.RU

Методическая разработка Учителя физики моу болтинской




Департамент образования

Администрации Ярославской области




Применение информационно-коммуникационных технологий

при обучении физике

Методическая разработка


Учителя физики МОУ Болтинской

средней общеобразовательной школы

Рыбинского муниципального района

Исайчевой Любови Александровны


Ярославль

2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………....3

Глава I. Информационные технологии в образовании ………………………… …5


1.1. Сущность процесса информатизации образования…………………………5

1.2. Информатизация физического образования……………………………….…..9


Глава II. Использование информационно-коммуникационных технологий

при обучении физике………………………………………………………………...12


2.1. Информатизация в МОУ Болтинской СОШ Рыбинского муниципального района………………………..……………………………………………………......12

2.2.1. Практическое использование Интернет на уроках физики…………………13


2.2.2. Применение мультимедийных ресурсов по физике в практике МОУ Болтинской СОШ …………………………………….…………………………….14

2.2.3. Использование электронных учебников как средство повышения познавательного интереса учащихся……………………………………………....20


2.3. Этапы проектирования уроков физики с применением информационных технологий…………………………………………………………………………...23


2.4. Способы применения ИКТ на уроках физики в МОУ Болтинской СОШ Рыбинского муниципального района……………………………………………..25


Заключение……………………………………………………………………………29


Список литературы…………………………………………………………………30


Приложение…………………………………………………………………………32


ВВЕДЕНИЕ

Информационно-образовательная среда современного школьника насыщена множеством источников информации. Содержание информации, наполняющей эти источники, претерпевает непрерывные изменения. Особенностью этих изменений является стремительное обогащение контента виртуальной составляющей современной информационной среды.
Действующий на сегодняшний день в системе образования и в секторе индивидуального пользования парк компьютеров, а также предложенное массовой школе программное обеспечение к компьютерам, позволяют оценить виртуальную среду как уже достаточно подготовленное к полномасштабному использованию в обучении средство повышения его эффективности. В этих условиях научное педагогическое сообщество обязано обратить внимание на проблему целенаправленного формирования у подрастающего поколения элементов новой информационной культуры учения.

Сложившийся у школьников в процессе освоения курса информатики опыт работы с виртуальной средой должен быть непременно задействован в изучении основ различных наук. На достижение этой цели ориентируют требования к уровню подготовки выпускников школ, сформулированные в Стандарте основного и среднего (полного) общего образования. При изучении физики учащиеся должны освоить практику сочетания в учебном познании новых и традиционных способов работы в предметной информационной среде. При этом важно, чтобы они овладели общими подходами к восприятию, обработке и использованию информации по физике независимо от того, представлена ли она устной речью, книгой или размещена на электронном носителе. Решение этих задач определяет новый более высокий уровень развития информационной культуры школьников.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года понятие "ключевые компетентности" является одним из центральных. Переход к "компетентностному" обучению предполагает воспитание такого человека и гражданина, который будет приспособлен к постоянно меняющимся условиям жизни.

Выпускнику школы необходимо интегрироваться в социальную среду. Формирование компетентностей, происходящее в процессе обучения, включает новые требования в условиях информационного общества, а именно развитие информационно-коммуникационных умений и навыков.

Поэтому основные направления концепции информатизации образования таковы:

Актуальность темы обусловлена:

Цель данной разработки – систематизация опыта работы применения информационно-коммуникационных технологий при обучении физике.

Для реализации заявленной цели я выдвигаю следующие задачи:

Практическая апробация представленных методических материалов проводилась на базе МОУ Болтинской СОШ Рыбинского МР в период 2006-2010 гг.


ГЛАВА I.

^ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

1.1. Сущность процесса информатизации образования

Прежде чем говорить об особенностях информатизации современного общества и сферы высшего профессионального образования необходимо выявить исторические предпосылки процесса. Следует отметить, что процесс информатизации общества за всю историю цивилизации довольно точно описывается с помощью последовательности информационных революций. Профессор А.И. Ракитов одним из первых показал, что в основе каждой технологической революции лежит революция информационная, которая и создает необходимые условия для перехода общества на качественно новый уровень технологического развития [17].

Информационная революция, по мнению А.И. Ракитова, заключается в «изменении инструментальной основы, способа передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения». Другими словами, информационная революция означает переход общества на использование принципиально новых средств информатики и на качественно новый уровень развития процессов информационного взаимодействия.

Согласно исследований К.К. Колина можно с уверенностью выделять шесть основных информационных революций за всю историю развития человеческого общества [14]. Первая информационная революция заключается в появлении языка и членораздельной человеческой речи. Вторую информационную революцию большинство исследователей связывают с изобретением письменности. Это изобретение позволило не только обеспечить сохранность уже накопленных человеческим обществом знаний, но и повысить достоверность этих знаний, создать условия для их существенно более широкого, чем ранее, распространения. Третья информационная революция связана с изобретением книгопечатания, которое следует признать одной из первых информационных технологий. Своего апогея третья информационная революция достигла с появлением печатных средств массовой информации: газет, журналов, рекламных объявлений, информационных справочников и т.п. Четвертая информационная революция началась в ХIХ веке, когда были изобретены и стали быстро распространяться такие средства информационной коммуникации как радио, телефон и телевидение. Пятая информационная революция началась в 50-е годы XX века с того момента, как в социальной практике стали использоваться средства вычислительной техники. Применение этих средств для обработки научной информации кардинальным образом изменило возможности человека по активизации и эффективному использованию информационных ресурсов. Самое важное и принципиально новое качество, которое принесла пятая информационная революция, заключается в том, что впервые за всю историю развития цивилизации человек получил высокоэффективное средство для усиления своей интеллектуальной деятельности.

Информатизация оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей. Именно поэтому «... разворачивающийся в настоящее время социальный процесс информатизации общества следует квалифицировать как новую социотехническую революцию, информационную основу которой составляет шестая информационная революция, результатом которой станет формирование на нашей планете информационного общества» [14].

История формирования информационного общества содержит в себе историю зарождения и развития новых видов человеческой деятельности, связанных с информатизацией. За последние годы в обществе появились специализированные профессиональные группы людей, связанные с обслуживанием вычислительной техники и процессов обработки информации (операторы, программисты, системные аналитики, проектировщики и т.п.), оказанием консультативных, научно-информационных и других услуг подобного рода. Очевидно, что возникновение новых научных и профессиональных направлений требует специализированной системы подготовки кадров, в которой не только содержание, но и методы и средства обучения должны соответствовать реалиям соответствующего этапа информатизации общества.

Задачам информатизации общества и всех его сфер, к числу которых относится и образование, уделяется повышенное внимание государства. Необходимость системного государственного подхода к процессу развития информатизации общества начала осознаваться в начале 90-х годов прошлого века. Так, например, еще в СССР в 1990 году была разработана и принята «Концепция информатизации общества», а понятие «информатизация» стало все шире использоваться как в научной, так и в общественно-политической терминологии, постепенно вытесняя понятие «компьютеризация».

Относительно широкое определение понятия «информатизация» дал в своих публикациях академик А.П. Ершов. Он писал, что «информатизация – это комплекс мер, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности» [2]. При этом А.П. Ершов подчеркивал, что информация становится «стратегическим ресурсом общества в целом, во многом обусловливающим его способность к успешному развитию» [2]. В то же время, по заключению ЮНЕСКО, информатизация - это широкомасштабное применение методов и средств сбора, хранения и распространения информации, обеспечивающей систематизацию имеющихся и формирование новых знаний, и их использование обществом для текущего управления и дальнейшего совершенствования и развития. Очевидно, что с одной стороны оба указанных определения не противоречат друг другу, и, с другой стороны, определяют, в том числе и информатизацию сферы образования.

Не случайно существенная роль в информатизации общества принадлежит информатизации образования – кузницы, где осуществляется комплексное становление членов этого общества. Образование является составной частью социальной сферы общества, а поэтому основные проблемы, пути и этапы информатизации для образования совпадают с общими уже рассмотренными положениями информатизации общества в целом. Стратегическая цель информатизации образования состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных и телекоммуникационных технологий, радикальном повышении эффективности и качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества [22]. По мнению В.А. Шаповалова в результате достижения этой цели в обществе должны быть обеспечены массовая компьютерная грамотность и формирование информационной культуры путем индивидуализации образования. Эта цель информатизации образования по своей сути является долгосрочной и потому будет сохранять свою актуальность и в ХХI веке [22].

Внедрение информационных технологий в различные области современной системы образования принимает все более масштабный и комплексный характер. В формирующейся ситуации учебные заведения становятся флагманами информатизации образования – процесса обеспечения всей сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Исторически процесс информатизации сферы образования осуществлялся по двум основным направлениям управляемому и неуправляемому, сущность которых схематично отражена на рисунке 1.



Рисунок 1. Направления информатизации сферы образования

Учитывая темпы и направления информатизации образования, целесообразно существенно пересмотреть традиционное изучение учебных предметов в школе, методы, технологии и средства информатизации, применяемые в обучении под девизом, который был, выдвинут еще академиком А.П. Ершовым: "От компьютерной грамотности - к информационной культуре общества, которая должна стать частью его общей культуры". Другими словами, с помощью методов и средств информатики выпускник школы должен научиться получать ответы на вопросы о том, какие имеются информационные ресурсы, где они находятся, как можно получить к ним доступ и как их можно использовать в целях повышения эффективности своей профессиональной деятельности.

Информационная культура большинства людей формируется в недрах образовательной сферы информационного общества. Современное образование немыслимо без использования во всех его формах информационных и коммуникационных технологий. Сегодня практически невозможно найти школу, в которой бы не изучались или не использовались информационные технологии. При этом одной из основных сфер применения подобных технологий остается учебный процесс. Педагогические программные компьютерные средства применяются как с целью изучения собственно информационных технологий, так и при обучении другим областям знаний.

Информационные технологии позволяют поднять на качественно новый уровень образовательные процессы, связанные с измерением знаний школьников, тестированием и организацией на его основе принципиально новых подходов к формированию контингента для обучения в учебных заведениях.

Таким образом, даже на основании вышеизложенных факторов можно говорить о наличии образовательных направлений внедрения информационных технологий в общественную жизнь. К таким направлениям относятся:

- изменение в условиях информационного общества содержания и функций образования, форм и методов педагогической деятельности;

- положительное влияние новых информационных технологий на развитие творческих способностей и профессиональной ориентации;

- воспитательное воздействие информационных технологий;

- появление возможности использования мультимедиа-технологий в образовании;

- развитие и повсеместное использование электронных моделей педагогических учебных средств;

- становление развивающего обучения на основе информационных ресурсов общества;

- сочетание возможностей традиционного и современного способов обучения в информационном обществе.

1.2. Информатизация физического образования

Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно - научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира.

Использование информационных технологий на уроках физики помогает достичь педагогических целей:

  1. Развитие личности обучающегося, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного информационного общества: развитие мышления, эстетическое воспитание, формирование умений принимать правильное решение или предлагать варианты в сложной ситуации, развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.

  2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества.

  3. Интенсификация образовательного процесса во всех уровнях системы непрерывного образования:

Использование информационных технологий помогает преподавателю расширить возможности творческого поиска и организации совместной деятельности с учащимися (Приложение 1).

При обучении физике в средней школе преподаватель обычно сталкивается со следующими трудностями:

Обычно подобные вещи на уроках физики изучаются либо на низком научном уровне, либо объясняются "на пальцах", либо вообще не изучаются, что, безусловно, сказывается на уровне подготовки учеников. Поэтому использование информационных технологий поможет педагогу в организации образовательного процесса и станет его неотъемлемой частью.

Максимальная эффективность использования электронных ресурсов на уроках физики возможна только в режиме обеспечения каждого участника группы персональным компьютером.

Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала (Приложение 2).

Такая работа может осуществляться на разных этапах урока как:

В практике работы учителя физики целесообразно применять следующие варианты построения уроков с использованием ИКТ (Приложение 3).

На мой взгляд, во всех случаях ИКТ выполняют функцию "посредника", "который вносит существенные изменения в коммуникацию человека с окружающим миром". В результате учитель и ученик не только овладевают информационными технологиями, но и учатся отбирать, оценивать и применять наиболее ценные образовательные ресурсы, а также создавать собственные медиатексты.


^ ГЛАВА II.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ


2.1. Информатизация в МОУ Болтинской СОШ Рыбинского муниципального района.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором сильно ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационными и коммуникационными технологиями.

В настоящее время существуют ключевые параметры информатизации образования, например количество компьютеров на одного учащегося, число школ, оснащенных компьютерами, Интернетом, удельный вес электронных учебных пособий в общем наборе обучающих средств, количество часов работы за – компьютером и в Интернете для учащегося, учителя и т.д. На самом деле все параметры одновременно не могут быть использованы в условиях сельской общеобразовательной школы, у которой есть своя специфика.

Стратегия развития сельской школы неотделима от проблем российской общеобразовательной школы, однако, в силу социальных и экономических особенностей имеет ярко выраженную специфику. Недостаточное материально-техническое и кадровое обеспечение в сочетании со значительным количеством малокомплектных учебных заведений создает значительные трудности в разработке концепции профессионального самоопределения сельских школьников.

Болтинская средняя общеобразовательная школа активно включилась в работу по модернизации образования. Программа развития школы направлена на повышение качества обучения и воспитания сельского школьника. В основе инновационного проекта лежит обучение педагогов современным информационно-коммуникационых технологиям. На средства, выделенные на поддержку школ победителей ПНПО, оборудован второй кабинет мультимедийных средств для работы учителей-предметников, закуплена компьютерная техника для библиотеки, оборудованы ПК рабочие места учителей в кабинетах физики, математики, начальных классов и др., закуплены мультимедийные образовательные программы для организации учебно-воспитательного процесса.

На базе образовательного учреждения создан межшкольный методический центр по информатизации образования учреждений Рыбинского муниципального района. Болтинской школе присвоен статус муниципального ресурсного центра по повышению квалификации и информатизации образования.

С целью выявления возможности учеников работать с компьютером вне школы систематически проводится опрос.

Например, в октябре 2009-2010 учебного года в опросе приняли участие 62 ученика 7-11 классов. Ниже, в диаграмме 1, представлены результаты опроса.



Диаграмма 1. Возможность учеников работать с компьютером вне школы


Результаты опроса показали, что более 50% учащихся имеют возможность работать с компьютером вне школы, что позволяет сделать вывод о готовности школьников к использованию ИКТ в образовательном процессе.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: в ходе реализации Программы развития школы появилась возможность широкого применения ИКТ в образовательном процессе.


      1. Практическое использование Интернет на уроках физики



Физическая наука всегда лежит в первооснове всех достижений человеческой цивилизации, компьютерная техника и Интернет не исключение. Однако зачастую складывается парадоксальная ситуация, когда «сапожник остается без сапог». Речь о том, что процесс информатизации физического образования и физических исследований должен достичь высокого уровня, тем более что для этого есть все предпосылки.

«Концепция информатизации образования», разработанная Министерством образования – уникальный документ, точно и однозначно определяющий этапы, источники и содержание информатизации. Особенность этого документа в том, что он не только определяет стратегию и тактику интеграции информационных технологий в образование, но и дает ключевые понятия и определения этих технологий. Целая глава концепции отведена под словарь информатизации, в котором в частности даны определения самым распространенным видам мультимедийных ресурсов. Типологию, содержание и сферу применения мультимедийных средств по физике проанализируем подробно.

Все многообразие компьютерных обучающих средств прежде всего, подразделяется на две подгруппы по отношению к глобальной информационной сети. Если дословно перевести названия этих групп с английского языка, то это звучит так: «on line» - на линии и «off line» - вне линии. Здесь главный отличительный признак не тип ресурса, а способ его взаимодействия с пользователем.

On-line – это форма работы ресурса в режиме реального времени, на удаленном расстоянии от пользователя при помощи сетей передачи данных. Причем в данном случае расстояние между пользователем и компьютером, на котором физически размещается ресурс, не играет существенной роли, гораздо важнее скорость передачи данных в сети и технология, при помощи которой создан ресурс. На уроках физики в МОУ Болтинской СОШ я используются следующие On-line ресурсы:

- Заочная физико-техническая школа при МФТИ http://www.school.mipt.ru

- Виртуальный репетитор по физике. Виртуальный тренинг различного уровня сложности по всем аспектам изучения физики в средней школе. http://vschool.km.ru/repetitor.asp?subj=94

- Федеральные тесты по механике. Тесты по кинематике, динамике и статике. Каждый тест состоит из 40 вопросов. Предусмотрены три режима работы с ними: ознакомление, самоконтроль и обучение.

http://rostest.runnet.ru/cgi-bin/topic.cgi?topic=Physics и многие другие.


Off-line ресурсы предназначены для работы на одном компьютере, или в локальной сети и не зависят от подключения компьютера пользователя к Интернету. Данный вид ресурсов физически размещается не в сети, а на традиционных носителях цифровой информации, это могут быть электронные учебники, тренажеры, виртуальные лабораторные работы, электронные библиотеки и т.д. они используются как в режиме реального времени, так и монопольно на отдельных компьютерах. Выбор зависит от формы обучения и назначения ресурса. Примеры используемых мной Off-line ресурсов будут приведены в следующем разделе.


2.2.2. Применение мультимедийных ресурсов по физике в практике МОУ Болтинской СОШ (на примере изучения темы: «Электрические явления»)

Главным этапом классификации мультимедийных ресурсов является определение их по функциональному назначению. На схеме 1 представлена классификация мультимедийных ресурсов по физике, ниже будет рассмотрен подробнее каждый из них и применение на уроках физики в Болтинской школе на примере изучения темы «Электрические явления» в 8 классе. С данной разработкой системы уроков с применением ИКТ я участвовала в региональном конкурсе «ИКТ в деятельности педагога» в 2009 году и заняла призовое место.




Схема 1. Классификация мультимедийных ресурсов.

При разработке темы «Электрические явления» 8 класс было использовано достаточно много мультимедийных ресурсов. Практически для всех уроков использовались электронные учебные материалы, такие как электронные учебники (урок № 3 «Проводники и непроводники»), электронные презентации (урок № 8 «Электрический ток в металлах), интернет-ресурсы (урок № 24 «Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы»), видеоролики (урок № 15 «Реостат»).

Возможности каждого вида мультимедийных ресурсов и применение их при обучении физики:

I. ^ Электронные учебные материалы – это мультимедийные ресурсы, предназначенные для передачи информации обучаемому. Их основу составляет электронный текст, графика, видео и звук, связанные системой гиперссылок (переходов) значительно облегчающих работу с учебными материалами. Преимущества электронных учебных материалов перед традиционными очевидны: комплексность, эффективная система поиска, аудиовизуальное восприятие, простота передачи на расстояния, дешевизна носителей и доступность. К недостаткам можно отнести некоторый дискомфорт, который испытывает пользователь при чтении текстов с экрана монитора.

На схеме 1 электронные учебные материалы делятся на 4 основных группы:


II. ^ Интерактивные программы одни из самых эффективных мультимедийных ресурсов, требующие постоянного сознательного активного обмена информацией между программой и обучаемым, направленного на отработку (тренировку) какого-либо навыка или проверку полученных знаний.

Интерактивные программы, как показано на схеме 1, можно разделить на несколько групп:


III.^ Инструментальные программ�� – комплексы программных средств для разработки обучающих мультимедийных ресурсов. Предназначены для учителей, не являющихся специалистами в области компьютерных технологий. Удобный пользовательский интерфейс (интерфейс - аудиовизуальный способ общения пользователя с программой) позволяет учителю создавать ресурсы, как для обучения, так и для закрепления и проверки знаний.



Следует заметить, что существует целый класс программ, которые не являются по сути мультимедийными ресурсами, но без них работа мультимедийной составляющей на компьютере не возможна или не комфортна. Это сервисные программы. К этому виду относятся программы - просмотровщики графики, видео и анимаций различных цифровых форматов, программы воспроизведения аудиоинформации, программы для чтения электронных книг, электронные переводчики и др. Знание этих программ обязательно для каждого учителя, использующего в своей работе мультимедийные средства обучения.

Многолетняя практика исследования мультимедийных ресурсов по различным предметам показала, что физика – наука, с которой по разнообразию мультимедийных приложений сравнится редкая область человеческих знаний.

2.2.3. Использование электронных учебников как средство повышения познавательного интереса учащихся


Над вопросами формирования интереса в обучении занимались многие педагоги и психологи. В данной работе развитие познавательного интереса понимается как необходимое условие учебного процесса. Наличие у обучающихся интереса к знаниям является важным условием прочного и сознательного усвоения знаний. Изложение теоретического материала в свете возможностей цифровой обработки текстовой и графической информации получает принципиально новую форму. Л.Н. Толстой справедливо считал, что интерес ребёнка может раскрыться лишь в условиях, не стесняющих его способностей и наклонностей. Электронные учебники, справочники, электронные лекции и книги являются мощным стимулом развития познавательного интереса.

Данные цифровые ресурсы имеют не только информационную составляющую, но и практическую направленность. Через интерес открываются не внешние признаки изучаемого, а причинно-следственные связи в нем. Познавательный интерес в педагогической практике рассматривают часто как средство активизации познавательной деятельности учащихся, эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении те аспекты, которые могут привлечь к себе непроизвольно внимание учеников, заставят активизировать их мышление, волноваться, переживать.

Сценарий или «план» электронного учебника – это покадровое распределение содержания учебного курса и его процессуальной части в рамках программных структур разного уровня и назначения. Процессуальная часть включает в себя всё то, что необходимо представить на экране монитора для раскрытия и демонстрации содержательной части. Программные структуры разного уровня – это компоненты мультимедийных технологий: гипертекст, анимация, звук, графика и т.п. Использование этих средств носит целенаправленный характер: для активизации зрительной и эмоциональной памяти, для развития познавательного интереса, повышения мотивации учения.


Рассмотрим более детально классификацию электронных учебных материалов. В современной медиапедагогике понятие «Электронный учебник» включает несколько форм, представленных на схеме 2.





Схема 2. Формы представления электронного учебника


При использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках физики значительно повысилось внимание учащихся к уроку, усилилась практическая значимость изучаемого материала. Современные электронные ресурсы стали играть роль каналов передачи обучаемым мыслей, чувств, эмоций их создателей, и одновременно они служат обучаемым каналами презентации собственных суждений, реализации продуктов своей созидательной деятельности.

Работая в дидактической медиа-среде, ученик заинтересован не только в результатах деятельности, но и в самой деятельности. Интерес к существующим сегодня технологиям получения, преобразования, использования информации по предмету – это интерес к изучению физики. Этот специфический интерес требует не только специальных знаний, но и специфических качеств личности: развития алгоритмического и образного мышления, умения оперировать свернутыми структурами, умения анализировать информацию, проводить оценку ее качества.

Высшей формой развития познавательного интереса при обучении с использованием электронных ресурсов я считаю интерес к продуктивной деятельности, к самостоятельному творчеству. Опросы и многочисленные наблюдения последних лет свидетельствуют о том, что современные электронные средства информации играют в жизни школьников исключительно важную роль. Современные электронные учебники, действительно, предоставляют уникальные возможности для повышения познавательной активности учащихся, развитию их познавательного интереса.

2.3. Этапы проектирования уроков с применением информационных технологий

Разработка урока с использование ИКТ состоит из следующих этапов[1]:

  1. Концептуальный. На данном этапе с позиций макроанализа определяются дидактическая цель с ориентацией на достижение результатов:

    • формирование, закрепление, обобщение или совершенствование знаний;

    • формирование умений;

    • контроль усвоения и т.п.

Исходя из контента урока и его педагогических задач, аргументируется необходимость использования ИКТ или ресурсов Интернет в образовательном процессе. К основным причинам можно отнести:

В соответствии с указанными аргументами выбирается и методическое назначение необходимых образовательных электронных ресурсов.

2.Технологический. На основе сформулированных требований к образовательным электронным ресурсам по дидактическим целям и методическому назначению проводится многофакторный анализ и отбор образовательных электронных ресурсов. Выбирается форма урока: урок-презентация, урок-исследование, виртуальная экскурсия, практикум, тематический проект и т.п. Проводится микроанализ, и выделяются основные структурные элементы урока, осуществляется выбор способов взаимодействия различных компонентов (учитель – учащийся – ОЭР – учебный материал), их функциональные взаимосвязи на каждом из этапов урока. На данном этапе проводится более детальный анализ (доработка или модернизация) электронных ресурсов с позиций принципа генерализации информации, изучается сопроводительная инстукторско-методическая документация, прогнозируется эффективность использования данного ресурса при проведении различного рода занятий, определяется методика их проведения и проектируются основные виды деятельности с данными ресурсами в учебном процессе. Именно на этом этапе определяется необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства).

3.Операциональный. На данном этапе проводится детализация функций, которые можно возложить на средства ИКТ, и способов их реализации с одной стороны, выбор способов взаимодействия обучаемого и электронным ресурсом и обучающим с другой; осуществляется поэтапное планирование урока.

Для каждого из этапов определяется:

На основании этого заполняется технологическая карта. В качестве примера приведем технологическую карту урока по теме: «Делимость электрического заряда. Строение атомов» (Приложение 9)

2.4. Способы применения ИКТ на уроках физики в МОУ Болтинской СОШ Рыбинского муниципального района

Современная школа должна соответствовать запросам образования третьего тысячелетия. Современные ученики уже готовы к использованию информационно-коммуникационных технологий не только на уроках информатики, но и на любых других учебных занятиях. Для них не является новым и неизвестным ни работа с различными редакторами (например, с MS Word, MS Excel, Paint, MS Power Point), ни использование ресурсов Интернета, ни компьютерное тестирование, так как на уроках информатики они получают как представление о возможностях тех или иных информационно-коммуникационных технологий, так и конкретные практические умения.

Применение ИКТ на уроках представлено на схеме № 3.


Схема 3. Применение ИКТ на уроках физики




На уроках физики в МОУ Болтинской СОШ начиная с 7 класса, применяются формы, не требующие от учеников специальных знаний ИКТ, например, компьютерные формы контроля (тесты). В этот период учитель может проводить и уроки на основе презентаций, созданных им самим или старшеклассниками.

С 8 класса мною практикуется работа с мультимедийными учебными пособиями по предмету на разных этапах подготовки и проведения урока. Но в этот период диски по предметам и электронные энциклопедии воспринимаются учащимися в основном как источники информации.

Начиная с 9 класса в школе на государственной (итоговой) аттестации используется форма защиты проектной, исследовательской, творческой работы с обязательным мультимедийным сопровождением.

В старших классах ИКТ дает возможность ученикам нашей школы совершенствоваться и самоактуализироваться, издавая школьную газету, участвуя в дистанционных предметных олимпиадах, конкурсах, проектах; размещать творческие и исследовательские работы в Интернете; получать дополнительную информацию по интересующему вопросу через общение при помощи электронной почты, «Оn-line-лаборатории», видеоконференций и др. На данном этапе учитель - уже лишь помощник ребят, дающий возможность в полной мере проявлять и развивать их потенциал.

Способы и достоинства применения ИКТ на уроках физики в МОУ Болтинская СОШ Рыбинского муниципального района:

1. Компьютерная демонстрация. Основным достоинством компьютерной демонстрации является то, что она органично вписывается в любой урок и эффективно помогает учителю и ученику. Другим немаловажным обстоятельством является то, существуют такие физические процессы или явления, которые невозможно наблюдать визуально в лабораторных условиях, например, движение спутника вокруг Земли. В данном случае компьютерные демонстрации имеют неоценимое значение, так как позволяют «сжать» временные и пространственные рамки и в то же время получать выводы и следствия, адекватные реальности. С другой стороны достоинство заключается в том, что она не требует большого числа компьютеров. Достаточно одного компьютера и видеопроектора. В качестве примера применения компьютерной демонстрации на уроках физики нами представлены конспекты уроков по теме: «Применение явления электромагнитной индукции в современной технике», 11 класс (Приложение 10).

^ 2. Компьютерное моделирование. Основное преимущество компьютерного моделирования заключается в том, что оно позволяет не только пронаблюдать, но и предсказать результат эксперимента при каких-то особых условиях. Нами применяется индивидуальная и групповая форма создания компьютерных моделей учащимися. Опыт работы показал, что компьютерные модели, разработанные компанией «ФИЗИКОН» легко вписываются в урок и позволяют нам организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся. В качестве примера предлагаем рассмотреть три типа уроков с использованием компьютерных моделей: урок решения задач с последующей компьютерной проверкой, урок-исследование, урок - компьютерная лабораторная работа.

На уроке первого типа учащимся предлагаются для самостоятельного решения в классе (или в качестве домашнего задания) индивидуальные задачи, правильность решения которых они проверяют, поставив компьютерные эксперименты. Самостоятельная проверка полученных результатов при помощи компьютерного эксперимента усиливает познавательный интерес учащихся, делает их работу творческой, приближает её по характеру к научному исследованию. Благодаря компьютерному моделированию учащиеся начинают придумывать свои задачи, решать их, а затем проверять правильность своих рассуждений, используя компьютерные модели. В качестве примера приводим различные виды заданий к компьютерным моделям, используемые нами на уроках физики (Приложение 11).

Используя компьютерную модель на уроке - исследования в 10 классе по теме: «Расчет горизонтального движения с использованием законов Ньютона» (приложение 12), мы предлагаем школьникам самостоятельно провести небольшое исследование и получить необходимые результаты (многие модели позволяют провести такое исследование за считанные минуты).

Для урока – компьютерная лабораторная работа нами разработан раздаточный материал (бланки лабораторных работ). Задания в бланках расположены по мере возрастания их сложности. При ответе на вопрос или при решении задачи учащийся ставит необходимый компьютерный эксперимент и проверяет свои предположения. Расчётные задачи сначала решаются традиционным способом на бумаге, а затем для проверки правильности полученного ответа ставится компьютерный эксперимент. Такая форма работы применяется нами при изучении темы «Изопроцессы в газах» 10 класс (приложение 13). На наш взгляд, использование таких заданий повышает заинтересованность учащихся в изучении физики и является дополнительным мотивирующим фактором.

^ 3. Компьютерное тестирование. В образовательном процессе Болтинской школы компьютерное тестирование используется давно. В традиционной форме тестирование - это чрезвычайно трудоемкий процесс, который требует больших временных вложений. По нашему мнению, наиболее эффективными для применения на уроках физики в средней школе являются следующие программы: MAMI Testing, Exсel, конструктор школьных сайтов, UTС, TEST. Наш опыт работы с данными программами представлен в сборнике по результатам региональной научно-практической конференции «Развитие образования на селе» (приложение 14)

^ 4. Метод проектов. В основу метода создания проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. В практике работы нашей школы создаются индивидуальные и групповые проекты. Примером этому служит участие старшеклассников Болтинской школы в телекоммуникационном Интернет-проекте по физике, организованном ГУ ЯО Центром телекоммуникаций и информационных систем в образовании в 2007- 2010 гг.

Таким образом, применение различных информационно-коммуникационных технологий позволяет расширить рамки образовательной программы по физике, умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение информационно-коммуникационных технологий помогает учителю формировать у учащихся определенный набор знаний и умений, пробуждает их стремление к самообразованию, реализации своих способностей.

Изложенный в методической разработке материал – это попытка выделить значимость применения ИКТ в преподавании физики, показать важность успешного продолжения образования в течение всей жизни, подготовки к выбору профессиональной деятельности, жизни и труду в информационном обществе.

В ходе работы проведен анализ информатизации физического образования, проведена классификация различных мультимедийных ресурсов по физике, приведены примеры их использования при изучения темы «Электрические явления», отработаны этапы уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках физики в Болтинской школе, подготовлен теоретический материал, разработаны практические задания.

Исходя из результатов работы, можно сделать вывод:


Работа над темой «Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании физики» будет мной продолжена, планирую структурировать имеющиеся материалы всех учебных тем, и создать сайт учителя физики.

Предложенная методическая разработка может быть интересна для учителей физики других школ, активно включившихся в работу по информатизации учебного процесса.


^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Варламов С.Д., Эминов П.А.. Сурков В.А. Использование Microsoft Office в

школе: учебно-методическое пособие для учителей / С.Д. Варламов, П.А., Эминов, В.А. Сурков. – Физика. М: ИМА- пресс, 2003. – 112 с ил.


  1. Гомулина Н.Н. Методика проведения компьютерной лабораторной работы / Н.Н. Гомулина, 2007.




  1. Горбунова Л.М., Семибратов А.М. Построение системы повышения квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий на основе принципа распределенности. конференция ИТО / Л.М. Горбунова, А.М. Семибратов, 2004.




  1. Губернаторова Л.И., Потехин К.А. Новые информационные технологии в процессе преподавания физики / Л.И. Губернаторова, К.А. Потехин, 2008.




  1. Дик Ю.И., Коровин В.А. Программы общеобразовательных учреждений Физика. Астрономия. / Ю.И. Дик, В.А. Коровин. – М.:Просвещение, 2004.




  1. Дьячук П.П., Лариков Е.В. Применение компьютерных технологий обучения в средней школе / П.П.Дьячук, Е.В. Лариков. – Красноярск: Изд-во КГПУ, 1996. 167 с.




  1. Ельнин В.И. Оригинальные уроки физики и приемы обучения / В.И. Ельнин. –М.:Школа-Пресс, 2001



  1. Ирхина И.В. Современные ориентиры развития школьного образования в России. // И.В. Ирхина. – Гуманитарные и социально-экономические науки. 2005, № 2, с.152-154

  2. Кавтрев А.Ф. Методические рекомендации по применению компьютерного курса /    А.Ф. Кавтрев «Открытая физика», 2007.

  3. Кавтрев А.Ф. Опыт использования компьютерных моделей на уроках физики // А.Ф. Кавтрев. – Вопросы Интернет образования, №3., 2008 год

http://center.fio.ru/vio/vio_03/resource/Print/art_5_5.htm


  1. Колин К.К. Будущее информатики в 21 веке: российский ответ на американский вызов. // К.К. Колин. – Открытое образование, № 2 (55), 2006.

  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393 // Учительская газета, 2002 № 31.

  3. Павлюченко Л.В. Компьютер на уроках физики [Электронный ресурс] // Л.В. Павлюченко. – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005-2006 http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=311836




  1. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции / А.И. Ракитов. – М.: Политиздат, 1991.—287 с.




  1. Усова А.В., Бобров А.А.Формирование учебных навыков на уроках физики. – М.: Просвещение, 1988. – 112.: ил.- (Б-ка учителя физики).




  1. О некоторых условиях эффективности применения компьютерных средств обучения. [Электронный ресурс] / В.Е. Фрадкин .–http://www.edu.delfa.net:8101/cabinet/stat/uslov%20effect.html, 04.11.2009 г.




  1. Ханнанов Н.В., Орлов В.А. Никифоров Г.Г. Тесты по физике. Уровни «А» и «В»/ Н.В. Ханнанов, В.А. Орлов, Г.Г. Никифоров. – М.: Вербум, 2001

  2. Шаповалов В.А. Социокультурные аспекты информатизации образования. / В.А. Шаповалов. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996




  1. Майоров А.Н. «Проектирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов» [Электронный ресурс] / ppt. ЯИРО, 2005.




  1. Ершов А.П. Программирование –вторая грамотность // А.П Ершов, 1986




  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Сетевая версия. [Электронный ресурс] / Медиатека по физике, 2003.




  1. Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. [Электронный ресурс] / Сайт ИД "Первое сентября". Сайт фестиваля. 2003-2004.



ПРИЛОЖЕНИЕ

^ СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ

Приложение 1. Использование информационных технологий

Приложение 2. Классификация библиотеки электронных наглядных пособий

Приложение 3. Варианты построения уроков физики с применением ИКТ

Приложение 4. Описание и презентация урока по теме «Действие электрического тока. Направление тока»

Приложение 5. Тренажер «Определение мощности в электрической цепи»


Приложение 6. Тренажер «Параметры цепи со смешанным соединением»


Приложение 7. Фрагмент лабораторной работы «Изучение закона Ома»


Приложение 8. Кроссворд к уроку № 10 по теме: « Электрический ток»


Приложение 9. Технологическая карта урока по теме: «Делимость электрического заряда. Строение атомов»

Приложение 10. Конспект и презентация к уроку по теме: «Применения явления электромагнитной индукции в современной технике», 11 класс
^ Приложение 11. Виды заданий к компьютерным моделям Приложение 12. Конспект урока по теме: “Расчет горизонтального движения с использованием законов Ньютона”, 10 класс
Приложение 13. Виртуальная лабораторная работа "Изопроцессы в газах" с использованием ресурсов мультимедийного курса "Открытая физика 2.5"


Приложение 14. Использование тестовых технологий в образовательном процессе





kurs-russkaya-literatura-20-v-razdel-russkaya-poeziya-perioda-serebryanogo-veka-tema-uroka.html
kurs-russkoj-istorii-stranica-14.html
kurs-russkoj-istorii-stranica-17.html
kurs-russkoj-istorii.html
kurs-s-11-01-2010g-po-24-01-2010g-kanikuli-s-25-01-2010g-po-31-02-2010g-1-kurs.html
kurs-s-11-11-s-12-11-s-21-11-s-31-11-ponedelnik-20-50-fizicheskaya-kultura-korpus-m.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vliyanie-na-istoriyu-cherez-post-i-molitvu-derek-prins.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mental-aspects-inedelya-4-perioda-razvitiya-grammatiki-i-deskriptivnaya-grammatika-ii-predpisatelnaya-preskriptivnaya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vergilij-eneida-otrivki-stranica-3.html
  • crib.bystrickaya.ru/jorkshir-uikli-post-mezhdvuhmiro-v.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-v12-poligraficheskij-dizajn-i-reklama-obrazovatelnoj-programmi-po-napravleniyu-podgotovki-bakalavriata-050100-62-pedagogicheskoe-obrazovanie.html
  • pisat.bystrickaya.ru/storya-medicini-v-epohu-vdrodzhennya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/baspasz-habarlamasi.html
  • education.bystrickaya.ru/216-celi-i-zadachi-v-sfere-upravleniya-municipalnim-imushestvom-v-2008-godu.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-administracii-rajona-vazamahaev-ob-utverzhdenii-polozheniya-o-sisteme-oplati-truda-rabotnikov-uchrezhdenij-kulturi.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-25-yavlyaetsya-hudozhestvennim-proizvedeniem-v-tom-smisle-chto-opisannie-v-nem-sobitiya-imeya-otnoshenie-k-avtorskomu.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-bokser-ti-chto-kupil-bileti-na-eto-shou-ili-kak.html
  • shkola.bystrickaya.ru/modelirovanie-kak-metod-socialnih-issledovanij.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/takim-obrazom-v-rezultate-problemno-orientirovannogo-analiza-raboti-shkoli-viyavleni-sleduyushie-problemi.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-64-glen-charlz-kuk.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rezultati-uchebnoj-deyatelnosti-po-klassam-publichnij-otchet-direktora-mou-kamchugskaya-oosh.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekonomicheskaya-geografiya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/avtoservis-formirovanie-strategii-i-scenarnij-analiz-v-usloviyah-neopredelennosti-chast-3.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sekciya-stroitelnih-konstrukcij-nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov-materiali-58-j-nauchnoj-studencheskoj.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zadachi-avtomatizacii-processa-proektirovaniya-chast-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vliyanie-opornoj-razgruzki-na-spontannuyu-kvantovuyu-sekreciyu-mediatora-v-sinapsah-skeletnih-mishc-raznogo-funkcionalnogo-profilya.html
  • books.bystrickaya.ru/biologiyaekologiya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/spravochnik-dlya-postupayushih-v-uchebnie-zavedeniya-srednego.html
  • report.bystrickaya.ru/iskusstvo-borbi-s-pomislami.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nejronnie-modeli-pamyati-i-obucheniya-i-predmet-zadachi-i-metodi-psihofiziologii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-234-rezultati-shkalogrammnogo-analiza-note-bene.html
  • studies.bystrickaya.ru/12-obstoyatelstva-isklyuchayushie-materialnuyu-otvetstvennost-rabotnika.html
  • exam.bystrickaya.ru/vliyanie-masonskih-idej-na-razvitie-otechestvennoj-zhurnalistiki-chast-8.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-6-avgusta-2004-g-n-20-e2-ob-utverzhdenii-metodicheskih-ukazanij-po-raschetu-reguliruemih-tarifov-i-cen-na-elektricheskuyu-teplovuyu-energiyu-na-roznichnom-stranica-24.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-teoreticheskie-osnovi-tehnologii-pererabotki-zerna.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-23-vozdushnie-linii-elektroperedachi-i-tokoprovodi-prikaz-ot-13-yanvarya-2003-goda-n-6-ob-utverzhdenii-pravil.html
  • spur.bystrickaya.ru/kristalloenergetika-kak-osnova-ocenki-svojstv-tverdotelnih-materialov-stranica-11.html
  • teacher.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-ryazannefteprodukt-za-2011-god-2012-god.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnoe-obshee-obrazovanie-uchebniki-didaktiche.html
  • education.bystrickaya.ru/26-soderzhanie-urn-instrukciya-po-organizacii-i-provedeniyu-rabot-pri-soderzhanii-pridomovih-territorij-proekt-pervaya-redakciya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-4a-pb-10-574-03-pravila-ustrojstva-i-bezopasnoj-ekspluatacii-parovih-i-vodogrejnih-kotlov-vzamen.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.