.RU

Методические рекомендации Томск 2009 ббк 73. 3(0)я73 Печатается по решению




Федеральное агентство по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ Педагогический УНИВЕРСИТЕТ


С.Б. Куликов


История науки

Методические рекомендации


Томск – 2009

ББК 73.3(0)я73 Печатается по решению

К 90 учебно-методического совета

Томского государственного

педагогического университета


Куликов, С.Б. История науки [Текст]: Методические рекомендации / С.Б. Куликов. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2009. – __с.


Методические рекомендации созданы на основе лекционных и семинарских занятий, которые автор проводил в течение нескольких лет у студентов-культурологов Института культуры Томского государственного педагогического университета.

Изложение материала ориентировано на студентов-гуманитариев, но может быть использовано также для усиления гуманитарной составляющей подготовки будущих специалистов естественнонаучного профиля.



Рецензенты:

доктор философских наук, профессор А.А. Степанов

кандидат философских наук, доцент О.Б. Гужавина


© Томский государственный педагогический университет, 2009

© С.Б. Куликов, 2009

Содержание



Предисловие 5

1. Рабочая программа курса «История науки» 6

^ 1.1. ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА 7

1.2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА 7

1.3. СОДЕРЖАНИЕ лекционных занятий 7

1.4. содержание Семинарских занятий 18

2. Методические рекомендации к лекционным занятиям 23

2.1. Предмет и методы истории науки 23

2.2. Предпосылки возникновения науки 24

2.3. Исторические особенности средневековой науки 31

2.4. общие признаки Европейской науки эпохи Возрождения 33

2.5. Вклад Н. Кузанского в развитие естествознания и математики 36

2.6. Роль исследований Н. Коперника в становлении гелиоцентрической картины мира 39

2.7. Значение исследований Г. Галилея в зарождении науки Нового времени 42

2.8. основные черты науки Нового времени 45

2.9. Основные положения естественнонаучных исследований И. Ньютона 48

2.10. Образ науки в эпоху Просвещения 52

2.11. Значение немецкой классики в развитии европейской науки 54

2.12. Возникновение и общие признаки неклассической науки 59

2.13. Значение исследований А. Эйнштейна в современной науке 62

2.14. Место и роль квантовой теории в современном естествознании 65

2.15. Неклассические концепции в гуманитарных науках 69

2.16. Общие перспективы развития науки 72

3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 76

4. Примерные Вопросы к экзамену 78

5. Контрольно-измерительные материалы (вариант тестов) 80

5.1. Методические рекомендации выполнения и оценки тестовых заданий 80

5.2. Тестовые задания 80
Предисловие

В современных условиях модернизации общества и системы образования, движения в направлении создания в России инновационной экономики особую актуальность приобретают специальные методические пособия, направленные на расширение и углубление знаний в области истории науки. Причем это затрагивает не только подготовку специалистов естественнонаучного и технического профиля, но также студентов гуманитарных факультетов.

Данные методические рекомендации созданы на основе лекционных и семинарских занятий, которые автор проводил в течение нескольких семестров у студентов-культурологов Института культуры Томского государственного педагогического университета. В состав пособия входят методические рекомендации к курсу лекций по предмету «История науки» в общем объеме 100 часов (из них 54 часа аудиторной нагрузки), рабочая программа и тестовые задания. Содержание курса приведено в строгое соответствие с государственным стандартом.

Изложение материала ориентировано на студентов-гуманитариев, но может быть использовано также для усиления гуманитарной составляющей подготовки будущих специалистов естественнонаучного профиля.
^ 1. Рабочая программа курса «История науки»


1.1. ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель курса.

Формирование содержательного представления дисциплины «история науки» путём:

  1. наполнения понятия «история науки» личностным смыслом;

  2. развития интереса к историко-научным исследованиям;

  3. выработки стремления к объективной оценке фактов исторического развития науки.

Задачи курса.

Курс представляет введение в историко-научную проблематику; его основная задача – способствовать оформлению в сознании студентов представления не только о сложности и многомерности, но и системной целостности исторического развития науки. Решение основной задачи курса предполагает следующую последовательность действий:

  1. формирование навыка непредвзятого подхода к основным течениям и направлениям науки;

  2. развитие рационального (логического) мышления посредством умения моделировать исторические процессы и непротиворечиво отстаивать собственную точку зрения.



^ 1.2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
В результате освоения дисциплины студент получает возможность:

  1. иметь представление о месте науки в общем пространстве культуры, различать её в присутствии иных феноменов культуры (религии, искусства);

  2. знать исторические условия и этапы развития науки;

  3. быть в состоянии последовательно и непротиворечиво изложить результаты, достигнутые учеными в процессе изучения предметных областей естествознания, гуманитарной и общественной мысли




metodicheskie-rekomendacii-po-formirovaniyu-i-vedeniyu-perechnya-tehnicheskih-sredstv-fizicheskoj-zashiti-razreshennih-k-primeneniyu-v-sistemah-fizicheskoj-zashiti-yadernih-obektov-rosatoma.html
metodicheskie-rekomendacii-po-formirovaniyu-predlozhenij-dlya-uchastiya-v-7-rp-evropejskogo-soyuza.html
metodicheskie-rekomendacii-po-formirovaniyu-tarifov-na-uslugi-po-utilizacii-zahoroneniyu-tverdih-bitovih-othodov-v-tverskoj-oblasti-1.html
metodicheskie-rekomendacii-po-formirovaniyu-zdorovogo-obraza-zhizni-sredi-studentov-anoo-vpo-odincovskij-gumanitarnij-institut.html
metodicheskie-rekomendacii-po-gosudarstvennoj-attestacii-vipusknikov-po-napravleniyu-podgotovki-031100.html
metodicheskie-rekomendacii-po-grazhdansko-patrioticheskomu-vospitaniyu-dni-voinskoj-slavi-i-pamyatnie-dati-rossii.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pozdravlyaem-vipusknikov-mediko-farmacevticheskogo.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3-doshkolnoe-obrazovanie-doklad-glavi-municipalnogo-obrazovaniya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shkola-sodejstviya-zdorovyu.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-po-gosudarstvennim-sluzhashim-2-gs-forma-2-gs1-forma-2-gs2-forma-2-gs3.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-vidi-i-harakteristiki-istochnikov-chrezvichajnih-situacij-porazhayushie-faktori-istochnikov-chrezvichajnih-situacij.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poslanie-glavi-gosudarstva-stranica-3.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sostav-komplekta-sovetuyu-prochitat.html
  • desk.bystrickaya.ru/organizovana-kachestvennaya-podgotovka-sbornih-komand-i-prinyato-uchastie-v-pervenstve-po-plavaniyu-girevomu-sportu-pozharno-spasatelnomu-sportu-legkoatleticheskomu-krossu-sluzhebnomu-mnogoboryu-31-chelovek.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-na-temu-modeli-sistem.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchitelskaya-gazeta-16032010-monitoring-smi-god-uchitelya-12-marta-19-marta-2010-.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2lyudi-obezyani-lyudi-vzyatie-v-udel.html
  • reading.bystrickaya.ru/masati-memlekettk-tlde-s-aazdarin-erezhe-bojinsha-dris-zhrgze-bluzhattardi-rilimi-bojinsha-azhirata-blu-mndetter.html
  • abstract.bystrickaya.ru/163002-arhangelsk-pr-lomonosova-9-2-19-popovu-aleksandru-fedorovichu.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-analiz-pokazatelej-formirovaniya-i-raspredeleniya-pribili-zao-infolink-formirovanie-i-raspredelenie-pribili-predpriyatiya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiticheskaya-zapiska-ob-organizacii-otdiha-ozdorovleniya-i-zanyatosti-detej-i-molodezhi-v-2011godu-v-sosnovskom-municipalnom-rajone-opisanie-tekushej-situacii-s-processami-i-osnovnimi-ciframi-ee-harakterizuyushimi.html
  • credit.bystrickaya.ru/peredacha-golosa-i-dannih-cherez-optiko-koaksialnuyu-set-chastotnij-plan-seti-hfc-pitanie-segmentov-seti-hfc.html
  • znanie.bystrickaya.ru/almati-2011-testovie-voprosi-msfo-ias1-predstavlenie-finansovoj-otchetnosti-stranica-9.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-uchebnaya-programma-dlya-studentov-4-kursa-odo-specialnosti-tamozhennoe-delo-otvetstvennij-redaktor.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nikolaj-alekseevich-zabolockij.html
  • esse.bystrickaya.ru/programmi-disciplini-sociologiya-gendernih-otnoshenij-i-sociologiya-semi-dlya-napravleniyaspecialnosti-040200-62040201-65-sociologiya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-vospitatelnoj-raboti-doklad-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-shipicinskaya-srednyayaya-obshnobrazovateolnaya-shkola.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-15-716-2-maya-2011-g-stranica-17.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-doklad-o-rabote-shestnadcatogo-soveshaniya-vspomogatelnogo-organa-po-nauchnim-tehnicheskim-i-tehnologicheskim.html
  • essay.bystrickaya.ru/chudo-bermudskogo-treugolnika-algoritmicheskaya-psihologiya-avtoreferat.html
  • control.bystrickaya.ru/energeticheskie-resursi-rossijskoj-federacii.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-konstruirovanie-i-realizaciya-modeli-kulturologicheskoj-shkoli-avtori-programmi-zhernosenko-i-a-rahaeva-l-g.html
  • holiday.bystrickaya.ru/modelirovanie-zashitnogo-zanuleniya-elektrooborudovaniya-metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornoj-rabote-po-kursu-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-ivanovo-2009.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-kognitivnie-koping-strategii-fizicheskaya-kultura.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-po-podgotovke-i-provedeniyu-prazdnovaniya-70-j-godovshini-nachala-kontrnastupleniya-sovetskih-vojsk-protiv-nemecko-fashistskih-vojsk-v-bitve-pod-moskvoj.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nesie-tuekeldlgn-basaru-zhjesndeg-ariz-alushini-nesie-ablettlgn-taldau.html
  • bystrickaya.ru/zhittya-lyudini-za-mezhami-rdno-planeti.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ot-8-iyunya-2009-g-n-138-ob-utverzhdenii-administrativnogo-reglamenta-federalnoj-migracionnoj-sluzhbi-po-ispolneniyu.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/s-i-seleznev.html
  • knigi.bystrickaya.ru/segodnya-associaciya-nekommercheskih-organizacij-v-zashitu-prav-izbiratelej-golos-prezentuet-tradicionnij-analiticheskij-doklad-po-viboram-edinogo-dnya-golosovaniya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/strahovanie-imushestva-yuridicheskih-i-fizicheskih-lic-chast-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.