeni-eta-kniga-dlya-vas.html
  • education.bystrickaya.ru/1-1069-0-obshij-otdel-00-obshie-voprosi-nauki-i-kulturi.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zashita-kandidatskih-dissertacij-v-2011-2015-gg-dlya-prepodavatelej-rabotayushih-nad-dissertaciyami-v-drugih-organizaciyah.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gazete-standart-bolgariya-06042011-stalnoj-nazarbaev-azastan-respublikasi-turali-shetel-ba-tar-materialdarini.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raspyatie.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-obshie-svedeniya-o-setyah-podvizhnoj-svyazi-stranica-7.html
  • credit.bystrickaya.ru/oldos-haksli-kontrapunkt-o-kak-udel-tvoj-zhalok-chelovek-stranica-12.html
  • assessments.bystrickaya.ru/centralnayavostochnaya-zona-laboratornij-nadzor-za-poliovirusami-2006-g.html
  • tests.bystrickaya.ru/letnie-turi-po-norvezhskim-fordam-turi-v-germaniyu-avstriyu.html
  • shkola.bystrickaya.ru/operativno-proizvodstvennoe-planirovanie-3.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sochinenie-na-temu-kogda-moj-papa-bil-malenkim.html
  • studies.bystrickaya.ru/audit-nemateralnih-aktivov-chast-3.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/ris-1-model-formirovaniya-innovacionnogo-potenciala-studentov-tehnicheskogo-kolledzha.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/arefev-o-n-samoorganizaciya-obrazovatelnoj-sistemi-kolledzha-monogr-nauch-red-g-d-buharova-stranica-2.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikazom-upravleniya-po-ohrane-i-ispolzovaniyu-obektov-zhivotnogo-mira-respubliki-tatarstan.html
  • college.bystrickaya.ru/2-mir-predskazanij-dzhejmshbrennan-okkultnij-rejh.html
  • shkola.bystrickaya.ru/oblik-dopetrovskoj-moskvi.html
  • reading.bystrickaya.ru/kometa-galleya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/trenirovochnie-zadaniya-k-teme-7-tema-vvedenie-v-ekonomicheskuyu-teoriyu-2.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/93-pravila-rascheta-v-inostrannoj-valyute-kurs-lekcij-po-finansam-i-finansam-organizacij-predpriyatij-professora.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-specialnost-stranica-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i33-forma-predlozheniya-o-tehnicheskih-funkcionalnih-i-kachestvennih-harakteristikah-tovarov-rabot-uslug.html
  • znanie.bystrickaya.ru/72-sozdanie-uslovij-dlya-viyavleniya-podderzhki-i-razvitiya-odarennih-detej-ih-samorealizacii-professionalnogo-samoupravleniya-v-sootvetstvii-so-sposobnostyami.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.