.RU

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по курсу «Управление процессами» для студентов специальности 220501. 65 «Управление качеством» - страница 5




^ 3 Структурный анализ потоков данных
на основе DFD


3.1 Назначение диаграмм потоков данных

Так же, как и диаграммы IDEF0, диаграммы потоков данных моделируют систему как набор действий, соединенных друг с другом стрелками. Диаграммы потоков данных также могут содержать два новых типа объектов: объекты, собирающие и хранящие инфор­мацию, – хранилища данных и внешние сущности – объекты, кото­рые моделируют взаимодействие с теми частями системы (или другими системами), которые выходят за границы моделирования.

В отличие от стрелок в IDEF0, которые иллюстрируют отноше­ния, стрелки в DFD показывают, как объекты (включая и данные) ре­ально перемещаются от одного действия к другому. Это представле­ние потока вкупе с хранилищами данных и внешними сущностями обеспечивает отражение в DFD-моделях таких физических характери­стик системы, как движение объектов (потоки данных), хранение объектов (хранилища данных), источники и потребители объектов (внешние сущности).

^ 3.2 Синтаксис и семантика графического языка DFD

В отличие от методологии IDEF0, рассматривающей систему как множество взаимопересекающихся действий, в названиях объектов
DFD-диаграмм преобладают имена существительные. Контекстная
DFD-диаграмма часто состоит из одного функционального блока и нескольких внешних сущностей. Функциональный блок на этой диаграмме обычно имеет имя, совпадающее с именем всей системы (рисунок 23).




Рисунок 23 – Контекстная DFD-диаграмма
^ 3.2.1 Функциональные блоки
Функциональный блок DFD моделирует некоторую функцию, которая преобразует какое-либо сырье в какую-либо продукцию (или, в терминах IDEF, вход в выход). Хотя функциональные блоки DFD и изображаются в виде прямоугольников с закругленными углами, они почти идентичны функциональным блокам IDEF0 и действиям IDEF3. Как и действия IDEF3, функциональные блоки DFD имеют входы и выходы, но не имеют управления и механизма исполнения как IDEF0.
^ 3.2.2 Внешние сущности
Внешние сущности обеспечивают необходимые входы для системы и/или являются приемниками для ее выходов. Одна внешняя сущность может одновременно предоставлять входы (функциони­руя как поставщик) и принимать выходы (функционируя как получатель). Внешние сущности изображаются как прямоугольники (рисунок 24) и обычно размещаются у краев диаграммы. Одна внешняя сущность может быть размещена на одной и той же диаграмме в нескольких экземплярах.
^ 3.2.3 Хранилища данных
В то время, как потоки данных представляют объекты в процессе их передвижения, хранилища данных моделируют их во всех остальных состояниях. При моделировании производственных систем хранилищами данных служат места временного складирования, где хранится продукция на промежуточных стадиях обработки. В информационных системах хранилища данных представляют любой механизм, который поддерживает хранение данных для их промежуточной обработки. На рисунке 25 приведен пример обозначения хранилищ данных на DFD-диаграмме.
^ 3.2.4 Стрелки (потоки данных)
Стрелки описывают передвижение (поток) объектов от одной части системы к другой. Поскольку все стороны обозначающего функциональный блок DFD прямоугольника равнозначны, стрелки могут начинаться и заканчиваться в любой части блока. В DFD также используются двунаправленные стрелки, которые нужны для отображения взаимодействия между блоками. Стрелки на DFD-диаграммах могут быть разветвлены или объединены, и при этом каждый получившийся сегмент может быть переименован таким образом, чтобы показать декомпозицию данных, переносимых рассматриваемым потоком.

^ 3.3 Построение диаграмм потоков данных

Диаграммы DFD можно строить с использованием подхода, ана­логичного структурному методу анализа и проектирования, приме­няемому в IDEF0. Вначале строится модель физической реализации реальной системы, которая используется пользователями в настоящее время. Затем создается логическая модель текущего состояния систе­мы для моделирования основных требований существующей систе­мы. После этого создается новая логическая модель для отражения основных параметров предлагаемой разрабатываемой системы. Нако­нец, создается новая физическая модель, реализующая логическую модель новой системы.

В настоящее время при разработке информационных систем за­воевывает все большую популярность альтернативный подход, из­вестный как разделение событий, в котором для моделирования сис­темы строится несколько моделей DFD. Вначале строится логическая модель, отображающая систему как набор действий и описывающая, что должна делать система.

Затем строится модель окружения, описывающая систему как объект, отвечающий на события, порождаемые внешними сущностя­ми. Такая модель обычно состоит из описания назначения системы, одной диаграммы контекстного уровня и списка событий. Контекст­ная диаграмма содержит один функциональный блок, представляю­щий систему в целом, и внешние сущности (окружения), с которыми система взаимодействует.

На заключительном этапе создается модель поведения, показы­вающая, как система обрабатывает те или иные события. Эта модель начинается с единственной диаграммы с одним функциональным блоком на каждый ответ системы на событие, описанное в модели окру­жения. Хранилища данных в модели поведения используются для моделирования данных, которые должны сохраняться в промежутках между обработкой событий.

В DFD каждый номер функционального блока может включать в себя префикс, номер родительской диаграммы и собственно номер объекта (рисунок 26). Номер объекта уникальным образом идентифицирует функциональный блок на диаграмме. Номер родительской диа­граммы и номер объекта в совокупности обеспечивают уникальную идентификацию каждого блока модели.

Уникальные номера присваиваются также каждому хранилищу данных и каждой внешней сущности вне зависимости от расположения объекта на диаграмме.





Рисунок 26 – Компоненты номера функционального блока DFD


Итак, диаграммы потоков данных (DFD) обеспечивают удобный способ описания передаваемой информации как между частями моде­лируемой системы, так и между системой и внешним миром. Это ка­чество определяет область применения DFD  они используются для создания моделей информационного обмена организации, например, моделей документооборота. Кроме того, различные вариации DFD ши­роко применяются при построении корпоративных информационных систем.
^ 4 Примеры моделей процессов 4.1 Модель системы менеджмента качества



^ 4.2 Модель процесса входного контроля





^ 4.3 DFD-диаграмма процесса работы с клиентами

5 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


5.1 Лабораторная работа №1. Изучение всех основных
операций по созданию IDEF0-модели средствами программы BPWin, создание модели и контекстной диаграммы

Цель: выполнить первичное описание модели, определить цель, точку зрения, границы, создать контекстную диаграмму A-0 и диаграмму ее декомпозиции A0.

5.1.1 Порядок выполнения работы

5.1.1.1 Получить у преподавателя IDEF0-модель, которая будет воссоздаваться в течение работы.

5.1.1.2 Запустить BPWin.

5.1.1.3 Создать новую модель File New Model. После этого откроется контекстная диаграмма A-0, содержащая единственный IDEF0-блок A0. Этот блок A0 изображает функцию всей описываемой системы в целом.

Описать систему, построить ее модель – значит выполнить декомпозиции блока A0 с необходимой степенью детализации. Декомпозиция проводится по правилам методологии IDEF0: каждый блок-функция представляется диаграммой, содержащей набор взаимосвязанных блоков-функций, описывающих работу родительского блока. Однако, стратегия декомпозиции (неформальная часть методологии) определяется основными параметрами модели: целью моделирования, точкой зрения и границами модели, которые определяет аналитик – разработчик модели.

5.1.1.4 Определить параметры модели.

Чтобы построить правильную IDEF-модель, необходимо в первую очередь сформулировать и указать цель моделирования (Purpose), границы (Scope) и точку зрения (Viewpoint). Эти важнейшие параметры могут модифицироваться в процессе работы, однако работать над моделью без их определения крайне неэффективно и малорезультативно, т.е. аналитик всегда должен четко знать цель, границы модели и точку зрения, актуальные на данный момент. Чтобы документировать эти параметры, необходимо воспользоваться редактором свойств контекстной диаграммы Editor Model Definition.

Этот редактор состоит из двух форм для ввода информации о модели:

1) «Project Name» – название проекта, для которого разрабатывается модель;

2) «Definition» – определение модели;

3) «Scope» – «границы» модели;

4) «Viewpoint» – точка зрения;

5) «Status» – степень завершенности модели (начинают с «Wor-king»);

Эта информация будет отображаться на IDEF-бланке.

6) «Time frame» – если описывается система «как есть», нужно выбрать «AS-IS», если же описывается желаемое в будущем состоянии системы, то «TO-BE»;

7) «Model Name» – название модели;

8) Кнопка «More...» позволяет увидеть второй экран редактора;

9) «Purpose» – цель построения модели;

10) «Source» – источники информации для модели;

11) «Author name» и «Initials» – имя и инициалы автора проекта.

Цель и точка зрения должны быть написаны в левом нижнем углу контекстной диаграммы. Для этого после того, как введена информация в редактор «Model definition», нужно выбрать инструмент Т (Text tool), указать место на диаграмме, где будет размещаться текст. Появится диалоговое окно, предлагающее ввести текст для отображения (normal text block) или показать цель (purpose), или точку зрения (viewpoint).

Чтобы показать цель, нужно выбрать purpose и нажать Ok. Чтобы показать точку зрения – выбрать viewpoint.

Любые текстовые комментарии на диаграмме можно вводить с помощью Text tool, выбирая режим Normal text block.

5.1.1.5 Посмотреть редактор параметров диаграммы.

Кроме указания параметров модели, как это было показано в предыдущем пункте, необходимо определять информацию для каждой диаграммы из состава модели. Часть информации о модели автоматически является и характеристикой диаграммы, например, название модели, имя автора и т.п., другие характеристики задаются индивидуально для каждой диаграммы. Это делается с помощью редактора диаграммы Editor Diagram Definition.

1) Поля «Model Name» и «Project Name» содержат информацию из редактора Model Definition и не позволяют ее изменять. Значения полей «Author Name» и «Status» также берутся из Model Definition, но они допускают возможность корректировки.

2) Поля «Page Number» и «C Number» позволяют задавать необходимые обозначения для диаграмм. Первое предназначено для ведения произвольной нумерации страниц диаграммы, второе – для введения нумерации, соответствующей хронологии создания диаграмм.
В учебных целях не используется.

3) Поле «Used At» предназначено для ссылок на связанные диаграммы. При обучении также не используется.

4) «Node Number» – содержит номер декомпозируемого (родительского) блока. Не модифицируется.

5) «Diagram Text» – текстовое описание содержимого диаграммы.

5.1.1.6 Определить название блока A0, отображающего функцию системы.

На этом этапе необходимо дать название IDEF0-блоку верхнего уровня (контекстному блоку). Для этого используется редактор «Name editor». Чтобы вызвать этот редактор, необходимо указать курсором требуемый IDEF0-блок и нажатием правой кнопки мышки вызвать локальное меню. Локальное меню содержит редакторы для всех параметров IDEF0-блока. Нужно выбрать пункт «Name editor...».

В окне Name вводится название блока в том виде, в котором оно будет появляться на диаграмме. Это название должно быть уникальным. Также рекомендуется вводить его большими буквами.

5.1.1.7 Описать блок A0.

Более подробную информацию о блоке, чем просто название, можно указать в редакторе «Definition editor».

1) «Name» содержит название блока и позволяет его редактировать.

2) «Definition» – поле для текстового определения функции данного блока.

3) «Source» – источник информации, содержащейся в этом блоке.

4) «Status» – степень завершенности описания блока.

5) Развернутые комментарии о функции блока в произвольной форме можно ввести с помощью редактора «Note editor».

5.1.1.8 Нарисовать стрелки, отображающие интерфейс блока A0.

Как только создается контекстная диаграмма, появляется необходимость проводить стрелки (Input, Control, Output, Mechanism), являющиеся входами или выходами блока, содержащегося на ней. На контекстной диаграмме стрелки отображают входы и выходы системы. Для рисования стрелок используется инструмент «Arrow tool» . Выбрав его, можно приступать к рисованию дуг.

Контекстная диаграмма содержит только граничные (интерфейсные) дуги. Граничные дуги начинаются или заканчиваются на границе диаграммы, т.е. они входят или выходят в/из диаграммы.

Рисование дуги начинается с указания ее начала. Если дуга начинается на границе диаграммы, то нужно указать на соответствующую границу (сторону) диаграммы, нажать и отпустить левую кнопку мышки. Затем нужно указать точку назначения дуги, и повторным нажатием левой кнопки дуга будет создана. Во время рисования дуги кнопку мышки НЕ НАДО держать нажатой. Объекты, которые могут быть источниками или приемниками дуг, выделяются цветом, когда над ними находится курсор.

BPWin автоматически проводит дугу между двумя точками. Дуги рисуются как совокупность сегментов. Каждый сегмент можно перемещать, изменяя конфигурацию дуги. Перемещая сегменты, соответствующие началу и концу дуги, можно менять источник и приемник дуги.

Методология IDEF0 требует наименования всех дуг. Для этого существует редактор «Name Editor», который можно вызвать через локальное меню объекта-дуги.

5.1.1.9 Создать диаграмму декомпозиции первого уровня.

После создания контекстной диаграммы можно перейти к ее декомпозиции.

Для этого нужно создать диаграмму декомпозиции. Осуществляется это с помощью следующих команд:

1) выбрать инструмент «Go To Child Diagram»;

2) если диаграмма содержит больше, чем один блок, то необходимо указать блок, который требуется декомпозировать. При наличии лишь одного блока (как на контекстной диаграмме) такого указания не требуется.

Если блок, который был активизирован с помощью инструмента «Go To Child Diagram», еще не обладает диаграммой декомпозиции, то появится диалог с вопросом о количестве блоков, которые появятся на диаграмме декомпозиции (методология IDEF0 рекомендует ограничивать количество блоков на диаграмме числом от трех до шести). В данном случае диаграммы декомпозиции еще не существует, и необходимо ввести количество блоков на ней.

Если блок уже имеет диаграмму декомпозиции, то будет просто выполнен переход к ней.

Для диаграммы декомпозиции граничными дугами являются входные и выходные дуги родительского блока. Работа над диаграммой декомпозиции заключается в создании и описании блоков и в соединении их дугами, отображающими горизонтальные связи блоков одной диаграммы. Для создания дополнительных блоков на диаграмме служит инструмент «Activity Box Tool» .

5.1.1.10 Дать названия и описать блоки, располагаемые на диаграмме A0.

5.1.1.11 Соединить интерфейсные стрелки с соответствующими им функциями.

5.1.1.12 Определить интерфейсы блоков (функций) на диаграмме декомпозиции. Интерфейсы блоков изображаются в виде стрелок. Эту работу рекомендуется начинать с определения выходов функций, затем входов и, наконец, механизма и управления.

5.1.1.13 Изобразить взаимосвязи между функциями.

5.1.1.14 После разработки диаграммы A0 вернуться к контекстной диаграмме A-0 и проверить ее корректность.

5.1.1.15 Сохранить модель File  Save.


5.1.2 Отчет

Сохраненный электронный вариант модели показать преподавателю.


metodicheskaya-razrabotka-dlya-provedeniya-seminarskih-individualnih-zanyatij-i-samostoyatelnoj-raboti-studentov-po-discipline-finansi.html
metodicheskaya-razrabotka-dlya-provedeniya-zanyatij-po-discipline-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-tema-6-sredstva-i-sposobi-zashiti-naseleniya-v-chrezvichajnih-situaciyah.html
metodicheskaya-razrabotka-dlya-provedeniya-zanyatij-so-slushatelyami-umc-tema-13.html
metodicheskaya-razrabotka-dlya-provedeniya-zanyatij-so-slushatelyami-umc-tema31.html
metodicheskaya-razrabotka-dlya-provedeniya-zanyatiya-s-sotrudnikami-ne-vhodyashimi-v-sostav-avarijno-spasatelnih-formirovanij-gochs-tema-6sot-dejstviya-rabotnikov-organizacij-pri-pozhare.html
metodicheskaya-razrabotka-dlya-studentov-po-discipline-ekologicheskie-osnovi-prirodoplzovaniya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spravka-o-rezultatah-raboti-ovd-po-ashinskomu-municipalnomu-rajonu-za-fevral-2011-goda.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-rabochej-programme-po-istorii-novogo-vremeni-konec-xv-xviiivek-istorii-rossii-xvi-xviii-veka-istorii-tatarstana-vtoraya-polovina-xvi-xviii-vv-7-klass.html
  • books.bystrickaya.ru/ekonomika-narodonaseleniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/soderzhanie-stranica-11.html
  • exam.bystrickaya.ru/zhestkie-diski-chast-3.html
  • universitet.bystrickaya.ru/transkam-zakrit-uzhe-vtoroj-den-mchs-yuzhosetii-informacionnoe-agentstvo-ria-novosti-02022012.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-oblast-iskusstvo-sostav-ekspertnih-komissij-na-visshuyu-kvalifikacionnuyu-kategoriyu.html
  • university.bystrickaya.ru/gorodskoj-okrug-volgograd-voroshilovskij-rajon-komitet-po-obrazovaniyu-i-nauke-prikaz.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/eksperimentalnoe-issledovanie-yavleniya-elektromagnitnoj-indukcii-i-prakticheskoe-ego-primenenie.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/referat-po-predmetu-okruzhayushij-mir-na-temu-puteshestvie-po-solnechnoj-sisteme.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osobennosti-bitovaniya-i-tekstoporozhdeniya-narodnih-agiograficheskih-narrativov-narodnaya-agiografiya-istochniki-syuzheti-narrativnie-modeli.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-nauchno-issledovatelckoj-rabote-po-proektam-vniigmi-mcd-podprogrammi-10-sozdanie-edinoj-sistemi-informacii-ob-obstanovke-v-mirovom-okeane-fcp-mirovoj-okean.html
  • school.bystrickaya.ru/cel-1-obespechenie-vipolneniya-i-sozdanie-uslovij-dlya-optimizacii-rashodnih-obyazatelstv-tomskoj-oblasti-stranica-2.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-111-tokar-spravochnik-rabot-i-professij-rabochih-etks-vipusk-2-chast-razdeli-litejnie-raboti.html
  • student.bystrickaya.ru/11-imya-doktora-doctor-name-instrukciya-po-ekspluatacii-izgotovitel.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-1-pomoch-uchashimsya-osoznat-znachimost-razlichnih-kriteriev-vibora-professii-2-informirovat-uchashihsya-o-sostoyanii-rinka-truda-v-gorodah-oktyabrsk-i-sizran.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnij-standart-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-stranica-4.html
  • desk.bystrickaya.ru/planirovanie-profilaktiki-prestuplenij-v-gorrajlinorgane-formi-i-metodi-ugolovnoj-politiki.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/l-v-kiselev-meshanina-nikifora-nikitina-za-kramolnie-rechi-o-polyote-na-lunu-soslat-v-otdalyonnoe-selenie-bajkonur-gazeta-moskovskie-gubernskie-novosti-1848.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernaya-programma-naimenovanie-disciplini-morfologiya-zhivotnih-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki.html
  • nauka.bystrickaya.ru/videoteka-obshij-arhiv--geografiya-pravoslaviya--svyataya-rus--kiev-.html
  • crib.bystrickaya.ru/gu-mchs-rf-po-nizhegorodskoj-oblasti.html
  • composition.bystrickaya.ru/pochemu-gospod-posilaet-raznie-skorbi-odnim-ochen-tyazhyolie-a-drugim-lyogkie-protiv-skorbej-odno-sredstvo.html
  • education.bystrickaya.ru/12-klassifikaciya-i-tematika-ekskursij-1-ekskursiya-i-ekskursionnoe-obsluzhivanie.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-stranica-9.html
  • lesson.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-seminarskim-zanyatiyam-po-napravleniyu-filosofskie-problemi-estestvoznaniya-i-matematiki.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/modnaya-parazitnaya-teoriya-zaraznih-boleznej-prilozheniya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-modelirovaniya-tote-1-obshij-obzor-nejro-lingvisticheskogo-programmirovaniya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shegebaeva-ajgerm-risbajizi-azastanni-ilmisti-iti-sayasatinda-zheke-mrge-olsilmaushili-iin-amtamasiz-etu.html
  • shkola.bystrickaya.ru/marketingovie-issledovaniya-biblioteki-vuza-ukraini.html
  • lesson.bystrickaya.ru/mezhdunarodnie-aviacionnie-organizacii-chast-8.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uprazhnenie-zadanie-testovoe-zadanie-tochki-peresecheniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/13-problemi-na-reshenie-kotorih-napravlena-podprogramma-postanovlenie-kabineta-ministrov-chuvashskoj-respubliki.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yurij-dmitrievich-severin-vtorzhenie-dolgozhitelej-v-chuzhie-epohi-skritie-vozmozhnosti-chelovecheskogo-organizma-predislovie.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-s-pushkin-skazka-o-pope-i-rabotnike-ego-balde-skazka-o-zolotom-petushke-a-pogorelskij-chernaya-kurica-ili-podzemnie-zhiteli.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.