.RU

Методические рекомендации в помощь преподавателю при подготовке электронных лекций


Учебно-методический отдел





Методические рекомендации

в помощь преподавателю

при подготовке электронных лекций

учебных дисциплин


Челябинск

2010

Образовательный комплекс 2010


Методические рекомендации в помощь преподавателю при подготовке электронных лекций учебных дисциплин / Составители Базаев А.Г., Васильева И.Л., Киреева Г.В., Петровых И.Н. – Челябинск: Образовательный комплекс, 2010. – 8 с.


Методические рекомендации адресованы преподавателям образовательного комплекса. Содержат информацию рекомендательного характера по подготовке электронных лекций учебных дисциплин.


© Учебно-методический отдел

^ Что такое «электронная лекция»?


Современные подходы к образованию предъявляют новые требования к личности педагога, методам и технологии преподавания. Формируется новая ситуация взаимодействия преподавателя и аудитории во всех видах учебно-познавательной деятельности, прежде всего, в лекционной.


Одной из традиционных форм представления учебного материала в аудитории является лекция. Цель любой лекции – познакомить студентов с новыми концепциями в совокупности связей между известным и новым материалом. С развитием информационных технологий в образовании появился такой образовательный ресурс как электронные лекции.


Терминологически понятие «электронная лекция» в педагогической среде понимается по-разному:


Мы возьмём за основу второе определение электронной лекции. Следовательно, мы будем понимать электронную лекцию как учебные материалы, систематизированные, унифицированные комплекты тем, сформированные по отдельным учебным дисциплинам и размещённые в электронном виде на портале учебного заведения в разделе «Библиотека» в целях самостоятельного ознакомления с ними студентов.


Электронные лекции имеют следующие характерные особенности и преимущества:

Кроме того, необходимо отметить ещё одно преимущество электронных лекций для студента: в тексте легче увидеть общую структуру содержания. Вопросы, оставшиеся у студента после прочтения содержания текста лекции, как правило, более глубоки, принципиальны, содержательны, поскольку возникают в результате серьезной проработки материала и его осмысления.


^ Общий порядок оформления и утверждения

электронных лекций учебных дисциплин


Для унификации работ по созданию электронных лекций предлагается ввести единые требования к оформлению как формы подачи, так и оформления текстов электронных лекций.


Электронные лекции составляются преподавателем по преподаваемым им учебным дисциплинам. Преподаватель осуществляет анализ состояния электронных лекций на основании чего принимает решение об их разработке или переработке / корректировке. Если электронные лекции по дисциплине отсутствую, необходима их разработка.


Если электронные лекции есть в наличии, необходимо осуществить их проверку на предмет


На основе анализа качества представленных лекций преподавателем принимается решение о необходимости либо их переработки (внесения существенных изменений в структуру лекций, их содержание), либо корректировки (незначительное изменение содержания). Итоговый вариант электронных лекций, полученный в результате работы, преподаватели сдают на проверку заведующему кафедрой / председателю предметно-цикловой комиссии, которые осуществляют их проверку на соответствие предъявляемым требованиям. Проверка проводится с целью оценки реализации образовательного стандарта, соответствия заявленных тем лекций рабочей программе учебной дисциплины, логичности и доступности изложения, эстетичности оформления. Далее заведующий кафедрой / председатель предметно цикловой комиссии предоставляет электронные лекции в учебно-методический отдел. Сформированные по специальностям комплекты электронных лекций учебно-методический отдел размещает на портале учебного заведения в разделе «Библиотека». На портале студенты получают возможность ознакомиться с электронной лекцией в удобное для него время. Детально порядок работы над электронной лекцией представлен на схеме 1.












































Схема 1. Порядок работы над электронной лекцией


К структуре электронной лекции предъявляются следующие требования:


Существенным элементом электронной лекции является наличие гиперссылок в тексте. Гиперссылка – это участок текста или графическое изображение, обладающее особыми свойствами. Если щелкнуть мышью по такой гиперссылке, то можно переместиться на другой документ по тому адресу, который данной гиперссылке присвоен. В качестве таких адресов могут выступать другие электронные документы, содержащие дополнительную информацию (тексты, рисунки, схемы, таблицы и пр.); информация, размещённая в интернете (различные информационно-поисковые порталы, сайты); специализированные информационные ресурсы (КонсультантПлюс, Гарант, Образовательный портал и др).

Электронные лекции могут сопровождаться электронными презентациями, наглядно представляющими излагаемый в лекции материал.

Методические рекомендации в помощь создания текстовых гиперссылок и презентации представлены на портале учебного заведения в разделе «Библиотека», на сайте разработанном учебно-методическим отделом.


К оформлению материалов электронной лекции предъявляется ряд требований:


Пример организации структуры и оформления лекции приведён на рисунке 1.





Рисунок 1. Структура и оформление электронной лекции


Электронные лекции составляются по темам. Следовательно, количество лекционных учебных занятий и количество тем, представленных в электронных лекциях, может не совпадать, т.к. изучение одной темы возможно в течение 2—4 занятий. Если изучение темы рассчитано более чем на 2 академических часа, об этом необходимо проинформировать студента, изучающего данную дисциплину, указав после заголовка лекции в скобках количество часов отведённых на изучение данной темы.

Все темы формируются преподавателем в электронную папку, содержащую текстовые документы, названия которых соответствуют названиям тем учебной дисциплины в порядке их изучения. При этом папка с названием «0 Адресная информация» присваивается текстовому документу, содержащему информацию о том, какая дисциплина изучается студентами какой специальности, кто является автором электронных лекций, перечень тем.

Публикацию электронного лекционного материала необходимо начинать файлом, содержащим адресную информацию, представленную в виде таблицы (Таблица 1). Эта информация позволяет студентам определиться с последовательностью изучения тем учебной дисциплины, с их общим количеством.

Таблица 1.

^ Содержание адресной информации

Специальность (шифр, название), форма обучения




Название дисциплины




Курс, семестр




Ф.И.О. преподавателя – разработчика материалов




Перечень тем учебной дисциплины в порядке их изучения

1 Название темы

2 Название темы




Все последующие файлы именуются следующим образом: «1 Название темы», «2 Название темы» и т.д. и собираются в единый комплект (электронную папку) под названием учебной дисциплины (Рисунок 2).





Рисунок 2. Форма комплектования и подачи электронных лекций

metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-oformleniyu-pismennih-rabot.html
metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-programmi-po-formirovaniyu-kulturi-zdorovogo-i-bezopasnogo-obraza-zhizni-kzibozh-v-ramkah-fgos-pasport-k-programme-formirovanie-kulturi-zdorovogo-i-bezopasnogo-obraza-zhizni-stranica-7.html
metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-programmi-po-formirovaniyu-kulturi-zdorovogo-i-bezopasnogo-obraza-zhizni-kzibozh-v-ramkah-fgos-zdorovij-obraz-zhizni-kak-osnova-lichnogo-zdorovya-i-bezopasnoj-zhiznedeyatelnosti-stranica-9.html
metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-referata-na-inostrannom-yazike.html
metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-referata-sankt-peterburg.html
metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-referatov-i-kursovih-rabot-po-obsheprofessionalnim-disciplinam-i-disciplinam-specializacii-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-030301-65-psihologiya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sostavlenie-individualnoj-programmi-samovospitaniya-s-ispolzovaniem-sredstv-fizicheskoj-kulturi-ispolzovanie-metodov-samokontrolya-standartov-indeksov-funkcionalnih-prob.html
  • student.bystrickaya.ru/1-izuchenie-povedeniya-istoriya-i-metodi-kniga-kanadskogo-avtora-uchebnik-obshej-psihologii-s-osnovami-fiziologii.html
  • education.bystrickaya.ru/11-lk-18-veka-eyo-osobennosti-i-predstaviteli-belinskij-ob-as-pushkine-myu-lermontove-ng-gogole-fm-dostoevskom.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-ii-tvorchestvo-literatura-primechaniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-byudzhete-fonda-socialnogo-strahovaniya-rf-na-2008-god-i-na-planovij-period-2009-i-2010-godov.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-2-politicheskoe-razvitie-v-nachale-xx-veka.html
  • bukva.bystrickaya.ru/programma-uchebnogo-kursa-po-viboru-dlya-specialnosti-030501-65-yurisprudenciya-stranica-4.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/uchet-proizvodstvennih-zatrat-promishlennih-predpriyatij.html
  • grade.bystrickaya.ru/moskovskij-komitet-obrazovaniya-stranica-9.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nizhegorodskaya-oblast-informaciya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/russkij-yazik-gotovimsya-k-ege-stranica-6.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-gidrotehnicheskie-sooruzheniya-kottedzhnoj-zastrojki-dlya-specialnosti-270104-kafedra-gidrotehnicheskie-sooruzheniya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dugrinovich-informatika-i-ikt-bazovij-uroven-uchebnik-dlya-10-klassa-m-binom-laboratoriya-znanij-2008.html
  • znanie.bystrickaya.ru/baa-sinistarin-saual-tslmen-memlekettk-satip-aludi-zhzege-asiru-turali-habarlandiru.html
  • bukva.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-studentov-po-izucheniyu-inostrannogo-yazika-anglijskij-chast-4.html
  • education.bystrickaya.ru/-211-tipi-skloneniya-sushestvitelnih-198-morfologiya-kak-razdel-grammatiki-morfologiya-eto-odna-iz-sostavnih.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshestvennie-organizacii.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nazvanie-i-vid-standarta-stranica-2.html
  • occupation.bystrickaya.ru/oblastnoj-konkurs-yunie-darovaniya-20102011-yunij-znatok-literaturi-6-klass.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-prikladnaya-optika-obrazovatelnoj-professionalnoj-programmi-opp.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-shestoj-glave-unificirovannie-elektromagnitnie-datchiki-peremeshenij-dlya-sistem-specialnogo-naznacheniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1400-kruglij-stol-programma-konferencii-orgkomitet-konferencii-predsedatel.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-obrazovatelnie-priobretenie-znanij-po-gigiene-vazhnih-dlya-sohraneniya-i-ukrepleniya-zdorovya-shkolnikov-formirovanie-znanij-o-vliyanii-narkoticheskih-veshestv-i-vrednih-privichek-na-zdorove-cheloveka.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-perspektivi-razvitiya-akcionernogo-obshestva-godovoj-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iorganizacionnij-moment.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sirdariya-audani-kmn-apparati-kommunaldi-memlekettk-mekemes-120600-terezek-kent-ananbaev-kshes-31-j-anitama-shn-bajlanis-telefondari-8724-36-22519-elektrondi-poshta.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/o-programme-podderzhki-semi-detej-molodezhi-razvitiya-fizicheskoj-kulturi-i-sporta-obespecheniya-ravnih-prav-i-vozmozhnostej-zhenshin-i-muzhchin-v-avtonomnoj-respublike-krim-na-2011-2014-godi-stranica-2.html
  • literature.bystrickaya.ru/elektromagnitnie-kolebaniya-i-volni-sbornik-zadach-dlya-prakticheskih-zanyatij-po-fizike.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iz-usihayushih-lesov-na-severe-rossii-budut-stroit-karkasnie-derevyannie-doma-informacionnij-dajdzhest-upominaemosti-vuzov.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ulyanovski-j-oblastno-j-s-u-d.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-ciklu-disciplin-opd-f-06-dlya-studentov-ochnoj-i-zaochnoj-formi-obucheniya-po-specialnosti-080502-65-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-informacionnie-tehnologii-i-svyaz.html
  • writing.bystrickaya.ru/informatika-polnij-kurs.html
  • composition.bystrickaya.ru/organizm-glazami-sensa-a-d-bili-vremena-kogda-ekstrasensov-bilo-mnogo-ya-vilechu-vseh-govoril-kazhdij-no.html
  • turn.bystrickaya.ru/odobreno-uchebno-metodicheskim-sovetom-ekonomicheskogo-fakulteta-kratkosrochnaya-finansovaya-politika-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-080105-finansi-i-kredit-moskva-2009-stranica-5.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kak-ya-vstretilsya-s-arkadiem-rajkinim-a-n-liberma-n.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.