.RU

Л.В. Куриленко - Л. В. Вандышева Самарский государственный университет


^ Л.В. Куриленко
Самарский государственный университет


В настоящее время, несмотря на противоречивый характер совре-менных процессов, все же создаются условия для устойчивого социального развития и формирования среды, благоприятной для реализации творческого потенциала личности. Приоритетными становятся интересы каждого чело-века; достоинство, равенство, социальная справедливость, ответственность и безопасность определяют смысл современной социальной политики.

В этот период важным фактором решения социальных проблем выступает социальная работа, чья стратегия и тактика должна быть направлена на выявление истоков и потенциала социальной работы как системы знаний, выделение ее ключевых направлений, охватывающих все основные сферы ее содержания и организации. Особое место занимают вопросы подготовки специалистов социальной работы, уровень компе-тентности которых отвечал бы запросам современного общества 1.

В связи с этим необходима разработка новой акмеологической пара-дигмы профессиональной подготовки специалистов социальной работы, в которой возрастает значение исследовательской деятельности как базовой составляющей и создающей условия для личностного и профессионального роста обучающихся.

Исследовательская деятельность представляет собой вид самостоя-тельной деятельности студентов и призвана выполнять развивающую, ин-формационно-обучающую, ориентирующую, стимулирующую, воспиты-вающую, рефлексивную функции. Все они в совокупности позволяют в полной мере аккумулировать приобретенные в процессе обучения знания, умения и навыки, необходимые для осуществления в будущем профессиональной деятельности.

В результате мониторинга, проводимого в высших профессиональных образовательных учреждениях г. Самары с целью выявления значимости исследовательской деятельности в профессиональной подготовке специа-листов социальной работы, пришли к следующим выводам:

1. Приоритетной целью исследовательской деятельности является интеллектуальное и нравственно-духовное развитие человека на основе вовлечения его в самостоятельную поисковую деятельность. Данная цель созвучна основным задачам современных образовательных процессов, среди которых - творческая деятельность его субъектов (студент, научный руководитель); познание мира путем вступления в активный диалог с ним; самостоятельный поиск истины на основе имеющегося опыта. Своеобразным итогом исследовательской деятельности выступают качественные и количественные показатели развития личности субъектов, проявляющиеся в уникальных свойствах личности, в индивидуальном опыте, в котором следует выделять ценностный, эмоциональный, операциональный опыт, опыт сотрудничества в становлении себя посредством самореализации.

2. Особенность исследовательской деятельности, основанной на сотрудничестве, заключается в создании диалоговых ситуаций. Образовательная система профессиональной подготовки, базирующаяся на учебном диалоге, способствует становлению индивидуальности личности каждого из его субъектов. Сензитивной формой исследовательской деятельности является обучающее общение, в процессе которого субъект интегрируется своим особенным Я в данную структуру, исполняя свойственные ему социальные роли. Самостоятельная исследовательская деятельность студента востребует необходимость серьезных изменений в целостном учебно-воспитательном процессе на основе внедрения новшеств, позволяющих активизировать процесс формирования навыков самостоятельной исследовательской деятельности, что находит свое отражение в качественном изменении методического инструментария преподавателя, в основе которого - механизм «единства многообразия» и диалогический принцип применения методов обучения и форм организации исследовательской деятельности.

3. Одним из важнейших условий самостоятельной исследовательской деятельности студента является организация и технология подготовки преподавательского коллектива к управлению ею. Результативным может быть регулярное проведение научно-методических семинаров, цель которых – подготовка преподавателей к руководству исследовательской деятельностью студентов в соответствии с акмеологической парадигмой профессиональной подготовки.

4. Концептуальная модель личности преподавателя, руководящего исследовательской деятельностью студента, отражающая идеи и назначение системы подготовки, включает деятельностный, мотивационный, рефлексивный, эмоциональный компоненты. Эта модель позволяет выявить содержательные характеристики, представляющие собой профессионально значимые качества каждого из них: педагогическое мышление, имеющее в виду важность самостоятельной исследовательской деятельности студента; педагогическая направленность, подразумевающая методы и формы руководства самостоятельной исследовательской деятельностью студента; педагогическая рефлексия, позволяющая оценивать каждый свой шаг по включению студента в самостоятельную исследовательскую деятельность; педагогическая Я-концепция, делающая возможным моделирование себя как профессионала в процессе руководства исследовательской деятельностью студента.

5. Качественная профессиональная подготовка преподавателей к деятельности по руководству исследовательской деятельностью студента в режиме акмеологической парадигмы возможна, если в основе ее - формирование профессионально-педагогического сознания, которое способствует отражению педагогической действительности на основе реализации собственной индивидуальности в процессе руководства исследовательской деятельностью студента и реализации объективных качеств профессионала. Общим показателем подготовки преподавателей высших профессиональных образовательных учреждений выступает профессионально-педагогическая культура как высший уровень развития личности преподавателя. Воплощение себя как профессионала и себя как индивидуальности в процессе руководства самостоятельной исследовательской деятельностью студента - взаимообусловливающие друг друга процессы, без которых не может сформироваться и полностью проявиться индивидуальность личности как таковая.

6. Основополагающим законом деятельности в рамках руководства исследовательской деятельностью студента является закон репродуцирования, который позволяет считать студента и преподавателя полноправными субъектами учебно-воспитательного процесса, влияющими друг на друга, взаиморазвивающимися и взаимосовершенствующимися.

7. Проведенное исследование позволило выявить теоретические и практические проблемы, требующие дальнейшего изучения: управление в процессе самостоятельной исследовательской деятельности студента, так как в этом случае приходится отказываться от привычных стереотипов, сложившихся принципов, правил и форм контроля, по-видимому, необходимы более органичные формы управления во взаимосвязи с самоуправлением и самоконтролем; соединение демократических ценностей с высшим уровнем и качеством образования в условиях акмеологической парадигмы профессиональной подготовки; трудности субъективного характера, в частности, в ситуации руководства исследовательской деятельностью встает проблема психологической совместимости субъектов деятельности.


Библиографический список

  1. Актуальные проблемы современной социальной работы. – /Под ред. В.И.Жукова. - М.: «Союз», 2007.

  2. Валеев Г.Х. Методология научной деятельности в сфере социально-гуманитарного знания /Г.Х. Валеев. – М.: ВЛАДОС, 2005.

  3. Зимняя И.А. Научно-исследовательская работа: методология, теория и практика организации и проведения /И.А. Зимняя. – М.: Логос, 1999.

  4. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология /А.М. Новиков, Д.А. Новиков – М.: СИНТЕГ, 2007.


Формирование профессионального социально-педагогического

мышления будущих специалистов по социальной работе


^ О.С. Маметьева

Магнитогорский государственный университет


Любой вид профессионального мышления является частным случаем мышления вообще, которое является продуктом и способностью человеческого мозга с помощью мыслительных операций отражать и осмысливать реальную действительность, проникать в сущность законов развития природы, общества, самой интеллектуальной деятельности. На этом основывается отношение человека к окружающему миру, познание, присвоение, преобразование действительности. В зависимости от того, какую область объективного мира познает человек, его мышление, отражая специфику диалектики развития вещей и явлений в ней, приобретает характерные черты, преобразуется и формируется в определенный тип. Поэтому, прежде чем определить сущность и особенности «профессионального социально-педагогического мышления», нам представляется необходимым сравнить его с теми видами мышления, которые, так или иначе, имеют сходные черты.

1. ^ Педагогическое мышление. Развернутую трактовку этой категории дает И.И. Казимирская: педагогическое мышление – это концептуальное мышление, включающее представления учителя о сущности мира, человека, движущих силах его развития; представление о себе самом, о роли учителя в судьбе растущей личности, о пределах вторжения в ее внутренний мир. Для нас она интересна тем, что содержит признаки диалектического мышления (концептуальность, представления о сущности мира, человека, его движущих силах, о себе самом и др.) [1].

Отметим, однако, что с точки зрения метода дополнительности, здесь речь идет о педагогическом мышлении высшего методологического уровня. Мы же, исходя из диалектичности и «педагогичности» мышления любого человека поддерживаем идею Г.Г. Гранатова об обобщении категории «педагогическое мышление» на всех людей (разделяя его на профессиональное и непрофессиональное): «Педагогическое мышление – это наиболее диалектичное мышление, направленное на реализацию развивающего образования и самообразования человека» [2, с.154]. Из-за этой направленности и необходимой рефлексивности мы называем его педагогическим. Самостоятельность, самокритичность, рефлексивность, умение быстро ориентироваться в условиях современной жизни - это качества, необходимые сейчас любому человеку, который, в связи с этим, должен во многом быть «сам для себя педагогом», должен непрерывно самообразовываться, должен владеть своеобразным, субъективно и объективно значимым педагогическим мышлением. Это своеобразие связано и со спецификой мировоззрения человека, и с профессией, и с родительскими функциями, и с особенностью характера человека, и с другими факторами. Поэтому известный сократовский афоризм «познай самого себя» является для любого человека не только философской, но и педагогической задачей.

Мы считаем, что педагогическое мышление свойственно любому человеку в той или иной степени. Профессионально-педагогическое (в нашем исследовании это социально-педагогическое мышление) свойственно специалисту, выполняющему социальную работу, как профессионалу и реализующему научные социально-педагогические закономерности в своей деятельности. Поэтому далее будет логично рассмотреть сущность профессионального мышления.

2. Профессиональное мышление – это одна из форм мышления. Она имеет целый ряд отличительных особенностей и свойств:

Таким образом, профессиональное мышление – это мышление, включенное в различные виды деятельности, направленное на решение специфических задач в конкретных условиях этой деятельности и составляющее ее неотъемлемую часть.

Всякое мышление социально по сути, но не всякое мышление является социальным. ^ Социальное мышление – это конструирование и понимание индивидом социальной реальности как условий, среды своей собственной жизни, что предполагает:

Мышление определяется как социальное не потому, что оно является мышлением человека как социального существа (в этом смысле все мышление человека является социально детерминированным), а потому, что это мышление личности о социальной действительности, которая является его объектом. Его конкретным предметом являются «социальная действительность в совокупности феноменологических и сущностных характеристик (социальных процессов, событий, ситуаций, взаимоотношений и поведения людей), а также его собственная жизнь» [3, с.41]. Мышление личности выражает ее отношение к социальной действительности в целом, а также к конкретным формам этой действительности в данном обществе в данную эпоху. Посредством социального мышления личность вырабатывает систему взглядов на действительность, придает определенность неопределенным отношениям, осуществляет своего рода теоретизацию способа жизни в своей концепции жизни. Основная функция социального мышления – функция обеспечения самоопределения, индивидуального способа жизни личности в обществе, осознания своего жизненного пути. В данном понимании социального мышления нам представляется интересным то, что в нем совмещаются отношение личности к окружающей социальной действительности и отношение к себе (определению своего места) в социальной среде. Таким образом, осуществляется взаимодополнительность познания окружающего мира с самопознанием.

Для того чтобы определить понятие, надо найти его ближайший род и видовые отличия. Если представить соотношение понятий: «мышление», «педагогическое мышление», «профессиональное мышление», «профессионально-педагогическое мышление», «социальное мышление» и представить его в виде кругов Эйлера (рисунок 1), то наиболее близким по родовым признакам профессиональному социально-педагогическому мышлению окажется профессионально-педагогическое мышление.

Таким образом, профессиональное социально-педагогическое мышление: во-первых, педагогическое, т.е. специалист в той или иной степени сам берет на себя функции учителя и постигает – познает, чувствует и сопереживает научные и духовные истины почти одновременно, взаимодополнительно и самостоятельно. Во-вторых, поскольку это осуществляется в профессиональной социально-педагогической деятельности, то мышление специалиста - профессиональное, ориентированное на профессиональную деятельность. В третьих, мы к определению профессионального педагогического мышления добавляем такой элемент как социальное. Мышление человека, который осуществляет свою профессиональную деятельность в сфере «человек-человек» по определению должно быть социально-коммуникативным, диалогичным, направленным на межличностное общение. Поэтому одним из основных качеств специалиста по социальной работе и социального педагога мы считаем социальную рефлексию.

На основании этого можно рассматривать мышление специалиста по социальной работе как интегральное образование, структура которого представляет единство общих, профессиональных, социально-педагогических и индивидуально-личностных особенностей. Оно направлено:




Мышление



Педагогическое мышление



Профессиональное мышление



Профессионально-педагогическое мышление





Социальное

мышление


Профессиональное социально-педагогическое

мышление



Рисунок 1. - Родовые отношения понятий: «мышление», «педагогическое мышление», «профессиональное мышление», «профессионально-педагогическое мышление», «социальное мышление» и «профессиональное социально-педагогическое мышление»


^ Библиографический список

  1. Казимирская И.И. Теоретические основы формирования педагогической направленности мышления учителя в системе профессионального образования: автореф. дис….д-ра пед.наук /И.И. Казимирская. – М., 1992. – 34 с.

  2. Гранатов Г.Г. Концепция дополнительности в философии образования человека (диалектика и психология мышления) /Г.Г. Гранатов. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 230 с.

  3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.


Проектирование модели формирования готовности

будущего специалиста по социальной работе к использованию

новых информационных технологий в профессиональной деятельности


Олейник Е.В.

^ Магнитогорский государственный университет


Наличие точного представления о сущности и содержании процесса формирования готовности будущего специалиста по социальной работе к использованию новых информационных технологий (далее НИТ) в профессиональной деятельности требует обращения к проектированию данного процесса.

Термин «проектирование» (от лат. «projectus» – брошенный вперед), пришедший в педагогику из технического знания, определяет процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта; специфическую деятельность, результатом которой является научное, теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений 1, с. 47.

Процесс проектирования включает в себя ряд этапов.

Первый этап – подготовительный. Основное содержание деятельности на данном этапе сводится к следующему: определение объекта и формулировка цели проектирования; выбор методов и средств проектирования; обоснование теоретического обеспечения проектирования рассматриваемого объекта.

В нашем исследовании объектом проектирования выступает процесс формирования готовности будущего специалиста по социальной работе к использованию НИТ в профессиональной деятельности. В соответствии с принципами целенаправленности, решаемости проблемы и перспективности, сформулируем цель проектирования данного объекта. Целью проектирования является разработка модели формирования готовности будущего специалиста по социальной работе к использованию НИТ в профессиональной деятельности. Принципиальная решаемость поставленной цели, как одно из требований эффективности процесса проектирования, обеспечивается накопленным научным опытом в решении аналогичных задач, который был учтен и активно использовался нами.

Следующая задача данного этапа – выбор методов и средств проектирования. В нашем исследовании в качестве основного метода использовался метод структурного анализа и проектирования, кроме того, мы использовали такие методы, как моделирование, конструирование, схематизация, применяемые в педагогическом проектировании.

В процессе педагогического проектирования используются две группы средств – материальные и духовные. К первой группе средств относят законодательные акты, документы, схемы, таблицы, а также такие современные средства, как информационные технологии. Ко второй группе средств относят систему знаний о способах моделирования, конструирования и реконструирования идеальных и социальных объектов в процессе проектирования; общие средства научных исследований; ключевые теоретические положения педагогической и смежных наук в аспекте рассматриваемой проблемы 2, с.24-25. Мы также использовали данные средства при проектировании исследуемого нами объекта.

Теоретическим обеспечением проектирования модели формирования готовности будущего специалиста по социальной работе к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности выступили:

– концепция педагогического проектирования (В.С. Безрукова, М.П. Горчакова-Сибирская, Е.С. Заир-Бек, И.А. Колесникова, Л.М. Кустов, Н.А. Норенкова, Н.О. Яковлева и др.);

– теория и методика профессионального образования (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, А.Г. Гостев, М.А. Емельянова, Е.Ф. Зеер, Р.А. Литвак, И.В. Резанович, В.Н. Худяков и др.);

– теория развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев), а также идеи об интегральных характеристиках личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.П. Буева, Н.Ф. Добрынин А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн);

– теория профессионального образования специалистов социальной сферы (Л.С. Алексеева, И.Г. Зайнышев, П.Е. Злобин, Н.Ю. Клименко, Ю.А. Кудрявцев, Р.М. Куличенко, Л.Я. Олиференко, С.В. Тетерский, Л.В. Топчий, Н.Б. Шмелева и др.);

– исследования в области методологии, теории и практики информатизации образования (Г.А. Бордовский, А. Борк, Я.А. Ваграменко, Е.П. Велихов, А.П. Ершов, В.А. Извозчиков, И.В. Роберт, Е.К. Хеннер и др.);

– концепции контекстного (А.А. Вербицкий, О.К. Тихомирова и др.), интегративного (И.Д. Зверев, Е.Н. Кабанова-Меллер, Ю.А. Самарин и др.) и рефлексивного (Т.М. Давыденко, А.Я. Найн, Н.Я. Сайгушев и др.) обучения.

Второй этап – создание опытного образца, т.е. проектирование структуры и содержания модели формирования готовности будущего специалиста по социальной работе к использованию НИТ в профессиональной деятельности. Важность данного этапа обусловлена тем, что модель выступает связующим звеном, которое обеспечивает логический переход исследуемой проблемы в действительность.

Нами представлена модель структурно-содержательного характера, которая включает в себя блок управления, блок педагогических условий, процессуальный и результативный блоки.

Блок управления определяет требования к организации рассматриваемого процесса, на основе которых преподаватель осуществляет формирование готовности будущего специалиста по социальной работе к использованию НИТ в профессиональной деятельности в процессе его профессиональной подготовки. Его разработка является важным моментом в проектировании модели рассматриваемого процесса, поскольку он выступает по отношению к остальным блокам модели в качестве управляющей инстанции. Кроме этого, данный блок не просто управляет моделью, а служит определяющим фактором содержательной разработки остальных блоков, определения связей развития и порождения, четкого понимания терминальной точки проектируемой нами модели – результата, к которому мы стремимся. В структуру данного блока мы включили три компонента: нормативный, целевой и научного обеспечения.

Нормативный компонент отражает современное состояние и перспективы развития системы высшего профессионального образования (ВПО). Его составляют следующие нормативно-правовые акты, регулирующие социально-значимые аспекты жизни общества: законы РФ, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», федеральная программа «Электронная Россия (2002-2010 гг.)», «Национальная доктрина образования до 2025 г.», Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Сопоставление главных идей, содержащихся в данных документах, позволило выявить приоритетные цели, стоящие перед системой ВПО, и сформулировать основные положения целевого компонента разрабатываемой модели, т.е. определить конкретную, перспективную и оперативную цели.

В качестве конкретной цели, однозначно определяющей результат, мы рассматриваем формирование готовности будущего специалиста по социальной работе к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности, а в качестве перспективной – формирование у него установки на саморазвитие опыта использования данных технологий. Оперативная цель по своему содержанию представляет декомпозицию конкретной и перспективной целей на комплекс основных и промежуточных подцелей – задач. В контексте нашего исследования группа основных подцелей соотносится с задачами формирования компонентов готовности (мотивационного, когнитивного, деятельностного, рефлексивного), а группа промежуточных подцелей – с задачами этапов исследуемого процесса: мотивационно-целевым, активно-действенным и рефлексивным.

В компонент научного обеспечения включены подходы (системный, интегративный, контекстный, рефлексивный) и принципы организации процесса формирования готовности будущего специалиста по социальной работе к использованию НИТ в профессиональной деятельности (междисциплинарной интеграции, конструктивного взаимодействия, имитационного моделирования, гибкости, взаимосвязи теории с практикой, центрации на личность, обратной связи, рефлексивной активности) 3, с. 38.

Блок педагогических условий. Практическая реализация выделенных принципов осуществляется на основе определенных педагогических условий, которые обеспечивают достижение результата модели, как переход будущего специалиста по социальной работе с одного уровня готовности к использованию НИТ в профессиональной деятельности на более высокий и качественно отличный от предыдущего.

Анализ изучаемой проблемы по обозначенным выше направлениям позволил нам выделить следующий комплекс педагогических условий:

Блок педагогических условий, взаимосвязывая блок управления с процессуальным блоком, определяет содержательные особенности последнего. В его структуру мы включили три компонента: содержательный, технологический и организационный.

Содержательный компонент является одним из основных в данном блоке. В модели с целевой ориентацией на формирование готовности будущего специалиста по социальной работе к использованию НИТ в профессиональной деятельности данный компонент выступает в виде дисциплин, так или иначе формирующих данную готовность у студентов, и авторского спецкурса «Информационные технологии в социальной работе с различными категориями населения», учебно-методические комплексы. Ядро данного компонента – комплекс знаний о НИТ теоретического, методического и технологического характера. Разработка содержательного компонента связана с реализацией первого педагогического условия.

Технологический компонент включает в себя выбранную нами контекстную технологию в качестве ведущей и средства обучения.

Под средством обучения мы понимаем орудия деятельности преподавателя и студента, которые представляют собой материальные и идеальные объекты, вовлеченные в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности. Все применяемые средства обучения мы разделили на: информационные (Интернет, авторские пособия, учебники; программы семинарских и практических занятий); диагностические (анкеты, тесты, опросные листы, диагностические методики); обучающие или средства прямого реагирования (практико-ориентированные задачи).

Последний компонент данного блока – организационный – связан с выделением этапов организации рассматриваемого процесса. Учитывая конкретную и перспективную цели проектируемой нами модели, мы выделяем три этапа рассматриваемого процесса: мотивационно-целевой, активно-действенный и рефлексивный.

Результативный блок отражает реализацию третьего педагогического условия. Он включает уровни (высокий, средний, низкий), критерии (мотивация изучения и использования НИТ в профессиональной деятельности; знания в области НИТ; умения использования НИТ в профессиональной деятельности; рефлексия личностного роста), показатели критериев, диагностические методики и методы статистической обработки результатов.

В наглядном виде схема модели формирования готовности будущего специалиста по социальной работе к использованию НИТ в профессиональной деятельности представлена на рис. 1.



^ Нормативный компонент: законы РФ, Концепция модернизации РО на период до 2010г., ГОС ВПО, федеральная программа «Электронная Россия (2002-2010 гг.)», Национальная доктрина образования до 2025 г.

^ Целевой компонент: Конкретная цель: формирование готовности студента к использованию НИТ. Перспективная цель: формирование установки на саморазвитие опыта использования НИТ. Оперативные цели: декомпозиция первых на основные и промежуточные задачи







^ Компонент научного обеспечения:

подходы: системный, интегративный, контекстный, рефлексивный

принципы: междисциплинарной интеграции, конструктивного взаимодействия, имитационного моделирования, гибкости, взаимосвязи теории с практикой, центрации на личность, обратной связи, рефлексивной активности







^ Педагогические условия:

– обогащение информационного поля будущего специалиста по социальной работе за счет междисциплинарной интеграции;

– целостное погружение будущего специалиста по социальной работе в решение практико-ориентированных задач с использованием НИТ;

– включение будущего специалиста по социальной работе в мониторинг, предметом которого выступает его готовность к рассматриваемой деятельности






Организационный компонент:

этапы процесса: мотивационно-целевой, активно-действенный и рефлексивный

^ Содержательный компонент:

Общие и специальные знания в области НИТ, формируемые в рамках учебных дисциплин, спецкурса «Информационные технологии в социальной работе с различными категориями населения» и всех видов практик; УМК










^ Технологический компонент:

ведущая технология: контекстная

средства: информационные, обучающие, диагностические









Результат: переход студента на более высокий уровень готовности

Критерии (мотивация изучения и использования НИТ; знания в области НИТ; умения использования НИТ; рефлексия личностного роста), показатели, диагностические методики, методы математической статистики





Уровни: высокий, средний, низкий


Будущий специалист по СР с наличным уровнем готовности

Будущий специалист по СР с достигнутым уровнем готовности

Рис. 1. - Модель формирования готовности будущего специалиста по СР

к использованию НИТ в профессиональной деятельности


Таким образом, структура разработанной нами модели формирования готовности будущего специалиста по социальной работе к использованию НИТ в профессиональной деятельности представлена блоком управления, который определяет требования к организации рассматриваемого процесса, блоком педагогических условий, который взаимосвязывает блок управления с процессуальным блоком и определяет его содержание, и результативным блоком, детерминирующим предполагаемый результат.

Спроектированная нами модель формирования готовности будущего специалиста по социальной работе к использованию НИТ в профессиональной деятельности характеризуется:


^ Библиографический список

  1. Разинкина Е. М. Формирование профессионального потенциала студентов вуза с использованием новых информационных технологий: дис. … д-ра пед. наук / Е. М. Разинкина. – Магнитогорск, 2005. – 348 с.

  2. Милехин А. В. Социологический мониторинг – средство информационного обеспечения управления в общественных системах: дис. … д-ра социол. наук /А. В. Милехин. – М.: Академия труда и социальных отношений, 1999. – 322 с.

  3. Климова Т. Е. Педагогическая диагностика: учеб. пособие /Т. Е. Климова. – Магнитогорск: Лаборатория проблем непрерывного образования, 2000. – 126 с.



^ РАЗДЕЛ 6. МАГИСТРАНТЫ КАФЕДРЫ ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ САМГУ: ВЗГЛЯД НА ПРОФЕССИЮ


konspektirovanie-teoreticheskogo-materiala.html
konspektzanyati-ya-tema-zanyatiya-pravila-povedeniya-i-spaseniya-na-vodoyomah-v-letnee-vremya.html
konstanti-ustojchivosti-kompleksov-uchebno-metodicheskoe-posobie-po-neorganicheskoj-himii-barnaul-1999.html
konstantin-cibko-chtobi-izmenit-ekologicheskuyu-situaciyu-k-luchshemu-nelzya-spryatatsya-za-mitingami-i-razovimi-akciyami.html
konstantin-kolontaev.html
konstantin-paustovskij-stranica-2.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vserossijskaya-konferenciya-s-mezhdunarodnim-uchastiem-fundamentalnie-i-prikladnie-aspekti-issledovaniya-simbioticheskih-sistem-saratov.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-5-ohrana-gruntov-pochv-i-rastitelnogo-pokrova-konspekt-lekcij-po-discipline-ekologiya-gorodskoj-sredi.html
  • grade.bystrickaya.ru/nauchnij-redaktor-stranica-42.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-2009g-tematicheskoe-planirovanie-po-geografii-uchitelya-pervoj-kvalifikacionnoj-kategorii-pojlovoj-veri-anatolevni-melnikovo-2009-stranica-2.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ob-osushestvlenii-gosudarstvennogo-kontrolya-nadzora-v-sfere-licenzirovaniya-otdelnih-vidov-deyatelnosti-i-ob-effektivnosti-takogo-kontrolya-nadzora.html
  • thescience.bystrickaya.ru/hronika-sporta-rossijskij-sport-v-inostrannih-smi-po-materialam-sajtov-inosmi-ru-inopressa-ru-5.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-pribili-i-rentabelnosti-na-predpriyatii-2.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-dlya-chteniya-letom-v-5-klass-russkie-narodnie-skazki-tisyacha-i-odna-noch.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-vtoraya-kletka-bez-koda.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federacii-ot-31-yanvarya-2012-g-n-58-ob-utverzhdenii-srokov-i-edinogo-raspisaniya-provedeniya-edinogo-gosudarstvennogo-ekzamena-e.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-8-ekologo-ekonomicheskij-analiz-dolgosrochnoe-prognozirovanie-i-planirovanie-prirodopolzovaniya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-yuridicheskie-informacionno-spravochnie-sistemi.html
  • composition.bystrickaya.ru/pop-logoritmika-i-tancevalnie-etyudi-dlya-detej-3-6-let-l-n-bogomazova-omsk-zima-2010-pyat-urokov-6-ch-07-min-stranica-4.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-podgotovki-rabotnikov-pozharnoj-ohrani-obsherossijskoj-obshestvennoj-organizacii-stranica-4.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vto-doha-i-strani-s-perehodnoj-ekonomikoj.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshee-kolichestvo-ballov-koncepciya-prodvizheniya-torgovoj-marki-na-rossijskom-rinke-fmcg-na-primere-ooo-vinzavod-tolyattinskij-59.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yadro-lichnosti-model-samorealizacii-model-soglasovannosti-nekotorie-voprosi-voznikayushie-pri-analize-treh-modelej.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-korporaciya-programma-kursa-lekcij-administrativnoe-pravo-rossijskoj-federacii-rassmatrivaemo.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-snova-almaznie-kopi-frensis-hodgson-bernet-malenkaya-princessa-ili-istoriya-sari-kru-glava-1.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-20-zakonnost-i-pravoporyadok-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • books.bystrickaya.ru/duma-2-oktyabrya-rassmotrit-v-1-m-chtenii-zakonoproekt-o-sozdanii-goskorporacii-po-provedeniyu-olimpiadi-2014.html
  • thescience.bystrickaya.ru/hai-stevan-l-evti-mo-zhivotni-put-puteshestvi-a-stranica-21.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-obrazovatelnomu-planu-5-go-klassa-obrazovatelnaya-programma-shkoli-kratkosrochnij-proekt.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrabotka-statisticheskoj-informacii-pri-opredelenii-pokazatelej-nadezhnosti.html
  • letter.bystrickaya.ru/mnogoe-bilo-uzhe-skazano-o-politicheskom-reshenii-konflikta-v-chechne-no-edva-li-chto-nibud-plodotvornoe-kogda-libo-bilo-sdelano-na-etom-puti-vrezultate-tisyachi-n.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svyatitel-grigorij-bogoslov-slova-16-26-2000.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-belij-pochemu-ya-stal-simvolistom.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-obshaya-ekologiya-specialnost-260400-250201-lesnoe-hozyajstvo-i260500-250203-sadovo-parkovoe-i-landshaftnoe-stroitelstvo.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkurs-tkzu-turali-habarlandiru-zhariyalajdi-barli-konkursa-atisushilara-arnalan-orta-blktlk-talaptari.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-elektronnaya-tehnika-bazovij-uroven-2012-g.html
  • exam.bystrickaya.ru/zapovednie-zoni-ukrainskogo-polesya-chast-3.html
  • notebook.bystrickaya.ru/granti-na-oborudovanie-v-ramkah-programmi-fundamentalnie-issledovaniya-i-visshee-obrazovanie-programma-grantov-na-oborudovanie-v-ramkah-programmi-fundamentalnie-issledovaniya-i-visshee-obrazovanie.html
  • learn.bystrickaya.ru/gidrografiya-poyasnitelnaya-zapiska-utverzhdayu-k-postanovleniyu-glavi-poseleniya-ot-05-09-180.html
  • report.bystrickaya.ru/issledovanie-problem-istorii-i-etnicheskoj-identichnosti-gunnov-v-kitajskoj-istoriografii-stranica-3.html
  • student.bystrickaya.ru/23soderzhanie-disciplini-kafedra-russkoj-i-zarubezhnoj-literaturi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.