Методические рекомендации в помощь преподавателю при подготовке электронных лекций
.RU

Методические рекомендации в помощь преподавателю при подготовке электронных лекций


Учебно-методический отдел





Методические рекомендации

в помощь преподавателю

при подготовке электронных лекций

учебных дисциплин


Челябинск

2010

Образовательный комплекс 2010


Методические рекомендации в помощь преподавателю при подготовке электронных лекций учебных дисциплин / Составители Базаев А.Г., Васильева И.Л., Киреева Г.В., Петровых И.Н. – Челябинск: Образовательный комплекс, 2010. – 8 с.


Методические рекомендации адресованы преподавателям образовательного комплекса. Содержат информацию рекомендательного характера по подготовке электронных лекций учебных дисциплин.


© Учебно-методический отдел

^ Что такое «электронная лекция»?


Современные подходы к образованию предъявляют новые требования к личности педагога, методам и технологии преподавания. Формируется новая ситуация взаимодействия преподавателя и аудитории во всех видах учебно-познавательной деятельности, прежде всего, в лекционной.


Одной из традиционных форм представления учебного материала в аудитории является лекция. Цель любой лекции – познакомить студентов с новыми концепциями в совокупности связей между известным и новым материалом. С развитием информационных технологий в образовании появился такой образовательный ресурс как электронные лекции.


Терминологически понятие «электронная лекция» в педагогической среде понимается по-разному:


Мы возьмём за основу второе определение электронной лекции. Следовательно, мы будем понимать электронную лекцию как учебные материалы, систематизированные, унифицированные комплекты тем, сформированные по отдельным учебным дисциплинам и размещённые в электронном виде на портале учебного заведения в разделе «Библиотека» в целях самостоятельного ознакомления с ними студентов.


Электронные лекции имеют следующие характерные особенности и преимущества:

Кроме того, необходимо отметить ещё одно преимущество электронных лекций для студента: в тексте легче увидеть общую структуру содержания. Вопросы, оставшиеся у студента после прочтения содержания текста лекции, как правило, более глубоки, принципиальны, содержательны, поскольку возникают в результате серьезной проработки материала и его осмысления.


^ Общий порядок оформления и утверждения

электронных лекций учебных дисциплин


Для унификации работ по созданию электронных лекций предлагается ввести единые требования к оформлению как формы подачи, так и оформления текстов электронных лекций.


Электронные лекции составляются преподавателем по преподаваемым им учебным дисциплинам. Преподаватель осуществляет анализ состояния электронных лекций на основании чего принимает решение об их разработке или переработке / корректировке. Если электронные лекции по дисциплине отсутствую, необходима их разработка.


Если электронные лекции есть в наличии, необходимо осуществить их проверку на предмет


На основе анализа качества представленных лекций преподавателем принимается решение о необходимости либо их переработки (внесения существенных изменений в структуру лекций, их содержание), либо корректировки (незначительное изменение содержания). Итоговый вариант электронных лекций, полученный в результате работы, преподаватели сдают на проверку заведующему кафедрой / председателю предметно-цикловой комиссии, которые осуществляют их проверку на соответствие предъявляемым требованиям. Проверка проводится с целью оценки реализации образовательного стандарта, соответствия заявленных тем лекций рабочей программе учебной дисциплины, логичности и доступности изложения, эстетичности оформления. Далее заведующий кафедрой / председатель предметно цикловой комиссии предоставляет электронные лекции в учебно-методический отдел. Сформированные по специальностям комплекты электронных лекций учебно-методический отдел размещает на портале учебного заведения в разделе «Библиотека». На портале студенты получают возможность ознакомиться с электронной лекцией в удобное для него время. Детально порядок работы над электронной лекцией представлен на схеме 1.












































Схема 1. Порядок работы над электронной лекцией


К структуре электронной лекции предъявляются следующие требования:


Существенным элементом электронной лекции является наличие гиперссылок в тексте. Гиперссылка – это участок текста или графическое изображение, обладающее особыми свойствами. Если щелкнуть мышью по такой гиперссылке, то можно переместиться на другой документ по тому адресу, который данной гиперссылке присвоен. В качестве таких адресов могут выступать другие электронные документы, содержащие дополнительную информацию (тексты, рисунки, схемы, таблицы и пр.); информация, размещённая в интернете (различные информационно-поисковые порталы, сайты); специализированные информационные ресурсы (КонсультантПлюс, Гарант, Образовательный портал и др).

Электронные лекции могут сопровождаться электронными презентациями, наглядно представляющими излагаемый в лекции материал.

Методические рекомендации в помощь создания текстовых гиперссылок и презентации представлены на портале учебного заведения в разделе «Библиотека», на сайте разработанном учебно-методическим отделом.


К оформлению материалов электронной лекции предъявляется ряд требований:


Пример организации структуры и оформления лекции приведён на рисунке 1.





Рисунок 1. Структура и оформление электронной лекции


Электронные лекции составляются по темам. Следовательно, количество лекционных учебных занятий и количество тем, представленных в электронных лекциях, может не совпадать, т.к. изучение одной темы возможно в течение 2—4 занятий. Если изучение темы рассчитано более чем на 2 академических часа, об этом необходимо проинформировать студента, изучающего данную дисциплину, указав после заголовка лекции в скобках количество часов отведённых на изучение данной темы.

Все темы формируются преподавателем в электронную папку, содержащую текстовые документы, названия которых соответствуют названиям тем учебной дисциплины в порядке их изучения. При этом папка с названием «0 Адресная информация» присваивается текстовому документу, содержащему информацию о том, какая дисциплина изучается студентами какой специальности, кто является автором электронных лекций, перечень тем.

Публикацию электронного лекционного материала необходимо начинать файлом, содержащим адресную информацию, представленную в виде таблицы (Таблица 1). Эта информация позволяет студентам определиться с последовательностью изучения тем учебной дисциплины, с их общим количеством.

Таблица 1.

^ Содержание адресной информации

Специальность (шифр, название), форма обучения




Название дисциплины




Курс, семестр




Ф.И.О. преподавателя – разработчика материалов




Перечень тем учебной дисциплины в порядке их изучения

1 Название темы

2 Название темы




Все последующие файлы именуются следующим образом: «1 Название темы», «2 Название темы» и т.д. и собираются в единый комплект (электронную папку) под названием учебной дисциплины (Рисунок 2).





Рисунок 2. Форма комплектования и подачи электронных лекций

metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-oformleniyu-pismennih-rabot.html
metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-programmi-po-formirovaniyu-kulturi-zdorovogo-i-bezopasnogo-obraza-zhizni-kzibozh-v-ramkah-fgos-pasport-k-programme-formirovanie-kulturi-zdorovogo-i-bezopasnogo-obraza-zhizni-stranica-7.html
metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-programmi-po-formirovaniyu-kulturi-zdorovogo-i-bezopasnogo-obraza-zhizni-kzibozh-v-ramkah-fgos-zdorovij-obraz-zhizni-kak-osnova-lichnogo-zdorovya-i-bezopasnoj-zhiznedeyatelnosti-stranica-9.html
metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-referata-na-inostrannom-yazike.html
metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-referata-sankt-peterburg.html
metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-referatov-i-kursovih-rabot-po-obsheprofessionalnim-disciplinam-i-disciplinam-specializacii-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-030301-65-psihologiya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-44-konspekt-lekcij-po-discipline-setevaya-ekonomika-kolichestvo-razdelov.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadaniya-dlya-domashnej-kontrolnoj-raboti-po-osnovam-filosofii.html
  • klass.bystrickaya.ru/badarlamasinda-shain-zhinati-mektepterd-damitu-problemasi.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-iziskaniya-i-proektirovanie-zheleznih-dorog-dlya-studentov-4-kursa-specialnostej-270204-stroitelstvo-zheleznih-dorog-put-i-putevoe-hozyajstvo-zhd-stranica-11.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnogo-kursa-literatura.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrolnie-voprosi-mazilkina-e-i-panichkina-g-g-upravlenie-konkurentosposobnostyu.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadacha1bdobivatsya-polnoj-i-proizvoditelnoj-zanyatosti-idostojnoj-raboti-dlyavseh-vklyuchaya-zhenshin-i-molodezh.html
  • thescience.bystrickaya.ru/itogi-raboti-departamenta-po-molodezhnoj-politike-fizicheskoj-kulture-i-sportu-tomskoj-oblasti-v-2010-godu-organizacionno-upravlencheskaya-deyatelnost-departamenta.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogi-otkritogo-konkursa-nauchno-issledovatelskih-rabot-studentov-po-pedagogike-i-metodike-prepodavaniya-disciplin-rgpu-im-a-i-gercena-2011-goda.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-otdeleniya-literaturi-20112012-uchebnij-god-klass-raboti.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-z-osnovnie-principi-kognitivnogo-podhoda-31-istoriya-razvitiya-kognitivnogo-podhoda.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/meropriyatiya-v-centralnom-federalnom-okruge-vserossijskie-meropriyatiya-2006-g.html
  • school.bystrickaya.ru/9-26-dekabrya-2004-goda-v-i-pyanov-otkritoe-pismo-a-gordonu.html
  • studies.bystrickaya.ru/analiz-i-perspektivi-gosudarstvennoj-politiki-v-sfere-upravleniya-gosudarstvennim-dolgom.html
  • composition.bystrickaya.ru/ohrana-pamyatnikov-prirodi-istorii-i-kulturi-byulleten-novih-postuplenij-za-iyul-avgust-2009-g.html
  • credit.bystrickaya.ru/oipereskokova-ivsedinina-sbornik-statej-konferencii-pechataetsya-pri-podderzhke-administracii-permskogo-kraya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-po-okruzhayushemu-miru1-klass-tema-domashnie-lyubimci-i-komnatnie-rasteniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rossijskij-komitet-programmi-yunesko-informaciya-dlya-vseh-byuro-yunesko-v-moskve-stranica-4.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/osobennosti-razvedki-i-ocenki-mestorozhdenij-nikelya-chast-12.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-sanitarnih-norm-i-pravil-trebovaniya-k-organizacii-i-provedeniyu-sanitarno-protivoepidemicheskih-meropriyatij-napravlennih-na-predotvrashenie-zanosa.html
  • turn.bystrickaya.ru/odnu-iz-istinnih-providic-nashego-vremeni-solaru-shiroko-chtyat-za-eyo-celeustremlyonnost-besstrashie-i-predannost-delu-ona-organizovala-provedenie-planetarnoj-a-stranica-2.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-13-van-aldin-poluchaet-telegrammu-agata-kristi-tajna-golubogo-poezda.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iv-obrazci-form-i-dokumentov-dlya-zapolneniya-uchastnikami-razmesheniya-zakaza-konkursnaya-dokumentaciya-po-provedeniyu-otkritogo-konkursa.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/reestr-licenzij-stranica-14.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-vii-knigam-naipache-zhe-takim-kotorie-po-svoemu-blagorodstvu-ne-unizhayutsya-do.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/realizaciya-gosudarstvennoj-politiki-v-oblasti-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya-v-regionalnih-usloviyah-v-seredine-1930-h-nachale-2000-h-gg-na-materialah-respubliki-komi.html
  • assessments.bystrickaya.ru/celevaya-programma-kurganskoj-oblasti-regionalnaya-energeticheskaya-programma-kurganskoj-oblasti-na-period-do-2010-goda-pasport-stranica-52.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pechataetsya-po-postanovleniyu-stranica-21.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-osnovnie-napravleniya-statisticheskogo-t-a-homenko-gl-7-13-22.html
  • teacher.bystrickaya.ru/filosofskie-osnovaniya-nauki-kak-strukturnij-element-metateoreticheskogo-nauchnogo-znaniya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/shema-psihologo-didakticheskogo-analiza-uroka-v-ro-programma-deyatelnosti.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-povisheniya-kvalifikacii-professorsko-prepodavatelskogo-sostava-po-napravleniyu-gumanitarnie-problemi-sovremennosti-programma.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sposobi-adresacii-mikrokomand-prinuditelnaya-s-dvumya-adresami-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kursovogo.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-ekstragirovannie-bistrorastvorimie-chai-1-istoriya-razvitiya-chaevodstva-v-rossii-i-v-sssr-do-ego-raspada-12-primechaniya-15.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-1-psihosomaticheskie-sootnosheniya-uchebno-metodicheskoe-posobie-po-kursu-somatopsihologiya-ulyanovsk.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.