.RU

Лев Николаевич Толстой. Исповедь - страница 13


XVI


И я перестал сомневаться, а убедился вполне, что в том знании веры, к

которому я присоединился, не всё истина. Прежде я бы сказал, что всё

вероучение ложно; но теперь нельзя было этого сказать. Весь народ имел

знание истины, это было несомненно, потому что иначе он бы не жил. Кроме

того, это знание истины уже мне было доступно, я уже жил им и чувствовал всю

его правду; но в этом же знании была и ложь. И в этом я не мог сомневаться.

И всё то, что прежде отталкивало меня, теперь живо предстало передо мною.

Хотя я и видел то, что во всём народе меньше было той примеси оттолкнувшей

меня лжи, чем в представителях церкви, -- я всё-таки видел, что и в

верованиях народа ложь примешана была к истине.

Но откуда взялась ложь и откуда взялась истина? И ложь, и истина

переданы тем, что называют церковью. И ложь, и истина заключаются в

предании, в так называемом священном предании и писании.

И волей-неволей я приведён к изучению, исследованию этого писания и

предания, -- исследованию, которого я так боялся до сих пор.

И я обратился к изучению того самого богословия, которое я когда-то с

таким презрением откинул как ненужное. Тогда оно казалось мне рядом ненужных

бессмыслиц, тогда со всех сторон окружали меня явления жизни, казавшиеся мне

ясными и исполненными смысла; теперь же я бы и рад откинуть то, что не лезет

в здоровую голову, но деваться некуда. На этом вероучении зиждется, или по

крайней мере неразрывно связано с ним, то единое знание смысла жизни,

которое открылось мне. Как ни кажется оно мне дико на мой старый твёрдый ум,

это -- одна надежда спасения. Надо осторожно, внимательно рассмотреть его,

для того, чтобы понять его, даже и не то, что понять, как я понимаю

положение науки. Я этого не ищу и не могу искать, зная особенность знания

веры. Я не буду искать объяснения всего. Я знаю, что объяснение всего должно

скрываться, как начало всего, в бесконечности. Но я хочу понять так, чтобы

быть приведённым к неизбежно-необъяснимому; я хочу, чтобы всё то, что

необъяснимо, было таково не потому, что требования моего ума неправильны

(они правильны, и вне их я ничего понять не могу), но потому, что я вижу

пределы своего ума. Я хочу понять так, чтобы всякое необъяснимое положений

представлялось мне как необходимость разума же, а не как обязательство

поверить.

Что в учении есть истина, это мне несомненно; но несомненно и то, что в

нём есть ложь, и я должен найти истину и ложь и отделить одно от другого. И

вот я приступил к этому. Что я нашёл в этом учении ложного, что я нашёл

истинного и к каким выводам я пришёл, составляет следующие части сочинения,

которое, если оно того стоит и нужно кому-нибудь, вероятно будет

когда-нибудь и гдё-нибудь напечатано.


Это было написано мною три года тому назад. Теперь, пересматривая эту

печатаемую часть и возвращаясь к тому ходу мысли и к тем чувствам, которые

были во мне, когда я переживал её, я на днях увидал сон. Сон этот выразил

для меня в сжатом образе всё то, что я пережил и описал, и потому думаю, что

и для тех, которые поняли меня, описание этого сна освежит, уяснит и соберёт

в одно всё то, что так длинно рассказано на этих страницах. Вот этот сон:

Вижу я, что лежу на постели. И мне ни хорошо, ни дурно, я лежу на спине. Но

я начинаю думать о том, хорошо ли мне лежать; и что-то, мне кажется, неловко

ногам: коротко ли, неровно ли, но неловко что-то; я пошевеливаю ногами и

вместе с тем начинаю обдумывать, как и на чём я лежу, чего мне до тех пор не

приходило в голову. И наблюдая свою постель, я вижу, что лежу на плетёных

верёвочных помочах, прикреплённых к бочинам кровати. Ступни мои лежат на

одной такой помочи, голени -- на другой, ногам неловко. Я почему-то знаю,

что помочи эти можно передвигать. И движением ног отталкиваю крайнюю помочу

под ногами. Мне кажется, что так будет покойнее. Но я оттолкнул её слишком

далеко, хочу захватить её ногами, но с этим движеньем выскальзывает из-под

голеней и другая помоча, и ноги мои свешиваются. Я делаю движение всем

телом, чтобы справиться, вполне уверенный, что я сейчас устроюсь; но с этим

движением выскальзывают и перемещаются подо мной ещё и другие помочи, и я

вижу, что дело совсем портится: весь низ моего тела спускается и висит, ноги

не достают до земли. Я держусь только верхом спины, и мне становится не

только неловко, но отчего-то жутко. -- Тут только я спрашиваю себя то, чего

прежде мне и не приходило в голову. Я спрашиваю себя: где я и на чём я лежу?

И начинаю оглядываться и прежде всего гляжу вниз, туда, куда свисло моё

тело, и куда, я чувствую, что должен упасть сейчас. Я гляжу вниз и не верю

своим глазам. Не то что я на высоте, подобной высоте высочайшей башни или

горы, а я на такой высоте, какую я не мог никогда вообразить себе.

Я не могу даже разобрать -- вижу ли я что-нибудь там, внизу, в той

бездонной пропасти, над которой я вишу и куда меня тянет. Сердце сжимается,

и я испытываю ужас. Смотреть туда ужасно. Если я буду смотреть туда, я

чувствую, что я сейчас соскользну с последних помочей и погибну. Я не

смотрю, но не смотреть ещё хуже, потому что я думаю о том, что будет со мной

сейчас, когда я сорвусь с последних помочей. И я чувствую, что от ужаса я

теряю последнюю державу и медленно скольжу по спине ниже и ниже. Ещё

мгновенье, и я оторвусь. И тогда приходит мне мысль: не может это быть

правда. Это сон. Проснись. Я пытаюсь проснуться и не могу. Что же делать,

что же делать? -- спрашиваю я себя и взглядываю вверх. Вверху тоже бездна. Я

смотрю в эту бездну нёба и стараюсь забыть о бездне внизу, и, действительно,

я забываю. Бесконечность внизу отталкивает и ужасает меня; бесконечность

вверху притягивает и утверждает меня. Я так же вишу на последних, не

выскочивших ещё из-под меня помочах над пропастью; я знаю, что я вишу, но я

смотрю только вверх, и страх мой проходит. Как это бывает во сне, какой-то

голос говорит: "Заметь это, это оно!" и я гляжу всё дальше и дальше в

бесконечность вверху и чувствую, что я успокаиваюсь, помню всё, что было, и

вспоминаю, как это всё случилось: как я шевелил ногами, как я повис, как я

ужаснулся и как спасся от ужаса тем, что стал глядеть вверх. И я спрашиваю

себя: ну, а теперь что же, я вишу всё так же? И я не столько оглядываюсь,

сколько всем телом своим испытываю ту точку опоры, на которой я держусь. И

вижу, что я уж не вишу и не падаю, а держусь крепко. Я спрашиваю себя, как я

держусь, ощупываюсь, оглядываюсь и вижу, что подо мной, под серединой моего

тела, одна помоча, и что, глядя вверх, я лежу на ней в самом устойчивом

равновесии, что она одна и держала прежде. И тут, как это бывает во сне, мне

представляется тот механизм, посредством которого я держусь, очень

естественным, понятным и несомненным, несмотря на то, что наяву этот

механизм не имеет никакого смысла. Я во сне даже удивляюсь, как я не понимал

этого раньше. Оказывается, что в головах у меня стоит столб, и твёрдость

этого столба не подлежит никакому сомнению, несмотря на то, что стоять этому

тонкому столбу не на чем. Потом от столба проведена петля как-то очень хитро

и вместе просто, и если лежишь на этой петле серединой тела и смотришь

вверх, то даже и вопроса не может быть о падении. Всё это мне было ясно, и я

был рад и спокоен. И как будто кто-то мне говорит: смотри же, запомни. И я

проснулся.


literatura-aaron-bek-a-rash-brajan-sho-geri-emeri.html
literatura-abraham-maslou-biograficheskij-ocherk-stranica-3.html
literatura-afedri-russkogo-yazika-i-metodiki-ego-prepodavaniya-soktyabrya-1999-goda-uchenij-sekretar-soveta-kgpu.html
literatura-akademicheskij-vestnik-2.html
literatura-aleksandr-romanovich-luriya.html
literatura-aleksandrova-2001-semantics-old-words-lexical-semantic-variants-archaism.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrolnaya-po-yazikovedeniyu-chast-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razvitie-poznavatelnoj-deyatelnosti-uchashihsya-na-principe-lichnostno-orientirovannogo-obucheniya-v-processe-izucheniya-russkogo-yazika-i-literaturi-i-vo-vneklassnoj-rabote.html
  • essay.bystrickaya.ru/e-renan-s-74-iisus-hristos-v-zhizni.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/soldatami-ne-rozhdayutsya-scenarii-konkursnaya-programma-k-23-fevralya-30-scenarij-krossvord-i-zagadki-k-23-fevralya-32.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/filosofskie-osnovi-kibernetiki-i-metodologiya-primeneniya-v-voennom-dele.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kafedra-informacionnih-sistem-v-iskusstve-i-gumanitarnih-naukah-plan-nauchnoj-raboti-na-2010-god-temi-annotacii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/prikaz-ot-8-iyulya-2002-goda-325-o-prikaze-ministerstva-morskogo-flota-sssr-ot-17-07-83-148-stranica-9.html
  • writing.bystrickaya.ru/izbrannie-raboti-raparichi-mediaobrazovanie-v-zarubezhnih-stranah.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/yarovaya-pshenica-sort-irgina.html
  • thescience.bystrickaya.ru/itogovij-test-po-kursu-teoriya-organizacii-metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-kursa-teoriya-organizacii.html
  • composition.bystrickaya.ru/perevod-s-polskogo-a-ermilova-i-b-fedorova-izdatelstvo-inostrannoj-literaturi-moskva-1962-stranica-4.html
  • report.bystrickaya.ru/iii-prilozhenie-principa-v-mehanicheskih-teoriyah-pod-obshej-redakciej-a-d-arhangelskogo-v-a-kosticina-n.html
  • report.bystrickaya.ru/grizlov-podvel-itogi-raboti-novoj-gocdumi-nezavisimaya-gazeta-alkej-07-07-2008-137-str-1-8.html
  • testyi.bystrickaya.ru/8-liberalizacionnij-optimum-vladimir-kucherenko-maksim-kalashnikov-i-drugie.html
  • write.bystrickaya.ru/filosofskij-enciklopedicheskij-slovar-stranica-58.html
  • tests.bystrickaya.ru/kornilova-t-v-smirnov-s-d-metodologicheskie-osnovi-psihologii-spb-piter-2006-320-s-leontev-a-n-filosofiya-psihologii.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-astana-arman-ala.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-povisheniya-kvalifikacii-pedagogicheskih-rabotnikov-sovremennie-tehnologii-obrazovatelnogo-processa-prepodavanie-inostrannih-yazikov-i-kultur-razrabotchiki-programmi-povisheniya-kvalifikacii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/17tematika-prakticheskih-rabot-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-informacionnie-tehnologii-upravleniya-kod.html
  • nauka.bystrickaya.ru/unitarnoe-forma-gosudarstvennogo-ustrojstva.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-vidi-smetnih-sistem-fiksirovannie-i-gibkie-smeti-nulevie-i-prirostnie-smeti-periodicheskie-i-neprerivnie-smeti.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/prilozhenie-7-otchet-o-nauchno-organizacionnoj-i-hozyajstvennoj-deyatelnosti.html
  • university.bystrickaya.ru/etapi-razvitiya-otechestvennoj-kosmonavtiki-metodicheskij-centr-suo.html
  • learn.bystrickaya.ru/federalnaya-celevaya-programma-zhilishe-na-2002-2010-godi-moskva-2005.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-4-bednost-i-neravenstvo-socialnaya-mobilnost-234-voprosi-i-zadaniya-278.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vospitanie-razlichnih-kategorij-deviantnogo-povedeniya.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-organizacii-obucheniya-v-oblasti-grazhdanskoj-oboroni-v-federalnoj-sluzhbe-gosudarstvennoj-registracii-kadastra-i-kartografii.html
  • letter.bystrickaya.ru/nepomnyashij-n-n-stranniki-vselennoj-stranica-10.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurs-prednaznachen-dlya-bibliotekarej-obrazovatelnih-uchrezhdenij-s-opitom-raboti-na-kompyutere-neobhodimaya-podgotovka-k-kursu.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-god-obucheniya-dlya-aspirantov-naimenovanie-ispolnitelnogo-organa-gosudarstvennoj-vlasti-za-kotorim-budet-zakreplen-stipendiat-predlozheniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnie-sistemi-i-tehnologii-spravochni-k.html
  • studies.bystrickaya.ru/kompleks-marketinga-ponyatie-i-harakteristika.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-19-finansovij-analiz-predpriyatiya-kreditovanie-biznesa-1-sushnost-i-funkcii-deneg-denezhnoe-obrashenie.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uroki-1718-metodicheskij-kommentarij-k-urokam.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-opd-f-03-pedagogika-nachalnogo-obrazovaniya-teoriya-obucheniya-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.