.RU

Методические рекомендации в помощь преподавателю при подготовке электронных лекций


Учебно-методический отдел





Методические рекомендации

в помощь преподавателю

при подготовке электронных лекций

учебных дисциплин


Челябинск

2010

Образовательный комплекс 2010


Методические рекомендации в помощь преподавателю при подготовке электронных лекций учебных дисциплин / Составители Базаев А.Г., Васильева И.Л., Киреева Г.В., Петровых И.Н. – Челябинск: Образовательный комплекс, 2010. – 8 с.


Методические рекомендации адресованы преподавателям образовательного комплекса. Содержат информацию рекомендательного характера по подготовке электронных лекций учебных дисциплин.


© Учебно-методический отдел

^ Что такое «электронная лекция»?


Современные подходы к образованию предъявляют новые требования к личности педагога, методам и технологии преподавания. Формируется новая ситуация взаимодействия преподавателя и аудитории во всех видах учебно-познавательной деятельности, прежде всего, в лекционной.


Одной из традиционных форм представления учебного материала в аудитории является лекция. Цель любой лекции – познакомить студентов с новыми концепциями в совокупности связей между известным и новым материалом. С развитием информационных технологий в образовании появился такой образовательный ресурс как электронные лекции.


Терминологически понятие «электронная лекция» в педагогической среде понимается по-разному:


Мы возьмём за основу второе определение электронной лекции. Следовательно, мы будем понимать электронную лекцию как учебные материалы, систематизированные, унифицированные комплекты тем, сформированные по отдельным учебным дисциплинам и размещённые в электронном виде на портале учебного заведения в разделе «Библиотека» в целях самостоятельного ознакомления с ними студентов.


Электронные лекции имеют следующие характерные особенности и преимущества:

Кроме того, необходимо отметить ещё одно преимущество электронных лекций для студента: в тексте легче увидеть общую структуру содержания. Вопросы, оставшиеся у студента после прочтения содержания текста лекции, как правило, более глубоки, принципиальны, содержательны, поскольку возникают в результате серьезной проработки материала и его осмысления.


^ Общий порядок оформления и утверждения

электронных лекций учебных дисциплин


Для унификации работ по созданию электронных лекций предлагается ввести единые требования к оформлению как формы подачи, так и оформления текстов электронных лекций.


Электронные лекции составляются преподавателем по преподаваемым им учебным дисциплинам. Преподаватель осуществляет анализ состояния электронных лекций на основании чего принимает решение об их разработке или переработке / корректировке. Если электронные лекции по дисциплине отсутствую, необходима их разработка.


Если электронные лекции есть в наличии, необходимо осуществить их проверку на предмет


На основе анализа качества представленных лекций преподавателем принимается решение о необходимости либо их переработки (внесения существенных изменений в структуру лекций, их содержание), либо корректировки (незначительное изменение содержания). Итоговый вариант электронных лекций, полученный в результате работы, преподаватели сдают на проверку заведующему кафедрой / председателю предметно-цикловой комиссии, которые осуществляют их проверку на соответствие предъявляемым требованиям. Проверка проводится с целью оценки реализации образовательного стандарта, соответствия заявленных тем лекций рабочей программе учебной дисциплины, логичности и доступности изложения, эстетичности оформления. Далее заведующий кафедрой / председатель предметно цикловой комиссии предоставляет электронные лекции в учебно-методический отдел. Сформированные по специальностям комплекты электронных лекций учебно-методический отдел размещает на портале учебного заведения в разделе «Библиотека». На портале студенты получают возможность ознакомиться с электронной лекцией в удобное для него время. Детально порядок работы над электронной лекцией представлен на схеме 1.












































Схема 1. Порядок работы над электронной лекцией


К структуре электронной лекции предъявляются следующие требования:


Существенным элементом электронной лекции является наличие гиперссылок в тексте. Гиперссылка – это участок текста или графическое изображение, обладающее особыми свойствами. Если щелкнуть мышью по такой гиперссылке, то можно переместиться на другой документ по тому адресу, который данной гиперссылке присвоен. В качестве таких адресов могут выступать другие электронные документы, содержащие дополнительную информацию (тексты, рисунки, схемы, таблицы и пр.); информация, размещённая в интернете (различные информационно-поисковые порталы, сайты); специализированные информационные ресурсы (КонсультантПлюс, Гарант, Образовательный портал и др).

Электронные лекции могут сопровождаться электронными презентациями, наглядно представляющими излагаемый в лекции материал.

Методические рекомендации в помощь создания текстовых гиперссылок и презентации представлены на портале учебного заведения в разделе «Библиотека», на сайте разработанном учебно-методическим отделом.


К оформлению материалов электронной лекции предъявляется ряд требований:


Пример организации структуры и оформления лекции приведён на рисунке 1.





Рисунок 1. Структура и оформление электронной лекции


Электронные лекции составляются по темам. Следовательно, количество лекционных учебных занятий и количество тем, представленных в электронных лекциях, может не совпадать, т.к. изучение одной темы возможно в течение 2—4 занятий. Если изучение темы рассчитано более чем на 2 академических часа, об этом необходимо проинформировать студента, изучающего данную дисциплину, указав после заголовка лекции в скобках количество часов отведённых на изучение данной темы.

Все темы формируются преподавателем в электронную папку, содержащую текстовые документы, названия которых соответствуют названиям тем учебной дисциплины в порядке их изучения. При этом папка с названием «0 Адресная информация» присваивается текстовому документу, содержащему информацию о том, какая дисциплина изучается студентами какой специальности, кто является автором электронных лекций, перечень тем.

Публикацию электронного лекционного материала необходимо начинать файлом, содержащим адресную информацию, представленную в виде таблицы (Таблица 1). Эта информация позволяет студентам определиться с последовательностью изучения тем учебной дисциплины, с их общим количеством.

Таблица 1.

^ Содержание адресной информации

Специальность (шифр, название), форма обучения




Название дисциплины




Курс, семестр




Ф.И.О. преподавателя – разработчика материалов




Перечень тем учебной дисциплины в порядке их изучения

1 Название темы

2 Название темы




Все последующие файлы именуются следующим образом: «1 Название темы», «2 Название темы» и т.д. и собираются в единый комплект (электронную папку) под названием учебной дисциплины (Рисунок 2).





Рисунок 2. Форма комплектования и подачи электронных лекций

metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-oformleniyu-pismennih-rabot.html
metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-programmi-po-formirovaniyu-kulturi-zdorovogo-i-bezopasnogo-obraza-zhizni-kzibozh-v-ramkah-fgos-pasport-k-programme-formirovanie-kulturi-zdorovogo-i-bezopasnogo-obraza-zhizni-stranica-7.html
metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-programmi-po-formirovaniyu-kulturi-zdorovogo-i-bezopasnogo-obraza-zhizni-kzibozh-v-ramkah-fgos-zdorovij-obraz-zhizni-kak-osnova-lichnogo-zdorovya-i-bezopasnoj-zhiznedeyatelnosti-stranica-9.html
metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-referata-na-inostrannom-yazike.html
metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-referata-sankt-peterburg.html
metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-referatov-i-kursovih-rabot-po-obsheprofessionalnim-disciplinam-i-disciplinam-specializacii-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-030301-65-psihologiya.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-vidi-ustnih-i-pismennih-rabot-uchebno-prakticheskoe-izdanie-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-ukraini-glavnoe.html
  • writing.bystrickaya.ru/avtomobilizaciya-v-rossii-kak-indikator-blagosostoyaniya-obshestva.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-startoval-god-uchitelya-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya-izdaetsya-asdg-po-soglasheniyu-s-okmo-s-fevralya-2008-g.html
  • bukva.bystrickaya.ru/professionalnie-kachestva-zhurnalista.html
  • literature.bystrickaya.ru/diskussiya-nauchnih-kreacionistov-s-evolyucionistami-stranica-37.html
  • literatura.bystrickaya.ru/semejstvo-rallidae-pastushkovie-katalog-pozvonochnih-kamchatki-i-sopredelnih-morskih-akvatorij.html
  • student.bystrickaya.ru/-2-e-izd-uchebno-metodicheskoe-posobie-nizhnij-novgorod-2010-udk-338-24075-8-bbk-65-290-2ya73.html
  • znanie.bystrickaya.ru/53-process-jan-van-bon.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-obobsheniya-po-biologii-v-11-m-klasse-tema-uroka-chelovek-eto-tozhe-priroda.html
  • znanie.bystrickaya.ru/52-graficheskij-redaktor-obshee-opisanie-obrabotki-informacii.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnie-sokrasheniya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mezhdunarodnij-biznes.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/osnovi-grazhdanskoj-oboroni.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-raboti-ploshadok-krome-hollov-1-2-etazhej-v-ramkah-vserossijskogo-festivalya-nauki-12-noyabrya-2011-g-vremya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-nyuhtilin-shpargalki-po-filosofii-chast-49.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-v-vozduhe-dzhejms-rollins-ajsberg.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-24-uslishat-golos-tvoj-ketrin-moris.html
  • lesson.bystrickaya.ru/struktura-nalogovih-i-finansovih-organov-rossijskoj-federacii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/geofizicheskie-issledovaniya-v-okeanah-i-moryah.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-zadanie-dlya-vipolneniya-kontrolnoj-raboti-studentami-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/krishnamurti-net-podozhdite-cherez-odnu-dve-minuti-eto-stanet-yasno-bom-dzhiddu-krishnamurti-o-samom-vazhnom.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aleksandr-alekseevich-alekseev-vospominaniya-artista-imperatorskih-teatrov-a-a-alekseeva.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/raschet-trafika-szhatih-paketov.html
  • essay.bystrickaya.ru/byudzhetnie-deficiti-vidi-prichini-obrazovaniya-sposobi-finansirovaniya-chast-2.html
  • student.bystrickaya.ru/125-hopkins-david-after-modern-art-1945-2000-oxford-oxford-university-press-2008-282-p-oxford-history-of-art-klyuchevie-slova-albom-po-iskusstvu-1945-2000.html
  • assessments.bystrickaya.ru/besedi-u-kamina.html
  • thescience.bystrickaya.ru/grafi-yavlyayutsya-sushestvennim-elementom-matematicheskih-modelej-v-samih-raznoobraznih-oblastyah-nauki-i-praktiki-oni-pomogayut-naglyadno-predstavit-vzaimootnosheniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-2-zdravoohranenie-koncepciya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-oblasti-na-2009-god-i-na-planovij-period.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-upravlenie-obrazovatelnimi-sistemami-dlya-napravleniya-081100-68-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obsledovaniya-zhilishno-bitovih-uslovij-i-materialnogo-polozheniya-rebenka-tvorcheskij-otchet-socialnogo-pedagoga.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gotovyatsya-k-izdaniyu-plan-komplektovaniya-uchebnih-grupp-na-2009-god-chast-1.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-disciplini-prosledit-stanovlenie-etapi-i-harakternie-cherti-istorii-rossii.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-syllabus-po-discipline-imperskaya-politika-rossii-na-territorii-stepnogo-kraya-v-xviii-nachale-xx-vv-dlya-specialnosti-050114-istoriya3-kurs.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-stranica-32.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-2-soderzhanie-kursa-programma-kursa-tehniki-i-tehnologii-vlasti-dlya-studentov-iii-kursa-fakulteta-politologii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.