.RU

Медиаобразовани е в ведущих странах Запада - страница 25



9.2.1.Определения медиаобразования (media education, education aux medias, medienpadagogik, educacion para los medios ) и медиаграмотности (media literacy) в различных источниках

«Под медиаобразованием (media education) следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической, автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования медиа как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как, например, математика, физика или география» [Media Education. Paris: UNESCO, 1984, p.8].

«Центральная и объединяющая концепция медиаобразования (media education) – репрезентация (representation). Медиа не отражает реальность, а репрезентирует (представляет) ее [p.40]. Главная цель медиаобразования – «денатурализация» медиа [р.41]. Медиаобразование в первую очередь – исследовательский процесс [р.41]. Медиаобразование базируется на ключевых концепциях (key concepts), которые в большей степени являются аналитическими инструментами, чем альтернативным содержанием [р.41]. Ключевые концепции включают: denotation (обозначение), connotation (ассоциацию), genre (жанр), selection (отбор), nonverbal communication (невербальную коммуникацию), media language (язык медиа), naturalism and realism (естественность и реальность), audience (аудиторию), construction (конструкцию), mediation (медиавосприятие), representation (репрезентацию), code/encoding/decoding (код, декодирование, кодирование), segmentation (сегментацию, выделение, усечение), narrative structure (сюжетную структуру), ideology (идеологию), rhetoric (риторику), discourse (речь, язык), and subjectivity (субъективность) [p.42]. Медиаобразование – это процесс, продолжающийся всю жизнь [p.42]. Медиаобразование имеет целью не просто критическое понимание (critical understanding), но критическую автономию (critical autonomy) [p.42] [Masterman, L. A Rational for Media Education. In: Kubey, R. (Ed.) Media Literacy in the Information Age. – New Brunswick & London: Transaction Publishers, 1997, pp. 40-42].

Медиаобразование (media education) – означает критическое мышление (critical thinking), существенным элементом развития которого является создание учащимися собственной медиапродукции. Медиаобразование необходимо для активного участия как в демократическом процессе (democracy), так и в процессе глобализации (globalisation) и должно основываться на изучении всех видов медиа [Feilitzen, C. von. Media Education, Children’s Participation and Democracy. In: Feilitzen, C. von. and Carlsson, U. (Eds.) Children and Media: Image, Education, Participation. Goteborg: UNESCO & NORDICOM, 1999, pp.24-26].

«Медиаобразование (media education) связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как: 1)анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты; 2)определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст; 3)интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа; 4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории; 5) получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции. Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии. … Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и «пожизненного» образования» [Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO. In: Education for the Media and the Digital Age. Vienna: UNESCO, 1999, p.273-274. Reprint in: Outlooks on Children and Media. Goteborg: UNESCO & NORDICOM, 2001, p.152].

«Медиаобразование (media education) – это изучение медиа, которое отличается от обучения с помощью медиа. Медиаобразование связано одновременно с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, так и с развитием аналитических способностей для интерпретации и оценки их содержания (тогда как изучение медиа (media studies) обычно связывается с практической работой по созданию медиатекстов). Как медиаобразование (media education), так и изучение медиа (media studies) направлены на достижение целей медиаграмотности (media literacy)» [International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. Vol. 14 / Eds.N.J.Smelser & P.B.Baltes. Oxford, 2001, p.9494].

«Медиаграмотность» (media literacy) – помогает учащимся/студентам общаться с медиа под критическим углом зрения, с пониманием значимости медиа в их жизни. Медиаграмотный (media-literate) учащийся/студент должен быть способен критически и осознанно оценивать медиатексты, поддерживать критическую дистанцию по отношению к популярной культуре и сопротивляться манипуляциям. В более специфической терминологии обучение медиаграмотности должно предоставить учащимся/студентам возможность:

-развивать способности, знания и отношения, необходимые для анализа способов, с помощью которых медиа активно конструируют реальность;

-получать знания социального, культурного, политического и экономического значения этих конструкций и распространяемых ими ценностей;

-развивать уровень оценки (appreciation) и эстетического восприятия медиатекстов;

-декодировать медиатексты, чтобы распознать и оценить культурные ценности, практическую значимость, идеи, содержащиеся в них;

-распознавать, анализировать и применять разнообразие технического использования и создания медиатекстов;

-осознавать, что те, кто создают (конструируют) медиатексты, делают это, исходя из множества мотивов (контроль, давление и др.) – экономических, политических, организационных, технических, социальных и культурных;

-понимать, что каждый человек вовлечен в селективный и аналитический процесс исследования медиатекстов. Этот процесс и связанные с ним смыслы/значения зависят от психологических, социальных и природных факторов [Duncan, B. (Ed.). Media Literacy. Resource Guide. Toronto. Ontario: Ministry of Education, 1989, p.7].

«Медиаграмотность» (media literacy) – движение, … призванное помочь людям понимать, создавать и оценивать культурную значимость аудиовизуальных и печатных текстов. Медиаграмотный индивидуум, которым должен иметь возможность стать каждый человек, способен анализировать, оценивать и создавать печатные и электронные медиатексты» [Aufderheide, P., Firestone, C. Media Literacy: A Report of the National Leadership Conference on Media Literacy. Queenstown, MD: The Aspen Institute, 1993, p.1.].

«Медиаграмотность» (media literacy) – способности осваивать, интерпретировать/ анализировать и создавать медиатексты» [Worsnop, C. Screening Images: Ideas for Media Education. Mississauga, Ontario: Wright Communications, 1994, p.x].

«Медиаграмотность» (media literacy) – способность использовать, анализировать, оценивать и передавать сообщения (messages) в различных формах» [Kubey, R. Media Education: Portraits of an Evolving Field. In: Kubey, R. (Ed.) Media Literacy in the Information Age. – New Brunswick & London: Transaction Publishers, 1997, p.2].

«Медиаграмотность» (media literacy) – процесс подготовки медиаграмотного человека, обладающего развитой способностью к восприятию, созданию, анализу, оценке медиатекстов, к пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентационных систем, используемых медиа; жизнь такого человека в обществе и мире связана с гражданской ответственностью» [International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. Vol. 14 / Eds.N.J.Smelser & P.B.Baltes. Oxford, 2001, p.9494].

9.2.2.Основные термины, использующиеся зарубежными медиапедагогами

agency («медиаагентство», «источник информации») – совокупность технических средств, людей, создающих и распространяющих медиатексты;

angle («ракурс») – угол съемки, угол «зрения» по отношению к изображаемому в медиатексте объекту;

appreciation («оценка медиатекста») – процесс оценивания медиатекстов с различных точек зрения (жанровых, композиционных, политических, художественных и т.д.);

audience, media recipients, publics («аудитория медиа») – дифференцированные группы людей, воспринимающие медиатексты и вступающие с ними в разного рода виды и формы общения;

audiovisual literacy, audiovisual education, screen education, l’education `a l’audiovisuel («аудиовизуальная грамотность») – способность пользоваться, анализировать, оценивать и передавать аудиовизуальные, экранные сообщения (messages) в различных формах;

bias («предрассудок») – предвзятое отношение, пристрастный выбор одной из точек зрения в медиатексте или в суждении о нем:

category, typologies («категория медиатекста», «типологии медиатекста») - вид и жанр медиатекста, типология медиатекстов;

code («код») – результат приведения в систему неких условных понятий, чтобы знакомая с «кодом» аудитория могла опираться на него при восприятии, интерпретации и анализе медиатекста (например, марка студии, эмблема и пр.);

collage («коллаж») – использование разностильных объектов и фактур в одном медиатексте;

connotation («ассоциация») – процесс, при котором возникает смысловая связь между образами и представлениями медиатекста;

construction, construct («конструкция медиатекста») – результат работы над определенным материалом; он может показаться естественным, но на самом деле – это «культурная» или «идеологическая» конструкция;

convention («условность медиатекста») – элементы кода, общепринятый способ извещения о специфическом значении той или иной части медиатекста;

critical autonomy («критическая автономия») – сформированная на базе критического мышления независимость суждений и анализа медиатекста;

critical thinking, critical viewing skills, jugement critique, esprit critique, pensee critique («критическое мышление, способность к критическому видению») – аналитический процесс, основанный на развитом медиавосприятии. Данный процесс приводит к интерпретации и оценке смысла (в том числе и «зашифрованного») медиатекста;

crop, segmentation («купирование», «сегментирование») – усечение аудиовизуального образа медиатекста до сегмента;

cut, cutting, montage («монтаж») – процесс создания экранного медиатекста путем «сборки», «склеивания» единого целого из отдельно взятых кадров;

cutting phrase («монтажная фраза») - последовательность кадров аудиовизуального медиатекста, объединенных общим смыслом;

cutting recording («монтажная запись») – последовательная покадровая запись содержания аудиовизуального медиатекста, включая номер кадра, крупность плана, движение камеры, содержание кадра – аудиовизуальный ряд, спецэффекты и т.д.;

deconstruction («деконструкция») – процесс анализа отдельных элементов медиатекста;

denotation («обозначение») – процесс, когда те или иные значения задаются медиатекстом, либо его элементом;

discourse, media language («дискурс», «язык медиа») - комплекс средств и приемов выразительности, свойственные данному медиатексту, «агентству», жанру, автору и т.д.

effects, media effects («медиавоздействие») – воздействие медиатекстов на аудиторию: в сфере воспитания и образования, развития сознания, формирования поведения, взглядов, реакций, откликов, распространения информации и т.д.;

episode («эпизод») – часть медиатекста, состоящая из одной или нескольких сцен, которые объединены общей темой, общим конфликтом;

film criticism («кинокритика») – анализ, оценка фильмов (кинотекстов, аудиовизуальных текстов), трудов кинокритиков-профессионалов, функционирования фильма в социуме и т.д., обучение умениям написания критических статей и пр.;

film education («кинообразование») раздел медиаобразования, изучая который, аудитория осваивает теорию и практические умения, связанные с восприятием, анализом, оценкой и созданием аудиовизуальных медиатекстов (фильмов, кинотекстов);

film studies («изучение киноискусства», «кинообразование») – изучение теории и истории киноискусства, кинокритики, практики создания фильмов (термин, который обычно используется в колледжах и университетах, где film studies является дисциплиной учебного плана);

frame («план») – масштаб, границы изображения (общий, средний, крупный, деталь) в медиатексте, в том числе «установочный план» – «крупный план» – close-up;

genre («жанр») – группа медиатекстов, выделенных на основе сходных черт их внутреннего строения (интервью, репортаж, портрет, драма, комедия и т.д.);

jolts («потрясения») – моменты (часто кульминационные) медиатекста, которые максимально воздействуют на чувства аудитории;

industry («медиа индустрия», «медиапроизводство») – специфический набор культурных и экономических факторов, свойственный процессу создания медиатекстов;

information literacy, digital literacy («информационная грамотность») – способность находить, оценивать и эффективно использовать информацию в личной и профессиональной деятельности;

key aspects (concepts) of media education («ключевые аспекты/концепции/понятия медиаобразования») – agency («медиаагентство», «источник информации»), category («категория медиатекста»), language («язык медиатекста»); technology («технология создания медиатекста)», audience («аудитория медиатекстов»), representation («репрезентация»).

language, discourse («язык медиа», «дискурс») - комплекс средств и приемов выразительности, свойственные данному медиатексту, «агентству», жанру, автору и т.д.

media, mass media («медиа: средства массовой коммуникации») - технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (коммуникантом) и объектом (коммуникатором);

media arts («медиаискусства») – искусства, основанные на медиаформе (то есть форме средств массовой коммуникации) воспроизведения (репрезентации) действительности (средствами печати, фотографии, радио, грамзаписи, киноискусства, художественного телевидения, видеоарта, компьютерной графики и т.д.);

media awareness («познание медиа») – знание теории и истории медиа, способность пользоваться, анализировать, оценивать и передавать сообщения (messages) в различных формах;

media competence, MedienKompetenz («медиакомпетентность) – способности и умения, относящиеся к медиа (восприятие, знание, анализ, использование, проектирование медиа и т.д.).

media criticism («медиакритика») – анализ, интерпретация и оценка функционирования медиа в социуме, проблем (правовых, этических, экономических, политических, социокультурных и др.), связанных с взаимоотношениями медиаагентств, аудитории и медиакритики, анализ и оценка медиатекстов и трудов медиакритиков-профессионалов и т.д.; обучение профессии медиакритика в вузах и пр.;

media culture («медиакультура») – совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории «медиакультура» или «аудиовизуальная культура» может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа;

media educationalist («медиапедагог») - специалист по теории и практике в области медиаобразования;

media history («история медиа») – историческое развитие медиатехники и медиакультуры: от печати к мультимедиа (multimedia);

media maturity («медиазрелость») – рефлексивное понимание человеком уровня своей собственной медиаграмотности, высокий уровень медиаграмотности, медиаобразованности;

media reception, media perception, mediation («медиавосприятие») – дифференцированное восприятие аудиторией «медиареальности» (media reality), медиатекстов разных видов и жанров, чувств и мыслей авторов медиатекстов с последующим его пересказом;

media studies («изучение медиа») – специальная дисциплина (теория, история и практика медиа), которую обычно изучают в вузах и в специализированных учебных заведениях, которые готовят специалистов для работы в медиасфере; основной акцент в обучении здесь делается на практические умения создания медиатекстов;

media text, message («медиатекст») – сообщение, содержащее информацию и изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.);

media values («медиаценности») – социальные, политические, художественные ценности, которые распространяются с помощью медиатекстов;

message, media text, media product («медиатекст») – сообщение, содержащее информацию и изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.);

narrative, topic, story («сюжет») – содержание действия, изложение фактов, событий, «осмысленная фабула» медиатекста;

negotiation (обсуждение медиатекста) – процесс интерпретации и анализа (часто коллективного) медиатекста аудиторией;

plot, story («фабула») – цепь событий в сюжете медиатекста;

representation («медиарепрезентация», «переосмысление») – разнообразные виды и формы отражения, представления реальности в медиатексте через систему знаков, символов и т.д.; дифференцированное восприятие этой отраженной реальности аудиторией;

production («продукция», «производство») – процесс создания медиатекста, включающий и людей, которые этот текст создают;

rhythm («ритм») – одно из средств формообразования в медиатексте, основанное на закономерной повторяемости в пространстве или во времени неких элементов через соизмеримые интервалы;

scene («сцена») – часть медиатекста, ограниченная местом действия:

screen (audiovisual) arts («экранные/аудиовизуальные искусства») – искусства, основанные на экранной форме воспроизведения действительности (киноискусство, художественное телевидение, видеоарт, компьютерная графика и т.д.);

screen image («экранный образ») – материализация авторского замысла в конкретной аудиовизуальной, пространственно-временной форме медиатекста;

script, scenario («сценарий») – литературная основа медиатекста;

shot («кадр») – основная единица структуры экранного произведения, один длящийся кусок аудиовизуального медиатекста, начинающийся и заканчивающийся стыком с другим куском; «установочный кадр» (“establishing shot”); «кадр общего плана» (“long shot”), “кадр среднего плана” (“medium shot”);

stereotyping («стереотипизирование») – процесс стереотипной (обобщенной) оценки индивидов или общественных групп в медиатексте или во время дискуссии о медиатексте;

storyboard («раскадровка») – покадровая разбивка экранного медиатекста на предварительной стадии его создания или во время его анализа;

symbol («символ») - условный знак, обозначающий иной смысл, образ предмета, который имеет несколько значений;

technology, production («технология») – инструментарий и процесс создания медиатекста;

theme («тема») – жизненный материал медиатекста;

visual literacy («визуальная грамотность») – способность пользоваться, анализировать, оценивать и передавать визуальные сообщения (messages) в различных формах;

zoom («зум») - переменный фокус, создающий видимость приближения или удаления от объекта медиатекста;

metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-napisaniyu-i-zashite-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-po-specialnosti-090103-organizaciya-i-tehnologiya-zashiti-informacii-moskva-2008.html
metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-obuchayushihsya-k-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-po-inostrannim-yazikam-za-kurs-osnovnoj-shkoli.html
metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-oformleniyu-i-zashite-kursovih-rabot-po-napravleniyu-podgotovki-030300-psihologiya-kvalifikaciya-stepen-bakalavr.html
metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-oformleniyu-i-zashite-magisterskoj-dissertacii-stranica-3.html
metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-oformleniyu-predzashite-i-zashite-kursovih-i-vipusknih-kvalifikacionnih-rabot-na-estestvenno-geograficheskom-fakultete-rgu-imeni-s-a-esenina-stranica-3.html
metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-otchyota-o-preddiplomnoj-proizvodstvennoj-praktike-studenti.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/maznichenko-anastasiya-sergeevna.html
  • crib.bystrickaya.ru/intonaciya-i-smislovaya-diskretnost-ustnoj-rechi-m-v-koltunova-yazik-i-delovoe-obshenie.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nanesenie-poboev.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vidv-biologicheskoj-nauke-pod-tipom-pochv-ponimayut-pochvi-obrazovannie-v-odinakovih-usloviyah-i-obladayushie-shodnimi-stroeniem-i-svojstvami-k-odnomu-tipu-pochv-otnosyatsya-pochvi.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-tehnologii-ispolzovaniya-lazernogo-izlucheniya-v-diagnostike-i-korrekcii-funkcionalnih-izmenenij-v-sporte.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadaniya-po-pedagogicheskoj-praktike-studentov-praktikum-na-osnove-kompetentnostnogo-podhoda-uchebnoe-posobie-dlya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/perepis-naseleniya-ssha-1820.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sovremennaya-ritualnaya-magiya-stranica-9.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-g-suncov-dokt-med-nauk-prof-zav-kafedroj-stomatologii-detskogo-vozrasta-ogma-stranica-27.html
  • student.bystrickaya.ru/13-metodika-provedeniya-opitov-v-manometricheskoj-bombe-metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-laboratornih-rabot.html
  • spur.bystrickaya.ru/konferencii-nauchnaya-konferenciya-professorsko-prepodavatelskogo-sostava-aspirantov-i-soiskatelej-stranica-12.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/boevie-otravlyayushie-veshestva-i-ih-porazhayushee-dejstvie.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nts-tverskoj-prospekt-novosti-10-01-13-prajm-tajm-00-30.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-sposobstvovat-u-uchashihsya-formirovaniyu-predstavleniya-o-zhizni-v-russkom-gosudarstve-v-konce-v-nachale-vi-veka-obespechit-v-hode-uroka-osmislenie-i-usvoenie-osnovnih-ponyatij-gosudar.html
  • school.bystrickaya.ru/filosofiya-absurda-albera-kamyu.html
  • studies.bystrickaya.ru/34-rezultativnost-obrazovatelnoj-deyatelnosti-publichnij-otchet-direktora-goou-npo-pl-10-g-lipecka-zolotarevoj.html
  • letter.bystrickaya.ru/normativnie-akti-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-prokurorskij-nadzor-dlya-napravleniya-specialnosti.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/soderzhanie-aptechki-instrukciya-po-bezopasnosti-dlya-elektromonterov-kontaktnoj-seti-ce-761.html
  • tests.bystrickaya.ru/liderstvo-i-ego-sushnost.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vdoskonalennya-sistemi-mitnogo-regulyuvannya-v-ukran-na-osnov-vikoristannya-dosvdu-zarubzhnih-kran-chast-2.html
  • pisat.bystrickaya.ru/the-telki-povest-o-nenastoyashej-lyubvi-stranica-7.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mazhanni-leder.html
  • textbook.bystrickaya.ru/irvin-yalom-lechenie-ot-lyubvi-i-drugie-psihoterapevticheskie-novelli.html
  • credit.bystrickaya.ru/pasport-programmi-5-harakteristika-i-investicionnij-potencial-zainskogo-municipalnogo-rajona-7-stranica-5.html
  • thescience.bystrickaya.ru/klod-hopkins-moya-zhizn-v-reklame-pervij-iz-mogikan.html
  • esse.bystrickaya.ru/rechevoe-povedenie-lichnosti-v-sisteme-formirovaniya-socialnogo-obraza-na-materiale-hudozhestvennogo-diskursa.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-evropejskih-vrachej-rezidentov-po-urologii-eurep-praga-chehiya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temi-dokladov-i-referatov-koncepciya-istorii-dzh-viko-50-i-gerder-i-ego-istoriya-kak-progress-gumannosti-53.html
  • write.bystrickaya.ru/formi-podborodka-i-raznovidnosti-podborodka-httpwww-krasotka-makeup-ru.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/profilaktiki-pravonarushenij-analiz-vospitatelnoj-raboti-za-2009-2010u-g-osmislivanie-svoego-truda-vedet-k-ego.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-rpud-nauchno-issledovatelskij-seminar-strategiya-integracii-rossii-v-transportno-logisticheskij-rinok-atr.html
  • testyi.bystrickaya.ru/arnauli-memlekettk-zhrdemai-taajindau-zhne-tleu-aidalari.html
  • education.bystrickaya.ru/114-proektnie-predlozheniya-shemi-rajonnoj-planirovki-1980g-analiz-ranee-vipolnennih-dokumentov-territorialnogo-planirovaniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proekt-5-vedomstvennaya-antikorrupcionnaya-programma-federalnoj-sluzhbi.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sostoitsya-v-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-industriya-turizma-vozmozhnosti-prioriteti-problemi-i-perspektivi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.