.RU

М оу соколовская средняя школа

МОУ Соколовская средняя школа






(Интегрированный урок: литература, живопись, музыка)

Разработала: учитель русского языка и литературы Бондаренко С. И.

2003 г.

Тема урока: «Богатыри земли русской»

Задачи урока:

а) Расширить исторические познания учащихся через знакомство с циклами киевских и новгородских былин; показать характеры эпических героев через другие виды искусства (музыка, живопись);

б) Развивать устные речевые способности учеников, вовлекая в словарный запас слова и выражения, свойственные устному народному творчеству;

отрабатывать навыки работы с компьютером;

в) Раскрыть роль устного народного творчества в формировании патриотических черт характера русских людей;
Оборудование: Компьютер, электронный диск « Шедевры русской живописи», аудиозапись «Богатырской» симфонии Бородина, оперы «Садко» Римского-Корсакова, Карты Киевской и Новгородской Руси.
Ход урока:
Учитель литературы:
Издавна люди преклонялись перед теми своими собратьями, которые, обладая недюжинными способностями, и незаурядным умом, использовали эти качества, служа родной стороне, родному народу. О них слагались песни, стихи, рассказы. Так в русском народном творчестве появились богатыри Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

В их образы сказители из народа вложили свои мысли о том, каким должен быть человек. Произведения о них стали называться былинами.


Ученик:

«Былина»- от слова «быль». Наверное, людям очень хотелось верить, что такие герои - умные, сильные, добрые- действительно были в давние - предавние времена.

Учитель литературы: Людям всегда хотелось верить в то, что были у них когда-то заступники, не давшие землю русскую на поругание врагам. Вот как об этом говорится в статье «Былины», напечатанной в «Энциклопедическом словаре юного литературоведа»: «Песни о героических подвигах богатырей в народе называли то былинами, то старинами: изображаемое воспринималось, как было, как правдивое повествование о том, что действительно происходило, но происходило когда-то прежде, в старину. И потому на протяжении столетий в Киево-Печерской лавре выставляли кости (мощи) Ильи Муромца; в муромских лесах показывали «скоки» его коня; разбросанные в ростовских краях курганы выдавали за могилы врагов, побитых Алешей Поповичем, а иноземцу Омарию, когда он в 1636 году плыл по Оке из Рязани, указали на Добрынин островок».
Местом, куда съезжались былинные богатыри, было два великих русских города: Киев и Новгород. Поэтому и былины делились на два цикла: киевский (об Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче) и новгородский (о купце Садко и Василии Буслаеве).
Учитель истории:

Не случайно, что героями киевского цикла стали богатыри - витязи, а новгородского - купцы. В Новгороде издавна все вопросы управления решало вече, состоявшее из высшего купеческого сословия. Новгород был крупнейшим торговым центром Руси: выгодным было его географическое положение, здесь находился политический центр государства.

Новгород был членом Ганзы – союза европейских торговых городов, куда входили Гамбург, Рига, Любек…
Учитель музыки:

По мотивам новгородских былин великий русский композитор Римский – Корсаков написал

оперу «Садко». В ней можно услышать голоса купцов (гостей) из Скандинавии, Индии, Италии.

- Послушайте отрывки из арий и попытайтесь определить, какому гостю принадлежит та или иная песня (звучат фрагменты оперы «Песня венецкого гостя», «Песня индийского гостя и др.)
Учитель истории:

Киев же, мать городов русских, был политическим центром Древней Руси, поэтому киевские богатыри помышляли только о защите родной земли. Верой и правдой служили они киевскому князю. Смерть на поле брани считалась высшей доблестью. Вот что писал Владимир Мономах в своем «Поучении»: «Тем ведь путем шли наши деды и отцы… Разве удивительно, что муж пал на войне? Умирали так лучшие из предков наших».
Ученица:

И вот, в один из зимних вечеров собираются в какой-нибудь избе люди. Потрескивает лучина… Задумчиво перебирает певец струны гуслей. Проходит минута – другая и сказитель негромким голосом начинает:

Это звучит зачин.
Учитель литературы:

Впервые русские были былины записаны в 18 веке Киршей Даниловым. Долгое время считали, что уже никто их не исполняет. Однако, в 60-е годы прошлого столетия ссыльный студент Рыбников в районе Онежского озера обнаружил, что многие талантливые исполнители еще живы. И вот что интересно: в 1906 году, совершая путешествие в Прионежье, в «край непуганных птиц», М.М.Пришвин спросил одного сказителя: «Да неужели же, в самом деле, богатыри были?» Тот удивился и ответил: «Все, что я тебе в этой старине пел - правда истинная до последнего слова».А потом, подумав немного, добавил: «Да знаешь что, они, богатыри-то, может быть и теперь есть , а только не показываются. Жизнь не такая. Разве теперьможно богатырю показаться?»
Учитель ИЗО:

К былинам обращались и многие русские художники, например, Васнецов В.М. (Просмотр видеолекции «Экскурсия по картине В.М.Васнецова «Три богатыря»»)

( Смотри электронный диск «Шедевры русской живописи».)



А вот еще один художник – М.А. Врубель. (Показать картину Врубеля «Богатырь»)

Богатырь Врубеля – это собирательный, несколько фантастического характера образ древнего витязя, в монументальном облике которого подчеркнуты мощь, мудрость, спокойствие, уверенность в своей силе.

Язык творения Врубеля необычен и своеобразен. Художник показал неразрывную связь человека с окружающим миром, природой. Это основное отличие богатыря Врубеля от былинных образов Васнецова. У Васнецова пейзаж – это фон, дополняющий идею картины. Персонажи Врубеля словно выходят из той среды, которая их окружает, они органически с ней срослись.
Учитель музыки:

Илья Муромец, Добрыня и Алеша, богатыри – воины, защитники Отечества, привлекали внимание знаменитых композиторов. Русский эпос с его героями – богатырями, воплощающими в себе народную силу, стал основной темой творчества замечательного русского композитора А.П. Бородина.

Особенно ярко и глубоко прозвучала эта тема в его 2-й симфонии, которую известный критик Стасов назвал «Богатырской». Это определение понравилось композитору и он написал его на партитуре произведения.


Учитель литературы:

В заключении нашего урока проведем работу в творческих группах.
Задание: в программе Paint нарисовать былинного героя, каким вы его себе представляете, и дать затем его характеристику, т.е. защитить свой рисунок. (Можно использовать при этом цитирование былин).
Учитель благодарит всех за урок, сообщает оценки.






kukuruznij-papa-moskovskaya-pravda-andrej-fedorov-16092008-199-str-1-radio-10-mayak-novosti-15-09-2008-garin-petr-17-00-10.html
kukushkina-ei-prof-mgu-dfn-p-asorokina-moskva-sankt-peterburg-siktivkar-4-9-fevralya-1999-goda-pod-redakciej.html
kulachyok.html
kulagina-natalya-ogo-indigo-stranica-2.html
kulakov-m-v-tehnologicheskie-izmereniya-i-pribori-dlya-himicheskih-proizvodstv.html
kulandirushi-ortaliini-izmet-krsetu-turali-shart-almati-2009-zh-osi-shart-azastan-respublikasi-ltti-bankn-azastan-bankarali-esep-ajirisu-ortalii.html
  • occupation.bystrickaya.ru/na-viplati-voznagrazhdeniya-za-vipolnenie-funkcij-klassnogo-rukovoditelya-118973-tis-rublej.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-i-oficialnie-dokumenti-koncepcii-strukturi-i-soderzhaniya-obshego-srednego-obrazovaniya-v-12-letnej-shkole.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-organa-mestnogo-samoupravleniya-programma-kursa-lekcij-administrativnoe-pravo-rossijskoj-federacii-rassmatrivaemo.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nashe-maloverie-rasskazi-o-chudesah.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obuchenie-i-seminari-metodicheskoe-posobie-effektivnie-richagi-razvitiya-nekommercheskih-obedinenij-rol-nko-v-obshestve.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-bloki-kongressa-konferenciya-na-temu-razvitie-orehovogo-biznesa-v-ukraine-opit-zarubezhnih-orehovodov-oreh-funduk-i-leshina.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-34materializaciya-dvorca-v-gimalayah-paramahansa-jogananda-avtobiografiya-joga.html
  • college.bystrickaya.ru/30-aktivnij-i-passivnij-slovarnij-zapas-programmi-po-rki-21-uchebniki-po-rki-22-urok-kak-osnovnaya-forma-organizacii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vivodi-po-glave-3-zadacha-umnij-muravej.html
  • university.bystrickaya.ru/geshtaltterapiya-romanin-a-n-r-69-osnovi-psihoterapii-ucheb-posobie-dlya-stud-vissh-ucheb-zavedenij.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravila-bezopasnosti-na-predpriyatiyah-torfyanoj-promishlennosti-razdel-obshie-polozheniya.html
  • college.bystrickaya.ru/11prognoz-investicij-v-razvitie-toplivno-energeticheskogo-kompleksa-rasporyazhenie-pravitelstva-rf-ot-13-noyabrya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/naimenovanie-uchebnoj-programmi-nalichie-uchebno-metodicheskogo-obespecheniya-god-izdaniya-kol-vo-uchebnikov.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-3-aromakosmetika-tatyana-litvinova-aromaterapiya-professionalnoe-rukovodstvo-v-mire-zapahov.html
  • school.bystrickaya.ru/dokazatelstvo-i-ego-struktura.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sushnost-okislitelno-vosstanovitelnih-reakcij.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-na-temu-liricheskij-geroj-v-a-zhukovskogo.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-prakticheskim-zanyatiyam-dlya-studentov-specialnosti-230201-informacionnie-sistemi-i-tehnologii.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rossijskoj-federacii-v-kachestve-uchebnogo-posobiya-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij-obuchayushihsya-po-specialnosti-021100-yurisprudenciya-izdatelstvo-norma-moskva-2007-stranica-15.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vidi-roznichnoj-torgovoj-seti.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-zapadno-evropejskoj-muziki-do-1789-goda-tom-pervij-po-xviii-vek-stranica-39.html
  • klass.bystrickaya.ru/arhaicheskaya-greciya-uchebnoe-posobie-eto-osobij-tip-knigi-on-prizvan-tebe-posobit-pomoch-osvoit-novuyu-dlya-tebya.html
  • books.bystrickaya.ru/buhgalterskij-uchet-i-otchetnost-na-selskohozyajstvennih-predpriyatiyah.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogo-po-programme-ob-utverzhdenii-kompleksnoj-programmi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-municipalnogo-obrazovaniya-gorod.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-utverzhdayu-prorektor-po-nauchnoj-rabote.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mi-mg-imperium-radi-anonsirovat-prodolzhenie-rolevoj-igri-varhammer-40-000-na-krayu-gibeli-stranica-3.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-zelenskij-stranica-7.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebniku-atanasyana-l-s-i-dr-geometriya-7-9.html
  • notebook.bystrickaya.ru/itogo-3381-38-regionalnij-komponent-spravka.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-iiimetodika-uchebnoj-raboti-s-kompleksmi-programmno-pedagogicheskih-i-telekomunikacion-nih-sredstv-na-primere-kompleksa-po-astronomii.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sbornik-zadach-po-matematike-dlya-postupayushih-vo-vtuzi-stranica-3.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-44-list-graficheskogo-analiza-dannih-s-uchetom-kvartilej-medicinskaya-psihologiya.html
  • control.bystrickaya.ru/chto-kak-viglyadit-stambul.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zimnij-dvorec.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tovarnaya-birzha-doklad-chast-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.