.RU

Литература - Учебное пособие для студентов психологических специальностей Павлодар


Литература

1 Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. – М. : Изд-во МГУ, 1981. – 118 с.

2 Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М. : Изд-во МГУ, 1982. – 128 с.

3 Lewin K. Vorsatz, Wille und Bedűrfnis. – Berlin: Verlag von Julius Springer, 1926. – 92 S.

4 Lewin K. Resolving Social Conflicts. Selected Papers on Group Dynamics. – N.-Y.: Happer & Brothers publishers, 1948. – 289 р.

5 Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. – М. : Изд. центр «Академия», 2002. – 272 с.

6 Маслоу А. Мотивация и личность. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2003, 2007. – 352 с.

7 Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Под общ. ред. Г.А. Балла, А.Н. Киричука, Д.А. Леонтьева. – М. : Смысл, 1999. – 425 с.

8 Sartre J.-P. L'être et le néant. Esse d'ontologie phénoménologique. – Pаris: Gallimard, 1943. – 722 р.

9 Менегетти А. Учебник по онтопсихологии /Пер. с итал. – М. : Славянская ассоциация Онтопсихологии, 1997. – 592 с.

10 Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М. : Смысл, 1999. – 487 с.

11 Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник /пер. с англ. и нем.; Общ. ред Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. – М. : Прогресс, 1990. – 368 с.

12 Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. – СПб. : Речь, 2000. – 286 с.

13 Гуревич П.С. Психология : учеб. пособие. – М. : «Старик Ватулиинг», 2005. – 720 с.

14 Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произв. /сост. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990. – 330 с.

15 Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1. Пер. с нем. /Под ред. Б.М. Величковского. – М. : Педагогика, 1986. – 408 с.

16 Психология личности. Тексты /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.6 Изд-во МГУ, 1982. – 288 с.

17 Психология мотивации и эмоций /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М. : ЧеРо, 2002. – 752 с. (Серия: Хрестоматия по психологии).


^ 3 Индивидуально-психологические особенности личности


Тема 8 Проблемная область дифференциальной психологии

Изучение человеческой личности в аспекте ее индивидуальности выводит нас проблему характера и темперамента, на анализ различных типологий личности (например, типология ценностных типов личности Э. Шпрангера) и т.д.

Рубинштейн, как мы помним, включал в структуру личности две характеристики: ее направленность и индивидуальность (последняя включает в себя характер, темперамент и способности). К.К. Платонов связывал характер и направленность личности с социально-обусловленной подструктурой личности, а темперамент – с ее биологически-обусловленной подструктурой (в этом отношении за ним следовали многие авторы).

В связи со сказанным возникает необходимость познакомится в общих чертах с предметом изучения дифференциальной психологии – дисциплины, которая занимается индивидуальными различиями различных сторон человеческой личности (психики).

Термин «дифференциальная психология» означает «психология индивидуальных различий». Этот термин ввел в 1900 году немецкий психологи Вилли Штерн. Эта наука исследует психологические особенности индивидов и групп людей, объединенных каким-то общим признаком (пол, возраст, профессиональная или этническая принадлежность и т.д.). Особым разделом дифференциальной психологии можно считать гендерную психологию (психологию половых различий).

Диапазон проблем, изучаемых дифференциальной психологией, очень широк и включает в себя:

– свойства нервной системы;

– социальные установки;

– темперамент;

– характер;

Прикладное значение эта наука имеет, в частности, в области организации обучения и воспитания. Так, немецкий учены Р. Клаус разработал новую дисциплину – дифференциальную психологию учения. Дифференциальная психология используется также в психотерапии, медицине и т.д., то есть существует целый ряд отраслей практики, которые не могут быть рационально организованы без дифферцированного подхода к личности и опоре на данные дифференциальной психологии.

Разработка проблем дифференциальной психологии осуществляется в нескольких ключевых областях:

- исследование различных типов конституции человека и физиологических основ темперамента;

- психологическое тестирование и изучение личностных черт;

- типология характеров, или характерология, акцентуации черт характера и их типы;

- соционика – наука об основных психологических типах личности и отношениях между типами.

Центральной проблемой дифференциальной психологии является влияние наследственности (генетический фактор) и социальной среды на ход индивидуального развития личности и формирование ее особенностей.

Наследственность – это видовая память индивида, закрепленная в его генах и хромосомах. Наследственность несет информацию о многих внешних признаках человека, а также программу созревания его организма, включая мозг человека.

Врожденные качества личности нужно отличать от наследственных. Врожденные качества – это те, которые ребенок получает при рождении, причем значительная часть из них обусловлена не наследственностью, а условиями, в которых находился зародыш (плод) в период беременности (то есть в пренатальный период). Например, неправильное протекание беременности может предопределить какие-то отклонения в развитии, которые являются не наследственными (генетически обусловленными), но врожденными.

^ Социальная среда – это совокупность социальных условий жизни ребенка, его культурное окружение, в котором ребенок оказывается сразу после рождения и которое оказывает воздействие на ход его психического развития. Обычно специфика социального окружения связана с принадлежность ребенка к определенной семье; здесь играет роль экономика семьи, уровень культуры родителей, домашняя обстановка, обычаи, традиции и установления в этой семье. В дальнейшем влияние социальной среды обусловлено условиями жизни и учебы ребенка в школе, а также характером дворовых (уличных) компаний и т.д.


^ Тема 9 Классификация и характеристика основных ценностных типов Э. Шпрангера

Широко известная «ценностная» типология типов личности, предложенная Шпрангером, не может рассматриваться как универсальная типология, ибо она по существу относится не ко всем людям, живущим на Земле, а лишь к тем, мотивационная сфера которых достигла уровня личностных ценностей (в понимании Шпрангера, это уровень «духа», то есть, в современной терминологии, уровень духовности).

Ценностная ориентация личности, по Шпрангеру, является во многом продуктом ценностных ориентации всего человечества. Различные варианты этой ориентации порождают разные ценностные типы. Иначе говоря, ценности, выступают формой духовного опыта всего человечества и несут в себе определенную картину «понимания» мира. Я могу приобщиться к этому пониманию, лишь обращаясь к продуктам ценностного творчества другого человека: тем самым я «понимаю» внутренний мир этого человека. Например, любое произведение искусства (художественная ценность) есть некоторая форма «понимания» мира через призму каких-то ценностей, поскольку они были постигнуты и выражены художником и т.д. В этих положениях заключена основная идея «понимающей психологии» или метода «понимания», которая присутствует во многих работах этого автора, включая его капитальный труд «Формы жизни» (Lebensformen). В современной экспериментальной психологии методы «понимания» называются герменевтическими методами.

Если человек постигает или передает духовный опыт человечества через произведение искусства, это будет эстетический тип личности, если через нравственные поступки – это будет нравственный или социальный тип и т.д.

Рассмотрим описание основных ценностных типов личности у Шпрангера подробнее:

1) теоретический тип. Это человек, в первую очередь стремящийся к познанию. В реальной жизни этот тип в чистом виде обычно не проявляется, это лишь некоторая мысленная конструкция.

«Теоретический тип в его чистом виде, – пишет Шпрангер, – знает одну лишь страсть – страсть к проблеме, к вопросу, к объяснению, установлению связей» [1, с.73]. Он как бы «изнуряет себя» ради достижения идеального мира закономерных связей. Даже в свое практическое поведение такой человек часто вносит какую-то систему. Теоретическая ценностная ориентация может встречаться не только у крупных ученых, но и у представителей других профессий. Отнесение «теоретического типа» к ценностным типам вызывает некоторое возражение, так как ценностные параметры психики – это именно мотивационные, а не познавательные параметры (связанные с теоретическим познанием). В принципе можно было бы теоретический тип не относить к ценностным типам, а вместо этого говорить об особом варианте профессионального ценностного типа, связанного с профессиональными ценностями ученого-исследователя;

2) экономический тип, или экономический человек. Это человек, не обязательно связанный с производством материальных благ; главное состоит в том, что основным, определяющим мотивом у него является мотив полезности. Такой человек, по Шпрангеру, постоянно экономит силы, материалы, время, стараясь при выполнении любой деятельности извлекать максимальную пользу. Древние греки называли такого человека «делающим» («фабрикующим»), но не «деятельным».

В шпрангеровском понимании типов, как отмечала в свое время Б.В. Зейгарник, можно найти некоторые противоречия. Это относится и к его концепции экономического типа. Ценности, ценностные типы – это изначально измерения духовной сферы жизни человека, на чем настаивает и сам Шпрангер. Мотив материальной пользы, выгоды с этой точки зрения должен быть отнесен к иным (не ценностным) уровням мотивации. Можно согласиться с теми авторами (М.С. Каган, И.А. Кудрявцев, Ю.А. Борисов и др.), которые в свою классификацию ценностей не включают экономические ценности, но говорят о профессиональных ценностях личности. В этом контексте говорится и о «профессиональных ценностях менеджера» (или представителей других профессий, связанных с экономикой), которые как раз и несут в себе многие черты, отмеченные Шпрангером.

К тому же представление о профессиональных ценностях сейчас закрепилось и признается специалистами по психологии труда (Е.А. Климов). Очень часто в качестве примера профессиональных ценностей называют профессиональные ценности врача, зафиксированные в знаменитой «клятве Гиппократа»;

3) эстетический тип. Произведение искусства, по мнению Шпрангера, может родиться лишь в душе эстетического типа; так, из особого внутреннего ритма души рождается музыка, стихотворение [2, c.57]. Для людей такого типа наиболее важна красота души, или красота природы, или же они чувствуют красоту в завершенных произведениях искусства. Человек эстетического типа воспринимает окружающий мир как гармоническое целое. Если он чувствует где-то дисгармонию, то он страдает. Люди такого типа обычно обладают даром предвидения, или «проникающей интуицией». Среди них есть как лирические, так и драматические натуры;

4) социальный тип. Этот тип близок скорее к нравственному типу в обычном понимании. Социальный тип – это тип, который хочет найти себя в другом. По словам Шпрангера, такой человек обращен к чужой жизни и чувствует себя в друго. Потребность в самоотречении ради другого здесь становится ведущей жизненной потребностью. Социальная ориентация личности – это любовь к людям, альтруизм и т.д. Но по Шпрангеру любовь может быть и обобщенным, основополагающим чувством, обращенным ко всей окружающей жизни;

5) политический тип. Это тип, постоянно утверждающий политические ценности, стремящийся оказывать влияние на других, на общество в целом. Этот тип не обязательно стремиться обладать административной властью, должностью и т.д. Скорее он хочет влиять на других в определенном направлении, в том числе на духовном уровне, опираясь на свой авторитет, харизму и т.д.

Реальная (административная или даже физическая) власть – это лишь один полюс власти, на другом находится власть духовная (на современном психологическом языке это можно назвать «влиянием»);

6) религиозный тип. Это тип, у которого имеется религиозная ориентация, связанная с поиском смысла жизни. Он постоянно ищет доказательства, что существует какая-то высшая духовная сила – божество, поэтому он считает, что в мире есть извечное, что определяет жизнь человека.

Религиозный человек стремится к состоянию освобождения от всего обыденного, мелкого и к божественному откровению, которое рано или поздно должно прийти.

Религиозный тип – это не обязательно человек, посещающий церковь или мечеть. Этот тип в первую очередь стремится найти начало всех начал, то есть высшее бытие. И в этом стремлении он отличается от других людей.


^ Тема 10 Характер

Слово «характер» в переводе означает «чеканка», «примета». В психологии под характером подразумевают совокупность устойчивых индивидуальных особенностей (черт) личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении и обуславливают типичные формы поведения личности в данных обстоятельствах. Поэтому выражение «черта характера» достаточно условно, так как какая-либо черта (например, коммуникабельность) проявляется у одного человека в одних обстоятельствах, а у другого – в других. Как и сама личность, характер имеет социальную природу, поскольку он выражает индивидуальный аспект ее проявлений.

В характер следует включать не все особенности личности, а только самые устойчивые (стержневые). Если человек оказался не достаточно вежлив в стрессовой ситуации, это не значит, что грубость и несдержанность – черты его характера.

Характер связан с устойчивыми материальными и духовными потребностями людей в данном обществе, с интересами, идеалами, убеждениями социальных групп, поэтому, как уже говорилось, он имеет социальную природу.

Черты характера имеют комплексный характер; как мы увидим ниже, они включают и волевые, и эмоциональные и интеллектуальные черты личности, но особое значение в развитии характера играет воля. Настоящий (твердый, сильный) характер предполагает волю, ибо «воля – это становой хребет характера» (Н.Д. Левитов).

Ряд черт характера связаны не только с общественными функциями человека, но и с его досугом, а также увлечениями и хобби. Например, мы говорим о характере конкретного человека, что он «страстный рыболов» и т.д. Так, Л.Н. Толстой любил шахматы, И.П. Павлов – игру в городки, Д.И. Менделеев увлекался приключенческими романами, а гениальный физик А. Эйнштейн – игрой на скрипке.

Наука о характере называется характерологией. По своим методам и другим особенностям это комплексная дисциплина, поскольку существует ряд подходов в изучении характера.

Физиогномика – это изучение характера по выражению лица человека, строению головы, черепа и т.д. Еще Аристотель замечал, что толстый, как у быка, нос свидетельствует о лени, а если у человека нос, как у льва, это обычно свидетельствует о такой черте характера, как важность и т.д.

Хиромантия – это попытка определить характер человека по кожному рельефу ладони (направление борозд и т.д.).

Графология основана на определении характера человека по его почерку. Издавна существуют и иные подходы к определению характера человека (например, гороскопы и т.д.).

^ Проблема черт характера

Характер человека всегда многогранен, то есть образует некоторую систему, отдельная сторона или элемент характера – это черта. Можно сказать, что характер представляет собой систему черт. Черта выступает как устойчивый динамический стереотип поведения человека в данных типичных обстоятельствах. Можно говорить о существовании черты характера, если вероятность ее проявления (то есть соответствующего способа действий) в данной ситуации очень велика. Рубинштейн считал, что «строительным материалом» черт характера является мотив деятельности. Побуждение, мотив, – это, по его мнению, «свойство характера в его генезисе» [3, с.249]. Даже у несмелого человека в какой-то ситуации может возникнуть мотив, ведущий к смелому поступку. Но если такое побуждение генерализуется, распространяется на множество ситуаций, оно превращается в соответствующую черту характера.

На настоящий момент времени нет полной и абсолютной классификации черт характера.

По преобладанию тех или иных психических процессов в данной черте выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты характера.

По видам отношений человека, в которых проявляется соответствующая черта, выделяются следующие черты:

  1. черты, выражающие отношение человека к другим людям (доброта, отзывчивость, высокомерие, черствость и т.д.). Поскольку они проявляются в общении с другими, Б.Г. Ананьев называет их коммуникативными чертами;

  2. черты, выражающие отношение человека к самому себе (по Б.Г. Ананьеву – это рефлексивные черты характера);

  3. черты, выражающие отношение человека к вещам;

  4. черты, выражающие отношение человека к труду, к деятельности (трудолюбие или лень, активность, собранность или расхлябанность в трудовой деятельности т.д.).

^ Акцентуации черт характера

Черты характера различаются не только качественно, но количественного. И здесь встает проблема акцентуации отдельных черт характера. Акцентуация – это чрезмерная выраженность какой-либо черты характера, однако остающаяся в пределах нормы. Если усиление черты характера выходит за границы нормы, в этом случае мы имеет дело с психопатией. Таким образом, если акцентуация какой-либо черты характера продолжает усиливаться, она может перейти в соответствующий тип психопатии (болезни характера).

В исследодваниях К. Леонгарда, А.Е. Личко и других выделяются следующие типы акцентуации черт характера:

1) экстравертивный тип;

2) интровертивный тип;

3) ипертимный тип (с чрезмерно повышенным уровнем настроения);

4) демонстративный (истероидный) тип; наблюдается экоцентризм, жажда постоянного внимания к себе;

5) сензитивный (тревожный); характеризуется повшенной чувствительностью ко всему, что радует или огорчает его; развито чувство долга, моральной обязательности;

6) циклоидный тип, у которого настроение меняется циклически;

7) шизоидный тип; склонность к самоанализу, сосредоточенность на абстрактных идеях, проблемах; настроение ровное, но с трудом устанавливает душевный контакт с другими;

8) эпилептоидный тип; наблюдается чрезмерная педантичность, пунктуальность; не терпят, если кто-то нарушает заведенный ими порядок; обычно «такие люди любят мучить животных, мучить и избивать слабых, издеваться над беспомощными». Характерны взрывы агрессивности на фоне эмоциональной захваченности. По мере нарастания этот тип акцентуации может перейти в психопатию «взрывчатого» (или эксплозивного) типа.


^ Тема 11 Типология социальных характеров Э. Фромма


  1. Понятие социального характера у Э. Фромма

  2. Основные типы социальной ориентации характера (непродуктивные и продуктивные ориентации).


Под социальным характером один из представителей неофрейдизма Э.Фромм понимал совокупность разнообразных психических черт, которая присуща большинству членов данной социальной группы и возникает в результате общих для них переживания, интересов и образа жизни.

Социальный характер, с одной стороны, приспосабливает деятельность человека к определенным социальным условиям, то есть он направляет ее в русло определенных социальных нужд и дает ему субъективное удовлетворение. С другой стороны, социальный характер превращает психическую энергию индивида в производительную силу общества. То есть социальный характер – это промежуточное звено, соединяющее социальные и психические характеристики человека.

Социальные характеры классифицируются по типам их ориентаций. Все ориентации делятся на плодотворные или неплодотворные, с точки зрения их соответствия целям развития и самореализации личности [6, 446-515].

Неплодотворные ориентации:

  1. рецептивная (воспринимающая) ориентация;

  2. эксплуататорская;

  3. стяжательская или накопительская;

  4. рыночная ориентация.


Рецептивная (воспринимающая) ориентация. Человек этой ориентации пассивен, он смотрит на окружающий мир оптимистически, ожидая подарков от судьбы. Все ценности, материальные и духовные, для него находятся во внешнем мире, и он надеется получить их в дар. Во внешнем облике таких людей Фромм отмечает полные, мягкие губы. Они напоминают губы ребенка, пассивно ожидающего от мира всяких благ, которые попадут ему в рот. (В какой-то мере в характеристике этого типа Фромм отталкивается от представлений Фрейда об «оральной стадии» развития ребенка; хотя в целом Фромм не приемлет биологизм Фрейда).

Такие люди живут мечтами о быстром обогащении, о выигрыше лотереи, о прекрасном принце и т.д. Люди этого типа могут быть достаточно добры, но эта доброта служит лишь тому, чтобы завоевать расположение окружающих. Жесты у таких людей обычно плавные, манящие, на лице улыбка, рот приоткрыт.

^ Эксплуататорская ориентация. Люди такого типа, наоборот, считают, что окружающий мир не способен дать им ничего, хотя они также согласны, что все блага находятся именно в нем; поэтому, с их точки зрения, все эти блага надо взять силой, обманом и т.д. Такой тип личности был присущ феодалам, пиратам, грабителям и т.д. В современном мире этот тип связан с хищнической эксплуатацией человеческих ресурсов.

Люди подобного тип циничны, они не верят в человека. Им присуща смесь враждебности и стремление манипулировать окружающими. Для них всегда важно получить именно чужое, пускай обманом или вероломством.

^ Стяжательская или накопительская ориентация. Люди данного типа в отличие от двух предыдущих не верят, что мир вообще может дать им что-то новое и ценное; скорее можно потерять то, что имеешь. Следовательно, наилучшим поведением является стяжательство (накопительство) и экономия. Такие люди как бы окружают себя невидимой стеной. Через нее они хотят как можно больше принести и как можно меньше вынести. По этой причине их отличает скупость.

Потери, разрушения, смерть для них более реальны, пишет Фромм, чем жизнь и развитие. Их лозунг – «нет ничего нового под луной», они не верят в силу творчества, созидания. Высшая ценность для них – порядок и безопасность, стабильность и управляемый мир. Этот тип присущ так называемому среднему классу.

В повседневном поведении такие люди проявляют аккуратность, бережливость, они склонны к экономии. Губы у людей этого типа обычно плотно сжаты, они держатся сухо, сдержанно. Даже в межличностных отношениях они стремятся как можно больше получить и как можно меньше дать.

^ Рыночная ориентация. Этот тип сформировался в наше время в связи с развитием глобального рынка. Мир людьми данного типа воспринимается как рынок, а сам человек воспринимает свое «Я» как товар, который надо продать. Больше всего человек рыночной ориентации ценит свою «покупаемость», ради которой он идет на любые жертвы. Следовательно здесь происходит самоотчуждение личности. Например, популярный певец ради рекламы устраивает скандалы, дает скандальные интервью, одевается в вычурную одежду и т.д.

Здесь возникает «свобода от своей индивидуальности», готовность изменить даже внутреннее содержание своего «Я» в зависимости от моды. Даже в своих собственных глазах такой человек ценен, когда преуспевает. В противном случае он чувствует себя глубоко несчастным.

Положительной чертой ориентации данного типа является то, что она не стяжательская, грабительская, а «честаня», то есть человек продает себя и свой товар за ту цену, которую он стоит на рынке. Поскольку конъюнктура рынка всегда меняется, это приводит к разрушению чувства собственного достоинства, которое не должно зависеть от обстоятельств.

Все типы неплодотворной ориентации взаимосвязаны и могут переходить друг в друга. Конкретная личность может иметь ориентацию смешанного типа (например, рыночная и стяжательская).

^ Плодотворная ориентация

Для такой ориентации характерна возможность полной самореализации природных задатков человека и других возможностей развития человеческого индивида. Человек плодотворной ориентации – это по сути дела человек-творец, который, в первую очередь, творит ценности, а не потребляет их. Иными словами, источником всех материальных и духовных благ такой человек считает творчество, активную деятельность, которые выступают также как способ самореализации личности.

Плодотворная ориентация проявляется в трех формах: а) в продуктивной деятельности, в творчестве; б) в отношениях любви и дружбы; в) в познании и мышлении.

Важной чертой человека данного типа личности является так называемая спонтанность, то есть свобода самопроявления в конкретной ситуации; свобода и спонтанность являются противоположностью отчуждения личности, характерного для неплодотворных ориентаций.

Отношения любви и дружбы выражаются в заботе о другом, жалости («каждый человек в чем-то жалок», пишет Фромм), в сострадании, что заставляет человека постоянно выходить за пределы своего «Я» и, следовательно, развиваться. Трактовка отношения любви через такие понятия, как «забота» о другом человека, а также «знание» о другом (постоянное расширение знаний о личности другого) является довольно интересной и оригинальной стороной концепции Эриха Фромма.

В любви, согласно Фромму, индивиды дополняют друг друга. Это относится не только к отношениям между мужчиной и женщиной. Возьмем, например, любовь учителя и ученика. Для учителя ученик является самоцелью, так как он старается передать ему свои самые лучшие духовные завоевания. Ученик в свою очередь испытывает благодарность к учителю и проявляет особую восприимчивость к его научным идеям, замыслам. Тем самым он побуждает его развивать их все дальше и дальше, дает ему положительный стимул творчества. Для плодотворных ориентаций характерно постоянное взаимообогащение, творческое общение с другими. Фромм критикует Фрейда за то, что идея общения у него практически полностью отсутствует. Действительно, согласно Фрейду, человек интересуется другим, если другой может удовлетворить его потребности. Такой взгляд, согласно Фромму, характерен для идеологии рыночного общества, ибо рынок предполагает лишь совокупность потребителей и тех, кто может удовлетворить их потребности.


^ Тема 12 Теория личности и типология социальных характеров Б.С. Братуся

Еще А.Н. Леонтьев анализировал систему мотивов личности в двух измерениях – горизонтальном и вертикальном. Горизонтальное измерение личности – это «широта ее связей с социальным миром», что во многом определяет ее значимость; при этом эти социальные связи реализуются, по Леонтьеву, через ее многообразные деятельности, таким образом, деятельность предстает с его точки зрения как «основание личности».

Что касается вертикального измерения структуры личности, то она выражается в наличии соподчинения (иерархии) мотивов, в направленности личности и т.д. Б.С. Братусь также акцентирует вертикальное измерение системы мотивов личности, однако делает основной упор на категории личностного смысла (как мы помним, личностный смысл деятельности задается именно ее конкретным мотивом, который у разных людей может быть различен).

Понимая личность как систему личностных смыслов, Братусь обращает внимание на то, что в зависимости от уровня развития эти личностные смыслы могут быть «развернуты» по-разному: ориентированы на самого индивида и его интересы, на других людей (на те или иные социальные группы), на всю духовную сферу и т.д.

Поэтому Братусь предлагает свою типологию личности (одновременно ее можно понимать как типологию социальных ориентаций характера), причем эта типология основана на «вертикали» развития системы личностных смыслов (начиная с эгоцентрического уровня развития и кончая духовным уровнем [7]).

Сначала рассматривается «нулевой уровень» развития личностно-смысловой сферы. Для этого уровня развития индивида характерны прагматические, связанные с самой предметной деятельностью человека смыслы (ориентация личностных смыслов и лежащих в их основе мотивов на себя или же на других здесь полностью отсутствует, поэтому этот уровень и называется «нулевым»). Весьма грубым примером (правда, он отсутствует у Братуся) является ситуация, когда сантехник ремонтирует батарею отопления. Смыслы его деятельности связаны с самим предметом деятельности (батареей), поскольку он думает о том, как лучше открутить батарею, удалить или заменить испорченные звенья, снова собрать и установить ее и т.д.

Далее идет «первый уровень развития» смысловой сферы личности – эгоцентрический (то есть все собственно личностное развитие по сути дела начинается с эгоцентризма). Здесь главным моментом, ориентирующим систему мотивов и смыслов человека, является личная выгода, удобство, престиж и т.д., то есть удовлетворение в первую очередь своих личных потребностей. При этом остальные люди рассматриваются либо как помогающие реализовать такие стремления, и тогда считаются «хорошими», удобными, человечными и т.д.; либо как препятствующие реализации таких стремлений, и тогда они считаются «плохими», «неудобными», врагами и т.д.

^ Второй уровень социальной ориентации характера (и системы личностных смыслов) – уровень группоцентрический. На этом уровне человек уже либо отождествляет себя с группой и ее интересами, либо ставит ее выше самого себя. Его отношение к другим людям зависит от того, входит ли этот человек в «его» группу или нет. Если входит, то ему можно помогать, он достоин сочувствия, уважения, жалости, прощения; если не входит, то все эти чувства на него не распространяются и он рассматривается как «чужой», «не свой» или просто как «враг».

В советский период группоцентризм выражался в том, что на первое место ставился рабочий класс, партия, а все остальные были враги. Группоцентризм, по Братусю, сейчас не только не преодолен, но и приобрел новые формы: сепаратизм, этноцентризм, различные формы кучкования, клановости. Примером группоцентризма могут быть также различные семейно-клановые группировки, группы-корпорации (по классификации А.В. Петровского) и т.д.

^ Третий уровень – просоциальный. Он связан с преобладающим стремлением помочь другим людям, обществу, изменить жизнь в лучшую сторону, организовать ее на началах справедливости и права т.д. Особо сильно этот уровень проявляется, по мнению Братуся, в западном обществе.

^ Четвертый уровень – духовный или эстхатологический. В полной мере этого уровня достигает лишь небольшой процент населения (в некоторых публикациях Братуся называется цифра 1%). На этом уровне человек приобщается к высшим духовным ценностям, которые выступают как наиболее общие, генерализованные мотивы-смыслы человеческой жизни. Через служение ценностям (например, религиозным) обретается и смысл жизни отдельной личности.

В одной из своих статей Б.С. Братусь обоснует мысль о том, что духовный уровень ориентации личностных смыслов в несколько большей степени проявляется на территории евразийского пространства (правда, сам этот термин у Братуся отсутствует). Тяга к духовности понимается им как некая компенсация известной недоразвитости нормативно-правового уровня регуляции отношений между людьми на данной территории (это известная степень пренебрежения к закону, невысокий уровень правовой культуры населения по сравнению со странами Запада и т.д.). При этом ориентация на духовный уровень позволяет успешно разрешить проблемы, не достаточно четко решаемые на нормативном, правовом уровне регуляции отношений. Кроме того, «ценности выживания», которые, по мнению некоторых авторов, характерны для территории бывшей Российской империи и Евразии в целом, в виду особой суровости ее климата, не могут быть в достаточной степени реализованы, если само существование индивидов не имеет заведомо осмысленного характера, что как раз и достигается частичной ориентацией сознания людей на духовно-ценностную сферу.


^ Тема 13 Темперамент и его общая характеристика. Темперамент и свойства нервной системы

Еще в древности люди задумывались, почему разные люди в одних и тех же ситуациях ведут себя по-разному. В связи с этим еще в период античности появились различные учения, касающиеся особенностей проявлений темперамента и характера в поведении человеческих индивидов.

Одну из первых теорий темперамента предложили древнегреческих врач Гиппократ и древнеримский врач Гален. Их характеристика четырех типов темперамента сохраняет определенную ценность и в наши дни.

В настоящее время под темпераментом понимаются индивидуальные особенности психики человека, определяющие динамику и скорость протекания его психической деятельности, которые не зависят от содержания деятельности, являются биологически обусловленными и остаются постоянными в течении жизни. В отличие от характера, который во многом определяет содержание социальных действий и поступков человека, темперамент выражает, пользуясь общепринятой терминологией, «формально-динамическую сторону деятельности и психики человека».

Философы древности полагали, что в основе всего окружающего мира лежат некоторые общие «начала» или «стихии» – вода, воздух, огонь, земля и т.д., которые, различным образом смешиваясь между собой, порождают все существующее. Этот принцип был перенесен и на «микрокосмос» души и тела человека.

В частности, древне-греческий врач Гиппократ (У – 1У в.в. до н.э.) полагал, что особенности темперамента, проявляющиеся в поведении и образе жизни человека, определяется соотношением четырех жидкостей, циркулирующих в его теле. Соответственно, выделяются четыре типа темперамента: сангвиник, – это тип, у которого в организме преобладает кровь («кровь» по-латыни sangvis). Флегматик – тип, у которого в организме преобладает лимфа (по-латыни flegma). Холерик, с преобладанием желчи (по-гречески chole). Наконец, меланхолик с преобладанием «черной желчи» (по-гречески melan chole). Таким образом, концепция темперамента Гиппократа и Галена может считаться гуморальной теорией темперамента, поскольку она с вязывает тип темперамента с наличием жидкостей в теле человека (автором другой гуморальной теории темперамента является И.Кант). Кроме этого, выделяются также конституционные теории темперамента (связывающие темперамент с определенным типом телосложения), а также теории, которые кладут в основу темперамента свойства нервной системы (по И.П. Павлову).

Описательная характеристика указанных выше типов темперамента сводится к следующему.

Сангвиник. Это человек живой, подвижный, стремится к частой смене впечатлений. Легко откликается, отзывчив, быстро забывает неудачи и огорчения. Имеет широкие, но поверхностные интересы.

Флегматик. Это человек медлительный, спокойный, с плавными и неторопливыми движениями. Отличается невозмутимостью, постоянным настроением и устойчивыми стремлениями. С трудом завязывает новые контакты и забывает прежние привязанности.

В активную деятельность включается не сразу, ему требуется период «раскачки», но когда он уже «вошел» в работу, то показывает хорошие результаты. Перед началом какой-то деятельности старается все продумать до мелочей.

Холерик. Это человек страстный, порывистый, безудержный, способный предаваться бурным эмоциональным вспышкам. Темп его деятельности обычно высокий, он быстро говорит, перемещается по комнате, в быстром темпе выполняет любую работу.

Под влиянием эмоционального импульса сразу же берется за выполнение работы, но в случае неудачи так же быстро «остывает».

Меланхолик. Это человек ранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные события, хотя эти переживания внешне мало выражаются.

Активность меланхолика понижена. В силу своей ранимости он болезненно реагирует на критические замечания, проявления грубости и даже на иронию и насмешки. Показывает хорошие результаты, работая наедине, в спокойной обстановке. Не любит проявлений бурного веселья и шумных компаний.

Уже из этих описаний типов темперамента явствует, что сангвиник и холерик обладают свойством экстраверсии, а меланхолик и флегматик – интроверсии. Экстраверсия состоит в направленности интересов индивида на внешний мир (объект притягивает человека, как магнит, для него характерна жажда новых впечатлений, высокая коммуникабельность и т.д.). При интроверсии интересы человека направлены преимущественно на внутренний мир, на свои переживания, их самоанализ и т.д. Понятия экстраверсии и интроверсии были введены К.Г. Юнгом. Также очевидно, что холерик и сангвиник обладают высокой эмоциональной возбудимостью, а флегматик – низкой и т.д.

Научное объяснение физиологических основ темперамента дал И.П. Павлов, создавший учение о свойствах и типах нервной системы, и последователи его учения, советские психологии Б.М. Теплов [8], а также ученик Б.М. Теплова В.Д. Небылицин [9].

На основе своих многолетних исследований в области условно-рефлекторных основ поведения животных и человека (за которые он получил в 1908 году Нобелевскую премию) Павлов пришел к выводу о существовании 3-х биполярных свойств нервной системы. Эти свойства понимаются также как типы нервной системы, они являются, в основном, врожденными и проявляются как в поведении у человека, так и у высших животных (большую известность получили исследования И.П. Павлова, касающиеся проявлений свойств нервной системы или «типов высшей нервной деятельности» у собак).

^ Свойства силы и слабости нервной системы. Эти свойства зависят от способности нервной системы длительно выдерживать сильное возбуждение или торможение. Сильная нервная система характеризуется высокой работоспособностью нервных клеток, выносливостью. Слабая нервная система не работоспособная, легко истощаемая, хотя ее чувствительность несколько выше, что составляет ее основное преимущество. Интересно, что прием некоторых фармакологических средств (например, кофеина) временно повышает силу нервной системы. Слабая нервная система присуща меланхолику.

^ Свойства уравновешенности и неуравновешенности нервной системы. Уравновешенная нервная система характеризуется хорошим балансом процессов возбуждения и торможения, когда возбуждение не может длительное время преобладать над торможением (и наоборот), поэтому в этом случае состояния чрезмерного перевозбуждения или заторможенности не возникают. При отсутствии такого баланса мы говорим о неуравновешенной нервной системе. (Неуравновешенность нервной системы, с преобладанием возбуждения, наблюдается, в частности, у холерика).

^ Свойства подвижности и инертности нервных процессов. Для подвижной нервной системы характерна быстрота смены возбуждения и торможения; например, испытуемый должен реагировать на какой-то сигнал (зажигание лампочки синего цвета) нажатием на кнопку «1», а на другой сигнал (лампочка красного цвета) – нажатием на кнопку «2». Предположим, что 10 раз загоралась лампочка синего цвета, а в следующий раз загорелась лампочка красного цвета. В этом случае должна произойти задержка реагирования в связи с необходимостью торможения привычной реакции (нажатие на кнопку «1»). Чем меньше средняя величина этой задержки (измеряемой в долях секунды) у данного испытуемого, тем выше подвижность нервных процессов; при длительной задержке можно говорить об инертности нервной системы испытуемого. Инертной нервной системой обладает флегматик.

В исследованиях павловской школы была обнаружена связь конкретного типа темперамента с сочетанием определенных типов (свойств) нервной системы. (При этом важно учитывать, что сочетание нескольких типов нервной системы само выступает как некоторый «тип»). Основные результаты этих исследований можно отразить в следующей таблице.


^ Таблица 2 – Соответствие типов темперамента и свойств (типов) нервной системы


Психологический тип темперамента

Тип нервной системы

Сангвиник

Сильный, уравновешенный, подвижный

Флегматик

Сильный, уравновешенный, инертный

Холерик

Сильный, неуравновешенный (с преобладанием возбуждения), подвижный

Меланхолик

Слабый


Е.А. Климов (специалист по психологии труда) ввел представление о различии психологического «типа» и «индивидуального стиля деятельности». По его мнению, каждый из «чистых» типов обладает определенными недостатками в регуляции деятельности, к которым он должен как-то адаптироваться, приспосабливаться, формируя свой особый стиль деятельности. Например, ткачиха-многостаночница, флегматик, отличается замедленным реагированием на неожиданные изменения ситуации (например, поломку станка). В силу этого у нее формируется индивидуальный стиль деятельности: перед началом работы она много внимания уделяет отладке станков, предупреждению любых неожиданных поломок и неполадок т.д. Благодаря этому результативность ее труда оказывается не хуже, чем у ткачихи-сангвиника.


^ Тема 14 Конституционные теории темперамента. Теория темперамента Э. Кречмера

Согласно конституционным теориям, темперамент определяется не соотношением в теле человека определенных жидкостей, а типом телосложения (конституции) человека.

Основы конституционной теории темперамента изложены Эрнстом Кречмером в его работе «Строение тела и характер» [10].

В самом начале своей работы Кречмер отмечает, что в народных сказках у черта обычно острый нос, а у человека с юмором – толстый. Также женщина из народа со здравым смыслом обычно низкоросла, кругла и упирается руками в бедра. Все это говорит о связи черт темперамента и характера с типом телосложения человека.

Однако в целом в свою концепцию Кречмер строит на огромном количестве тщательных измерений телосложения людей и изучении их психических качеств, в основу чего был положен опыт клинической практики самого Кречмера.

Сначала Кречмер описывает четыре типа телосложения, являющиеся, по его мнению, основой соответствующих типов темперамента (особенности которых он описывает впоследствии).

1) астенический тип телосложения или лептосоматик. Он характеризуется хрупким телосложением, плоской и худой грудной клеткой. Плечи узкие, ноги длинные и худые, лицо обычно также худое, удлиненное;

2) пикнический тип, или пикник (слово пикник имеет и другое значение – роскошный завтрак на траве на лоне природы). Это человек с выраженной жировой тканью малым или средним ростом, приземистый, с расплывшимся туловищем, большим животом. Округлая голова на короткой шее. Кожа мягкая, не дряблая, хорошо облегает тело;

3) атлетический тип или атлетик. Человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, у него обычно высокий рост, широкие плечи, узкие бедра. Пропорции торса уменьшаются книзу, отличается стройностью фигуры. Плотная высокая голова прямо держится на свободной шее;

4) диспластик. Это человек с бесформенным (смешанным) телосложением. Здесь наблюдаются различные диспропорции телосложения: неправильная фигура, чрезмерный рост и т.д.

Далее Кречмер описывает собственно психологические типы темперамента, связывая их с определенным типом телосложения: шизотимик (астенический тип конституции), циклотимик (пикник), иксотимик (атлетический тип).

Шизотимик. Имеет астеническое телосложение. По своему психическому складу замкнут, иногда холоден, упрям, склонен следовать определенным установкам и принципам. С трудом понимает других. Их переживания и слабости и с трудом вступает с ними в контакт.

По образному выражению Эрнста Кречмера, шизоидные люди имеют поверхность и глубину. Они подобны римским домам и виллам, с закрытыми от солнца окнами, где в полумраке помещения могут идти шумные празднества.

Общие характеристики шизотимика:

1) необщителен, тих, сдержан, лишен юмора, чудак;

2) застенчивый, боязливый, тонко чувствующий;

3) в мелочах покладист, добродушен, склонен к послушанию, если это не касается его принципов;

Всех шизотимиков Кречмер дели на три группы:

1) ^ Тонко чувствующие аристократы (наблюдается не только некоторое высокомерие, отчужденность, но и культ принципа, формы, прежде всего формы поведения, этикета).

2) ^ Чуждые миру идеалисты, люди абстрактных принципов, постоянно проводящие эти принципы в жизнь, отчего люди с их слабостями кажутся им не совсем понятными. К этому психологическому типу относились Кант, Руссо, Робеспьер и др.

3) ^ Холодные, властные натуры, деспоты. Они могут «из принципа» мучить своего отца, мать, проявляют непослушание и чрезмерную жестокость в отношениях с близкими.

В целом шизотимики – это люди, психический склад которых характеризуется сосредоточенностью на какой-то одной абстрактной идее, принципе и т.п., отсюда недопонимание других людей с их слабостями, снижение уровня коммуникабельности и т.д.

Циклотимик. Имеет пикнический тип телосложения. Это человек, у которого настроение меняется «по кругу», постоянно колеблется между радостью и печалью (слово «цикл» означает «круг»). У людей этого типа может проявляться так называемый маниакально-депрессивный синдром.

Характеристики циклотимика. По Кречмеру:

  1. общителен, доброжелателен, ласков;

  2. весел, юмористичен;

  3. тихий, спокойный, мягкий;

  4. впечатлителен, у него циклически меняется настроение.

Хорошее понимание других людей у циклотимика связано с тем, что он признает их слабости, так же как допускает и свои собственные слабости.

Иксотимик. Иксотимик обладает атлетическим телосложением. Обычно это спокойный, мало впечатлительный человек, со сдержанными и уверенными жестами. Как правило, у него невысокая гибкость мышления, часто он мелочен и придирчив.


^ Тема 15 Понятие об эмоциях и чувствах и их основные разновидности


1 Понятие об эмоциях и чувствах.

2 Функции чувств.

3 Классификации чувств


Эмоции и чувства – это разновидность психических процессов, в которых в наибольшей мере проявляется «пристрастный», субъективный характер психического отражения.

Эмоции и чувства – это переживание индивидом его реальных отношений к окружающим явлениям, объектам и событиям, а также к другим людям, обстоятельствам и т.д. Само наличие такого «пристранстного» отношения (а затем его переживание в чувствах) возможно лишь в силу того, что у человека имеются мотивы, потребности и другие стремления, благодаря чему сами окружающие явления и приобретают личностный смысл. Вот почему мы сочли возможным рассмотреть тему «Эмоции и чувства» лишь после того, как мы изучили закономерности мотивационно-потребностной сферы. Хотя в принципе в целом ряде учебников по психологии в силу укоренившейся традиции сначала изучаются эмоции, а потом – личностная (мотивационная) сфера психики (в этом мы, в целом, не усматриваем особой ошибки).

По-видимому, неслучайно А.Н. Леонтьев трактовал эмоцию как «индикатор» личностного смысла; понятно, что личностный смысл, в свою очередь, задается мотивами личности.

Феноменологически эмоции и чувства различаются, хотя и тесно связаны друг с другом. ^ Чувство – это относительно устойчивое «пристрастное» отношение личности к какому-то объекту (другому человеку). Эмоция же более динамична и ситуативна: она есть форма проявление какого-либо чувства в конкретной ситуации. Например, мать любить своего ребенка (это чувство). Но данное чувство по-разному проявляется в разных ситуациях в виде разного рода эмоций: в одной ситуации мать гордится своим ребенком, в другой – опасается за него, в третьей – испытывает досаду и огорчение и т.д.

^ Функции эмоций и чувств. Можно выделить три основные функции эмоций и чувств:

1) Сигнальная (оценочная) функция. Дело в том, что чувство обычно сигнализирует нам о том, какой личностный смысл (положительный, отрицательный и т.д.) имеет данный объект или данное явление для конкретной личности. Так, если объект способен удовлетворить актуальную потребность личности, он вызывает положительное чувство (например, удовольствие), если же он препятствует этому – отрицательное (неудовольствие и т.д.). Некоторые виды чувств (радость, печаль) связаны с тем, какую временную перспективу то или иное событие или явление открывает для личности. Так, если, к примеру, событие открывает перед нами положительные перспективы, то мы испытываем чувство радости. Если же событие или происшествие (например, смерть друга) блокирует целый ряд жизненных перспектив и возможностей, то мы испытываем чувство печали.

2)^ Регулирующая (мобилизующая/демобилизующая) функция. Эта функция состоит в стимулировании нашей деятельности, усилении жизненного тонуса личности или, наоборот, в блокировании совершаемой деятельности, понижении жизненного тонуса. С этой точки зрения все чувств и эмоциональные состояния можно условно разделить на стенические (повышающие жизненный тонус) и астенические (снижающие его). Состояния тревоги, депрессии относятся к числу астенических эмоциональных состояний. Мобилизация/демобилизация совершаемой деятельности связаны как с нервными механизмами эмоциональных процессов (активизирующая роль подкорки – гипоталамуса, ретикулярной формации), так и с гуморальными механизмами (выделение в кровь гормонов, например, адреналина вызывает стимуляцию работы мышц, функций внутренних органов, кровеносных сосудов, сердца и т.д.).

В то же время существуют приемы регуляции эмоциональных состояний с использованием специальных формул внушения и самовнушения путем аутогенной тренировки, медитации и т.д. (см. Приложение). Значимость овладения этими приемами особенно велика в профессиональной деятельности, связанной со стрессами. Например, в спортивной деятельности существует задача преодоления так называемых предстартовых состояний (чрезмерное волнение, тревога, неуверенность и т.д.), которые могут отрицательно сказаться на результатах выступления спортсмена. Приемы регуляции и нормализации эмоциональных состояний с использованием формул внушения используется также как одна из техник психотерапевта или психолога-консультанта в работе клиентами (см. Приложение А).

  1. ^ Переключательная функция чувств реализуется в ситуации борьбы множества мотивов, когда чувство, в конечном счете, переключает мотивацию индивида в русло определенной деятельности, отбрасывая другие возможные направления деятельности в данных обстоятельствах. Эта функция по сути дела близка компенсаторной функции эмоций и чувств, выделяемой некоторыми авторами. В случае нехватки информации об особенностях сложившейся ситуации человек может принять решение, опираясь не на свое мышление, а на чувство, которое может подсказать наиболее оптимальный вариант деятельности в сложившихся условиях.

Классификация видов чувств имеет многоплановый характер. Прежде всего, еще со времен трактата Декарта «Страсти души» эмоции и чувства делятся по своему знаку на положительные (удовольствие, радость, любовь) и отрицательные (неудовольствие, печаль, ненависть, гнев, страх, тревога и т.д.). Кроме того, выделяют неопределенные или нейтральные по знаку чувства (удивление, любопытство и т.д.), а также двойственные, или амбивалентные чувства, когда в одном переживании совмещаются два противоположных чувства (например, радость-печаль, любовь-ненависть и т.д.). Особое значение имеет характеристика высших чувств, которые являются результатом длительного развития личности и во многом связаны с выходом его мотивации на ценностный уровень.


^ Тема 16 Высшие чувства

Высшие чувства – это такие чувства, которые существуют только у человека и представляют собой результат длительного развития личности. Высшие чувства связаны с духовными ценностями человека (нравственными, эстетическими и т.д.) и исследуются в рамках так называемой «психологии духовности». Они отличаются от различных элементарных чувств (страх, удовольствие, гнев и т.д.), которые могут присутствовать и у высших животных.

Традиционно выделяют 4 вида высших чувств: нравственные, эстетические, праксические и интеллектуальные чувства:

1) ^ Нравственные (моральные) чувства связаны с переживанием особых отношений между людьми, основанных на нравственных ценностях личности.

Особенностью нравственных чувств является их действенный, то есть ярко выраженный стенический характер, поскольку они требуют от человека определенных форм поведения и поступков, отвечающих нравственным критериям.

К нравственным чувствам относятся чувства жалости и сострадания, чувство справедливости, долга, ответственности, а также чувство стыда по поводу совершаемых человеком низменных или недостойных поступков. Кроме того, к ним относятся чувство нравственного удовлетворения при виде высоко-моральных поступков другого человека и нравственного негодования при виде совершаемых кем-то недостойных и безнаказанных действий. Если человек не способен негодовать, возмущаться при виде совершающегося зла, сохраняя при этом чисто созерцательную позицию, значит, его моральные чувства не развиты.

Нравственные отношения регулируются нравственным принципами. Формулировка (достаточно четкая) основного нравственного закона принадлежит, как известно, Иммануилу Канту, опиравшемуся здесь на традицию Аристотеля и некоторых других мыслителей. Основная формулировка этого закона – формальная, она гласит: «Поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы другие поступали по отношению к тебе». Если говорить о принципах конкретной (практической) этики, то необходимо учитывать, что все ее требования можно свести к трем: будь полезен другому, будь внимателен к другому, не мешай другому. В этом плане и необходимо осмысливать и направлять усвоение конкретных этических норм и правил этикета в процессе воспитания учащихся.

Нужно сказать и о такой широко распространенной проблеме современного общества, как невыполнение требований долга. Чувство долга предполагает ответственность человека перед другими людьми, обществом, причем ответственность внутреннюю и действенную, основанную на моральном императиве. Однако люди зачастую не выполняют свой долг благодаря тому, что они подменяют его заключением между собой неких условных соглашений. Отклонение от выполнения человеком долга часто «подкрепляются» еще и материальным фактором, что является довольно распространенным в современной жизни явлением (в частности, ткоррупция в государственном аппарате). «После подкупности, – пишет Елена Рерих, – не менее позорно неделание долга. Но это преступление так всасывается от малых лет, что и воздействие возможно лишь с малолетства» [11, с.58-59];

^ 2) Эстетические чувства. Эти чувства связаны с реализацией эстетических отношений личности к окружающей действительности. К ним относятся чувства прекрасного и возвышенного, а также комического (ирония, юмор) и трагического. Эстетические чувства могут вызываться не только произведениями искусства, но и различными явлениями окружающего мира (природные пейзажи, ландшафты, другие люди, различные явления, события и т.д.). Даже промышленное изделие (произведение дизайна) может иметь эстетическую ценность. Эстетические чувства можно подразделить на две пары чувств: прекрасное – возвышенное и трагическое – комическое. Выделяются также чувства, связанные с отрицательными эстетическими качествами объектов, – это чувства низменного, безобразного и ужасного.

Прекрасное – возвышенное. Чувства прекрасного и возвышенного связаны с проблемой утверждения и проявления свободы человека, достижения гармонии между сущностью человека и ее конкретными, видимыми проявлениями.

^ Чувство прекрасного возникает при восприятии явлений, выражающих уже достигнутую гармонию сущности человека и конкретных форм его проявления. Так, например, прекрасен человек в национальном костюме, который подверкивает особенности его национального характера; прекрасна любящая мать, которая с увлечением шьет одежду для своего маленького ребенка и т.д.

В отличие от этого возвышенное – это проявление не уже завоеванной свободы, а процесса ее завоевания, когда происходит попытка обуздать еще не покорные человеку природные или общественные стихии (силы), гармонизировать их. Возвышенное содержит момент героического порыва пред лицом грандиозных катастроф, катаклизмов и природных сил, высвобождающих огромную, необузданную пока энергию, которая не только подавляет человека, но и зовет его на борьбу за достижение большей гармонии и свободы. Правда, героическое не эквивалентно возвышенному, ибо героическое выражает порыв человека перед лицом главным образом социальных «бурь». Интересно, что Кант считал прекрасное присущим в большей мере женщине, возвышенное – мужчине.

Нужно отметить, что если в творчестве Моцарта преобладало чувство прекрасного, то у Бетховена – чувство возвышенного, героического. У Бетховена есть даже произведение под названием «Героическая соната». У Шопена также есть музыкальная пьеса под названием «Революционный этюд», которая выражает порыв героического чувства.

Вторая пара эстетических чувств, составляющих как бы некоторую противоположность, это чувства комического и трагического.

^ Трагическое – комическое. Если прекрасное и возвышенное выступают как безусловно положительные эстетические начала (ценности), а также как соответствующие им чувства, то трагическое и комическое являются результатом сложного взаимодействия этих позитивных ценностей с антиценностями (низменное, безобразное, ужасное). Чувства низменного, безобразного и ужасного (в эстетическом смысле слова) выступают, таким образом, как эстетические чувства, возникающие при созерцании безусловно негативных явлений жизни и содержащие содержат момент отражения безусловного зла. Однако в реальной жизни добро и зло переплетаются друг с другом, вступают в различные сложные сочетания и коллизии (Ю. Борев).

Комическое выступает как большее или меньшее принижение положительной ценности какого-либо явления, которое необоснованно представлялось таковым. Комические чувства выступают в виде иронии и юмора.

При этом в юморе вскрываются незначительные недостатки в целом положительного явления (например, человека). Психолог С.Л. Рубинштейн отмечал, что юмор – это всегда максимально щадящее чувство, помогающее совершенствованию некоторого позитивного явления. Например, высмеивается чудаковатый профессор, погруженный в занятия любимой наукой, но в повседневной жизни очень рассеянный, попадающий в смешные положения (человек высмеивается, но дается понять, что в целом он человек хороший, положительный). В юмористической интонации подан и образ рассеянного чудака-профессора в романе Ж. Верна «Дети капитана Гранта».

В иронии же происходит полное моральное «изничтожение» (обесценивание) негативного явления, проявляется злая насмешка над злом, разным способом выставляющего себя в розовом свете; зло может привлечь на свою сторону даже общественное мнение. Жанр произведений искусства, основанный на иронии, – это сатира. Сатира беспощадна, как и лежащее в ее основе чувство иронии.

Чувство трагического содержит момент созерцания неизбежной гибели прекрасного, возвышенного явления в его неравной борьбе со злом. В то же время трагические чувства содержат не только идею смерти (гибели) чего-то позитивного, хорошего, но и идею духовного преодоления этой смерти, то есть устремленности человека к бессмертию. Так, например, в неравной борьбе с обстоятельствами герой гибнет, оказывается непонятым окружающими, но его деяние прокладывает путь потомкам, остается в людской памяти.

Португальский философ и психолог ХХ века Мигель Уномуно написал трактат «О чувстве трагического у людей и народов». В нем он также связывал трагическое с преодолением смерти и устремленностью к бессмертию. Интересно, что, по его мнению, трагическое может проявляться и в чувстве любви, так как любовь всегда противостоит смерти, связана с потребностью остаться в памяти другого человека в своей неповторимой индивидуальности.

В более примитивных формах трагическое проявляется в довольно распространенном чувстве тщеславия (например, у современных звезд эстрады).

3)^ Праксические чувств�� – это отклик на многообразие и богатство человеческой деятельности (нем. Praxis).

Они возникают особенно часто при выполнении ответственной, общественно значимой деятельности; к ним принадлежат чувства творческого порыва, вдохновения и т.д. В этом случае даже усложнение деятельности может привести не к ее угасанию, а к привнесению в нее творческого, эмоционального порыва как положительного стимула деятельности.

4) интеллектуальные чувства. Эмоциональные переживания, возникающие в процессе активной познавательной деятельности, называются интеллектуальными чувствами. Это чувства любопытства, любознательности, радости познания, чувства уверенности в правильности решения задачи или сомнения в нем. Весь этот класс высших эмоций и чувств связан с познавательными потребностями и интересами человека, с жаждой познания, с регуляцией процесса поиска истины и т.д. Примером интеллектуального чувства является «чувство близости решения» (О.К. Тихомиров), возникающее при решении мыслительных задач.

Литература


1 Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 128 с.

2 Шпрангер Э. Основные типы индивидуальности // Психология личности. Тексты /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – С.55–60.

3 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973. – 424 с.

4 Леонгард К. Акцентуированные личности // Психология индивидуальных различий. Тексты / под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М. : Изд-во МГУ, 1982. – С. 270–287.

5 Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков //Психология индивидуальных различий. Тексты / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М. : Изд-во МГУ, 1982. – 288–318.

6 Фромм Э. Бегство от свободы; Человек для себя / пер. с англ Д.Н. Дудинского. – Мн.: ООО «Попурри», 1998. – 672 с.

7 Братусь Б.С. Аномалии личности. – М. : Мысль, 1988. – 301 с.

8 Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии //Психология индивидуальных различий. Тексты / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М. : Изд-во МГУ, 1982. – С.32–38.

9 Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии //Психология индивидуальных различий. Тексты /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М. : Изд-во МГУ, 1982. – С.39–38.

10 Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты / под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М. : Изд-во МГУ, 1982. – С.219–247.

11 Рерих Е. Агни-йога. Побуждение, труд /Сост. В. Крупко, Т. Воробьева. – Рига : Виеда, 1991. – 78 с.


Приложение А

(справочное)

Приемы регуляции эмоциональных состояний



kodifikacii-grazhdanskogo-zakonodatelstva-v-ukraine.html
kodifikator-elementov-soderzhaniya-po-obshestvoznaniyu-dlya-sostavleniya-kontrolnih-izmeritelnih-materialov-kim-stranica-15.html
kodifikatori-elementov-soderzhaniya-i-trebovanij-k-urovnyu-podgotovki-vipusknikov-osnovnoj-shkoli-specifikacii-kontrolnih-izmeritelnih-materialov.html
kodirovanie-gostinichnih-cepochek-sostaviteli-tatyana-muchnik.html
kodirovanie-ot-kureniya-kodirovanie-legkij-sposob-brosit-kurit-ili-pryamoj-put-k-potere-rassudka.html
kodirovanie-tovarov.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-rossijskogo-gosudarstvennogo-pedagogicheskogo-universiteta-im-a-i-gercena-na-2011-2015-gg.html
  • klass.bystrickaya.ru/aleksandr-tihonov-ispoved-zverya-sbornik-rasskazov-zov-pripyati.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-3-yakov-shprenger-genrih-kramer-molot-vedm.html
  • shkola.bystrickaya.ru/otvechaet-melhisedek-da-imenno-s-zemli-nizhegorodskoj-nachnyotsya-vozrozhdenie-rossii-kak-edinogo-duhovnogo-centra-vsej-planeti.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trudovoe-pravo-ukraini.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-3-all-you-need-is-love-bol-v-rukah.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/upravlenie-po-kriteriyu-proizvoditelnosti-vnutrennyaya-sreda-organizacii-59-voprosi-75-glava-4-vneshnyaya-sreda-v-biznese-77.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-goda-dalyokie-2-yavlyayushayasya-vtoroj-chastyu-dilogii-pervaya-kniga-goda-dalyokie.html
  • college.bystrickaya.ru/2-sushnost-i-znachenie-ekspertizi-nagaev-v-v-n16-osnovi-sudebno-psihologicheskoj-ekspertizi-ucheb-posobie-dlya-vuzov.html
  • letter.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-nauchnaya-konferenciya-otechestvennaya-vojna-1812-goda-ekranizaciya-pamyati-moskva-24-26-maya-2012-goda.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernaya-programma-disciplini-fiziko-himiya-neorganicheskih-materialov-rekomendovano-minobrazovaniem-rossii-dlya-napravleniya-podgotovki.html
  • books.bystrickaya.ru/dvenadcataya-glava-german-gesse.html
  • writing.bystrickaya.ru/7-nalichie-sportivnogo-zala-imeetsya-ploshad-1491m2-no-v-avarijnom-sostoyanii-zaklyuchenie-tehnicheskogo-obsledovaniya-ooo-tehekspert-ot-26032010g-6-018109-zanyatiya-provodyatsya-v-zale-foka.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/povishenie-bezopasnosti-rabotnikov-pri-obsluzhivanii-bikov-proizvoditelej.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-vtoraya-kak-zadavat-voprosi-chtobi-podderzhat-razgovor-talk-language-c-allan-pease-alan-garner-1985.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/37-bogosluzhenie-vladimirskij-sobor-1274g-nravi-duhovnij-podyom-14v-2-propoved-apostola-andreya-pervozvannogo.html
  • tests.bystrickaya.ru/logicheskij-atomizm-traktata-ot-sintaksisa-k-ontologii-chast-13.html
  • turn.bystrickaya.ru/odobrit-otchet-o-rezultatah-deyatelnosti-rukovoditelya-administracii-lyubereckogo-municipalnogo-rajona-i-administracii-lyubereckogo-municipalnogo-rajona-za-2010-god-prilagaetsya-stranica-2.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-prinyata-na-pedagogicheskom-sovete-protokol-1-ot-2010-g.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vinnij-tur-na-majskie.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kak-podsadit-restoran-na-svoj-produkt-ili-btl-na-rinke-horeca.html
  • klass.bystrickaya.ru/9-dokumentaciya-i-otladka-uchebnoe-posobie-po-kursu-tehnologiya-programmirovaniya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/manners-exist-essay-research-paper-many-people.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vnutrigorodskoe-municipalnoe-obrazovanie-kapotnya-pravitelstve-moskvi-po-rezultatam-publichnih-slushanij-po-proektu.html
  • student.bystrickaya.ru/-pochti-polovina-budushih-pervoklassnikov-uzhe-zapisalas-v-shkolu-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tairibi-shkrm-dajberdli-alaman-mamir-poemasin-taldau-sabati-masati.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/teoriya-socialnogo-dejstviya-m-vebera.html
  • spur.bystrickaya.ru/komandnij-punkt-i-ego-svyazi-elhonon-goldberg-upravlyayushij-mozg-lobnie-doli-liderstvo-i-civilizaciya-annotaciya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/avtor-podgotovili-mariya-sokolova-anna-tkach-pnpru-01072011-gosudarstvennaya-duma-plenarnoe-zasedanie-29-iyunya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/standart-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya-metodicheskoe-soprovozhdenie-uchebnih-materialov-novogo-pokoleniya.html
  • reading.bystrickaya.ru/marina-krimova-glavnaya-kniga-sudbi-polnoe-prakticheskoe-rukovodstvo-stranica-11.html
  • education.bystrickaya.ru/3-fiziokrati-plan-etoj-chasti-ot-istokov-do-platona-analiticheskie-dostizheniya-aristotelya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-russkoj-revolyucii-stranica-14.html
  • lecture.bystrickaya.ru/arzhi-narii-nrali-arajlim-bahitzhanizi.html
  • textbook.bystrickaya.ru/illyustracii-i-burmaginoj-oformlenie-a-f-sergeeva-pisahov-s-g-ledyana-kolokolnya-skazki-i-ocherkisost-l-yu-shulman-stranica-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.