.RU

МАСТЕРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА - «Творческая личность художника»


^ МАСТЕРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА

Мастера искусства об искусстве: В 7 т. М., 1965-1970

Т. I

Го Си

«Люди, серьезно рассуждающие, говорят так: есть горы-воды, мимо которых можно пройти, есть такие, на которые можно смотреть, есть также, где можно гулять, но есть и такие, где можно жить. Если в картине будет достигнуто подобное впечатление, то все они войдут в категорию чудесных картин» (82).


Ши Тао

«Такие художники знают древность, но не знают, что есть еще они сами! Я существую для себя, я сам нахожусь в себе! Волосы на висках и брови древних мастеров не могут расти на моем лице, внутренности древних художников не могут просто войти в мой живот и кишечник. Я сам ощущаю свои внутренности, я сам угадываю, что это мои волосы на висках и мои брови. Если бы даже случилось так, что когда-нибудь я почувствовал себя таким-то мастером, тогда такой-то мастер – это был бы я сам. А если это не я, то тогда это есть такой-то мастер. Как же овладеть древностью, не изменяя ее?!» (115).


Т. II

Леонардо да Винчи

«Композиции живописных исторических сюжетов должны побуждать зрителей и созерцателей к тому же самому действию, как и то, ради которого этот исторический сюжет был изображен. Например: если этот сюжет представляет ужас, страх и бегство, или же горе, плач и сетования, или наслаждение, радость и смех и тому подобные состояния, то души наблюдающих должны привести члены их тела в такие движения, чтобы казалось, что они сами участвуют в том же самом событии, которое представлено посредством фигур в данном историческом сюжете. Если же они этого не делают, то талант такого художника никчемный» (136).


Микеланджело

«Если правда, что художник, передавая в камне чей-нибудь образ, делает его похожим на самого себя, то и я свое произведение часто делаю таким же бледным и печальным, каким я сделан ею. И тогда кажется, что я все время беру моделью самого себя, в то время как я желал изобразить ее. И самый камень, из которого я делаю ее образ, мог бы сказать, что он сходен с нею по своей суровой твердости. Но я не сумел бы изобразить что-либо, кроме своего страдающего тела в момент, когда она и сжигает меня и отвергает» (193).


Т. III

Лоренцо Бернини («Дневник путешествия кавалера Бернини во Францию» Поля де Шантелу)

«14 июля. Говорили о разных вещах и на тему о выразительности, являющейся душой живописи. Бернини сказал, что прибегает для ее достижения к способу, им самим изобретенному. Когда он хочет придать выразительность фигуре, которую желает изобразить, он становится в ту позу, какую собирается ей придать и заставляет хорошего рисовальщика себя зарисовать» (49).

«14 августа. Бернини сказал, что есть две вещи, которые служат работающему художнику, чтоб лучше судить о своем произведении: первое, некоторое время не смотреть на него, другое (если недосуг) – посмотреть на свою работу в очки, которые изменяют цвет и величину вещи, чтобы как-нибудь преобразить ее в глазах того, кто ее сделал, и попытаться сделать так, чтобы она показалась ему творением другого, снимая, таким образом, иллюзию, доставляемую нам нашим самолюбием» (50).


Этьен-Морис Фальконе

«Природу живую, воодушевленную, страстную – вот что должен изобразить скульптор в мраморе, бронзе, камне и т.д.» (345).


Т. IV

Пьер Поль Прюдон

«На картинах и в театрах можно видеть людей, которые изображают страсти, но которые, не сумев проникнуться характером тех, кого они показывают, всегда выглядят играющими комедию или подражающими, как обезьяны, тем, в кого они должны были перевоплотиться» (54).


Жан Франсуа Милле

«Когда я глядел на мучеников Мантеньи, мне казалось, что стрелы св. Себастьяна пронзают меня. Эти мастера – магнетизеры; они обладают необычайным могуществом: они ввергают вас в радости и печали, которые овладевают вашим телом. Но когда я увидел рисунок Микеланджело, изображающий человека в бессознательном состоянии, то при виде расслабленных мускулов, впадин и выпуклостей этого тела, обессиленного физическим страданием, я испытал целый ряд чувств: мне показалось, что я, как и он, измучен болью, я жалел его; у меня так же, как у него, болело все тело, болели все члены. Я понял, что тот, кто это создал, был способен воплотить в одной фигуре все зло и добро человека. Это сделал Микеланджело – этим все сказано. В Шербуре я видел посредственные гравюры с его произведений, но здесь я соприкоснулся с его сердцем; я услышал голос того, кем я был одержим всю свою жизнь» (225).


Уильям Хольман Хант

«…мы оба с Россетти считали, что произведение художника должно отражать живой образ его воображения, а не быть лишь холодным двойником одних голых фактов» (355).


Филипп Отто Рунге

«Не зарождается ли произведение искусства именно в тот момент, когда я проникаюсь чувством слияния с Вселенной?» (392).


Т. V. Кн. 1

Альфред Сислей

«Оживление полотна – одна из величайших трудностей живописи. Наделить произведение искусства жизнью – в этом, безусловно, одна из необходимейших задач истинного художника. Все должно быть направлено к этой цели: форма, цвет, фактура. Впечатления творящего художника должны быть животворными, и лишь такие впечатления возбуждают зрителя.

И хотя пейзажист должен оставаться господином своего ремесла, фактура, доведенная до максимума живости, должна и зрителю передавать то впечатление, которым охвачен художник» (111).


Поль Сезанн

«…способы передачи – это для нас только средства заставить публику почувствовать то, что чувствуем мы сами, и согласиться с нами. Великие, которыми мы восхищаемся, делали только это» (154).


Анри Матисс

«Начинающий живописец должен почувствовать, что именно может способствовать его развитию: занятия ли рисунком или, может быть, скульптурой, что именно поможет ему слиться с природой, отождествить себя с ней, проникая в вещи (в то, что я называю натурой), которые затрагивают его чувства» (245).


Жорж Руо

«Я не был создан таким страшным, каким меня считают, но когда я вижу некоторые старинные или современные произведения, я чувствую себя Орфеем в темном царстве мертвых. Я живу с ними, я думаю о них, я люблю их, я общаюсь с ними через их произведения. Странное состояние для живого человека. Это жизнь меня погрузила в глубокие воды Стикса, и я думаю, Вы правы, говоря, что я всегда буду разрываться на части. Но я не из тех, кто, балансируя на краю бездны, в конце концов падает в золоченое кресло какой-нибудь академии» (256).


Морис Вламинк

«Каков человек, такова и его живопись! В это я верю больше чем когда-либо. Характер человека легче разгадать по его живописи, чем по линиям его руки. Происхождение, среда, влияние, здоровье, болезни, душевное равновесие, пороки, посредственность, благородство, культурность, глупость, бедность, величие духа – все отражается в живописи. Если когда-нибудь мне пришлось бы быть судьей, я выносил бы приговоры людям на основании их живописных работ. И я никогда не сделал бы ни одной судебной ошибки» (266).


Андре Дерен

«…проникая в дух пейзажа, я выражаю свой собственный дух… Вот это и есть стиль.

Стиль – это постоянный переход от человека к действительности и обратно, вечное движение от субъективного к объективному и от объективного к субъективному… Стиль стремится отождествить наш дух с духом вещей…» (279).


Пабло Пикассо

«Картина, как живое существо, живет своей жизнью, и на нее влияют все изменения нашей каждодневной жизни. Это естественно, поскольку картина живет через того, кто на нее смотрит» (307).


Аристид Майоль

«В произведении искусства таится скрытая жизнь, возможность движения, а застывшая гримаса не передает жизни» (366).

«Мысль находится в непосредственном контакте с материалом, только рука служит посредником. Материя приобретает жизнь, теплоту, почерпнутую из темперамента художника; но нужно, чтобы он хорошо владел формой, рисунком, моделировкой» (367).


Винсент Ван Гог

«… «Корни»: несколько корней дерева в песчаной почве. Я старался одушевить этот пейзаж тем же чувством, что и фигуру: такая же конвульсивная и страстная попытка зацепиться корнями за землю, из которой их уже наполовину вырвала буря. С помощью этой белой, худой женской фигуры, равно как посредством черных искривленных и узловатых корней, я хотел выразить мысль о борьбе за жизнь» (401).

«Но когда фигуру рисуют Израэльс, Домье или, например, Лермит, форма тела будет ощущаться гораздо сильнее и все же – вот почему я упомянул Домье – пропорции будут порой чуть ли не приблизительными, а структура и анатомия вовсе неправильны на взгляд «академиков». Но все в целом будет у них жить. Особенно у Делакруа» (413).


Макс Либерман

«И чем сильнее его врожденная творческая потенция, то есть его творческие способности, тем более субъективно выразит он свою индивидуальность в картине, сливаясь с ней. Для него самого этот процесс проходит бессознательно…» (48).

«Почему мы находим сходство в портрете Франса Хальса? Потому что он нас убеждает. А почему сходство его убедительно? Потому что портреты его живут» (52).


Макс Клингер

«В этой способности охватить и увидеть, проследить и прочувствовать все видимое – как живые, так и мертвые формы, – в этой силе сопереживания целого во всех его удивительных взаимоотношениях и заключается очарование картины».

«Перед картиной все это исчезает, потому что мы должны позволить нашей собственной личности раствориться в личности художника и – если он сумеет полностью выявить собственную природу, – мы смотрим на мир его глазами» (63).


Пауль Клее

«Однако наше неспокойное сердце гонит нас вниз, глубоко вниз, к первопричине. То, что вырастает затем из этого бега, пусть оно называется как угодно: мечта, идея, фантазия, – лишь тогда может вполне серьезно приниматься в расчет, когда при воплощении оно способно к безостаточному слиянию с соответствующими изобразительными средствами. Тогда те курьезы становятся реальностями, реальностями искусства, которые придают жизни нечто большее, чем когда она видна в разрезе повседневности. Ибо они не передают более или менее темпераментно только видимое, а делают зримым тайно постигнутое» (146).


Роберт Генри

«Художник исходит из своего представления о предмете. … Каждый материал, который он использует, становится выражением его чувств. Вещи перестают быть мертвым материалом, а становятся живыми частями единого целого…» (433-434).


Т. VI.

Иван Николаевич Крамской

«Вы говорите: я идолопоклонничаю перед Веласкесом. Хорошо, коли на то пошло, будем откровенны. Я смотрю на него и думаю: господи, какая высота! Ведь посмотрите, что он делает: он мажет, просто мажет, как ни один дерзкий француз еще на мазал, а между тем все, решительно все, так вот, кажется, до подробностей, дрожит и живет перед глазами, и… и уж этого мало теперь! Натура живая открывается для нас с новой точки, нельзя уже смотреть теперь теми глазами, как смотрели эти наивные великаны» (431).


Т. VII.

Николай Николаевич Ге

«…я, нуждаясь в живой форме, …» (17).

«Фон картины всегда был живой, как фон живого человека и изучать его нужно» (18).

«…только предмет искусства стал живой, и форма явилась живая, бесконечно разнообразная… Но одним изучением нельзя ее взять, потребуется то, что называют дар: дар от бога, которым нельзя владеть без его воли… Мертвая натура … – не все …надо знать еще и другое, гораздо важнейшее, и … этого не узнаешь в школе, а где-то там, где учитель тот, кто дал для этого и дает дар – т.е. в жизни.

Живое содержание требует и дает живую форму, такое произведение будет художественное, так понимал великий художник Микеланджело, потому он и определил; искусство поднимает душу от земли к небу. Форма же одна без содержания дает произведение мертвое – труп, вещь. Художник – тот, который вносит в свое произведение искусства свою живую мысль, т.е. ту, которою он жил, которая овладела его душой и он не может ее не высказать» (19).


Иван Ефимович Репин

«Принцип Матисса – при всем его нигилизме в живописи и безграмотности – погоня за живой, во что бы то ни стало живой чертой под живым впечатлением организма: грубо, неверно, нарочито неуклюже, но он очертя голову лезет к живой черте» (64).


Василий Иванович Суриков

«Я хочу сказать теперь о той картине Веронезе в Дрездене, перед которой его «Брак в Канне» меркнет, исчезает по своей искусственности. Я говорю про «Поклонение волхвов». Боже мой, какая невероятная сила, нечеловеческая мощь могла создать эту картину! Ведь это живая натура, задвинутая за раму…» (114).


Михаил Васильевич Нестеров

«Формулировать новое искусство можно так: искание живой души, живых форм, живой красоты в природе, в мыслях, сердце, словом, повсюду. Натурализм должен, по-моему, в недалеком будущем подать руку и идти вместе со всем тем, что лишь по внешности своей, по оболочке, не есть натурализм. Искание живой души, духа природы так же почтенно, как и живой красивой формы ее. Так-то, друг мой!» (266).


Анна Семеновна Голубкина

«Великий художник Роден требовал чувства материала. Статуи греков и римлян полны этого чувства. Вы не найдете ни одной хорошей статуи без этого чувства живой одухотворенной материи, и чем этого чувства меньше, тем произведения хуже. Это так очевидно, что вы можете строить теории, рассуждать, доказывать без конца и все-таки от этой простой правды не уйдете» (294).


Анна Петровна Остроумова-Лебедева

«…ты чувствуешь этот трепет вдохновения, ясно видишь дрожащие от волнения руки скульптора, как будто чувствуешь циркуляцию крови, позабываешь, что это мрамор, а не тело, все как будто трепещет, движется, живет и в то же время ты говоришь себе – вот где красота и истина вечные» (381).

«Репин… Какой это гениальный художник! Я прихожу к этому заключению окончательно. Он одухотворяет в полном смысле слова холст; ты не видишь ни холста, ни красок, а только живую натуру…» (384).


В.А. Фаворский. Литературно-теоретическое наследие. М., 1988

«Момент вчувствования художника в какую-либо линию, плоскость или трехмерную массу даст архитектуре окрашенные существом человека, оном его чувств такие основы архитектуры, как вертикаль, горизонталь, стремление ввысь, равновесие, шаг через пространство – словом, все то, что заключено в пространственном существе человека» (68).

«…человек, животное, автомобиль, аэроплан и т.д. и, кроме того, все наши инструменты; и это придает их форме целевой характер, в силу чего она, рассматриваемая самом по себе, будет казаться нелепой, и мы должны будем вчувствовать в нее какое-то движение – и только тогда мы сможем пережить ее» (83).

«…мы, действуя организмом, вживаясь в человека, вживаясь в органические и психические мотивы его поступков, можем забыть о формальной цельности и поставить себе задачей непосредственно заражать, при помощи живописных актеров, чувствами, настроениями и так далее. Тогда эти произведения уже, конечно, не будут обладать ни зрительной, ни двигательной и никакой, доступной изобразительному искусству, цельностью. Таковы «Неутешное горе», «Иоанн Грозный» и так далее и так далее» (106).

«Но если мы разберемся основательнее в конструктивном изображении, то встретимся с двумя понятиями, а именно: вчувствование и функция. По-видимому, в двигательном переживании формы играет большую роль вчувствование. Мы, переживая вещь как произведение движений, вчувствуем себя в эти движения, и поэтому главным материалом для такой формы являемся мы сами – наш организм, способный к движению» (126).

«Следовательно, рассматривая такие формы, как паровоз или хотя бы пароход, пережитые нами как конструкции, мы видим, что главенствующую роль играет вчувствование, и в связи с этим точно так же имеет большое значение и функция.

К пирамиде точно так же возможно применить понятие функции, что касается ее стремления вверх, и поэтому возможно вчувствовать себя двигательно в ее форму. Этим самым она приобщится к пространству всего растущего и будет совместима с деревьями, цветами и т.д.» (127).

«Между прочим, как противоположность вчувствованию обычно употребляется понятие абстракции. По-видимому, этот последний момент именно становится сильным в осязательном искусстве, а в зрительном становится главенствующим.

Что такое абстракция? Это, по-видимому, и есть понимание формы независимо от нашей физической личности, и понимание ее самой не как личности, но как формы пространственного, то есть мирового характера» (129).

«…в основу отношения к двигательной конструкции должно всегда входить вчувствование» (131).

«Но кроме того, по-видимому, в связи с функциональностью конструкции и двигательностью или пространственной одномерностью стоит возможность восприятия через вчувствование.

Все, что вчувствованию не подлежит, уже не будет конструкцией» (141).

«И поэтому, если восприятие объема основывается на осязании, а органом осязания является наша кожа, то хотя и присутствует еще момент вчувствования, но мы вчувствуем себя не как конструкцию, не как организм, не как физическую личность, но как объем, лишенный индивидуальности и ставший типичной формой двухмерного пространства.

В собственно зрительном восприятии момент вчувствования отсутствует, мы забываем себя как организм, а, основываясь на законах зрительных, данных нашему восприятию, достигаем в них композиционности, то есть цельного образа того, что нам физически дано как сложная сеть движений, и сознаем пространственную типичность законов нашего зрения, то есть имеем дело с чем-то по отношению к нашей физической личности абстрактным.

Из всего вышесказанного, по-видимому, выясняется то, что трехмерное пространство не может быть воспринято через вчувствование, ему не присуща никакая функция, кроме разве функции цельного образа, поэтому между пространственной формой и нами не существует никаких личных отношений, кроме счастья сознавать закон пространства и самих себя присущими этому закону» (141-142).

«…ведь и предметы изображенные, как мы видели, приобретая в пространственной типичности, страдают в своей конструктивной личности, становятся абстрактными пространственными формами, теряют в функциональности, и подход к ним по методу вчувствования может быть либо сильно ограничен, либо совершенно запрещен».

«К такому изображению, как кажется, мы можем подойти не как зрительные, абстрактно настроенные души, а как физические личности, обладающие органической индивидуальностью, мы можем уже вчувствовать себя в пространство, а также и во все предметы, которые там изображены. Я говорю о перспективе» (142).

«Оставляя пока без внимания иллюзорность перспективного изображения, рассмотрим, какой результат получается при вчувствовании в подобное изображение.

Перспектива пытается дать нам третье измерение как чистое движение, которое мы сознаем как таковое. Но возможно ли это без какого-то нарушения двухмерности? Ведь в рельефе, хотя бы в греческом, мы хотя и говорили о движении передней плоскости, но ведь это говорилось нами в плане анализа, а собственно, сознавали мы и переднюю и заднюю как одну и всю глубину как нераздельно единую. В перспективном же изображении мы должны пережить глубину движением, вчувствовать себя в движение и для этого мысленно летим туда, превращаясь в точку. Как же тогда будет обстоять дело с двухмерностью, данной нам в изображении? Что ж, мы ее разве можем оставить про запас, так сказать, консервировать ее, сами превратившись в нечто такое, что не может уже воспринять двухмерность как нечто целое? Конечно, нет; а как только мы остаемся двухмерными, чтобы воспринять эту двухмерность, мы уже не можем участвовать в переживании третьего измерения» (142-143).

«…в египетском искусстве. Для него характерно, что статуя, оформленная снаружи, внутри оставалась неведомой. Она таинственно внутри себя имела сердце и все внутренности и была хранилищем души.

Как же это все воспринималось? Человек вчувствовал себя в эти изображения. Он вчувствовал себя в функцию, ставил себя на место этой вещи.

Для детей это особенно характерно – быть паровозом, автомобилем, собакой, кошкой. Я помню спор двух мальчиков – где у паровоза фонари? Они определенно указывали место – на лбу и на плечах. Знали точно, чтό у паровоза – «плечи», и чтό – «голова». Это и позволяло им воображать все, с чем они встречались, движущимся, живым» (228).

«Силуэт и форма, пластика рельефа должны спорить и давать в конце концов синтез. Это вторая форма цельности, ее можно назвать конструктивной цельностью. Ее восприятие будет главным образом через вчувствование. Так строится изображение предметов. Например, красота автомобиля и т.д.» (250).

«Для ребенка характерно вживание в предмет, актерское изображение предмета собой, понимание функций предмета через свою функциональность и уподобление себя предмету и отсюда особое пространственное восприятие предмета».

«Ребенок, воспринимая действительность, ощущает ее всем своим телом и тем самым ярко и образно представляет форму предмета, его функциональность, не учитывая при этом точки зрения и всех значительных моментов восприятия, как-то: ракурсов, сокращений, загораживания предметов друг другом и т.п. Поэтому ребенок воспринимает вещь как бы сразу, со всех сторон. Совсем неважно, как, какой стороной повернута к нему вещь. Он изображает ее в профиль – так она наиболее типична, и, кроме того, функционально профиль выразительнее. Только постепенно ребенок доходит до осознания зрительной картины» (460).

lyudi-i-znaki1-yu-m-lotman-semiosfera-kultura-i-vzriv-vnutri-mislyashih-mirov-stati-issledovaniya-zametki.html
lyudi-kak-bogi-ot-sokrata-do-aleksandra-razgovori-sokrata-metodicheskie-materiali-gajbaryan-o-e-rostovskij.html
lyudi-na-obochine.html
lyudi-pokidayut-otchij-dom-dlya-togo-chtobi-voshititsya-velichiem-nepristupnih-gornih-vershin-moshyu-neobuzdannoj-morskoj-stihii-velichavim-spokojstviem-polnovod-stranica-2.html
lyudi-v-antarktide-gipotezagotta-http-www-fourthreich-info-forum.html
lyudi-vmeste-s-dinozavrami-majkl-bejdzhent.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nikolaj-egorovich-zhukovskij-traktat-aristotelya-o-fizike.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura-i-d-serebryakov-otmechaet-v-rannem-zhizneopisanii-buddi-rasskaz-o-tom-kak-carevich-siddharta-budushij.html
  • student.bystrickaya.ru/19-minselhoz-rossii-kodeks-rossijskoj-federacii-ob-administrativnih-pravonarusheniyah-red-05.html
  • report.bystrickaya.ru/kazhdij-slushatel-programmi-snabzhaetsya-uchebno-metodicheskim-komplektom-uchebnoe-posobie-dlya-uchitelya-i-cd-disk-s-uchebnimi-materialami.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi-stranica-23.html
  • reading.bystrickaya.ru/memlekettk-zhastar-sayasatini-2020-zhila-dejng-tzhirimdamasi.html
  • write.bystrickaya.ru/filma-stranica-34.html
  • reading.bystrickaya.ru/mehanizmi-beznakazannosti-na-severnom-kavkaze-2009-2010-gg-kak-oni-rabotayut.html
  • literature.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-po-anglijskomu-yaziku-v-8-klasse-puteshestvie-v-velikobritaniyu.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-kompleksnogo-razvitiya-sistem-kommunalnoj-infrastrukturi.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-deyatelnosti-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskij-sad-15-za-2008-2009-uchebnij-god.html
  • control.bystrickaya.ru/diplomnaya-rabota-stranica-10.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-pedagogike-stranica-7.html
  • universitet.bystrickaya.ru/ubijstvo-opredelivshee-istoriyu-hh-veka-stranica-4.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nemeckaya-ovcharka.html
  • student.bystrickaya.ru/30-06-2010-23-01-201-2-glavnie-novosti-sporta-6.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-ob-oznakomitelnoj-poezdke-v-ukrainu-v-ramkah-proekta-milieukontakt.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prakticheskoe-zadanie-praktikum-po-pticevodstvu-izdanie-vtoroe-dopolnennoe.html
  • turn.bystrickaya.ru/organizaciya-pensionnoj-sluzhbi-v-rf-chast-2.html
  • letter.bystrickaya.ru/nv-onlineinfo-minsk-03072010-kakuyu-pensiyu-obeshayut-belorusam-pretendenti-na-post-prezidenta.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/svadebnij-obryad-s-novaya-usman-voronezhskoj-oblasti.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-trinadcataya-tajnaya-zhizn-lizzi-dzhordan.html
  • report.bystrickaya.ru/instrukciya-po-pravilam-i-meram-predostorozhnosti-pri-rabote-v-himicheskoj-laboratorii.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urok-po-istorii-dlya-uchashihsya-5-go-klassa-tema-v-teatre-dionisa.html
  • testyi.bystrickaya.ru/b1-gumanitarnij-socialnij-i-ekonomicheskijcikl.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gramatyka-opisowa-jzyka-rosyjskiego-fonetyka-leksyka.html
  • institute.bystrickaya.ru/g-p-gvozdeva-institut-ekonomiki-i-organizacii-promishlennogo-proizvodstva-so-ran.html
  • reading.bystrickaya.ru/maistau-oblisi-zhaazen-alasi-8-ashaan-rzhimanli-atindai-orta-mektept-zn-z-tanu-pnn-malm-umirbaeva-amangul-sergeevna.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-po-kursu-antenni-i-ustrojstva-svch-dlya-studentov-specialnosti-t-09-01-radiotehnika-zaochnoj-formi-obucheniya-minsk-2001-udk-621-396-67-075-8-bbk-32-845-ya-73-m-54.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rezhim-rabochego-vremeni.html
  • teacher.bystrickaya.ru/filosofiya-logika-etika-byulleten-novih-postuplenij-v-fundamentalnuyu-biblioteku-aprel-2008-g.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sobranie-sochinenij-tom-shestoj-nauchnoe-nasledstvo-pod-redakciej-m-g-yaroshevskogo-moskva-pedagogika-1984-stranica-4.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-russkogo-yazika-v-3-v-klasse-tema-izmenenie-imen-prilagatelnih-po-padezham.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-ufa-2009-udk-004-bbk-32.html
  • klass.bystrickaya.ru/alternativnaya-energetika-gosudarstvennaya-programma-po-forsirovannomu-industrialno-innovacionnomu-razvitiyu-respubliki.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.