.RU

Медиаобразовани е в ведущих странах Запада - страница 25



9.2.1.Определения медиаобразования (media education, education aux medias, medienpadagogik, educacion para los medios ) и медиаграмотности (media literacy) в различных источниках

«Под медиаобразованием (media education) следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической, автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования медиа как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как, например, математика, физика или география» [Media Education. Paris: UNESCO, 1984, p.8].

«Центральная и объединяющая концепция медиаобразования (media education) – репрезентация (representation). Медиа не отражает реальность, а репрезентирует (представляет) ее [p.40]. Главная цель медиаобразования – «денатурализация» медиа [р.41]. Медиаобразование в первую очередь – исследовательский процесс [р.41]. Медиаобразование базируется на ключевых концепциях (key concepts), которые в большей степени являются аналитическими инструментами, чем альтернативным содержанием [р.41]. Ключевые концепции включают: denotation (обозначение), connotation (ассоциацию), genre (жанр), selection (отбор), nonverbal communication (невербальную коммуникацию), media language (язык медиа), naturalism and realism (естественность и реальность), audience (аудиторию), construction (конструкцию), mediation (медиавосприятие), representation (репрезентацию), code/encoding/decoding (код, декодирование, кодирование), segmentation (сегментацию, выделение, усечение), narrative structure (сюжетную структуру), ideology (идеологию), rhetoric (риторику), discourse (речь, язык), and subjectivity (субъективность) [p.42]. Медиаобразование – это процесс, продолжающийся всю жизнь [p.42]. Медиаобразование имеет целью не просто критическое понимание (critical understanding), но критическую автономию (critical autonomy) [p.42] [Masterman, L. A Rational for Media Education. In: Kubey, R. (Ed.) Media Literacy in the Information Age. – New Brunswick & London: Transaction Publishers, 1997, pp. 40-42].

Медиаобразование (media education) – означает критическое мышление (critical thinking), существенным элементом развития которого является создание учащимися собственной медиапродукции. Медиаобразование необходимо для активного участия как в демократическом процессе (democracy), так и в процессе глобализации (globalisation) и должно основываться на изучении всех видов медиа [Feilitzen, C. von. Media Education, Children’s Participation and Democracy. In: Feilitzen, C. von. and Carlsson, U. (Eds.) Children and Media: Image, Education, Participation. Goteborg: UNESCO & NORDICOM, 1999, pp.24-26].

«Медиаобразование (media education) связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как: 1)анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты; 2)определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст; 3)интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа; 4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории; 5) получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции. Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии. … Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и «пожизненного» образования» [Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO. In: Education for the Media and the Digital Age. Vienna: UNESCO, 1999, p.273-274. Reprint in: Outlooks on Children and Media. Goteborg: UNESCO & NORDICOM, 2001, p.152].

«Медиаобразование (media education) – это изучение медиа, которое отличается от обучения с помощью медиа. Медиаобразование связано одновременно с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, так и с развитием аналитических способностей для интерпретации и оценки их содержания (тогда как изучение медиа (media studies) обычно связывается с практической работой по созданию медиатекстов). Как медиаобразование (media education), так и изучение медиа (media studies) направлены на достижение целей медиаграмотности (media literacy)» [International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. Vol. 14 / Eds.N.J.Smelser & P.B.Baltes. Oxford, 2001, p.9494].

«Медиаграмотность» (media literacy) – помогает учащимся/студентам общаться с медиа под критическим углом зрения, с пониманием значимости медиа в их жизни. Медиаграмотный (media-literate) учащийся/студент должен быть способен критически и осознанно оценивать медиатексты, поддерживать критическую дистанцию по отношению к популярной культуре и сопротивляться манипуляциям. В более специфической терминологии обучение медиаграмотности должно предоставить учащимся/студентам возможность:

-развивать способности, знания и отношения, необходимые для анализа способов, с помощью которых медиа активно конструируют реальность;

-получать знания социального, культурного, политического и экономического значения этих конструкций и распространяемых ими ценностей;

-развивать уровень оценки (appreciation) и эстетического восприятия медиатекстов;

-декодировать медиатексты, чтобы распознать и оценить культурные ценности, практическую значимость, идеи, содержащиеся в них;

-распознавать, анализировать и применять разнообразие технического использования и создания медиатекстов;

-осознавать, что те, кто создают (конструируют) медиатексты, делают это, исходя из множества мотивов (контроль, давление и др.) – экономических, политических, организационных, технических, социальных и культурных;

-понимать, что каждый человек вовлечен в селективный и аналитический процесс исследования медиатекстов. Этот процесс и связанные с ним смыслы/значения зависят от психологических, социальных и природных факторов [Duncan, B. (Ed.). Media Literacy. Resource Guide. Toronto. Ontario: Ministry of Education, 1989, p.7].

«Медиаграмотность» (media literacy) – движение, … призванное помочь людям понимать, создавать и оценивать культурную значимость аудиовизуальных и печатных текстов. Медиаграмотный индивидуум, которым должен иметь возможность стать каждый человек, способен анализировать, оценивать и создавать печатные и электронные медиатексты» [Aufderheide, P., Firestone, C. Media Literacy: A Report of the National Leadership Conference on Media Literacy. Queenstown, MD: The Aspen Institute, 1993, p.1.].

«Медиаграмотность» (media literacy) – способности осваивать, интерпретировать/ анализировать и создавать медиатексты» [Worsnop, C. Screening Images: Ideas for Media Education. Mississauga, Ontario: Wright Communications, 1994, p.x].

«Медиаграмотность» (media literacy) – способность использовать, анализировать, оценивать и передавать сообщения (messages) в различных формах» [Kubey, R. Media Education: Portraits of an Evolving Field. In: Kubey, R. (Ed.) Media Literacy in the Information Age. – New Brunswick & London: Transaction Publishers, 1997, p.2].

«Медиаграмотность» (media literacy) – процесс подготовки медиаграмотного человека, обладающего развитой способностью к восприятию, созданию, анализу, оценке медиатекстов, к пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентационных систем, используемых медиа; жизнь такого человека в обществе и мире связана с гражданской ответственностью» [International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. Vol. 14 / Eds.N.J.Smelser & P.B.Baltes. Oxford, 2001, p.9494].

9.2.2.Основные термины, использующиеся зарубежными медиапедагогами

agency («медиаагентство», «источник информации») – совокупность технических средств, людей, создающих и распространяющих медиатексты;

angle («ракурс») – угол съемки, угол «зрения» по отношению к изображаемому в медиатексте объекту;

appreciation («оценка медиатекста») – процесс оценивания медиатекстов с различных точек зрения (жанровых, композиционных, политических, художественных и т.д.);

audience, media recipients, publics («аудитория медиа») – дифференцированные группы людей, воспринимающие медиатексты и вступающие с ними в разного рода виды и формы общения;

audiovisual literacy, audiovisual education, screen education, l’education `a l’audiovisuel («аудиовизуальная грамотность») – способность пользоваться, анализировать, оценивать и передавать аудиовизуальные, экранные сообщения (messages) в различных формах;

bias («предрассудок») – предвзятое отношение, пристрастный выбор одной из точек зрения в медиатексте или в суждении о нем:

category, typologies («категория медиатекста», «типологии медиатекста») - вид и жанр медиатекста, типология медиатекстов;

code («код») – результат приведения в систему неких условных понятий, чтобы знакомая с «кодом» аудитория могла опираться на него при восприятии, интерпретации и анализе медиатекста (например, марка студии, эмблема и пр.);

collage («коллаж») – использование разностильных объектов и фактур в одном медиатексте;

connotation («ассоциация») – процесс, при котором возникает смысловая связь между образами и представлениями медиатекста;

construction, construct («конструкция медиатекста») – результат работы над определенным материалом; он может показаться естественным, но на самом деле – это «культурная» или «идеологическая» конструкция;

convention («условность медиатекста») – элементы кода, общепринятый способ извещения о специфическом значении той или иной части медиатекста;

critical autonomy («критическая автономия») – сформированная на базе критического мышления независимость суждений и анализа медиатекста;

critical thinking, critical viewing skills, jugement critique, esprit critique, pensee critique («критическое мышление, способность к критическому видению») – аналитический процесс, основанный на развитом медиавосприятии. Данный процесс приводит к интерпретации и оценке смысла (в том числе и «зашифрованного») медиатекста;

crop, segmentation («купирование», «сегментирование») – усечение аудиовизуального образа медиатекста до сегмента;

cut, cutting, montage («монтаж») – процесс создания экранного медиатекста путем «сборки», «склеивания» единого целого из отдельно взятых кадров;

cutting phrase («монтажная фраза») - последовательность кадров аудиовизуального медиатекста, объединенных общим смыслом;

cutting recording («монтажная запись») – последовательная покадровая запись содержания аудиовизуального медиатекста, включая номер кадра, крупность плана, движение камеры, содержание кадра – аудиовизуальный ряд, спецэффекты и т.д.;

deconstruction («деконструкция») – процесс анализа отдельных элементов медиатекста;

denotation («обозначение») – процесс, когда те или иные значения задаются медиатекстом, либо его элементом;

discourse, media language («дискурс», «язык медиа») - комплекс средств и приемов выразительности, свойственные данному медиатексту, «агентству», жанру, автору и т.д.

effects, media effects («медиавоздействие») – воздействие медиатекстов на аудиторию: в сфере воспитания и образования, развития сознания, формирования поведения, взглядов, реакций, откликов, распространения информации и т.д.;

episode («эпизод») – часть медиатекста, состоящая из одной или нескольких сцен, которые объединены общей темой, общим конфликтом;

film criticism («кинокритика») – анализ, оценка фильмов (кинотекстов, аудиовизуальных текстов), трудов кинокритиков-профессионалов, функционирования фильма в социуме и т.д., обучение умениям написания критических статей и пр.;

film education («кинообразование») раздел медиаобразования, изучая который, аудитория осваивает теорию и практические умения, связанные с восприятием, анализом, оценкой и созданием аудиовизуальных медиатекстов (фильмов, кинотекстов);

film studies («изучение киноискусства», «кинообразование») – изучение теории и истории киноискусства, кинокритики, практики создания фильмов (термин, который обычно используется в колледжах и университетах, где film studies является дисциплиной учебного плана);

frame («план») – масштаб, границы изображения (общий, средний, крупный, деталь) в медиатексте, в том числе «установочный план» – «крупный план» – close-up;

genre («жанр») – группа медиатекстов, выделенных на основе сходных черт их внутреннего строения (интервью, репортаж, портрет, драма, комедия и т.д.);

jolts («потрясения») – моменты (часто кульминационные) медиатекста, которые максимально воздействуют на чувства аудитории;

industry («медиа индустрия», «медиапроизводство») – специфический набор культурных и экономических факторов, свойственный процессу создания медиатекстов;

information literacy, digital literacy («информационная грамотность») – способность находить, оценивать и эффективно использовать информацию в личной и профессиональной деятельности;

key aspects (concepts) of media education («ключевые аспекты/концепции/понятия медиаобразования») – agency («медиаагентство», «источник информации»), category («категория медиатекста»), language («язык медиатекста»); technology («технология создания медиатекста)», audience («аудитория медиатекстов»), representation («репрезентация»).

language, discourse («язык медиа», «дискурс») - комплекс средств и приемов выразительности, свойственные данному медиатексту, «агентству», жанру, автору и т.д.

media, mass media («медиа: средства массовой коммуникации») - технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (коммуникантом) и объектом (коммуникатором);

media arts («медиаискусства») – искусства, основанные на медиаформе (то есть форме средств массовой коммуникации) воспроизведения (репрезентации) действительности (средствами печати, фотографии, радио, грамзаписи, киноискусства, художественного телевидения, видеоарта, компьютерной графики и т.д.);

media awareness («познание медиа») – знание теории и истории медиа, способность пользоваться, анализировать, оценивать и передавать сообщения (messages) в различных формах;

media competence, MedienKompetenz («медиакомпетентность) – способности и умения, относящиеся к медиа (восприятие, знание, анализ, использование, проектирование медиа и т.д.).

media criticism («медиакритика») – анализ, интерпретация и оценка функционирования медиа в социуме, проблем (правовых, этических, экономических, политических, социокультурных и др.), связанных с взаимоотношениями медиаагентств, аудитории и медиакритики, анализ и оценка медиатекстов и трудов медиакритиков-профессионалов и т.д.; обучение профессии медиакритика в вузах и пр.;

media culture («медиакультура») – совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории «медиакультура» или «аудиовизуальная культура» может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа;

media educationalist («медиапедагог») - специалист по теории и практике в области медиаобразования;

media history («история медиа») – историческое развитие медиатехники и медиакультуры: от печати к мультимедиа (multimedia);

media maturity («медиазрелость») – рефлексивное понимание человеком уровня своей собственной медиаграмотности, высокий уровень медиаграмотности, медиаобразованности;

media reception, media perception, mediation («медиавосприятие») – дифференцированное восприятие аудиторией «медиареальности» (media reality), медиатекстов разных видов и жанров, чувств и мыслей авторов медиатекстов с последующим его пересказом;

media studies («изучение медиа») – специальная дисциплина (теория, история и практика медиа), которую обычно изучают в вузах и в специализированных учебных заведениях, которые готовят специалистов для работы в медиасфере; основной акцент в обучении здесь делается на практические умения создания медиатекстов;

media text, message («медиатекст») – сообщение, содержащее информацию и изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.);

media values («медиаценности») – социальные, политические, художественные ценности, которые распространяются с помощью медиатекстов;

message, media text, media product («медиатекст») – сообщение, содержащее информацию и изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.);

narrative, topic, story («сюжет») – содержание действия, изложение фактов, событий, «осмысленная фабула» медиатекста;

negotiation (обсуждение медиатекста) – процесс интерпретации и анализа (часто коллективного) медиатекста аудиторией;

plot, story («фабула») – цепь событий в сюжете медиатекста;

representation («медиарепрезентация», «переосмысление») – разнообразные виды и формы отражения, представления реальности в медиатексте через систему знаков, символов и т.д.; дифференцированное восприятие этой отраженной реальности аудиторией;

production («продукция», «производство») – процесс создания медиатекста, включающий и людей, которые этот текст создают;

rhythm («ритм») – одно из средств формообразования в медиатексте, основанное на закономерной повторяемости в пространстве или во времени неких элементов через соизмеримые интервалы;

scene («сцена») – часть медиатекста, ограниченная местом действия:

screen (audiovisual) arts («экранные/аудиовизуальные искусства») – искусства, основанные на экранной форме воспроизведения действительности (киноискусство, художественное телевидение, видеоарт, компьютерная графика и т.д.);

screen image («экранный образ») – материализация авторского замысла в конкретной аудиовизуальной, пространственно-временной форме медиатекста;

script, scenario («сценарий») – литературная основа медиатекста;

shot («кадр») – основная единица структуры экранного произведения, один длящийся кусок аудиовизуального медиатекста, начинающийся и заканчивающийся стыком с другим куском; «установочный кадр» (“establishing shot”); «кадр общего плана» (“long shot”), “кадр среднего плана” (“medium shot”);

stereotyping («стереотипизирование») – процесс стереотипной (обобщенной) оценки индивидов или общественных групп в медиатексте или во время дискуссии о медиатексте;

storyboard («раскадровка») – покадровая разбивка экранного медиатекста на предварительной стадии его создания или во время его анализа;

symbol («символ») - условный знак, обозначающий иной смысл, образ предмета, который имеет несколько значений;

technology, production («технология») – инструментарий и процесс создания медиатекста;

theme («тема») – жизненный материал медиатекста;

visual literacy («визуальная грамотность») – способность пользоваться, анализировать, оценивать и передавать визуальные сообщения (messages) в различных формах;

zoom («зум») - переменный фокус, создающий видимость приближения или удаления от объекта медиатекста;

metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-napisaniyu-i-zashite-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-po-specialnosti-090103-organizaciya-i-tehnologiya-zashiti-informacii-moskva-2008.html
metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-obuchayushihsya-k-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-po-inostrannim-yazikam-za-kurs-osnovnoj-shkoli.html
metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-oformleniyu-i-zashite-kursovih-rabot-po-napravleniyu-podgotovki-030300-psihologiya-kvalifikaciya-stepen-bakalavr.html
metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-oformleniyu-i-zashite-magisterskoj-dissertacii-stranica-3.html
metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-oformleniyu-predzashite-i-zashite-kursovih-i-vipusknih-kvalifikacionnih-rabot-na-estestvenno-geograficheskom-fakultete-rgu-imeni-s-a-esenina-stranica-3.html
metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-otchyota-o-preddiplomnoj-proizvodstvennoj-praktike-studenti.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-zanyatiya-po-logopedicheskoj-ritmikev-podgotovitelnoj-k-shkole-gruppe.html
  • reading.bystrickaya.ru/ksptk-blm-mamandiini-studentterne-arnalan.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-ob-ocenke-4300141211c-2214yu-01m5126.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-2-cel-i-osnovnie-zadachi-programmi-ob-utverzhdenii-programmi-ekonomicheskoe-i-socialnoe-razvitie-nizhegorodskoj.html
  • institut.bystrickaya.ru/tamozhennoe-sotrudnichestvo-rf-i-sng.html
  • assessments.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-stranica-2.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primechanie-dlya-otvetov-na-voprosi-2-11-sleduet-ispolzovat-yaziki-visokogo-urovnya-paskal-ili-si-si-stranica-4.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/respublikanskij-konkurs-luchshih-elektivnih-kursov-dlya-profilnogo-obucheniya-budushee-chuvashii-v-innovacionnom-mishlenii-stranica-5.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/test-15-b-ajris-press.html
  • university.bystrickaya.ru/formirovanie-valyutnogo-kursa-v-respublike-belarus.html
  • spur.bystrickaya.ru/kriterii-ocenki-otveta-na-gosudarstvennom-ekzamene.html
  • holiday.bystrickaya.ru/moskovskij-gosudarstvennij-tehnicheskij-universitet-grazhdanskoj-aviacii-mgtu-ga-otchyot-o-samoobsledovanii-obrazovatelnoj-programmi.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-disciplini-teoriya-socialnoj-raboti-specialnost-040101-65-socialnaya-rabota.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-teoriya-igr-napravlenie-oop-231300-prikladnaya-matematika-kvalifikaciya-stepen-bakalavr.html
  • university.bystrickaya.ru/evropejskaya-social-demokratiya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vizov-programmi-na-vipolnenie-zadacha-proekta-pomoch-izuchit-osnovnie-naviki-neobhodimie-v-informacionnom-obshestve.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-ti-izobrazhaesh-ukrashaesh-i-stroish-programmi-otdelnih-uchebnih-predmetov-kursov-programmi-otdelnih.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vi-kogda-nibud-zadumivalis-o-tom-kak-sobaki-i-koshki-stali-domashnimi-zhivotnimi-i-sputnikami-cheloveka-tak-davajte-zhe-zaglyanyom-v-proshloe-i-rassmotrim-to-kak-e.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/specialnij-nalogovij-rezhim-na-osnove-uproshennoj-deklaracii.html
  • klass.bystrickaya.ru/52-gosudarstvennaya-regionalnaya-politika-uchebnoe-posobie-1-chast-prednaznacheno-dlya-bakalavriata-po-specialnosti.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/regionalnaya-programma-po-okazaniyu-sodejstviya-dobrovolnomu-pereseleniyu-v-kaluzhskuyu-oblast-sootechestvennikov-prozhivayushih-za-rubezhom-na-2007-2012-godi-naimenovanie-programmi-stranica-5.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-8-t-14-tajni-snezhnogo-cheloveka-velikie-tajni.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analizu-vospitatelnoj-raboti-mou-sosh-imeni-a-v-kalyapina-s-prigorodnoe-za-2009-2010-uchebnij-god.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sovremennij-urok-istorii-metodika-i-tipologiya-provedeniya-igr-i-diskussij-na-urokah-istorii-39-urovni-sformirovannosti.html
  • bukva.bystrickaya.ru/o-provedenii-25-iyunya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-aleksej-stepanovich-homyakov-i-tulskij-kraj-v-pomosh-pedagogam-dopolnitelnogo-obrazovaniya-turistsko-kraevedcheskih-obedinenij.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nauchnoe-poznanie-3.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vospominaniya-o-shtejnere-stranica-7.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/ubijstvo-pri-otyagchayushih-obstoyatelstvah.html
  • teacher.bystrickaya.ru/formirovanie-sposobnosti-k-iniciativnoj-professionalnoj-deyatelnosti-studentov-pedagogicheskogo-vuza-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sosedi-po-tretemu-eshelonu-r-m-nureev.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lishenie-svobodi-i-arest-nesovershennoletnih.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-iyunya-na-bajkonure-projdut-torzhestvennie-meropriyatiya-aerokosmicheskie-novosti3.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-3-neslavyanskie-narodi-ix-nachala-xiii-v-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka-v-3-h-knigah-kniga-i.html
  • institute.bystrickaya.ru/gastrojbat-vremya-novostej-yuliya-homchenko-21052008-087-str-3-gosduma-rf-monitoring-smi-2-1-maya-2008-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.