.RU

М оу соколовская средняя школа

МОУ Соколовская средняя школа






(Интегрированный урок: литература, живопись, музыка)

Разработала: учитель русского языка и литературы Бондаренко С. И.

2003 г.

Тема урока: «Богатыри земли русской»

Задачи урока:

а) Расширить исторические познания учащихся через знакомство с циклами киевских и новгородских былин; показать характеры эпических героев через другие виды искусства (музыка, живопись);

б) Развивать устные речевые способности учеников, вовлекая в словарный запас слова и выражения, свойственные устному народному творчеству;

отрабатывать навыки работы с компьютером;

в) Раскрыть роль устного народного творчества в формировании патриотических черт характера русских людей;
Оборудование: Компьютер, электронный диск « Шедевры русской живописи», аудиозапись «Богатырской» симфонии Бородина, оперы «Садко» Римского-Корсакова, Карты Киевской и Новгородской Руси.
Ход урока:
Учитель литературы:
Издавна люди преклонялись перед теми своими собратьями, которые, обладая недюжинными способностями, и незаурядным умом, использовали эти качества, служа родной стороне, родному народу. О них слагались песни, стихи, рассказы. Так в русском народном творчестве появились богатыри Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

В их образы сказители из народа вложили свои мысли о том, каким должен быть человек. Произведения о них стали называться былинами.


Ученик:

«Былина»- от слова «быль». Наверное, людям очень хотелось верить, что такие герои - умные, сильные, добрые- действительно были в давние - предавние времена.

Учитель литературы: Людям всегда хотелось верить в то, что были у них когда-то заступники, не давшие землю русскую на поругание врагам. Вот как об этом говорится в статье «Былины», напечатанной в «Энциклопедическом словаре юного литературоведа»: «Песни о героических подвигах богатырей в народе называли то былинами, то старинами: изображаемое воспринималось, как было, как правдивое повествование о том, что действительно происходило, но происходило когда-то прежде, в старину. И потому на протяжении столетий в Киево-Печерской лавре выставляли кости (мощи) Ильи Муромца; в муромских лесах показывали «скоки» его коня; разбросанные в ростовских краях курганы выдавали за могилы врагов, побитых Алешей Поповичем, а иноземцу Омарию, когда он в 1636 году плыл по Оке из Рязани, указали на Добрынин островок».
Местом, куда съезжались былинные богатыри, было два великих русских города: Киев и Новгород. Поэтому и былины делились на два цикла: киевский (об Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче) и новгородский (о купце Садко и Василии Буслаеве).
Учитель истории:

Не случайно, что героями киевского цикла стали богатыри - витязи, а новгородского - купцы. В Новгороде издавна все вопросы управления решало вече, состоявшее из высшего купеческого сословия. Новгород был крупнейшим торговым центром Руси: выгодным было его географическое положение, здесь находился политический центр государства.

Новгород был членом Ганзы – союза европейских торговых городов, куда входили Гамбург, Рига, Любек…
Учитель музыки:

По мотивам новгородских былин великий русский композитор Римский – Корсаков написал

оперу «Садко». В ней можно услышать голоса купцов (гостей) из Скандинавии, Индии, Италии.

- Послушайте отрывки из арий и попытайтесь определить, какому гостю принадлежит та или иная песня (звучат фрагменты оперы «Песня венецкого гостя», «Песня индийского гостя и др.)
Учитель истории:

Киев же, мать городов русских, был политическим центром Древней Руси, поэтому киевские богатыри помышляли только о защите родной земли. Верой и правдой служили они киевскому князю. Смерть на поле брани считалась высшей доблестью. Вот что писал Владимир Мономах в своем «Поучении»: «Тем ведь путем шли наши деды и отцы… Разве удивительно, что муж пал на войне? Умирали так лучшие из предков наших».
Ученица:

И вот, в один из зимних вечеров собираются в какой-нибудь избе люди. Потрескивает лучина… Задумчиво перебирает певец струны гуслей. Проходит минута – другая и сказитель негромким голосом начинает:

Это звучит зачин.
Учитель литературы:

Впервые русские были былины записаны в 18 веке Киршей Даниловым. Долгое время считали, что уже никто их не исполняет. Однако, в 60-е годы прошлого столетия ссыльный студент Рыбников в районе Онежского озера обнаружил, что многие талантливые исполнители еще живы. И вот что интересно: в 1906 году, совершая путешествие в Прионежье, в «край непуганных птиц», М.М.Пришвин спросил одного сказителя: «Да неужели же, в самом деле, богатыри были?» Тот удивился и ответил: «Все, что я тебе в этой старине пел - правда истинная до последнего слова».А потом, подумав немного, добавил: «Да знаешь что, они, богатыри-то, может быть и теперь есть , а только не показываются. Жизнь не такая. Разве теперьможно богатырю показаться?»
Учитель ИЗО:

К былинам обращались и многие русские художники, например, Васнецов В.М. (Просмотр видеолекции «Экскурсия по картине В.М.Васнецова «Три богатыря»»)

( Смотри электронный диск «Шедевры русской живописи».)



А вот еще один художник – М.А. Врубель. (Показать картину Врубеля «Богатырь»)

Богатырь Врубеля – это собирательный, несколько фантастического характера образ древнего витязя, в монументальном облике которого подчеркнуты мощь, мудрость, спокойствие, уверенность в своей силе.

Язык творения Врубеля необычен и своеобразен. Художник показал неразрывную связь человека с окружающим миром, природой. Это основное отличие богатыря Врубеля от былинных образов Васнецова. У Васнецова пейзаж – это фон, дополняющий идею картины. Персонажи Врубеля словно выходят из той среды, которая их окружает, они органически с ней срослись.
Учитель музыки:

Илья Муромец, Добрыня и Алеша, богатыри – воины, защитники Отечества, привлекали внимание знаменитых композиторов. Русский эпос с его героями – богатырями, воплощающими в себе народную силу, стал основной темой творчества замечательного русского композитора А.П. Бородина.

Особенно ярко и глубоко прозвучала эта тема в его 2-й симфонии, которую известный критик Стасов назвал «Богатырской». Это определение понравилось композитору и он написал его на партитуре произведения.


Учитель литературы:

В заключении нашего урока проведем работу в творческих группах.
Задание: в программе Paint нарисовать былинного героя, каким вы его себе представляете, и дать затем его характеристику, т.е. защитить свой рисунок. (Можно использовать при этом цитирование былин).
Учитель благодарит всех за урок, сообщает оценки.






kukuruznij-papa-moskovskaya-pravda-andrej-fedorov-16092008-199-str-1-radio-10-mayak-novosti-15-09-2008-garin-petr-17-00-10.html
kukushkina-ei-prof-mgu-dfn-p-asorokina-moskva-sankt-peterburg-siktivkar-4-9-fevralya-1999-goda-pod-redakciej.html
kulachyok.html
kulagina-natalya-ogo-indigo-stranica-2.html
kulakov-m-v-tehnologicheskie-izmereniya-i-pribori-dlya-himicheskih-proizvodstv.html
kulandirushi-ortaliini-izmet-krsetu-turali-shart-almati-2009-zh-osi-shart-azastan-respublikasi-ltti-bankn-azastan-bankarali-esep-ajirisu-ortalii.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-po-biologii-genetika-i-problemi-cheloveka.html
  • abstract.bystrickaya.ru/243-analiz-vipolneniya-plana-pervoocherednih-dejstvij-po-realizacii-iniciativi-a-a-fursenko-uvazhaemij-andrej-aleksandrovich.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshee-obrazovanie-dolgosrochnij-plan-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-karasukskogo-rajona.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-9-formi-sposobi-i-sredstva-provedeniya-tamozhennogo-kontrolya-uchebno-metodicheskij-kompleks-podgotovlen-chernishovoj.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/scenarij-instrukciya-programma-seminara-i-bez-chego-luchshe-i-ne-snimat-telefonnuyu-trubku-osobennosti-telefonnih-kontaktov.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razvitie-socialno-ekonomicheskih-sistem-teoriya-i-metodologiya.html
  • crib.bystrickaya.ru/grafik-provedeniya-zanyatij-na-kafedre-elto-v-2012g-plan-komplektovaniya-uchebnih-grupp-chelyabinskogo-filiala-peipk-na-2012.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-iii-socialnie-instituti-perevod-s-anglijskogo.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-vnutrennyaya-i-vneshnyaya-sreda-organizacii-tolyattinskij-politehnicheskij-kolledzh-posobie-dlya-studentov-zaochnoj.html
  • control.bystrickaya.ru/d-s-yun-vetrom-naperyod-avtoportret-sokrashyonnoakcentirovannijvariant-vstupleniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-nakazuemosti.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-discipline-otechestvennaya-istoriya-dlya-vseh-napravlenij-bakalavrskoj-podgotovki-i-specialnostej-stranica-11.html
  • write.bystrickaya.ru/federalnij-zakon-ot-6-marta-2006g35-fzo-protivodejstvii-terrorizmu.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-25-yalom-i-ya-51-lzhec-na-kushetke-per-s-angl-m-budininoj.html
  • crib.bystrickaya.ru/ivproekt-municipalnogo-kontrakta-centr-razvitiya-rebenka-detskij-sad-48-skazka-g-naryan-mara.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/perechen-uchebnih-izdanij-dlya-obrazovatelnih-uchrezhdenij-realizuyushih-obrazovatelnie-programmi-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-na-20112012-uchebnij-god-obsheobrazovatelnie-predmeti-stranica-8.html
  • urok.bystrickaya.ru/primite-nashi-pozdravleniya-s-noyabrskimi-prazdnikami-zhelaem-vam-vsem-horoshego-nastroeniya-i-nadeemsya-chto-programma-zaplanirovannaya-dajv-centrami-na-eti-dni-po.html
  • uchit.bystrickaya.ru/teksti-daosskoj-filosofskoj-klassiki-dao-czya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-28-sentyabrya-2011-goda.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-perepodgotovki-buhgalterskij-uchet-i-audit.html
  • reading.bystrickaya.ru/mestnij-razdel-gosudarstvennogo-registra-subektov-estestvennih-monopolij-po-karagandinskoj-oblasti-po-sostoyaniyu-na-25-marta-2012-goda-stranica-3.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aktualnie-problemi-ugolovnogo-prava.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stradaniya-i-smert-zamechaniya-v-otnoshenii-istochnikov-i-perevoda-mifa.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/ocenki-rezultatov-testovih-ispitanij-uchastnikov-vserossijskogo-sportivno-ozdorovitelnogo-festivalya-prezidentskie-sostyazaniya-14-let.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-sistemi-avtomatizirovannogo-dokumentooborota-v-institute.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vladimirskoj-oblasti-postanovlenie.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-v-seme-chast-16.html
  • shkola.bystrickaya.ru/proizvodstvo-kamennih-rabot.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-neinfekcionnie-zabolevaniya-i-zdorove-naseleniya-rossii.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-3-epistemologiya-bez-poznayushegosubekta-k-popper-logika-i-rost-nauchnogo-znaniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-usloviya-funkcionirovaniya-inostrannih-kommercheskih-bankov-v-rf-na-primere-ooo-dojche-bank-moskva.html
  • student.bystrickaya.ru/2-tehniche-skie-izmereniya-v-mashinostroenii.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/viagra-istoriya-izobreteniya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gou-dpo-chippkro-krasnoarmejskaya-ul-d-88-chelyabinsk-454091-telfaks-351-263-89-35-351-263-97-46-stranica-3.html
  • testyi.bystrickaya.ru/57-programma-razvitiya-opb-trtu-predislovie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.